23.03.2004
Глядя в прошлое, можно гордиться экономической наукой, печально осознавать современное ее состояние. Каково же у нее будущее?
Экономическая наука была ведущей в деле просвещения, образования народа. Теперь она стала не безосновательно объектом почти всеобщей критики. На самом же деле все это относиться не ко всей экономической науке, а только к господствующей ее парадигме, носителем которой был ведущий центр образования страны.
Последняя половина века характеризовалась острым противостоянием экономических идей. Сейчас прошлую полемику следует оценить как неадекватную обстоятельствам обсуждавшихся идей. Она была «бурей в стакане воды», а теперь наступил настоящий кризис экономической науки. Мнение большинства — не видно путей выхода из тупика.
Экономическая наука характеризуется не только тем, что на слуху у всех, но и многими процессами, которые не привлекают внимания общественности, не имеют резонанса. Тем не менее, последние существуют и имеют значение «крота истории», который готовит будущее. Об одном из этих фактов и идет здесь речь.
Оценка состояния не возможна без анализа прошлого. Ретроспектива и перспектива едины. Их основа — тренды и тенденции, которые не всегда очевидны и одинаково осмысливаемые всеми.
Убедившись в бесплодности господствующей философии, ведущие экономисты отреклись от нее, провозгласив лозунг «Обойдемся без философии». В результате начался возврат от фундаментальной теории экономики к доктринальным её формам, которые существует у всех кому не лень. Экономисты МГУ, например, гордятся разработкой доктрины переходной экономики России, а не разработкой адекватной фундаментальной теории экономики. В результате экономическая наука выродилась, падает её значимость, теряется её престиж. Падает экономическая образованность общества. Альтернатива подхода — разработка философского основания экономической науки (экономической эпистемологии) как фактора теоретизации экономических наук, их систематизации.
В прошлом экономисты были в большей мере философами, в том числе и потому, что философией называли тогда науку. Поиск экономистов в большей мере базировался на философском основании. А. Смит был философом, Дж. С. Милль также. Множество иных ее основоположников использовали философию. Иное положение сложилось в XX веке. Триумф философии — XX век, отторгнувший в целом экономистов от философии. Став заурядными профессионалами, экономисты обходятся без философии. Последние полвека — яркое тому свидетельство. Известны только некоторые карикатурные поползновения экономистов на философском поприще. Экономисты перестали воспринимать философию как универсальный метод своего труда. Они передоверили философам разработку данного компонента научной методологии. Поскольку же результаты разработок философов не устраивали экономистов, то они и провозгласили лозунг «Обойдемся без философии». Стандартные курсы философов были признаны достаточными для подготовки экономистов. Своей бесплодностью они отталкивали новые поколения экономистов от философского основания экономической науки. В результате в экономической науке стало нормой философское невежество, и вместо философских главными стали ненаучные факторы. Все это не могло не породить кризиса экономической науки, превращения ее из движущей силы в тормоз общественного развития. Данная её оценка является основой определения путей преодоления её кризиса.
Философия экономики
... В данном реферате мы посмотрим на экономику со стороны философии. 2. Сущность и проблемная сфера философии экономики Каждый человек ежедневно вовлечен в сферу экономической жизни, экономических явлений, ведь ... фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями. Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины ...
Следует считать постулатом мысль о том, что исследования не возможны без методов. Исследователи ответственны за используемые ими методы и должны постоянно вести поиск возможностей совершенствования используемых ими методов. При этом важнейшим компонентом методологии любой науки являются универсальные методы, которые состоят в технологии мышления — фундаменте любого научного поиска. Их обособили в качестве оснований научного поиска и назвали философией. С самого начала философия — специальная наука о науке как основание любого научного поиска. Эта — истина среди тех представителей науки, которые определяли ее прогресс. Они обосновывали свои исследования философскими идеями, творчески ее развивали. Это было свойственно и экономистам и данный их подход надо восстановить в качестве основания экономической науки.
Экономический факультет МГУ был лидером экономической науки страны. Он обходился без философии, давая формальное философское обучение своим питомцам. Сейчас он потерял ведущее положение в стране. Рыночный принцип организации образования характеризуется не только конкурентностью, но и монополизмом. Возникли другие ведущие центры экономической науки с помощью внерыночных факторов. Не стоит уповать на рыночные принципы как основу восстановления ведущей роли экономической науки. Таковыми будут скорее общеисторические тенденции общественного прогресса. Главным из них следует считать рост рационализма, интеллектуальности, значения инноваций в общественной жизни и т.п. Инновация — постоянный, перманентный, динамичный принцип современного рынка и пострынка, в том числе образовательного. Особое значение имеет философское основание экономической науки.
В 1958 году студенты экономического факультета должны были изучать историю философии. Ее отменили к нашей общей радости. Нам повезло — не разумно давать ее и сегодня. Всех экономистов надо научить философствовать. И к решению этой задачи нельзя допускать профессиональных философов, поскольку они главные враги философии.
Необходимость экономической науки для современного человека
... Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так макроэкономика – это изучение крупномасштабных экономических ... хозяйство. Я считаю, что знание хотя бы некоторых аспектов экономической науки поможет в жизни. Если мы хотим ... безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики. Она призвана определять, как максимально ...
Следует учесть и такой фактор. По Болонской декларации главной научной степенью становится доктор философии вообще или по каждой науке. Сегодня доктора философии в развитых странах являются фиктивными в виду того, что они не имеют ни малейшего представления о технологии использовании философии в любой науке, в том числе и экономической. Но докторам философии Запада это и не нужно в виду их монопольного положения в мире. Нашим же докторам философии архиважно быть настоящими докторами философии. И такая возможность имеется. Экономический факультет мог бы учебно проэкспериментировать эту версию обучения студентов. Если экономический факультет МГУ хочет восстановить свое лидерство в экономической науке, то он должен восстановить философское основание экономической науки. При этом он может воспользоваться результатами исследований его питомцев.
Как великовозрастному студенту-производственнику с двумя техническими профессиями и деревенским происхождением, мне было тяжело постигать экономику. Я не понимал многого, а памятью взять не мог. С тех времен искал возможности поумнеть, овладеть мудростью, научиться мыслить, философствовать. И нашел все нужное у великих философов прошлого. Сначала для себя обобщил находки, а затем издал для других версию синтеза «Философии», «Самоучителя мышления», «Философского основания теории». Апробировал эту ее парадигму в книгах по фундаментальной теории экономики, в общих теориях денег и материальных производительных сил общества (ранее это была обычная тема экономического курса).
Разработан учебно-методический комплекс в форме компьютерного компакт-диска «Самоучитель философствования». Все это позволяет студентам легко и просто овладеть могуществом философствования. Ставших же экономистов рационально не обучать экономической эпистемологии — бесплодно и бесполезно. Учить легко, а переучивать нельзя. Но пагубно лишать будущности новые поколения экономистов только потому, что их педагоги не способны преодолеть психологический барьер неприятия новых для них идей и воспринять технологию философствования.