1 Оценочная деятельность в российской федерации: история, понятия, законодательная база
1.1 История оценочной деятельности
В процессе освоения российского рынка все большее значение приобретает квалифицированная оценка стоимости находящихся в собственности объектов. Однако мало кто знает, что профессия геодезиста, появившаяся в 19 веке, не нова для России и имеет свою историю.
Необходимость проведения оценочных работ в основном была связана с объективной необходимостью создания так называемого налогового кадастра — подробного описания недвижимости. Первые предпосылки для проведения кадастровых работ, неотъемлемой частью которых была оценка, возникли в 1861 году, когда было отменено крепостное право.
Изданное в 1864 г. «Положение о земских учреждениях» предусматривало изменение налоговой базы и отчасти переход к налогообложению имущества русских граждан. Размер налога определялся доходностью и ценностью имущества. Например, показатели урожайности пахотных земель и сенокосов определялись на основе средней урожайности, а показатели лесов оценивались на основе годового дохода от урожая. В Нижегородской губернии в основу оценки земель были положены естественноисторические исследования почв, выполненные В.В. Докучаевым (классификации почв по физико-механическим и химическим показателям).
При этом в Херсонской области впервые была предпринята попытка учесть климатические факторы при оценке земель, в частности засуху.
В каждом населенном пункте традиционно были развиты определенные формы земельной ренты, которые определяли ее стоимость. Основными формами были самоуправление и аренда земли. На северо-западе и юго-западе России была распространена так называемая «чиншевая» аренда, которая заключалась в праве наследственного пользования землей с постоянной годовой арендной платой собственнику.
Самым надежным способом использования земли была долгосрочная аренда, за которой следовала аренда под посадку, а также «издольская» аренда, по которой собственник получал определенную долю урожая. Самым рискованным было получение дохода от управления фермой самим владельцем.
Помимо оценки сельскохозяйственных земель, была также проведена оценка городской собственности. «Городовое положение» 1870 года уполномочило городские власти производить оценку для определения налога на недвижимость, размер которого рассчитывался в процентах от чистого дохода от использования данной недвижимости, а при невозможности определить доход налог рассчитывался исходя из материальной стоимости.
Экономика городского хозяйства: оценка и показатели развития
... населения. Целью данной курсовой работы является оценка и показатели развития экономики городского хозяйства. Объектом исследования являются ... оценка развития предприятий городского хозяйства на примере ООО СП «Ремстройтепло» и ООО «ПКФ Строймонтаж». 1 Теоретические основы экономики городского хозяйства 1.1 Сущность и понятие городского хозяйства Устойчивое функционирование городов и городских ...
Впоследствии городские думы стали издавать инструкции для избранных ими оценочных комиссий, в которых был прописан порядок определения валового дохода с учетом простоев квартир, а также перечислены расходы на их содержание. Наибольшей обстоятельностью отличались инструкции Риги и Харькова. Первый опыт оценки в Харькове оказался неудачным из-за постоянного изменения состава оценочной комиссии и отсутствия централизованного руководства. Однако в 1892 г была избрана новая аттестационная комиссия, состав которой был усилен профессорами высших учебных заведений города Харькова. Кроме того, была создана комиссия внешних аудиторов для общей координации хода предварительного расследования.
Методологически результаты оценивания в Харькове значительно продвинули искусство оценивания. Вся недвижимость в Харькове была разделена на восемь типов:
- жилая недвижимость с теплыми и холодными пристройками;
- торговые помещения (теплые и холодные);
- фабрики и промышленные объекты;
- доходные и промышленные сады;
- склады;
- промышленные дворы;
- огороды, поля, сенокосы и выгоны;
- пустыри.
Квадратное плечо было принято в качестве единицы измерения земли, а для всех зданий — кубическое плечо.
При определении показателей рентабельности учитывались местонахождение объекта и характеристики того типа, к которому он принадлежал.
Статистическая обработка информации позволила оценочной комиссии разделить все городские домохозяйства на двенадцать типов. Город также был разделен на категории населенных пунктов в зависимости от средней арендной платы за комнату, и, поскольку эти категории совпадали, вся территория была предварительно разделена на 54 района.
Результаты оценки городской недвижимости Харькова, а также результаты оценки земель в Нижегородской губернии позволили сформулировать основные принципы и подходы к оценке, которые впоследствии были только уточнены и дополнены.
8 июня 1893 года правительство России издало закон о переоценке всех видов имущества в 34-х губерниях. Одновременно с законом были утверждены «Правила оценки недвижимости», а 4 июня 1894 г министр финансов Витте утвердил указание об уточнении закона. Таким образом, для оценочных работ была создана законодательная база.
В 1894 году на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве профессор А.И.Чупров организовал статистический отдел на географическом участке, в котором приняли участие 86 статистиков из 16 областей. Это положило начало регулярным съездам экспертов в области статистики оценок.
Следует отметить, что порядок проведения оценки, определенный законом 1893 года, оказался не совсем удачным, так как, несмотря на усилия губернских оценочных комиссий, не удавалось создать единообразие оценки не только в масштабах государства, но и даже в масштабах губерний. Поэтому 18 января 1899 года был принят новый закон об оценке недвижимости, основным отличием которого была передача полномочий по установлению правил оценки от уездных оценочных комиссий провинций. Кроме этого, данный закон предусматривал государственное финансирование оценочных работ в 34-х губерниях в размере одного миллиона рублей в год.
Внедрение новых банковских технологий в России (на примере ОАО ...
... всемирное мировое хозяйство на фоне глобализации хозяйственной деятельности. Новые банковские технологии в России находятся на начальной стадии их использования, и лишь немногие банки активно ... принятых схем работы и предоставления услуг. С переходом к рыночной экономике российские кредитные организации стали активно использовать в своей практике новейшие банковские технологии, опыт зарубежных ...
В целом, с точки зрения методологии и общей организации оценки Россия в конце прошлого века была одной из стран-лидеров. Основными недостатками были конфликты между оценочными комиссиями и земствами, отсутствие единообразия в методике оценки и специальной надзорной организации.
Возможно, это покажется удивительным, но оценка как вида профессиональной деятельности в России стояла в конце прошлого века на уровне, которого Европа и Америка достигли только в 1960-1970-е годы ХХ века. Закон от 8 июня 1893 года об оценке недвижимого имущества, подлежащего земским сборам, привел в движение все губернии земской России и заставил российское чиновничество разработать инструкции “по оценке недвижимых имуществ” и “методы описания и выработки норм доходности при оценке” на высочайшем экспертном уровне.
К сожалению, за десятилетия социализма все эти достижения были полностью утеряны. Сегодня в России нет адекватной правовой базы для проведения оценки и оценочной деятельности. [41, с. 78].
История оценочной деятельности на российском рынке возобновилась около 7 лет назад. За это время сформировались профессиональные общественные объединения, появились специализированные издания, были разработаны образовательные программы и методики, и оценка заняла свое место в ряду новых профессий, появление которых продиктовано развитием рынка в России.
Можно сказать, что нынешний этап развития рынка оценочных услуг во многом напоминает период, уже пройденный Россией в конце прошлого века. Поэтому внимательное изучение уроков развития российской оценочной статистики поможет избежать повторения старых ошибок.
1.2 Оценка бизнеса как экономическая категория
С развитием отечественной рыночной экономики у российского собственника, наконец, появилась возможность по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, вкладывать свои средства в бизнес или продавать его. Но почти у каждого, кто будет реализовывать свои права собственности, возникает много вопросов. Одна из основных проблем — это вопрос оценки стоимости недвижимости, в том числе бизнеса.
Всего несколько лет назад лишь ограниченный круг финансовых аналитиков и топ-менеджеров российских компаний четко представляли себе, что такое «стоимость бизнеса (компании)», как она определяется и как можно использовать эту категорию для поиска оптимальных решений по управлению компанией. Однако процесс интеграции российской экономики в мировую рыночную систему протекает не только в материальной сфере, но и оказывает влияние на систему нашего корпоративного мышления, вследствие чего все большее число российских компаний управляются с использованием стоимостных оценок предлагаемых стратегий развития.
фактически, ценность, созданная для акционеров в долгосрочной перспективе, является лучшим критерием для принятия оптимальных управленческих решений. Именно держатели акций, являясь остаточными претендентами на денежные потоки компании, для принятия решений нуждаются в отличие от любого другого круга заинтересованных лиц (менеджеров, наемных рабочих, общества в целом) в максимально полной информации, мыслят долгосрочными категориями и должны эффективно управлять всеми денежными потоками компании.
Оценка стоимости компании
... оценка стоимости компании в нашем современном мире является достаточно актуальной темой, требующей изучения. Объектом представленного реферата выступает стоимость современной компании. Предметом реферата является оценка стоимости компании в современных условиях. Понятие, цели и значение оценки стоимости компании Оценка стоимости компании ... С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: ...
Теории оценки компаний и их существующих активов за рубежом имеют давнюю историю. В частности, правила экспертной оценки бизнеса по продажной рыночной стоимости были разработаны известным немецким ученым — математиком Г. Лейбницем еще в XVIII веке. Первые упоминания об оценке как методе бухгалтерского учета и рекомендации по его использованию при учете в продажных ценах и по себестоимости появились еще раньше — в XVI веке в трудах основоположников бухгалтерского учета Л.Пачоли и А. ди Пиетро. Сложившиеся за рубежом традиции и основные подходы, не только суммирование затрат по конкретному имущественному объекту в денежном выражении, но и множество других весьма интересных методов, вполне могут быть применимы для проведения оценки бизнеса в современных российских условиях.
Иногда среди специалистов возникает мнение о том, что профессиональная оценка не является самостоятельной областью научных знаний, поскольку для ее осуществления используются различные методы, сформированные в рамках других наук: учетные оценки — заимствованы из бухгалтерского учета, финансовые — из теории финансов, рыночные — из макроэкономики и т.д. Возможно, с этим следует согласиться, но факт в том, что именно благодаря этой области научных знаний были обобщены различные методы оценки, используемые в математике, естествознании, экономике, и разработаны практические рекомендации по их применению.
В современных условиях источником дохода и объектом рыночной сделки может быть любой объект собственности, в том числе права собственника. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать, т.е. бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами, и как всякий товар бизнес обладает полезностью для покупателя. Но это товар особого рода.
Во-первых, это инвестиционный продукт, то есть продукт, в который производятся вложения с целью возврата в будущем. Затраты и доходы разъединены в будущем. Кроме того, размер ожидаемой прибыли неизвестен, он носит вероятностный характер, поэтому инвестор должен учитывать риск возможного банкротства.
Во-вторых, фирма — это система, но продавать можно как всю систему в целом, так и ее отдельные подсистемы и даже элементы. В этом случае элементы фирмы становятся основой для формирования иной, качественно новой системы, то есть уже не фирма становится продуктом, а его отдельными составляющими.
В-третьих, потребность в этом продукте зависит от процессов, происходящих как внутри самого продукта, так и во внешней среде. Более того, с одной стороны, нестабильность в компании ведет к нестабильности фирмы, с другой — ее нестабильность ведет к дальнейшему увеличению нестабильности в самой компании. Это приводит к еще одной особенности бизнеса как товара: необходимости регулировать продажу и покупку.
По мнению И. В. Гусевой, главного специалиста-эксперта Центра компетенций «ЛАИР», характерной чертой процесса оценки является его рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается рассмотрением только затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночную популярность и известность (гудвилл), макро — и микроэкономическую среду обитания объекта.
По мнению Юрия Школьникова, аналитика Группы независимых экспертов, существует ряд проблем, связанных с оценкой стоимости бизнеса (компании), которые условно можно разделить на две категории:
- оценка стоимости активов компании;
- оценка стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.
Первая группа оценок связана с ситуациями, в которых предполагаются операции с активами компании, передача активов в качестве вклада в уставный капитал, ликвидация компании. В зависимости от объекта оценки (недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы) используются соответствующие подходы и методы оценки этих активов. Строго говоря, оценка активов — это не оценка компании как хозяйствующего субъекта. Приравнивать оценку акций к оценке активов компании нецелесообразно. Оценка активов, как основа для оценки пакета акций или капитала компании, применима в некоторых случаях или для некоторых типов компаний (например, холдинговых или инвестиционных).
Оценка второй группы необходима в случае предполагаемой продажи компании или пакета акций, залога ценных бумаг компании, слияния или поглощения, принятия решения о дополнительной эмиссии ценных бумаг [48, с. 37].
Весь процесс оценки стоимости бизнеса (компании) напрямую зависит от причин ее побудивших и целей ею преследуемых. Правильное определение цели — одна из важнейших задач начального этапа работы по оценке стоимости компании. Без четкого понимания проблем клиента и того, какую функцию будет выполнять результат оценки, невозможно определить ни объект оценки, ни методологию исследования, ни требуемую основу оценки. Решение проблемы осложняется еще и тем, что менеджеры или собственники компании пытаются решить несколько задач в рамках одной работы. Довольно типичной является ситуация, в которой заказчик намеревается использовать ту же оценку для переоценки основных средств фирмы, оценки активов, переданных в качестве вклада в уставный капитал, и для принятия решения о реструктуризации фирмы. Оценщик должен четко определить и согласовать с заказчиком цель работы, определить базу оценки, идентифицировать объект оценки и обосновать необходимость использования той или иной методики. Наиболее часто в мировой практике оценка бизнеса (компании) производится в следующих целях:
- Повышения эффективности текущего управления компанией;
- Определения стоимости ценных бумаг в целях купли-продажи акций компаний на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность компании и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от компании;
- Определение стоимости бизнеса в случае его купли-продажи целиком или по частям;
- Реструктуризация компании. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации компании, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга;
- Разработка планов развития компании. В процессе стратегического планирования возможно оценить будущие доходы компании, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
- Определение кредитоспособности компании и стоимости залога при кредитовании;
- Страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
- Налогообложение; [30, с. 27].
По мнению Вадима Павловца, финансового консультанта фирмы ЭЛИП (реализация управленческих бизнес-инноваций в реальном секторе экономики), можно сформулировать цели оценки бизнеса со стороны различных хозяйствующих субъектов:
Цели оценки со стороны субъектов[46, с.23].
Субъект оценки |
Цели оценки |
|
Предприятие как юридическое лицо |
Обеспечение экономической безопасности |
|
Разработка планов развития предприятия |
||
Выпуск акций |
||
Оценка эффективности менеджмента. |
||
Собственник |
Выбор варианта распоряжения собственностью |
|
Составление объединительных и разделительных балансов при реструктуризации |
||
Обоснование цены купли-продажи предприятия или его доли |
||
Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия |
||
Кредитные учреждения |
Проверка финансовой дееспособности заемщика |
|
Определение размера ссуды, выдаваемой под залог |
||
Страховые компании |
Установление размера страхового взноса |
|
Определение суммы страховых выплат |
||
Фондовые биржи |
Расчет конъюнктурных характеристик |
|
Проверка обоснованности котировок ценных бумаг |
||
Инвесторы |
Проверка целесообразности инвестиционных вложений |
|
Определения допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестпроект |
||
Государственные органы |
Подготовка предприятия к приватизации |
|
Определение облагаемой базы для различных видов налогов |
||
Установление выручки от принудительной ликвидации через процедуру банкротства |
||
Оценка для судебных целей |
||
Этот список наглядно показывает, насколько различны цели оценки стоимости бизнеса (компании), что в дальнейшем предполагает поиск различного вида стоимости. В зависимости от целей оценке и обстоятельств бизнес может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки требуется точное определение стоимости.
Понятие стоимости бизнеса (компании) имеет множество интерпретаций. Общепринятые стандарты стоимости в оценке бизнеса представляют собой совокупности требований к оценке. В литературе, посвященной оценке стоимости бизнеса (компании) различают четыре основных стандарта оценки:
- обоснованной рыночной стоимости;
- обоснованной стоимости;
- инвестиционной стоимости;
- внутренней (фундаментальной) стоимости;
- Все указанные стандарты предполагают, что оценка делается в расчете на так называемые свободные, не вынужденные (в том числе административными вмешательствами), сделки по приобретению бизнеса или его долей.
Основные различия указанных стандартов сводятся к следующему.
Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса (инвестиционного проекта) производится на основе информации (об имуществе, о текущей и прогнозной конъюнктуре на рынке сбыта и покупных ресурсов, деловых возможностях и пр.), которая равно доступна для любого потенциального покупателя и продавца бизнеса, для любого инвестора. Деловые возможности любого потенциального инвестора, в частности, по финансированию проекта, по продажам, также считаются равными и неограниченными.
Стандарт обоснованной рыночной стоимости самым серьезным образом ограничивает возможности применения сколь-либо сложных методов оценки бизнеса, так как они подразумевают привлечение большого массива внутренней информации предприятия. Поэтому можно сказать, что единственным подходом к оценке бизнеса, который действительно отвечает указанному стандарту, является рыночный подход. Только в нем используется общедоступная для всех рыночная информация.
Однако рыночный подход к оценке бизнеса может быть применен лишь к оценке рыночной стоимости закрытой либо недостаточно открытой для фондового рынка (следовательно, с недостаточно ликвидными акциями) компании. К оценке имущественных комплексов его нельзя применить, так как ни на фондовом, ни на каком другом рынке капитала имущественные комплексы не котируются и информация по ним не публикуется.
Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации. Их деловые возможности также предполагаются одинаковыми.
Стандарт обоснованной стоимости наиболее применим в западной практике в случаях, когда акционеры меньшинства опротестовывают через суд сделки по скупке от них акций более крупными акционерами тех же компаний на основании предъявления, к последним, претензий по поводу несоблюдения при подготовке договорной цены купли-продажи указанного стандарта. Претензия состоит в том, что акционеры большинства в таких случаях зачастую не предоставляют контрагенту по сделке (акционеру меньшинства) той информации об истинных рыночных перспективах компании и подлинной рыночной стоимости ее имущества, из которой исходят сами при определении максимально допустимых цен на акции компании. Доказанная подобная информационная асимметрия может привести к аннулированию рассматриваемой сделки.
Очевидно, что данная ситуация имеет прямые аналогии и в отечественной практике, когда более крупные акционеры и менеджеры приватизированных компаний на основе сходной информационной асимметрии (зачастую усиливая ее распространением ложной информации о заниженных перспективах компании) скупают мелкие пакеты акций у работников приватизированных компаний, которым к тому же задерживается выплата заработной платы.
Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса (инвестиционного проекта) только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора (следовательно, согласно этому стандарту оценка одного и того же проекта будет разной для разных потенциальных инвесторов).
Инвестиционная стоимость компании с точки зрения внешнего инвестора-покупателя называется внешней стоимостью компании. Инвестиционная стоимость компании с точки зрения ее действующих менеджеров и с учетом их планов называется стоимостью компании как есть.
Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает оценку бизнеса (проекта) сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлении о деловых возможностях инвестора (что не исключает предоставления оценщику по его требованию необходимой для оценки информации, которую он будет корректировать).
Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает также, что рассматриваемая компания должна быть оценена всеми существующими методами оценки бизнеса с получением итоговой оценки как средневзвешенной из всех определенных разными методами оценок (где в качестве весовых коэффициентов должны выступать специально обосновываемые коэффициенты доверия оценщика к результатам применения того или иного метода оценки в конкретной оценочной ситуации).
[25, с. 25].
Приведенные стандарты оценки бизнеса применимы как к оценке компаний (их рыночной стоимости или, иными словами, их рыночной капитализации), так и к оценке имущественных комплексов независимо от того, кто ими владеет.
Обычно в мировой и российской практике считается, что наиболее объективная оценка бизнеса как такового соответствует стандарту обоснованной рыночной стоимости. По мнению доктора экономических наук, профессора Института профессиональной оценки Финансовой Академии М. А. Федотовой, основными факторами, определяющими рыночную стоимость бизнеса, являются: спрос, настоящая и будущая прибыль оцениваемого бизнеса, затраты на создание аналогичных компаний, соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты, риск получения доходов, степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов.
Помимо общепринятых международных стандартов в отдельных странах разрабатывают и утверждают национальные стандарты оценки бизнеса, которые играют роль нормативных методических документов. Они являются рамочными, не диктуют для каждого конкретного случая метод оценки. Однако эти национальные стандарты претендуют на то, чтобы упорядочивать способы расчета для разных методов оценки бизнеса и используемую терминологию. Национальные стандарты закрепляют то, на каком уровне и как видится методический аппарат оценки бизнеса наиболее влиятельными теоретиками и практиками оценки бизнеса в той или иной стране.
1.3 Регулирование оценочной деятельности
Механизм регулирования оценочной деятельности
Согласно Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются:
- лицензирование оценщиков;
- аттестация специалистов в области оценочной деятельности;
- система стандартов и положений оценочной деятельности;
- утверждение учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной деятельности;
- сертификация услуг;
- страхование гражданской ответственности оценщиков.
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.
Согласно статье 18 Федерального закона “Об оценочной деятельности в РФ” контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, в рамках своей компетенции, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Головным органом в контроле за осуществлением оценочной деятельности является Министерство государственного имущества Российской Федерации.
Функциями уполномоченных органов являются:
- контроль за осуществлением оценочной деятельности;
- регулирование оценочной деятельности;
- взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;
- согласование проектов стандартов оценки;
- согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации. Поэтому дополнительно к государственному регулированию регулирование оценочной деятельности осуществляется такими саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций.
Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:
- защищать интересы оценщиков;
- содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;
- содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;
- разрабатывать собственные стандарты оценки;
- разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.
Помимо Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и стандартами Российского общества оценщиков на территории субъектов Федерации действуют местные подзаконные акты по оценке, согласованные с Федеральным законом. Так, например, в Москве действует Закон г. Москвы от 11.02.98 г. № 3 “Об оценочной деятельности в городе Москве”. Европейской группы ассоциаций оценщиков (ЕГАО) приняты Европейские стандарты оценки 2000 (ЕСО 200), в связи с чем Российское общество оценщиков приступило к формированию системы евросертификации оценщиков в России.
Для обеспечения единого правового и методологического пространства на всей территории Российской Федерации нормативные акты органов управления субъектов Российской Федерации, затрагивающие оценочную деятельность, должны проходить согласование в Мингосимуществе России.
Законодательство по оценочной деятельности в последнее время было обновлено. Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел три законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ», предложенных депутатами Иваном Грачевым, Николаем Арефьевым и членом Совета Федерации Владимиром Яковлевым.
Как сообщила пресс-служба Государственной Думы, заключение Комитета — рекомендовать Госдуме отклонить законопроекты Н.Арефьева и В.Яковлева, а проект И.Грачева принять в первом чтении. По оценке Комитета, законопроект И.Грачева «содержит ряд новых и важных положений». В них предлагается привести Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» в соответствие с законодательством об образовании; предоставить заказчикам права на привлечение оценщиков без цели совершения сделок с объектами оценки, например, в целях приведения балансовой стоимости активов (в том числе основных производственных фондов) в соответствие с их рыночной стоимостью для отражения результатов оценки в системе бухгалтерского учета, принятой на предприятии. Законопроект Грачева поддержан правительством, на законодательные инициативы Арефьева и Яковлева правительство дало отрицательные отзывы.
18 января 2002 года Государственная дума 334 голосами приняла в первом чтении законопроект об изменениях и дополнениях в закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части приведения этого закона в соответствие с иными законами РФ.
Законопроект касается, в частности, проблем подготовки специалистов-оценщиков в высших учебных заведениях, стандартов оценки и критериев независимости действий оценщика. Два других законопроекта, тоже уточняющие закон об оценочной деятельности, за авторством губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева и депутата-коммуниста Николая Арефьева, Дума отклонила, посчитав их, соответственно, устаревшими и слишком одиозными, и меняющими всю концепцию оценочной деятельности в России.
Федеральный закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”
Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, основывается на этом Федеральном законе, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.
Федеральный закон № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
Российские стандарты оценки
“Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности” были утверждены 6 июля 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 519. Согласно этому Постановлению разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке, было возложено на Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России).
Требования Стандартов являются обязательными к применению субъектами оценочной деятельности при определении вида стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки, а также при проведении оценки. Согласно требованиям Стандартов при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.
В Стандарте оценки дается определение основных видов стоимости объекта оценки, подходов к оценке и методов оценки. Помимо определения рыночной стоимости объекта оценки в Стандарте дается определение видов стоимости, отличных от рыночной. К таким видам относятся:
- стоимость объекта оценки с ограниченным рынком товаров;
- стоимость замещения объекта оценки;
- стоимость воспроизводства объекта оценки;
- стоимость объекта оценки при существующем использовании;
- инвестиционная стоимость объекта оценки;
- стоимость объекта оценки для целей налогообложения;
- ликвидационная стоимость объекта оценки;
- утилизационная стоимость объекта оценки;
- специальная стоимость объекта оценки.
В Стандарте дается определение трех основных подходов к оценке: затратного, сравнительного и доходного. Согласно требований Стандартов, оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) данные подходы к оценке. При этом оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов конкретные методы оценки, определяемые в Стандарте как способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. Оценщик на основе полученных в рамках каждого из подходов к оценке результатов определяет итоговую величину стоимости объекта оценки, при этом согласно требованию Стандартов итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.
Раздел III Стандартов определяет основные требования к проведению оценки, этапы проведения оценки, порядок сбора и обработки информации.
Оценка объекта оценки может проводится оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика, предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае если он не отвечает указанному требованию, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке. При заключении договора об оценке оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, требованиях к договору об оценке и отчету об оценке, а также о стандартах оценки. Факт предоставления такой информации фиксируется в договоре об оценке.
Статья 20 Стандарта устанавливает шестимесячный срок действительности итоговой величины стоимости объекта оценки для целей совершения сделок.
Международные стандарты оценки
В различных странах профессиональные организации оценщиков присваивали профессиональный статус тем, кто имел необходимое образование и достаточный опыт. Постепенно возникла потребность в формулировке общих для мировой экономики принципов, идей и правил, что нашло свое отражение в Стандартах оценки, Кодексах профессиональной этики оценщика и других документах, разработанных в 60-70-х годах. В 1981 году был образован Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ).
Задачей Комитета стала корректировка стандартов с учетом мнений разных стран и выявление различий в формулировках или в применении Стандартов. Особенно важно для МКСОИ, чтобы международные Стандарты оценки были признаны в международной бухгалтерской и другой финансовой отчетности. Поэтому МКСОИ поддерживает постоянные связи с Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета, Международной федерацией бухгалтеров, Международным комитетом по аудито ………..
Страницы: [1] | | 3 | 4 | 5 | 6 |