Опыт антикризисного управления предприятием

Сегодня многие российские предприятия уже разработали программы финансового оздоровления. Типовая программа реформы предприятия разработана с целью его реструктуризации для успешной работы в условиях рыночной экономики. Для реализации принятых программ необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие лидера, знающего рынок, умеющего предвидеть его динамику. В отличие от «классического» менеджера, умеющего планировать, контролировать и управлять финансами, производством, лидер преобразует и обновляет, предвидит возможности, которые не видят другие. Лидер формирует стратегию и направляет творческую энергию работников на реализацию этой стратегии.

2.Выработанная стратегия (программа выхода из кризиса) не должна быть декларацией. Главное не «что делать» и даже не «как делать», а главное «кто делает».

3. Новая оргструктура должна отражать стратегию выхода из кризиса и комплектоваться способными, независимыми специалистами, в конкретную работу которых лидер не вмешивается. Он отслеживает процесс через систему управленческого учета.

4. Делегирование полномочий, в рамках которого работники разворачивают мероприятия антикризисной программы, чем обеспечивается отдача на вложенные, ресурсы.

5. Децентрализация, при которой каждое подразделение, центр финансовой ответственнос ти становятся рыночно чувствительными и вносят свой существенный вклад в результаты реализации программы за счет многофункционального командного подхода.

6. Анализ, сегментирование и моделирование рынка, позиционирование товара.

7. Выбор приоритетов распределения средств с учетом интересов предприятия в целом и оценка последствий принимаемых решений.

Как показывает практика вывода предприятий из предбанкротного состояния, какой бы хорошей программа ни была и какими бы авторитетными компаниями она ни разрабатывалась, она не будет реализована до тех пор, пока не будут использованы соответствующие механизмы реализации антикризисных программ. Прежде всего необходимо обеспечить комплексную информационную поддержку: планирование и организацию производственной и проектной деятельности на всех рабочих местах предприятия; объективный контроль за ее результатами; оперативное принятие решений управляющими и специалистами всех уровней.

  1. ФАКТОРЫ КРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Факторы кризисного развития [crisis financial development factors] — система условий кризисного развития предприятия, оцениваемых в процессе диагностики банкротства. В процессе изучения и оценки эти факторы подразделяются на две основные группы:

1) не зависящие от деятельности предприятия (внешние или экзогенные факторы);

2) зависящие от деятельности предприятия (внутренние или эндогенные факторы).

Внешние факторы кризисного финансового развития в свою очередь подразделяются при анализе на три подгруппы:

а) социально-экономические факторы общего развития страны. В составе этих факторов рассматриваются только те, которые оказывают негативное воздействие на хозяйственную деятельность данного предприятия, т.е. формируют угрозу его банкротства.

б) рыночные факторы. При рассмотрении этих факторов исследуются негативные для данного предприятия тенденции развития товарных (как по сырью и материалам, так и по выпускаемой продукции) и финансового рынков;

  • в) прочие внешние факторы. Их состав предприятие определяет самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.

Внутренние факторы кризисного финансового развития также подразделяются при анализе на три подгруппы в зависимости от особенностей формирования денежных потоков:

  • а) факторы, связанные с производственной деятельностью;
  • б) факторы, связанные с инвестиционной деятельностью;
  • в) факторы, связанные с финансовой деятельностью.

В процессе изучения перечисленных факторов определяется их влияние на характер кризисного финансового развития предприятия. Количественно степень этого влияния может быть определена с помощью одно- или многофакторных корреляционных моделей. По результатам такой оценки проводится ранжирование отдельных факторов по степени их негативного воздействия на финансовое развитие предприятия. На заключительном этапе осуществляется прогноз развития отдельных факторов, оказывающих наиболее существенное негативное воздействие и вызывающих наибольшую угрозу банкротства предприятия в предстоящем периоде.

В данном рассматриваемом примере можно констатировать все вышеперечисленные факторы, т.к. общая экономическая ситуация в стране и в отрасли в рассматриваемом периоде находилась в глубочайшем кризисе.

  1. ОЦЕНКА КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (предприятии, организации), являющееся угрозой для ее существования, нормального функционирования и конкурентоспособности; опасность банкротства и переломный момент в различных процессах.

Вообще, каждый кризис имеет индивидуальный характер в зависимости от условий и факторов возникновения. Классификация кризисов необходима, так как с ее помощью можно будет определять тот или иной вид кризиса, а это в свою очередь облегчает установление причин. Кризисы разнообразны по своей сути, причинам возникновения и последствиям, а также по подходам к их классификации.

Экономический кризис отражает острое напряжение в социально-экономической системе. Для этого вида кризисов характерен циклический тип развития, который состоит из четырех основных фаз:

1) спад– происходит сокращение объемов производства и деловой активности. Следует отметить, что в различных отраслях такой спад оказывает разное воздействие. К примеру, в отраслях товаров первой необходимости (медицинские препараты, продукты питания и т. д.), производство сокращается в относительно небольших масштабах, тогда как в тяжелой промышленности, металлургии, машиностроении спад бывает довольно ощутимым;

2) депрессия – эта фаза длится в среднем от полугода до четырех лет. Отличается неуверенностью и попытками приспособления к новым условиям. Растет безработица. Начинают сокращаться издержки, прекращается падение цен, товарные запасы начинают реализовываться, а также происходит обновление основного капитала;

3) оживление – фаза восстановления. Характеризуется подъемом цен, производства, капиталовложений. Снижается уровень безработицы, а заработная плата увеличивается. В первую очередь оживление охватывает предприятия, выпускающие средства производства;

4) подъем – активно возникают новые предприятия и товары. Резко повышается курс акций, облигаций и других ценных бумаг. Однако в этой фазе начинает нарастать напряженность банковских балансов. Подъем экономики на новый уровень вместе с тем готовит ее к очередному периодическому кризису.

В группу экономических кризисов входит несколько разновидностей: финансовые, структурные, кризисы производства, кризисы потери конкурентных преимуществ. Конечно, можно выделить еще виды, но это наиболее часто встречающиеся. Рассмотрим некоторые из перечисленных, характерных для данного предприятия.

Структурный кризис — порождается глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей. Это, как правило, длительный, затяжной кризис, который по сути своей не носит циклического характера.

Кризис потери конкурентных преимуществ – очень актуальный для нашего времени вопрос, поскольку конкуренция – это определяющее слово на мировом рынке. С этим кризисом рано или поздно сталкиваются все фирмы и предприятия. И если раньше восстановиться было сравнительно легко, то сейчас такой кризис может стать губительным. Потеря конкурентных преимуществ означает переключение спроса потребителя на другой вид продукции. Следовательно, приходится ограничивать темпы производства или вводить новые технологии и инновационные

Промышленный кризис – острые затруднения в сфере промышленности, связанные прежде всего с отсутствием спроса на отечественную продукцию и изношенностью технических ресурсов. Отечественным предприятиям приходится выживать в условиях жесточайшей конкуренции со стороны зарубежных фирм. Это происходит по нескольким причинам:

1) техническое оснащение предприятия может стать причиной серьезного кризиса, поскольку, как правило, замена оборудования требует больших материальных затрат. Кроме того, новая техника имеет другое устройство и для эффективного использования нужно обучать работников, что тоже требует затрат;

2) устаревшее оборудование не позволяет в некоторых случаях производить продукцию, соответствующую общепризнанным стандартам, что также снижает спрос на нее;

3) чисто психологический фактор – население не доверяет отечественному производителю, несмотря на то, что во многих случаях продукция ничем не отличается. Все это резко сокращает спрос, а значит и прибыль предприятия.

Кризис потери конкурентных преимуществ – очень актуальный для нашего времени вопрос, поскольку конкуренция – это определяющее слово на мировом рынке. С этим кризисом рано или поздно сталкиваются все фирмы и предприятия. И если раньше восстановиться было сравнительно легко, то сейчас такой кризис может стать губительным. Потеря конкурентных преимуществ означает переключение спроса потребителя на другой вид продукции. Следовательно, приходится ограничивать темпы производства или вводить новые технологии и инновационные структуры.

Кризис на данном предприятии можно охарактеризовать как промышленный кризис или кризис производства и потребления. Это становится очевидным из статистических данных Международного института гуманитарно-политических исследований по Волгоградской области за тот период.[1]

В 1994 году предприятия всех форм собственности произвели продукции на 5,3 триллиона рублей. Объем промышленной продукции, исчисленный в сопоставимых ценах по индексу физического объема, снизился на 22%.

Наиболее критическая ситуация сложилась на предприятиях машиностроения и металлообработки, где снижение по сравнению с 1993 годом составило 55%. В 1994 году в среднем ежемесячно останавливали свои производства 128 промышленных предприятий (в 1993 г. — 76).

Ежемесячно в течение года около 1/4 работников останавливающихся предприятий находились в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы. В связи с критическим положением в промышленности уволено 8,9 тысячи человек, в том числе с машиностроительных предприятий — 7,5 тысячи человек. К примеру, на ВГТЗ было уволено 4728 человек, а вынужденных отпусков было 38 074, что превышает количество всех работающих на предприятии, а это означает, что многие отправлялись в отпуска не один раз.

В 1992 — первой половине 1993 года основной причиной остановок предприятий главной Волгоградской отрасли — машиностроения была необеспеченность материальными ресурсами. Во второй половине 1993 года возрастает (до 66%) доля потерь из-за трудностей сбыта. В 1994 году более половины простоев было вызвано трудностями сбыта из-за неплатежеспособности потребителей, 21% — финансовыми осложнениями, 27% — отсутствием материальных ресурсов. Почти на всех предприятиях отрасли работа по созданию новой продукции не только не ведется, но и не предусматривается в ближайшей перспективе.

На промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятиях задерживается выдача заработной платы (на первое января задолженность составила 65,6 миллиарда рублей), часто — на несколько месяцев (43% — более одного месяца).

В 1994 году наблюдалась тенденция опережения темпов роста расходов населения над доходами при заметном сокращении свободных денег на руках у населения.