Введение
Я выбрал эту тему, потому что считаю, что она сейчас очень актуальна. Приватизация в России 1990-х годов прошла не так, как предсказывали ее идеологи и организаторы. Был совершен ряд грубейших ошибок. Я считаю необходимым изучить и проанализировать допущенные ошибки.
Первые опыты приватизации в России проводились ещё Петром I. Его указом несколько десятков компаний были переданы частным лицам на льготных условиях. Причины, побудившие его сделать это, заключались в развитии предпринимательского духа в обществе и привлечении частного капитала. Это было одной из основных целей на начальном этапе приватизации в России.
Приватизация — это процесс разгосударствления собственности на средства производства, собственность, жилье, землю, природные ресурсы. Основная причина приватизации некоторых производств или предприятий — необходимость значительного повышения их экономической эффективности. И основной причиной отказа в приватизации того или иного объекта может быть выполнение им политически значимой функции, которая в контексте конкретного региона считается слишком важной, чтобы зависеть от непредвиденных обстоятельств рынка.
Приватизация — это особая, но не единственная форма трансформации собственности. Возможно перераспределение прав собственности без перераспределения экономической власти. Сама приватизация может осуществляться радикально, подчиняя решение политическим целям, или эволюционно, подчиняя цели экономической эффективности. В переходной экономике России, например, наблюдаются тенденции обратной трансформации собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную.
В данной статье будут рассмотрены основные этапы и формы приватизации в современной экономике. Никакая теория не интересна без практики, поэтому давайте рассмотрим пример приватизации в России.
Цель моего исследования — узнать о методологических принципах, формах и характеристиках приватизации в современной российской экономике, найти пути улучшения отношений собственности на средства производства в России.
Для достижения поставленной цели должны быть выполнены
1. Изучение и анализ хода и итогов приватизации в России.
2. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России
3. Нахождение путей решения данной проблемы
1. Формы приватизации собственности
Как показывает мировой опыт, возможны следующие формы приватизации собственности: массовая (ваучерная) приватизация с равным доступом для всех граждан, массовая (ваучерная) приватизация со значительными льготами для инсайдеров, выкуп предприятий администрацией и персоналом, продажа аутсайдерам, прямая продажа, льготное кредитование, через процедуру банкротства, передача акций социальным фондам. Каждый из перечисленных видов приватизации может служить как основным, так и вспомогательным методом.
Экономические институты и собственность в рыночной экономике
... формы собственности в плане позитивности ее влияния на стимулы к труду, динамику и качество экономического развития, состояние производительных сил и их продуктивности. 1. Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйства Институты - совокупность ...
В ходе приватизационного процесса в России в период рыночных реформ использовался самый разнообразный инструментарий продажи (передачи) государственного имущества частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам).
Впервые на законодательном уровне способы приватизации государственных и муниципальных предприятий были определены в Законе «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 3 июля 1991 г.
Основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, стали, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой стороны, корпоратизация, т.е. создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества.
Конкурс и аукцион применялись для приватизации небольших предприятий, а также имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных, действующих государственных и муниципальных предприятий, незавершенных строительством объектов.
Летом 1997 г. был принят новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества». Согласно этому документу при приватизации государственного и муниципального имущества используются следующие способы приватизации:
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
- продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями (вместо не оправдавших себя инвестиционных конкурсов, которые были отменены, как таковые);
- продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
- выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;
- преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
— отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие основные этапы:
Финансирование государственных и муниципальных услуг
... бюджетных учреждений к финансированию оказываемых услуг. 1.2 Источники и способы финансового обеспечения услуг Для оказания государственных и муниципальных услуг учредителю необходимо сформировать государственное (муниципальное) задание на оказание соответствующих услуг в отношении всех подведомственных учреждений. ...
1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием было преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества и продажа, как правило, малых предприятий на конкурсах и аукционах. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и приобретаемого имущества было оплачено приватизационными чеками.
3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На данном этапе надежды, которые еще не оправдались, связывались с появлением «стратегических инвесторов.
Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» был принят 3 июля 1991 г. и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. «Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий» явился основой для интенсификации процесса приватизации. Широкомасштабный процесс приватизации с предписанием количественных планов приватизации по отраслям и регионам развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.).
А указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему ввел процесс приватизации в состояние «технологического потока».
Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим документом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моделью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная методика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий в ходе технической приватизации, проблемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п..
Как известно, стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию (сторона предложения) и распределение приватизационных чеков среди граждан России (сторона спроса).
Жесткий андеррайтинг акций среди инсайдеров, система ваучерных аукционов и система посредников — ваучерные инвестиционные фонды — стали важными элементами этой модели. Его важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности, стало формирование новых институтов: корпоративного сектора экономики (акционерные общества), рынка корпоративных ценных бумаг, системы институциональных инвесторов, а также около 40 млн. формальных акционеров по итогам массовой приватизации.
Массовая приватизация посредством выпуска приватизационных ваучеров позволяет относительно быстро распределять общественные блага среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные сертификаты бесплатно или за небольшую сумму денег, ваучерные системы являются наименее спорным в социальном плане методом приватизации. В то же время права собственности, полученные при таких режимах, не могут считаться полноценным правом частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших сделок или конвертации в деньги.
По курсу «Финансы предприятий» : «Финансовая система Украины ...
... функции и принципы финансов предприятий; провести анализ роли и значения финансов предприятий в финансовой системе. ^ 1.1 Сущность финансовой системы Украины Финансовая система – «форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и ...
Бесплатные ваучеры позволили большинству населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы довольно быстро прошли этап первоначального гарантирования прав собственности. Позитивным моментом также является стремительное начало приватизации наиболее проблемной части государственных активов — крупных промышленных предприятий. В то же время ваучерные системы, исключающие возможность получения доходов от приватизации в бюджет, усугубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.
3. Основные особенности российского процесса приватизации
Особенности процесса приватизации, происходившего в России:
- массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической
- значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
- проведение особого ваучерного этапа приватизации.
В результате чековой приватизации в России произошел передел собственности, предоставлены экономические гарантии невозможности возвращения советской власти. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).
Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также выбранный курс принудительной реализации способствовали проявлению некоторых негативных сторон приватизационного процесса.
Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.
В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у «теневиков». Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.
Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.
Особенности развития корпоративного управления в Российской Федерации
... приватизации в российской экономике возникли десятки тысяч хозяйствующих субъектов, основанных на корпоративной собственности. Корпоративное управление для России было ключевым нововведением. В годы реформ стремительно вспыхнули многие фазы развития корпоративного ... долгами и т.п. В результате резко упал спрос на ... отсутствии правовой базы частной собственности эти процессы проходили с использованием ...
Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы: