Структура инспекции Федеральной налоговой службы

  • Содержание 1
  • 2. Структура инспекции ФНС. 2
    • 2.1.Структура инспекции: понятие и значение для организации налоговой работы. 2
    • 2.2. Формирование и развитие структуры налоговых инспекций в 1990 — 2001 годах. 6
    • 2.3. Современная структура инспекции ФНС, ориентированная на технологию массовой автоматизированной обработки данных. 20
    • 2.4. Организация работы налогового инспектора. 45
  • 2. Структура инспекции ФНС России.
  • 2.1. Структура инспекции : понятие и значение для организации налоговой работы.
  • Структура инспекции — это перечень ее структурных подразделений и распределение функций между ними.
  • Налоговая инспекция это сложный механизм, выполняющий множество функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов.

    Технологический цикл работы инспекции можно представить в виде следующей схемы:

  • Рисунок № 1
  • Процессы эти информационно и технологически взаимосвязаны и, соответственно, должны быть согласованы и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и любая рассогласованность в работе налоговых инспекторов ведет к прямым и косвенным потерям бюджета. Отсюда возникает требование максимально четкого общего управления инспекцией, контроля за сроками выполнения работ и за результатами работы каждого сотрудника. Осуществить такой контроль силами одного руководителя инспекции невозможно. Возникает необходимость разделить технологическую цепочку работы инспекции на отдельные участки и объединить инспекторов, работающих на каждом таком участке в административно обособленном подразделении — отделе. Изменение круга задач, решаемых каждым отделом, дает возможность корректировать технологию работы инспекции, более рационально решать конкретные проблемы, обеспечивать более эффективное взаимодействие инспекции с другими органами власти и управления и с налогоплательщиками.
  • Второй причиной, вызвавшей деление инспекции на отделы, является сложность и многоплановость налогового законодательства.
    7 стр., 3124 слов

    Курсовая работа “Источники налогового права”

    ... воспитанию такого специфического качества, как гибкость. Общеизвестно (и значительное количество литературных источников свидетельствуют об этом), что гибкость вместе с другими физическими качествами имеет чрезвычайно ... реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и снижая экономичность работы организма, и, зачастую, приводит к серьезным травмам мышц и связок. Сам ...

    Один человек не в состоянии знать его во всех деталях, необходимых для работы с налогоплательщиками. Вообще, налоговый инспектор должен знать налоговое законодательство лучше, чем среднестатистический главный бухгалтер или аудитор — только в этом случае инспектор сможет добиться успеха в работе. Для того, чтобы поддерживать высокий уровень квалификации налоговых инспекторов необходимо обеспечить их специализацию.

  • Один человек не может уметь применять все процедуры, используемые в налоговой работе. Для того, чтобы обеспечить необходимое качество проведения контрольных мероприятий и оптимизировать использование рабочего времени на каждом конкретном участке налоговой работы необходимо разделение труда внутри инспекции и специализация налоговых инспекторов на конкретных видах работ.
  • Статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации установлено понятие налоговой тайны. В соответствии с этой статьей, практически вся информация, аккумулирующаяся в налоговой инспекции, составляет налоговую тайну, и налоговые органы несут ответственность за ее неразглашение. Структурирование инспекции на отделы позволяет обеспечить разграничение доступа сотрудников к информации в зависимости от задач, решаемых каждым из них, и способствует предотвращению утечки сведений на сторону.
  • Структура инспекции не является результатом простой «игры ума» ее разработчиков. Выделение в составе инспекции тех или иных отделов есть следствие:
  • — законодательства,
  • — нагрузки на инспекцию,
  • — степени развития информационной системы налоговых органов и существующей технологии налоговой работы.

Налоговое законодательство оказывает влияние на структуру инспекции через состав налогов и методику их исчисления и уплаты.

Рост нагрузки на инспекцию и одного инспектора привел к переходу от индивидуальной работы инспекторов с каждым конкретным налогоплательщиком к внедрению массовых, поточных технологий на некоторых направлениях работы инспекции. Соответственно, возникает необходимость минимизировать количество посещений инспекции налогоплательщиком во избежание очередей. Кроме того, в условиях постоянного роста нагрузки потребовалось углубить специализацию налоговых инспекторов.

Внедрение технологии массовой обработки документов сначала привело к созданию в структуре инспекции подразделения по обслуживанию техники, сетей и программного обеспечения, а затем — к созданию специализированного отдела ввода данных и перераспределению функций между другими подразделениями с целью оптимизации их взаимодействия в условиях информационных технологий. Рост уровня автоматизации — необходимое условие для развития этих процессов, ибо нельзя обрабатывать существующий в инспекциях объем документации без вычислительной техники.

Основной структурной единицей районной инспекции ФНС, как уже было отмечено, является отдел .

Отдел является самостоятельным структурным подразделением инспекции, возглавляется начальником отдела, подчиняется руководителю или заместителю руководителя инспекции в соответствии с распределением обязанностей между ними. Отдел занимается более-менее обособленным направлением работы, но в тоже время информационно и технологически связан с другими подразделениями инспекции.

13 стр., 6265 слов

История становления и развития налоговых органов в России

... в рамках Государственной налоговой службы Российской Федерации был создан отдел методологии и контрольной работы. Кроме того, возглавил ГНС РФ руководитель в ранге министра, назначаемый Президентом РФ. Руководителю ГНС РФ стали подчиняться все нижестоящие инспекции. ...

Административно отдел подчиняется руководителю инспекции, а методически — соответствующему отделу в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Руководство отделом осуществляет начальник отдела, назначаемый и освобождаемый от должности приказом руководителя инспекции по согласованию с управлением ФНС России по субъекту федерации. Назначение и освобождение от должности специалистов отдела производится приказом руководителя инспекции по согласованию с начальником отдела.

На должности начальника отдела и специалистов назначаются лица, отвечающие требованиям к лицам, замещающим соответствующие государственные должности по уровню образования и стажу работы по экономическим специальностям.

Для четкого определения задач, функций, прав и обязанностей отдела существует положение об отделе. Это положение разрабатывается при создании отдела, как правило, на основе типового положения об отделе соответствующего профиля, разрабатываемого ФНС России, и уточняется по мере необходимости. Утверждает положение об отделе руководитель инспекции.

Минимально допустимая численность отдела составляет 5 человек. Если в составе инспекции по тем или иным причинам невозможно выделить отдел такой численности, занимающийся одним направлением работы, то создается отдел, занимающийся несколькими направлениями работы, но с численностью не менее 5 человек

Все подразделения, входящие в состав инспекции одинаково необходимы для ее нормальной работы. В тоже время, разные отделы по-разному участвуют в процессе сбора налогов. В зависимости от характера такого участия, отделы делятся на две категории — основные и обеспечивающие.

Основные отделы

Обеспечивающие отделы

Как правило, к сотрудникам обеспечивающих отделов предъявляются несколько более низкие требования по образованию и опыту работы, в этих отделах несколько более низкий уровень оплаты труда, и, как следствие этого, более высокая текучесть кадров. В тоже время, нормальная работа основных отделов без нормальной работы обеспечивающих невозможна.

2.2. Формирование и развитие структуры налоговых инспекций в 1990 — 2001 годах.

Структура районной налоговой инспекций за период с 1990 по 2001 год претерпела существенные изменения.

Первая структура государственной налоговой инспекции по району, городу без районного деления, району в городе, т.е. низовой инспекции включала в себя:

1. Руководство

2. Отдел налогообложения прибыли государственных предприятий.

3. Отдел налогообложения прибыли кооперативных предприятий.

4. Отдел налогообложения прибыли совместных предприятий и общественных организаций.

5. Отдел налога с оборота и прочих доходов.

6. Отдел налогообложения граждан.

7. Отдел учета и отчетности.

8. Бухгалтерия.

9. Административно — хозяйственный отдел.

В состав руководства входили (и входят сейчас) начальник налоговой инспекции и его заместители — «освобожденные» или заместители — начальники каких-то отделов.

Обеспечивающими отделами являлись бухгалтерия и административно-хозяйственный отдел. При этом, бухгалтерия вела «внутренний» учет, составление и исполнение сметы расходов инспекции, начисление и выдачу заработной платы, учет имущества инспекции. АХО занимался кадровым и материально-техническим обеспечением инспекции, организацией делопроизводства и контроля за исполнением документов.

5 стр., 2162 слов

Налоги и налогообложение юридических лиц

... прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В ... и убыточной работы предприятий. 1.4. Налоги, взимаемые на территории России Согласно ст. 12 Кодекса предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы ...

Остальные отделы относились к категории основных, т.е. непосредственно участвовали в сборе налогов.

Данная структура отражала состояние экономики и налогового законодательства в начале 90-х годов. Прежде всего, следует отметить преобладание государственных предприятий, если не по количеству, то по объемам поступлений в бюджет. Кооперативы, бурный рост которых начался в 1987 — 1988 годах, после принятия Закона СССР «О кооперации», были весьма многочисленны, но их доля в составе доходов бюджета была невелика. Предприятия общественных организаций и совместные предприятия были своего рода «экономической экзотикой», хотя их число и увеличивалось быстрыми темпами.

Основным источником доходов бюджета были отчисления от прибыли (налог на прибыль).

При этом, методика исчисления этого налога для субъектов хозяйственной деятельности, относящихся к разным формам собственности, существенно различалась. Так, государственные предприятия производили отчисления от прибыли по индивидуально установленным нормативам. Нормативы были дифференцированы по каждому конкретному плательщику, и в зависимости от отраслевой принадлежности могли колебаться от нескольких процентов до 90 — 95 процентов. Установление нормативов производилось соответствующим отраслевым министерством ежегодно, при утверждении финансового плана предприятия. Порядок распределения прибыли государственных предприятий, составной частью которого были и отчисления в бюджет, различался в зависимости от того, к какому министерству оно относилось. Часть предприятий уплачивало отчисления от прибыли по методу свободного остатка, часть — по установленным нормативам, часть — по методике, определенной условиями различных экономических экспериментов, производившихся в стране с целью повышения эффективности экономики.

Кооперативы вносили в бюджет налог на прибыль. Ставка налога устанавливалась местными органами власти дифференцировано, в зависимости от отраслевой принадлежности кооператива и числа лет его работы. В любом случае, ставки налога на прибыль кооперативов были существенно ниже, чем ставки отчислений от прибыли государственных предприятий и не превышали 10 процентов.

Система налогообложения общественных и совместных предприятий в то время еще не сложилась, схема уплаты налогов в бюджет была похожа на кооперативную.

Косвенные налоги в 1990 году были представлены налогом с оборота. Этот налог взимался по индивидуально установленным ставкам с высокорентабельных товаров народного потребления. Поскольку такие товары продавались по жестко установленным государством ценам, то рассчитать рентабельность их производства и установить ставку налога с оборота не представляло особого труда. Плательщиками налога с оборота были почти исключительно государственные предприятия, поскольку взимание данного налога возможно только в условиях жесткого контроля за ценами.

Наряду с налогом с оборота, соответствующий отдел налоговой инспекции занимался взиманием ряда других платежей — отчислений в бюджет от дополнительной выручки от продажи продукции с индексами «Н» и «Д», платы за воду, забираемую из водохозяйственных систем, выручки от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего к государству по праву наследования и т.п.

17 стр., 8287 слов

Аудит налогообложения налога на прибыль

... налога; Порядок и сроки уплаты налога. Определение понятия налогоплательщики рассмотрели выше, подробнее остановимся на остальных элементах налогообложения. 1. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, ... и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства. При проведении аудита налога на прибыль необходимо: проанализировать порядок ...

Сотрудники отделов налогообложения прибыли и отдела налога с оборота и прочих доходов занимались приемом бухгалтерской отчетности и соответствующих налоговых деклараций, их камеральной проверкой, а также — документальными проверками налогоплательщиков по «своим» вопросам. Для отражения начислений в карточках лицевых счетов расчеты по налогам и акты документальных проверок передавались в Отдел учета и отчетности.

Отдел налогообложения граждан занимался проверками правильности удержания подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан по месту их работы. Другим направлением было налогообложение доходов лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, обязанных подавать декларации о доходах в налоговую инспекцию.

Отдел учета и отчетности занимался ведением лицевых счетов налогоплательщиков, учетом поступлений в бюджет, начислением сумм в карточках лицевых счетов по налоговым расчетам и актам документальных проверок, полученным из других отделов инспекции, начислением пеня и взысканием недоимок.

Каждый отдел инспекции занимался также составлением отчетности по своему направлению работы, подготовкой информаций по заданиям вышестоящих организаций и руководства инспекции, анализом результатов своей работы.

В условиях данной структуры инспекции налогоплательщики должны были сдавать отчетность и налоговые расчеты по разным налогам в разные отделы инспекции. В результате этого, в инспекции образовывалось две очереди — в отдел налога с оборота и в отделы налогообложения прибыли. Это было неудобно, но более-менее терпимо в условиях, когда общее количество предприятий, состоящих на учете в инспекции, не превышало 300 — 350.

Расчеты одного предприятия по разным налогам оседали в разных отделах инспекции, что препятствовало эффективному перекрестному контролю и сопоставлению показателей разных деклараций.

Отсутствие компьютеров и программ приводило к тому, что проверенные инспекторами отделов налогообложения прибыли, налога с оборота и отдела налогообложения граждан расчеты и декларации передавались для начисления платежей в отдел учета и отчетности. Это порождало необходимость тратить рабочее время на составление описей передаваемых из отдела в отдел документов и к задержкам в разноске начислений.

Существовавшая технология налоговой работы была перенесена в налоговые инспекции в момент их создания из финансовых органов, вместе с их сотрудниками, перешедшими в налоговые органы в момент создания налоговой системы. В 1990 году эта технология достаточно полно отвечала условиям работы и требованиям, предъявлявшимся к налоговой системе.

Основными моментами этой технологии были:

получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

  • ручная обработка полученной информации, ее хранение только на бумажных носителях;
  • нерегламентированность большинства процедур по сбору налогов.

Такая технология сложилась еще при социализме, когда само слово «налоги» казалось чем-то чужеродным, вместо него чаще использовалось выражение «платежи», «отчисления». Господство общественной собственности на средства производства в форме государственной собственности приводило к тому, что при внесении средств в бюджет деньги просто «перекладывались» из одного государственного кармана в другой, причем, происходило это в плановом порядке. Целью контроля со стороны финансовых органов было выявление непреднамеренных бухгалтерских ошибок, которые могли привести к уменьшению отчислений в бюджет от предприятий в каком-то отчетном периоде. Случаи умышленного уклонения предприятий от уплаты средств в бюджет были весьма редки. Количество плательщиков было крайне небольшим, а система правовой защиты их интересов — неразвитой.

4 стр., 1631 слов

Контрольная работа: Бухгалтерский учет в Нидерландах

... в Великобритании и США. В целом учет и оценка в Нидерландах производится на основании международных стандартов финансовой отчетности, но, разумеется, существуют и свои отличительные особенности. Существенным отличием бухгалтерского учета в Нидерландах от практики, сложившейся в ...

Период 1991 — 1998 годов характеризовался серьезными изменениями налогового законодательства и быстрым ростом числа предприятий, относящихся к негосударственным формам собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Эти изменения привели, прежде всего, к многократному увеличению количества налогоплательщиков. При этом, численность налоговых работников также росла, но темпы ее роста существенно отставали от темпов роста количества плательщиков. В результате этого, нагрузка на 1 налогового инспектора возросла с 25 — 30 предприятий в 1990 году до 700 — 900 предприятий.

Появились принципиально новые налогоплательщики, которых в 1990 году просто не было (например — плательщики налога на имущество физических лиц).

Увеличился перечень собираемых налоговыми органами налогов, а условия налогообложения предприятий различных форм собственности были выровнены. Произошел отказ от индивидуально устанавливаемых каждый год ставок налогов и переход к фиксированным ставкам, единым для всех плательщиков. С 1990 года персонифицированный налог с оборота был заменен на обязательный для всех субъектов хозяйственной деятельности налог с продаж, а с 1992 года был внедрен налог на добавленную стоимость, существующий и в настоящее время.

Происходил и качественный рост нагрузки на налоговую систему (например — вместо одного срока сдачи квартальной отчетности в 1990 году, появилось два — по НДС и по всем остальным налогам).

В этих условиях изменения в первоначальной структуре налоговых инспекций были неизбежны. При этом, каких то жестких ограничений по ее изменению со стороны вышестоящих организаций не существовало, поэтому структура каждой низовой инспекции менялась по мере осознания ее руководством необходимости этих изменений, наличия программных продуктов и вычислительной техники для автоматизации работы инспекции, наличия помещений и других факторов.

территориальных отделов

Таким образом, произошло выравнивание нагрузки между налоговыми инспекторами, нарушенное в связи с сокращением числа государственных предприятий и бурным ростом числа плательщиков негосударственных форм собственности. Это стало возможным в связи с унификацией налогообложения предприятий всех форм собственности в 1991 — 1992 годах.

В руках одного инспектора, курировавшего конкретного плательщика стала сосредотачиваться вся его налоговая отчетность, что позволило использовать метод сопоставления показателей разных налоговых деклараций для более эффективной камеральной проверки и выбора объектов для документальных проверок.

10 стр., 4729 слов

Налоговая система России: сущность, характеристика, проблемы

... проанализировать особенности налоговой системы России; рассмотреть эволюцию налоговой системы России; определить проблемы распределения налогового бремени в российской экономике; определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ. Предметом исследования является правовое поле налоговой системы Российской федерации - Налоговый кодекс РФ, ...

В тоже время, территориальная структура инспекции была по-прежнему ориентирована на ручную технологию налоговой работы. Информация из бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций налогоплательщиков не вводилась в базу данных инспекции. Для проводки начисленных к уплате или к уменьшению сумм налогов в карточки лицевых счетов декларации передавались в отдел учета и отчетности. Отсутствовала специализация налоговых инспекторов на проведении камеральных и выездных налоговых проверок, несмотря на то, что работа по ним существенно различается.

В это время в структуре инспекции происходили и другие изменения.

отделы информатизации

отдела учета налогоплательщиков

Необходимо отметить также, что в большинстве случаев, отделы учета налогоплательщиков занимались работой только с юридическими лицами. Учет налогоплательщиков — физических лиц вели отделы налогообложения физических лиц.

отдела по контролю за применением ККМ

юридические отделы

отделы анализа и прогнозирования

Штатная численность районных инспекций постепенно увеличивалась. Это вело к необходимости набора новых сотрудников, расстановки и воспитания кадров. С другой стороны, постоянно возрастал документооборот, существенно усложнялись и задачи по хозяйственному обеспечению деятельности инспекций. Для повышения качества работы по всем этим направлениям произошло разделение административно-хозяйственных отделов на отделы кадров и общие отделы.

Отдел кадров

Общий отдел

Таким образом, к моменту вступления в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации (1 января 1999 года) в состав территориальной налоговой инспекции, как правило, входили:

1. Руководство.

2. Территориальные отделы.

3. Отдел налогообложения граждан.

4. Отдел учета и отчетности.

5. Отдел учета налогоплательщиков.

6. Отдел по контролю за применением ККМ в денежных расчетах с населением.

7. Юридический отдел.

8. Отдел анализа и прогнозирования.

9. Отдел информатизации.

10. Бухгалтерия.

11. Отдел кадров.

12. Общий отдел.

Однако, эта структура не была типовой. В каждой инспекции формировался свой набор отделов. Достаточно сказать, что только в территориальных налоговых инспекциях г.Москвы насчитывалось около 50 разных типов отделов. В некоторых инспекциях сохранились остатки первой структуры — отделы налогообложения предприятий определенных форм собственности или сфер деятельности (например — совместных предприятий, банков, страховых организаций и т.п.), в других инспекциях произошел переход на более прогрессивную структуру с выделением отделов камеральных и выездных налоговых проверок. В одних инспекциях раздел территории между территориальными отделами производился по улицам, в других — по муниципальным районам. В одних инспекциях сохранился единый отдел налогообложения граждан, в других он был разделен на 2 или 3 отдела по направлениям работы и т.п. Все это делало структуру каждой территориальной инспекции уникальной, осложняло управление, делало невозможным сопоставление результатов работы по конкретным участкам на территории субъекта федерации или по России в целом.

17 стр., 8496 слов

Аудит учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов ...

... проверки учредительных документов, сущности учета и формирования уставного капитала организации, аудита учета расчетов с учредителями. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач: 1. Изучить цели аудита учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов с ...

Все это, а также качественное изменение условий работы налоговых органов при вступлении в действие первой части Налогового кодекса Российской Федерации потребовало упорядочить структуру налоговой инспекции. В результате этого, в середине 1999 года была проведена реорганизация налоговых органов и осуществлен переход к типовой структуре.

Переходу к типовой структуре налоговой инспекции предшествовал ряд существенных изменений в законодательстве, уровне информатизации и технологии налоговой работы. Без этих предпосылок внедрение новой структуры было бы невозможным.

В результате внесения изменений в законодательство о налоговой системе в 1997 — 1998 годах, вступления в действие Налогового кодекса у налоговых органов несколько ослабла фискальная функция и существенно усилилась функция разъяснительной работы с налогоплательщиками и налоговыми агентами. Укрепилось понимание того, что основным источником доходов бюджета являются налоги, а не штрафы за нарушение налогового законодательства. Соответственно государству выгоднее обеспечить повышение собираемости налогов путем создания более понятной и дружественной налогоплательщику налоговой системы, чем путем ужесточения ответственности за неуплату налогов.

Новым являлось введения принципа презумпции невиновности налогоплательщика. Он не должен доказывать, что не совершал противоправных действий. Нарушение налогового законодательства должен доказать налоговый орган. До недавнего времени на практике действовала скорее «презумпция виновности».

Развитие правовой системы страны, и, прежде всего — принятие и вступление в силу первой части Налогового кодекса Российской Федерации — привело к тому, что процессуальные вопросы взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов приобрели не меньшее значение, чем методические и организационные вопросы. Соответственно, возникла необходимость соблюдения в работе налоговых органов целого ряда новых, процессуальных моментов, связанных, прежде всего, с оформлением значительного количества документов, которые раньше были не нужны, значительным увеличением числа судебных процессов и т.д.

За первые 10 лет существования налоговой службы существенно возрос уровень автоматизации налоговой работы, был накоплен большой опыт построения и отладки технологических процессов налогового администрирования, были реализованы пилотные проекты по его совершенствованию.

С учетом вышеперечисленных факторов в 1999 году была утверждена и внедрена новая типовая структура налоговой инспекции. В ее состав включались следующие отделы:

1. Руководство (руководитель инспекции, заместители руководителя инспекции).

2. Отдел выездных проверок юридических лиц.

3. Отдел камеральных проверок юридических лиц.

4. Отдел декларирования и взыскания налогов, удерживаемых налоговыми органами.

5. Отдел по проверке правильности удержания подоходного налога у источника выплаты.

6. Отдел прочих налогов и сборов с физических лиц.

7. Отдел учета, отчетности и анализа.

10 стр., 4885 слов

Анализ деятельности отдела урегулирования задолженностей ИФНС ...

... деятельности студента: правовой (налоговые правонарушения) и специалиста по контролю налогообложения. Целью отчета по практике является систематизация и обобщение имеющихся сведений, анализ данных о прохождении практики в ИФНС по Центральному району г. Хабаровска. ...

8. Отдел по принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам.

9. Юридический отдел.

10. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.

11. Отдел оперативного контроля.

12. Отдел информационного обеспечения и электронного ввода данных.

13. Отдел по работе с персоналом.

14. Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.

15. Общий отдел.

В некоторых случаях допускалось разделение отдела учета, отчетности и анализа на отдел учета и отчетности и отдел анализа.

Отличительными особенностями этой структуры были:

  • Создание отделов камеральных и выездных налоговых проверок вместо территориальных отделов. В результате этого удалось разделить функции по камеральным и выездным проверкам между налоговыми инспекторами.
  • Разделение отдела налогообложения физических лиц на 3 самостоятельных отдела по направлениям работы, различающимся по налогоплательщикам, видам налогов и технологии налогового администрирования.
  • Разделение обеспечивающих отделов по выполняемым функциям.

Новая структура инспекции получила название «функциональной». Она позволила перестроить работу инспекции с учетом требований автоматизации выполнения многих основных операций и оптимизировать, в известной степени, разделение труда между отделами и налоговыми инспекторами.

2.3. Современная структура инспекции ФНС России, ориентированная на технологию массовой автоматизированной обработки данных.

Описанная выше структура районной инспекции была разработана с учетом многолетнего опыта работы налоговых инспекций по пополнению бюджета. Однако при ее создании не удалось решить все организационные задач. К ним можно отнести необходимость дальнейшей автоматизации работы налоговых органов, более четкой организации информационного обслуживания налогоплательщиков, сокращения затрат ресурсов на составления ведомственной отчетности. В рамках существующей структуры не удалось разделить работу налоговых инспекторов и операторов, занимающихся ручным вводом информации в компьютер (эти функции оказались совмещенными в отделах камеральных проверок, декларирования физических лиц, учета и отчетности).

В ходе решения этих задач в 2001 — 2004 годах типовая структура налоговой инспекции неоднократно корректировалась. В настоящее время существуют следующие типовые структуры налоговых инспекций:

  • типовая структура налоговых инспекций ФНС России с предельной численностью свыше 89 единиц (утверждена Приказом МНС России от 27 декабря 2002 г. № БГ-3-25/752 (с изменениями и дополнениями));
  • типовая структура налоговых инспекций ФНС России с предельной численностью от 60 до 89 единиц (утверждена Приказом МНС России от от 24 февраля 2004 г. № БГ-3-25/140@);
  • типовая структура межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (утверждена Приказом ФНС России от 22 октября 2004 г. № САЭ-3-15/8@).

Кроме того, отдельными приказами ФНС России утверждены положения о межрегиональных инспекциях по федеральным округам и по централизованной обработке данных.

Рассмотри подробнее структуру инспекции ФНС России со штатной численностью свыше 89 единиц — это самый распространенный тип налоговых инспекций.

1. Руководство

2. Отдел финансового и общего обеспечения

3. Юридический отдел

4. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

5. Отдел работы с налогоплательщиками

6. Отдел информационных технологий

7. Отдел ввода и обработки данных

8. Отдел учета, отчетности и анализа

9. Отдел урегулирования задолженности

10. Отдел камеральных проверок

11. Отдел выездных проверок

12. Отдел оперативного контроля

Обязательными для выполнения всеми отделами инспекции являются следующие функции:

  • Участие в подготовке ответов на письменные запросы по предмету деятельности отдела.
  • Формирование установленной ФНС России отчетности по предмету деятельности отдела.

Отдел финансового и общего обеспечения

1. Общее делопроизводство (прием, отправку и обработку корреспонденции на бумажных носителях и в электронном виде по каналам связи; делопроизводство по документам для служебного пользования и иного ограниченного доступа; формирование и ведение архива документов инспекции; организацию обмена корреспонденцией по электронной почте; планирование, координация и контроль исполнения работ; организацию работы секретариата руководства инспекции; обеспечение представительских мероприятий и организация совещаний руководства инспекции; массовую печать и размножение документов; доставку документов (корреспонденции) до организаций, учреждений в черте города (поселка)).

2. Кадровую работу (подбор, назначение, перемещение, увольнение персонала; составление штатного расписания, укомплектование инспекции кадрами в соответствии с квалификационными требованиями по замещаемым государственным должностям федеральной государственной службы; организацию и проведение работы с резервом кадров для выдвижения на руководящие должности; обеспечение прохождения государственной службы работниками (подготовка трудовых договоров, организация и проведение конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестация государственных служащих, оформление материалов к присвоению классных чинов и т.д.); подготовку документов для оформления пенсии за выслугу лет, исчисление периодов работы (службы), включаемых в стаж государственной службы государственных служащих, дающий право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет; учет и проверку сведений, содержащихся в справках о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности федеральной государственной службы; оформление наградных материалов на работников, представляемых к награждению государственными наградами, Почетной грамотой ФНС России и ведомственными знаками отличия; учет военнообязанных, бронирование и оформление документов на предоставление отсрочек от военной службы; организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки персонала, взаимодействие с учебными заведениями по вопросам подготовки кадров; ведение учета использования рабочего времени и оформление листов нетрудоспособности, оформление документов на получение страхового медицинского полиса; ведение и хранение личных дел работников, трудовых книжек и других документов, своевременность и правильность внесения в них изменений; работу с письмами, жалобами, заявлениями граждан по кадровым вопросам в соответствии с установленным порядком).

3. Организация защиты государственной тайны. Ведение секретного делопроизводства. Обеспечение соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, ведомственного режима, организация обеспечения охраны. Проведение мероприятий по обеспечению безопасности, анализ их эффективности и выработка предложений по совершенствованию системы безопасности в инспекции. Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне и мобилизационной подготовке. Организация взаимодействия инспекции со сторонними организациями по обмену конфиденциальной информацией. Обеспечение информационной безопасности, в том числе защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи. Организация доступа персонала и посторонних лиц в помещения, где размещены средства информатизации и коммуникации, а также хранятся носители информации. Организация доступа пользователей в базы данных инспекции, регистрация действий пользователей автоматизированной информационной системы. Обеспечение защиты информации от компьютерных вирусов. Участие в следственных мероприятиях (проведение выемок документов из регистрационных, учетных и налоговых дел налогоплательщиков в инспекции).

4. Выполнение функций получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Осуществление бухгалтерского учета, представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении налогового органа и результатах его финансово-хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности.

5. Организация коммунально-эксплутационного, технического, транспортного, социально-бытового и медицинского обслуживания, материально-технического обеспечения согласно утвержденным нормативам. Организация и проведение конкурсов на закупку товаров, работ (услуг).

6. Обеспечение охраны труда.

На начальника отдела финансового и общего обеспечения возлагаются функции главного бухгалтера, при этом допускается двойное наименование должности: «начальник отдела финансового и общего обеспечения — главный бухгалтер».

В инспекциях с установленной предельной численностью работников свыше 200 единиц, за исключением инспекций в центрах субъектов Российской Федерации, из отдела финансового и общего обеспечения могут быть выделены отдел общего обеспечения и отдел финансово-хозяйственного обеспечения. На начальника отдела финансово-хозяйственного обеспечения возлагаются функции главного бухгалтера, при этом допускается двойное наименование должности: «начальник отдела финансово-хозяйственного обеспечения — главный бухгалтер». Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации осуществляет организацию централизованных закупок товаров, работ и услуг в целях материально-технического обеспечения инспекций ФНС России, расположенных в городах — административных центрах субъектов Российской Федерации. При этом в структуре указанных инспекций не создается отдел финансово-хозяйственного обеспечения.

Юридический отдел

1. Правовая экспертиза документов, подготавливаемых в инспекции, и оказание правовой помощи подразделениям инспекции по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

2. Рассмотрение, систематизация и анализ жалоб налогоплательщиков.

3. Участие в рассмотрении представленных налогоплательщиками возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок.

4. Подготовка проектов решений по результатам налоговых проверок.

5. Производство, участие и юридическое сопровождение дел о налоговых и административных правонарушениях (в том числе нарушениях законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее по тексту — ККТ), в области производства и оборота алкогольной и табачной продукции и др.), нарушениях законодательства о налогах и сборах с последующим представлением на утверждение руководителю.

6. Оформление и предъявление в суды общей юрисдикции и арбитражные суды исков по всем основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Защита государственных интересов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

8. Направление материалов в органы МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

9. Анализ судебной практики и подготовка разъяснений по ее применению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

1. Государственная регистрация юридических лиц, в том числе принятие решения о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо об отказе в государственной регистрации.

2. Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

3. Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.

4. Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

5. Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях, нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации.

6. Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях).

7. Координация работ по инициированию процедуры ликвидации юридических лиц.

8. Подготовка информации о налогоплательщиках для предъявления исков в судебные органы о ликвидации юридического лица или признании недействительной государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

9. Предоставление сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствующие государственные органы.

10. Формирование для публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными.

11. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также предоставление сведений из ЕГРН.

12. Участие в подготовке ответов на письменные запросы по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков.

13. Регистрация договоров коммерческой концессии.

14. Работа с информацией об открытии (закрытии) банковских счетов налогоплательщиков, поступающей из банков и от налогоплательщиков.

Инспекции ФНС России межрайонного уровня могут создавать территориально обособленные структурные подразделения и рабочие места в пределах штатной численности и фонда оплаты труда с возложением на них отдельных функций по государственной регистрации и учета налогоплательщиков.

Отдел работы с налогоплательщиками

1. Прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, и бухгалтерской отчетности на бумажных и электронных носителях записи. Прием сведений о доходах физических лиц по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов и их обработку. Прием заявлений о регистрации копий счетов-фактур, копий счетов-фактур, заявлений о выдаче справок налогоплательщикам — экспортерам для представления в таможенный орган для таможенных целей и других документов, представленных экспортерами. Прием других документов, представленных организациями и физическими лицами. Прием от налогоплательщиков электронных носителей записи и выдачу программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков. Прием заявлений о проставлении отметок на счетах-фактурах, счетов-фактур и их копий, представляемых лицами, совершающими операции с нефтепродуктами.

2. Визуальный контроль налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, представленных на бумажных носителях. Входной контроль налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему Российской Федерации, представленных на электронных носителях записи.

3. Регистрацию представленных документов, фиксацию соответствия представленных документов установленным требованиям. Регистрацию копий счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками-экспортерами.

4. Сортировку принимаемых документов, формирование пачек, их регистрацию и оперативную передачу их в соответствующие подразделения.

5. Выдачу налогоплательщикам-экспортерам справок для представления в таможенный орган для таможенных ………..

Страницы: [1] | | 3 |