Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы.
Актуальность вопросов организации и управления закупками торговых компаний в последние годы постоянно возрастает, что в значительной степени объясняется развитием инфраструктуры отечественного товарного рынка, увеличением товарооборота и ужесточением конкурентной борьбы на экономических рынках.
Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение, которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.
Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.
Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.
Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщика: качество продукции, надежность поставщика (честность, отзывчивость, и т.д.), цена, качество обслуживания, условия платежа.
Как показывает практика, системе установленных критериев может соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.
Актуальность данной темы обусловлена высокой степенью зависимости конечных финансовых результатов деятельности фирмы от эффективности осуществления ею закупочной деятельности (выбора поставщиков, формирование оптимальных размеров товарных запасов и заказов).
Современная компьютерная техника позволяет решать задачу управления закупочной логистикой корректно и на принципиально более высоком уровне, чем раньше. Объектом исследования в данной работе является ООО «Дженерал Моторс Авто».
Предметом исследования является снабженческая деятельность предприятия Дженерал Моторс Авто.
Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия
... поставщиков обусловливают привлечение логистических менеджеров к выработке стратегии материалообеспечения предприятия. При выборе вариантов стратегии специалисты-логистики ... Логистика на предприятии К настоящему моменту логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. ... задачи осуществляется посредством организации в рамках единого потокового ...
Целью данной работы является разработка мероприятий по совершенствованию организации логистики снабжения ООО «Дженерал Моторс Авто».
- Изучить теоретические аспекты организации снабжения предприятия.
- Дать общую характеристику предприятия.
- Проанализировать существующий процесс снабжения производства.
- Разработать предложение по изменению процесса снабжения производства.
- Оценить возможные результаты от реализации предложения.
Практическая значимость дипломного проекта состоит в том, что на конкретном предприятии проведена оценка эффективности управления закупками, от которых зависит качество конечной продукции и услуг, и сделана попытка усовершенствовать существующую систему снабжения предприятия.
В первой главе показана роль и составные элементы системы снабжения предприятия. Дано определение и представлены основные преимущества использования процессного подхода в организации деятельности предприятия и его подразделений.
Вторая глава содержит характеристику предприятия и анализ деятельности отдела снабжения. Также были проанализированы основные проблемы деятельности отдела снабжения и выявлены причины их появления.
В третьей главе сформулированы два предложения по регламентации подпроцесс входного контроля и разработана процедура оценки поставщиков ООО «Дженерал Моторс Авто».
Исходя из поставленной цели, в работе поставлены следующие задачи:
Теоретической и методологической основой для написания дипломной работы послужили труды отечественных, российских и зарубежных ученых-экономистов, позволяющие комплексно раскрыть теоретические подходы к логистике снабжения предприятия. Практическими основами данной работы являлись Устав, бизнес-план и статистические отчеты о деятельности ООО «Дженерал Моторс Авто».
Глава 1. Теоретические аспекты организации логистики снабжения
Снабжение материальными ресурсами является важной функцией предприятия в осуществлении им своих повседневных задач. Термин «снабжение» имеет достаточно широкое значение, содержащее различные виды действий, связанных с закупкой, выбором поставщика, транспортировкой, организацией переговоров и т.д. Оперативная (тактическая) сторона снабжения предполагает постоянные операции по приобретениям, направленным на избежание проблем, связанных с недостатком требующихся материальных ресурсов. Стратегическая сторона снабжения включает такие процессы, как управление закупками, взаимоотношениями с поставщиками и другими отделами предприятия, потребностями и запросами конечных потребителей, планирование новых закупочных схем и способов и т.п.
Обычно снабжение связано с обработкой данных. Она осуществляет передвижение материалов, осведомляет поставщиков о потребностях тех или иных материалов, также выполняет обмен прав собственности на изделия. Рассмотрим подробнее элементарные логистические операции снабжения (рис.1.1).
Основы организации работы и виды автотранспортного предприятия
... транспортно-экспедиционные предприятия. Гаражи-стоянки представляют собой специализированные предприятия по хранению автомобилей. Иногда в них выполняются работы по техническому обслуживанию (в объеме ежедневного обслуживания и снабжению ... решения. Это определяет необходимость управления. Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько ...
Рис.1.1. Функциональный цикл снабжения
Термины «закупка» и «снабжение» являются взаимозаменяемыми. Термин «закупка» описывает процесс приобретения: выявление потребности, отбор поставщика, переговоры по поводу цены, а также прочие условия, например связанные с транспортировкой готовых изделий. Иначе говоря, под понятием «закупка» имеют в виду фактическое приобретение. Понятие «снабжение» является более широким, включающим различные типы закупок и связанные с этим операции: отбора поставщика, организации переговоров, координации условий, оценки показателей работы поставщиков, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.
Обычно снабжение самостоятельно не занимается перемещением продукции, а организует его. Оно осведомляет контрагентов о необходимости поставки материалов, осуществляет обмен прав собственности на материалы, то есть в первую очередь оно связано с обработкой информации.
Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой – управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами. Обобщенной целью логистики снабжения является гарантирование предприятия надежными поставками материалов [36, c. 143]. Исходя из общей цели, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:
Объектом логистики снабжения является поток материальных ресурсов и услуг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения.
Результативная снабженческая деятельность связана с наличием полных и точных данных о рынке, на котором осуществляются закупки, что, подразумевает регулярный сбор и анализ информации о нем. Это позволит оценить емкость рынка, проанализировать цены, качество и сроки возможных поставок, при этом следует руководствоваться запросами потенциальных потребителей.
Существует ряд требований к процессу закупок, исполнение которых позволит эффективнее осуществлять деятельность предприятия:
Далее подробнее остановимся на этапах осуществления закупок на предприятии. В общем виде перечень процедур выглядит
- Осуществление анализа потребностей включает определение потребности в сырье или комплектующих соответствующих отделов предприятия.
- Определение и оценка требований к приобретаемым материальным ресурсам: устанавливаются требования по весу, размерам, параметрам поставок, а также другие спецификации на каждую приобретаемую позицию, также определяются требования к уровню сервиса поставщика.
- Решение задачи «производить или приобрести». На данном этапе до определения потенциальных поставщиков следует ответить на вопрос: не экономичнее ли предприятию производить нужные материальные ресурсы.
- Анализ рынка закупок начинается с определения всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее осуществляется предварительная оценка всех потенциальных источников приобретаемых ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на данные рынки.
- Этап отбора поставщиков включает сбор данных о поставщиках, формирование базы данных о поставщиках, а также мониторинг результатов работы с выбранными ранее поставщиками. Для окончательного выбора применяется многокритериальная оценка поставщика.
- Осуществление закупок включает оформление договорных взаимоотношений, передачу прав собственности на материальные ресурсы, а также оплату и организацию доставки материальных ресурсов.
- Контролирование поставок. Эффективность управления снабжением оценивается в результате мониторинга выполнения условий договоров по срокам, ценам, количеству, качеству и другим параметрам поставок и сервиса.
- Подготовка бюджета закупок.
- Координация и взаимосвязь функции снабжения с другими подразделениями предприятия, а также установление тесных связей с поставщиками.