Написание творческих эссе. Творческое эссе является обязательной формой самостоятельной работы и представляет собой текущую форму контроля успеваемости студентов и освоения ими материала. В эссе должны быть четко и грамотно сформулированы основные положения, структурирована информация, использованы основные категории анализа и критики, должны быть выделены причинно-следственные связи, иллюстрированы понятия соответствующими примерами, аргументированные выводы. Одна из главных целей – овладение научным стилем речи.
Творческое эссе в виде контрольной работы должно быть основано на учебной и научной литературе. Рекомендуется привлекать научные (монографии, статьи из специализированных журналов «Отечественная история», «Новая и новейшая история» и др.; материалы научных конференций) и учебные материалы (всего не менее 5 источников).
В работе обязательно должен быть научный аппарат, оформленный в виде сносок внизу страницы или в квадратных скобках с указанием номера в списке литературы и страницы текста из научной или учебной литературы [1: 167]. Правила оформления списка литературы См. Приложение 1.
Оформление текста: Объем до 15 000 знаков, формат doc, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1.5; выравнивание по ширине; поля мм со всех сторон; ориентация страницы: книжная, абзац 1,25.
К контрольной работе прилагается отчет об оригинальности выполненного задания через сайт
www
antiplagiat
Критерии оценки по следующим критериям: уровень собранной библиографии, подача материала, аргументация оценок и выводов, критический подход к материалу, владение культурой цитирования (См.: Приложение 2).
Максимальная оценка эссе – баллов.
-
«Может ли историк быть объективным?» -
«В современной философской науке выделяют три типа цивилизации. Первый – непрогрессивные цивилизации, связанные с природным циклом. Второй – восточная цивилизация, наиболее распространенный символ которой — «человек на лодке без весел». Третий – западная цивилизация, цивилизация прогресса и движения вперед. К какому типу цивилизации относится Россия? Аргументируйте свой ответ». -
«Самодержавие или сословная монархия? От чего и от кого зависел выбор пути развития российской государственности в XVI в.?» -
Период политической раздробленности Русских земель – это закономерный, неизбежный этап в развитии феодализма по восходящей линии. Как любое историческое явление раздробленность имеет положительные и отрицательные стороны. Перечислите их, дайте им научный анализ и оценку. -
Современные историки обнаруживают черты восточной деспотии в формировании Московского государства. Одна из них – это формирование подданнического типа политической культуры. Продолжите перечисление черт восточной деспотии. Объясните причины централизации Московского государства по сценарию восточной деспотии. -
С.Г. Пушкарев полагает, что политический строй централизованного Российского государства сложился под влиянием византийской церковно-политической культуры. Найдите в истории России, истории ее представительных органов (Боярской думы, земских соборов) факты, поддерживающие теорию С.Г.Пушкарева. -
Правление Ивана Грозного являет собой два этапа: реформ (Избранная Рада) и контрреформ (опричнина).28 стр., 13740 словКольцова Н.И. Пособие для подготовки к написанию эссе
... излагая подобную зрения, ибо человек, будучи частью природного мира полноценно развиваться и жить может только в обществе подобных ему людей, так как сознание, речь формируются у человека в течение жизни, ... Ростове-на-Дону в конце 90-х обнаружили девочку по имени Наташа, которая в свои 7 лет не могла говорить, ходить на ногах, не одеваться, ...
Приведите другие примеры алгоритма «реформы и контрреформы» в истории российского государства.
-
Прокомментируйте слова Петра I об Иване IV: «Сей государь (Иван Грозный) есть мой предшественник и образец; я всегда представлял его себе образцом моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел еще в том столь далеко, как он. Глупцы только, коим не известны обстоятельства его времени, свойства его народа и великие его заслуги, называют его мучителем». Какие общие черты вы можете найти в политике этих двух государей. Какие события разворачивались в России после их смерти. -
Проанализируйте следующее высказывание Н.Я. Эйдельмана: «В начале XIX века друг императора Александра I аристократ Александр Воронцов, рассуждая о «затейке верховников», говорил, что планы «верховников» были мудры и разумны: «по крайней мере, не солдатство престолом распоряжалось…». Воронцов сравнивал поведение гвардии в XVIII веке с поведением древнеримских императоров по принципу «кто больше им денег даст»». -
В поэме Н.А. Некрасова семь мужиков задаются вопросом «Кому на Руси жить хорошо?» -
Кому живется весело, Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу.Купчине толстопузому! — Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился, И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю…
-
А кому в СССР было жить хорошо? -
Советская цивилизация – это исторический феномен или продолжение российской империи. Выскажите свое мнение. Дайте аргументированный ответ. -
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Этой поговорке уже более четырехсот лет. Она появилась в конце XVI века, вероятно, после первой отмены права перехода крестьян от владельца к владельцу. Историки спорят: был ли специальный царский указ в 1581 г., который отменил «правило Юрьева дня», или эта отмена проходила административным порядком. Неизвестно и то, к какой именно бабушке обратился безымянный автор. Но поговорка прижилась и обозначала часто повторяющуюся ситуацию – высшая власть неожиданно меняет «правила игры». При этом положение населения ухудшается. -
В связи с какими событиями новейшей истории нашей страны россияне могли бы вспомнить эту поговорку? -
«
Может ли теория «Москва – Третий Рим» стать основой для создания национальной идеи современной России?»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
История экономики России
... распределения, а затем стала поступать в распоряжение МТС. «Частичная натурализация хозяйственных отношений» История экономики России. Учебное пособие / Под ред. Иванова С.-М.:-ИВЦ «Маркетинг» ООО «Издательство ... на собственные силы в условиях значительной экономической изоляции. В-третьих, трудно сказать, насколько реальной была опасность близкой войны. Во всяком случае, в представлении ...
Примеры оформления библиографического списка1
, Примеры оформления библиографического списка1
, I. Однотомные издания
1.1. Книга одного, двух, трех авторов
Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования [Текст]: Учебное пособие / И.Ф.Девятко. — М.: Университет, 2002. – 295 с.
1.2 Книга под заглавием
История методологии социального познания. Конец ХIХ – ХХ вв. [Текст] / Под ред. В.Б.Власовой. М.: Socoinet, 2001. – 247 с.
1.3. Сборник трудов
Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. [Текст]: сб. ст. / Рос. АН, Ин-т всеоб. ист.; под ред. Ю.А.Писарева. М.: Наука, 1994. – 302 [1]с.
II. Многотомные издания
2.1. Документ в целом
Всемирная история экономической мысли: в 6 т. / Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова; редкол.: В.Н. Черковец (гл. ред.) [и др.]. – М.: Мысль, 1987. – 6 т.
2.2. Отдельный том
Всемирная история экономической мысли: в 6 т. Т. 6. Экономическая мысль социалистических и развивающихся стран в послевоенный период / Е.Ф. Авдушкин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 781 с.
III. Неопубликованные документы
3.1. Диссертации
Ермолаев, А.М. Обоснование способов и средств эффективного проветривания тупиковых выработок угольных шахт: дисс. … д-ра техн. наук: 25.00.20: защищена 30.04.04. – Кемерево, 2004. – 317 с.
Вишняков, И.В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности: дисс. … канд. эконом. наук: 08.00.13: защищена 12.02.02: утв. 24.06.02. М., 2002. – 234 с.
IV. Электронные ресурсы
4.1. ресурсы локального доступа
Цветков, В.Я Компьютерная графика: рабочая программа [Электронный ресурс]: для студентов заоч. формы обучения геодез. и др. специальностей. – Электрон дан. и прогр. – М.: МИИГАиК, 1999. – 1 дискета. – Систем. требования: IBM PC, Windows 95, Word 6.0. – Загл. с экрана. – № гос. регистрации 0329900020.
под заглавием
Электронная коммерция в туризме
... функционирования системы электронной коммерции. Основу функционирования системы электронной коммерции составляют электронные (виртуальные) магазины. Электронные магазины представляют собой реализованное коммерсантом представительство в сети Интернет ... всех вышеперечисленных устремлений личности является путешествие. Неудивительно, что туризм сегодня является нормой жизни, а также одной из ...
Всеобщая история. История нового времени [Электронный ресурс]: [учеб.–метод. пособие]. – М.: 1С-Паблишинг, 2005. – 1 компакт-диск: зв., цв. – Загл. титул. с экрана. – Электр. версия печ. публикации.
4.2. Ресурсы удаленного доступа
Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон. Дан. (5 файлов, 178 тыс. записей).
– М., [1999]. — Режим доступа: http
://
www
gpntb
/
win
/
search
/
help
/
cat
html
. — Загл. с экрана.
V. Составные части документов
5.1. Статья из…
… книги или другого разового издания
Иванов, Б.Ю. Горное управление [Текст] Горная энциклопедия. М., 1986. – Т. 2. С. 118-119.
… периодического и продолжающегося издания
Тырсенко, А.В. Андре шенье и Французская революция конца XVIII в. [Текст] / А.В. Тырсенко Новая и новейшая история. – 1994. № 4-5. — С. 80-93.
Чернышова, О.В., Комаров, Ю.Д. Церковь стран Северной Европы на пороге XXI в. / О.В. Чернышова, Ю.Д. Комаров Новая и новейшая история. – 1993. № 2. — С. 20-35.
Чубарьян, А.О. О кризисе российской исторической науки: что это – свидетельство упадка и дегрдация или рождение нового качества? [Текст] / А. Чубарьян Независимая газета. № 11. – 1998. – ноября. – С. 4.
5.2. Раздел, глава
Дунаевский, В.А. Становление и развитие советской историографии нового и новейшего времени стран Европы и Америки [Текст] Историческая наука в ХХ веке. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки: учеб. пособие для студентов / И.П.Дементьев, А.И. Патрушев. – М.: Простор, 2002. – Гл. 1. – С. 15-39.
5.3. Рецензия
Блуменау, С.Ф. Документы истории Великой французской революции. Т. 2. М.: изд-во Московского университета, 1992, 352 с. [Текст] / С.Ф. Блуменау Новая и новейшая история. – 1993. № 2. С. 202-205. – Рец. на кн.: Документы истории Великой французской революции [Текст]: в 2 т. М.: изд-во Московского университета, 1992 — 352 с. – Т. 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рецензия , Рецензия
Название работы:
Автор работы: студент (-ка)_____ группы _______________________________________ (Ф.И.О.)
Рецензент: студент (-ка)_____ группы __________________________________________ (Ф.И.О.)