Политика «дешевых денег» и стимулирующая фискальная политика
Политика «дешевых» денег проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Ее целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции).
При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению производства и занятости.
стимулирующей фискальной политики
В период спада возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, то есть политике, направленной на экономический рост. Рассмотрим рис. 12-1, где мы предполагаем, что резкое снижение инвестиционных расходов привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике от AD1 до AD2. Возможно, перспективы получения прибылей от инвестиционных проектов стали более туманными, поэтому инвестиционные расходы и совокупный спрос значительно сократились. В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрд дол. — величины, близкой к уровню производства при полной занятости, — до 485 млрд дол. Это падение реального производства на 20 млрд дол. сопровождалось ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы. Такая экономика находится в фазе спада с сопутствующей ему циклической безработицей.
Стимулирующая фискальная политика направлена на ослабление или корректировку экономических спадов и состоит в расширении совокупного спроса путем увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер. На этом рисунке увеличение государственных расходов на 5 млрд дол. или уменьшение индивидуальных налогов на 6,67 млрд дол. (= увеличению потребления на 5 млрд дол.) приводит к возрастанию совокупного спроса от AD2 до AD1 а реального ВВП — на 20 млрд дол.
Что в этих обстоятельствах должно предпринять государство? У него есть три основные возможности проведения фискальной политики: 1) увеличение государственных расходов; 2) сокращение налогов; 3) сочетание первых двух вариантов. Если государственный бюджет сбалансирован, то фискальная политика в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, то есть на превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями.
Государственная политика в области физической культуры и спорта
... к занятиям физическими упражнениями и спортом. В данной работе раскрываются общие положения российского законодательства по физической культуре. 1. Государственная политика в области физической культуры и спорта Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами: непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных ...
политика дешевый деньги фискальный
Увеличение государственных расходов. При прочих равных условиях увеличение государственных расходов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, как показано на рис. 1, — от AD2 до AD1. Чтобы понять, почему это происходит, предположим, что для ослабления спада правительство выделяет дополнительные 5 млрд дол. на строительство шоссейных дорог, систем спутниковой связи и федеральных тюрем. Мы представляем эти дополнительные 5 млрд дол. государственных расходов горизонтальным отрезком между AD2 и пунктирной нисходящей линией, расположенной справа от AD2. При любом уровне цен реальный объем производимого продукта, на который предъявлен спрос (величина спроса), становится на 5 млрд дол. больше, чем до увеличения государственных расходов.
Но кривая совокупного спроса смещается вправо, до AD1, то есть спрос увеличивается больше чем на 5 млрд дол. дополнительных государственных расходов. Это происходит потому, что эффект мультипликатора приумножает первоначальное изменение спроса с каждым следующим циклом новых потребительских расходов. Если ПСП в экономике составляет 0,75, то простой мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса сдвигается вправо на расстояние, в 4 раза превышающее длину отрезка, который представляет увеличение государственных расходов на 5 млрд дол. Данное увеличение совокупного спроса происходит в пределах горизонтального отрезка кривой совокупного предложения, поэтому мультипликатор действует в полную силу и реальный объем производства возрастает в 4 раза. Заметьте, что реальный объем производства подскочил до 505 млрд дол., то есть возрос на 20 млрд дол. по сравнению с уровнем 485 млрд дол., наблюдавшимся во время спада. Одновременно сокращается безработица, так как фирмы вновь нанимают работников, уволенных в период спада.
Снижение налогов. Есть и альтернативный путь: для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо от AD2 до АD1 правительство может снизить налоги. Предположим, правительство сократило индивидуальный подоходный налог на 6,67 млрд дол., в результате чего располагаемый доход увеличился на такую же величину. Потребление возрастет на 5 млрд дол. (= ПСП 0,75 х 6,67 млрд дол.), а сбережения увеличатся на 1,67 млрд дол. (= ПСС 0,25 х 6,67 млрд дол.).
В данном случае горизонтальный отрезок между AD2 и пунктирной нисходящей линией на рис. 12-1 представляет исходное увеличение потребительских расходов, равное 5 млрд дол. Мы опять говорим о «первоначальном», или «исходном», увеличении потребительских расходов, потому что благодаря эффекту мультипликатора оно возрастает в последующих циклах расходов. Кривая совокупного спроса сдвинется вправо на величину, в 4 раза превышающую первоначальное увеличение потребления на 5 млрд дол., обусловленное снижением налогов. Реальный ВВП возрастет на 20 млрд дол. — с 485 млрд до 505 млрд дол., — а это означает, что мультипликатор равен 4. Соответственно увеличится и занятость.
Государственный долг
... структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении [67, 333]. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в ... держателями государственного долга, и должниками по нему. Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки ...
Для одинакового сдвига кривой совокупного спроса вправо снижать налоги надо на большую сумму, чем увеличивать государственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не потребления. Чтобы увеличить первоначальное потребление на определенную сумму, правительство должно снизить налоги на величину, превышающую эту сумму. При ПСП, равной 0,75, для будущего увеличения потребления на 5 млрд дол. налоги должны быть сокращены на 6,67 млрд дол., поскольку 1,67 млрд дол. идет на сбережения (а не на потребление).
Чем меньше величина ПСП, тем большее снижение налогов требуется для того, чтобы добиться определенного увеличения потребления и определенного сдвига кривой совокупного спроса.
Сочетание увеличения государственных расходов и снижения налогов. Правительство может одновременно увеличивать государственные расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый первоначальный рост расходов и в конечном счете увеличить совокупный спрос и реальный ВВП. В экономике, представленной на рис. 1, государство могло бы увеличить свои расходы на 1,25 млрд дол. и в то же время снизить налоги на 5 млрд дол.
При реализации политики дешевых денег, как и стимулирующей фискальной политики, многое зависит (в плане их эффективности) от того, насколько незаняты ресурсы в экономике. Если существует заметная недогрузка мощностей, которые могут быстро ответить увеличением предложения продукции на возросший совокупный спрос, то они дают наибольшую отдачу, разумеется, при условии, что дополнительное денежное предложение пойдет не на прокручивание спекулятивных операций, а на кредитование отечественной экономики.