Аспирантка кафедры
«Информационные технологии»
Москва, 2012.
Новая экономика как феномен возникла под влиянием прогресса , поэтому в значительной степени определяется последним. Роль его невозможно переоценить, так как именно на технических достижениях основываются те свойства, которые позволяют говорить о становлении новой экономики как таковой.
В статье [1] описываются основные направления развития информационно-коммуникационных технологий, которые вместе предопределили рождение новой экономики. В их числе многократный рост производительности вычислительной техники, скорости передачи данных и емкости носителей при уменьшении объемов, что сопровождалось таким же многократным удешевлением приобретения и эксплуатации технических средств и сервисов. Эти процессы спровоцировали лавинообразный рост инвестиций в разработку самых различных сфер приложения: от программ мгновенного обмена сообщениями до средств видеоконференцсвязи, от офисных редакторов до программ осуществления сложных вычислений, а также средств автоматизированного управления, разрабатываемых непосредственно для нужд корпоративных пользователей. Таким образом, кроме повышения доступности высокоэффективного аппаратного обеспечения компании получили возможность оптимизации управленческих процедур.
С течением времени все больше функций управления вовлекаются в такие системы. Если сначала осуществлялась только автоматизация учета (например, бухгалтерские системы, системы складского учета), то потом появилась возможность интегрировать планирование и контроль (системы планирования ресурсов предприятия с возможностью мониторинга текущего состояния).
Современные же системы высокого уровня позволяют осуществлять целеполагание и поддерживать обратную связь. Это основано на реализации нечеткой логики, формировании баз знаний и применении искусственного интеллекта. Такие системы не только освобождают сотрудников компаний от рутинной работы (как физической – в диспетчерском управлении технологическим процессом, так и умственной – в целеполагании), но и позволяют повысить скорость, надежность и снизить риски человеческого фактора. При этом максимальный эффект может быть достигнут, если действительно является корпоративной, т. е. охватывает все аспекты деятельности компании, включая стратегическое целеполагание и стратегическую обратную связь, реализованную на основе интеллектуальных технологий.
Налоговая система РФ на современном этапе
... современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути совершенствования, определяются налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции. Глава 1. Налоговая система России на современном этапе 1.1. Налоговая система 90-х гг. Налоговая система ... программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств ...
Вторым технологическим столпом новой экономики можно назвать глобальную сеть Интернет одновременно как источник и передатчик информации для экономического агента. Большей частью именно Интернет предоставляет те информационные потоки, которые качественно изменили характер экономической деятельности. Здесь следует отметить огромные возможности реализации в самом широком понимании: изучение рынка (как потребителей, так и конкурентов), формирование потребительски ценного предложения, его продвижение, получение обратной связи. Технически это реализуется через тематические сообщества, форумы, в меньшей степени через сайты компаний.
Привнесение Интернет-технологий в корпоративные информационные системы и интеграция последних в глобальное сетевое пространство порождает качественно новые возможности в экономике – сетевой механизм координации. Он представляет собой коммуникации по принципу «все со всеми» внутри некоторого сообщества, которое имеет согласованную систему целей.
В целом, согласно исследованию [4], сетевой механизм координации не является абсолютным новшеством, он есть основа взаимодействия в малых группах. Однако при формировании индустриального общества данный тип экономической коммуникации становится неэффективным, и на смену ему приходит иерархический механизм координации внутри предприятия и рыночный – для распределения ресурсов между ними и покупателями. Это происходит из-за увеличения размеров как компаний, так и рынков. Ввиду этого для иерархического механизма характерна преимущественно однонаправленная директивная прямая связь. Однако рыночный механизм координации автором упрощается и сводится только к распространению и реакции на ценовые сигналы, что представляется неверным, ибо, как известно, источником рыночной власти, к которой стремятся все компании, является именно неценовая информация, в частности связанная с продукта.
Однако, несмотря на не вполне корректное описание рыночного механизма, автор предлагает весьма многообещающие модели сетевого механизма координации, реализованного на базе современных информационно-коммуникационных технологий. С помощью использования специализированных модулей корпоративных информационных систем, называемых Управление цепочками поставок, а также других средств автоматизированного заказа, например, через сайт компании, снимается неопределенность в потребностях покупателей: компания производит именно то и именно столько, сколько этого требуется, причем фактически продукт уже приобретен. При все большего числа компаний в подобного рода координирующуюся систему возникает сетевой эффект: интеграция в нее не просто выгодна, но жизненно необходима для всех, а выход – экономически невозможен.
Для практической реализации данного механизма необходимо обеспечение прозрачности бизнес-процессов всех связанных компаний. При интеграции вперед, т. е. с покупателем, последний размещает заказ, который автоматически учитывается при планировании производства (Cisco Systems).
При интеграции назад, т. е. с поставщиком, компания предоставляет ему доступ к информации о собственных запасах и дает право самостоятельно поддерживать их необходимый уровень () [4].
Принципы современного менеджмента на примере ОАО «Нефтяная ...
... В состав Компании входят следующие основные предприятия нефтепродуктообеспечения (НПО): ООО "ЛУКОЙЛ-Адыгея" ООО "ЛУКОЙЛ-Астраханьнефтепродукт" ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепродукт" ООО "ЛУКОЙЛ-Вологданефтепродукт" ООО "ЛУКОЙЛ-Кировнефтепродукт" ООО "ЛУКОЙЛ-Коминефтепродукт" ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" ООО "ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт" Важным ...
Описанная тенденция может служить подтверждением идеи, что сетевая экономика уже не является рыночной, т. к. устраняются основы рынка как такового – сведение воедино продавцов и покупателей и неопределенность. При постоянной тесной интеграции уже нет необходимости в их встрече, равно как нет и неопределенности.
Тем не менее, очевидно, что механизм заказа может иметь хоть и широкую, но все же ограниченную применимость: он неактуален для новых продуктов и услуг, о существовании которых потребитель еще не знает. И чем более инновационным является продукт, тем меньше шансов получить на него заказ. Тогда, несмотря на возможность координации, в экономике все же должно остаться место рынку с его неопределенностью. При этом сохраняется рыночная закономерность: чем больше степень новизны выводимого продукта, тем в большей степени не определен исход. Особенно неизбежным сохранение рынка представляется, если учесть приоритет инновационного развития в современном мире, усложнение новшеств и все возрастающее ускорение их морального износа.
Тем не менее, возможность координации позволяет сделать бизнес максимально эффективным: в рамках сетевой экономики широкое распространение приобретают такие формы его организации, как кластеры и аутсорсинг. При этом кластер возникает тогда, когда компании добровольно или ввиду рыночной необходимости начинают тем или иным образом составлять единое целое.
Более конкретно под кластером понимают, согласно соответствующей теории Майкла Портера, группу предприятий, конкурирующих между собой и занимающихся развитием неких сходных продуктов таким образом, что имеет место «гонка технологий». При этом кластер может вбирать в себя также и компании – производителей комплектующих в силу конкуренции между ними за право быть поставщиком для успешной компании, уже входящей в него.
Другой чертой организации бизнеса в новых условиях является аутсорсинг. В целом данная бизнес-модель связана с кластерностью через идею повышения эффективности в рамках группы взаимодействующих компаний, однако аутсорсинг представляет данный процесс с несколько другой стороны, а именно как вывод непрофильных за рамки компании, т. е. сужения специализации как основной компании, так и компаний-аутсорсеров. Это должно приводить и приводит при качественной реализации к снижению расходов на выводимый вид деятельности и повышению качества его реализации.
Нет сомнения в том, что высокотехнологичные отрасли будут развиваться и предоставлять все новые и новые возможности для развития экономических отношений. Однако сложно предсказать, как экономические агенты будут использовать эти возможности, какие формы примут экономические отношения. Так, сетевые структуры являются одними из основополагающих свойств новой экономики, однако их возможности трансформации рынка не безграничны. При этом очевидно, что информационные технологии и сетевые структуры будут предоставлять все большие и большие коммуникационные и интеграционные возможности, однако развитие экономических отношений на их базе может развиваться, пользуясь синергетической терминологией, многосценарно.
Аутсорсинг в ВЭД в стратегиях современных нефтегазовых компаний
... пересечения границы этой страны понадобится специальное разрешение. Аутсорсинг вэд может быть также полезен компаниям уже работающим на рынке. Во-первых, работа по агентскому договору предполагает, ... него деятельности, тем самым, повысив рентабельность своего бизнеса. Заказчик получает возможность использовать аутсорсинг ВЭД от опытных сотрудников в области ведения импортных сделок, обеспечить себе ...
Литература
1. , Кузнецова технологии и формирование «новой экономики»
2. Думная рыночная экономика: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 232 с.
3. Думная качества рыночной среды // Мир новой экономики, пилотный номер.
4. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002. – 168 с.
5. Розанова взаимодействия в отрасли информационных технологий: мировой опыт и Россия // Вопросы экономики, 2009 г, №10.