Практикум и методические указания подготовлены для магистрантов, обучающихся по направлению 081100 Государственное и муниципальное управление по магистерской программе «Государственное и муниципальное управление», соответствуют требованиям ФГОС ВПО, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации февраля 2010 г. № 123., рабочему учебному плану ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», рабочей программе дисциплины «Управление конфликтами».
Цель освоения дисциплины «Управление конфликтами» – формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков в области конфликтологической экспертизы, разработки и внедрения в практику эффективных технологий управления конфликтами в деятельности органов и учреждений государственной и муниципальной власти.
Задачи дисциплины:
- осмысление студентами конфликтологической парадигмы мышления;
- раскрытие сущности механизма возникновения, протекания и урегулирования конфликтов в деятельности органов государственной и муниципальной власти;
- приобретение навыков конфликтологической экспертизы;
- формирование профессиональных навыков создания и применения технологий управления конфликтами.
Планы и задания для практических занятий, Планы и задания для практических занятий, Тема 1 Концептуальные основы исследования конфликтов
1. Проблематика конфликта в истории правовой мысли.
2. Понятие, природа, признаки и субъекты конфликта.
3. Динамика и механизм конфликтов.
4. Типология юридических конфликтов и их социальные, научные и другие функции.
Контрольные вопросы:
- Что такое конфликт?
- Какие науки описывают и исследуют конфликт?
- Как вы понимаете, что значит «управлять конфликтом»?
- Назовите авторов воззрений на конфликт, а затем управление им.
- Каковы основные причины возникновения конфликтной ситуации в организации?
Задание для СРС:
Решите тестовые задания:
Вопрос 1. Какой конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества, эффективности организации?
Особенности управления малым предприятием
... во многих областях управленческого знания. Дипломная работа посвящена изучению российского опыта становления малого бизнеса, особенностям ведения малого бизнеса на местах. Актуальность темы обусловлена ... для реальной работы малого бизнеса - на основе оценки эффективности управления персоналом. Проводимый анализ эффективности управления предприятиями г. «ХХХ» базируется на основании анкетирования ...
1) функциональный;
2) межличностный;
3) групповой;
4) дисфункциональный;
5) личностный.
Вопрос 2. Что такое конфликт?
1) это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможной реализацию ее целей и интересов;
2) это особый вид воздействия руководителя на подчиненного;
3) это массовое столкновение рабочих, вызванное их недовольством по поводу задержки выплаты заработной платы;
4) это специальная мера воздействия на работников, которые не выполняют порученную им работу;
5) наука об умении управлять на производстве.
Вопрос 3. На какой стадии конфликта какое-то внешнее событие приводит в движение конфликтующие стороны?
1) конфликтная;
2) предварительная;
3) разрешение конфликта;
4) предконфликтная;
5) послеконфликтная.
Вопрос 4. Что происходит на послеконфликтной стадии?
1) поиск способов полного разрешения конфликта;
2) накопление и обострение противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия;
3) конфликт интересов на этой стадии принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усугубляет;
4) предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидируется социально-психологическая напряженность и прекращается любая борьба;
5) какое-то внешнее событие приводит в движение конфликтующие стороны.
Вопрос 5. Что происходит, если после выбора форм взаимодействия происходит уход от взаимодействия одной из сторон?
1) потенциальный конфликт;
2) открытый конфликт;
3) отсутствие конфликта;
4) выработка компромисса;
5) закрытый конфликт.
Деловая игра «Жалоба»
Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.
Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников*.
Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам — руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.
Принятие решений в организации
... система принятия решений, роль принятия решений в системе управления Функции принятия решений в методологии процесса управления многообразны и связаны, прежде всего, с решениями: по производству, маркетингу, менеджменту, планированию, организации, мотивации, контролю, распределению власти, разрешению конфликтов ...
Порядок проведения игры
Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.
Студенты получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Кроме того, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.
В ходе игры
1. Учебная группа разбивается на три команды.
Первая команда — руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.
‘Варианты содержания жалоб подбирает преподаватель в зависимости от специализации студентов.
Вторая команда — рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).
Третья команда — эксперты (3-5 человек).
Время на распределение ролей — 5 минут.
Примечание. Состав команд может быть определен по желанию студентов.
2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда).
Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.
Время на подготовку — минут.
3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.
Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен минутами).
После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут).
После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).
Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».
Оценка содержания работы. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15-20 минут).
4. Подведение преподавателем итогов игры.
Бизнес – смысл жизни или увлекательная интеллектуальная игра
... задуманы ранее, устают и психологически и физически. Но если воспринимать бизнес не как смысл жизни, а как увлекательную интеллектуальную игру, в которой бывают как поражения, так и победы, то можно ... труда, но и от самого процесса. И если бы бизнес был смыслом жизни, то после его разрушения было бы очень тяжело подняться, а игру всегда можно начать сначала.
Тема 2 Современное состояние конфликтов в государственном управлении, Тема 2 Современное состояние конфликтов в государственном управлении
1. Конфликты коллизий правовых норм.
2. Юридические конфликты в сфере политики и особенности их развития.
3. Конфликты в сфере прав человека, их природа и виды.
4. Юридические этнические и религиозные конфликты, особенности их динамики и субъектного состава.
5. Международные конфликты: особенности юридического урегулирования и управления конфликтами.
6.Семейные и трудовые юридические конфликты.
7.Конфликты в правоохранительных органах и сфере уголовного судопроизводства.
Контрольные вопросы:
- Дайте определение юридического конфликта.
- Раскройте типологию конфликтов.
- Назовите причины международных конфликтов.