В настоящее время значение страхования возникает в силу следующих обстоятельств:
- Частота и тяжесть стихийных бедствий и других неблагоприятных событий объективно возрастают;
- Новые, сложные риски порождает научно-технический прогресс – от взрывов и пожаров при внедрении новых технологий до рисков, связанных с новыми , генетикой и т.д.
Важно отметить, что это новые риски, опыт управления которыми не наработан;
- Развитие экономики ведет за собой усложнение хозяйственных связей, в то же время известно, что чем сложнее система, тем легче вывести ее из состояния равновесия. Обрыв одной хозяйственной связи (недопоставка продукции вследствие пожара у поставщика) в ряде случаев ставит в критические условия всю цепочку производителей и потребителей. Кроме того, развитие экономики порождает массу новых предпринимательских рисков, особенно в сфере финансового риска (биржевое, банковское дело);
- Для всех стран с общей является проблема старения населения, которая обостряет потребность в защите человека (оказание ему необходимой медицинской помощи и обеспечение достойных доходов в старости).
В таких условиях защиту общества невозможно обеспечить без помощи страхования. Эти проблемы актуальны и для России. Более того, в России объективная необходимость в страховании повышена по следующим причинам:
- Возможность государства и общества по оказанию помощи и компенсации ущерба при наступлении неблагоприятных событий ограничены из-за нехватки ресурсов;
- Производственные фонды большинства предприятий имеют износа, соответственно подверженность различным рискам повышена;
- Во многих отраслях промышленности применяются устаревшие технологии, представляющие опасность для участников производства и окружающей среды;
- Существует определенная социально-экономическая нестабильность общества.
С помощью страхования происходит перенос риска на профессионала – , имеющую соответствующих специалистов по работе с риском. Компенсируя ущерб, страхование обеспечивает непрерывность хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики и тем самым вносит вклад в стабильность национальной экономики . Страховая защита хозяйствующего субъекта, национальной экономики и конкретных членов общества – безусловно главная задача страхования.
Этим влияние страхования на экономику и общество не исчерпывается:
- В процессе страхования мелкие, разрозненные взносы страхователей аккумулируются страховщиком и превращаются в инвестиционный капитал;
- Страхование как отрасль хозяйства представляет собой рынок труда;
- Страхование вносит серьезный вклад в обеспечение платежеспособного спроса в стране, компенсируя страхователю убытки (вместо разбитой машины покупается новая, на месте разрушенного завода строится новый) и оплачивая труд специалистов, занятых в страховании;
- Страхование стимулирует научно-технический прогресс, обеспечивая защитой венчурные, наукоемкие, новые производства. Не каждый предприниматель пошел бы на риск вложения средств в такие проекты без страховой защиты;
- Успешная деятельность страховщиков способствует увеличению части бюджета страны как за счет налоговых поступлений от самой страховой компании, ее сотрудников, так и налоговых поступлений от страхователей, хозяйственная деятельность которых не прекратилась вследствие каких-либо непредвиденных событий, а получила поддержку в виде страховой выплаты;
— Страховая отрасль является одним из крупнейших владельцев информации. Страховыми компаниями накоплены уникальные статистические данные об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. Кроме того, базы данных страховщиков включают информацию о рисках своих клиентах – как юридических, так и . Таким образом, страхование создает уникальные информационные системы , в том числе и на международном уровне .
Организационно-экономическая характеристика и нормативно-правовые ...
... страховой деятельности На территории России страховую деятельность осуществляют более 380 региональных представительств компании. (рис. 2) Группа «АльфаСтрахование» имеет репутацию надежной и устойчивой компании. ... структуры страховой организации и системы управления; изучение правил страхования и анализа развития видов страхования изучение оформления договоров страхования, страховых полисов ...
Экономической сущности страхования соответствуют его функции, выражающие общественное назначение данной категории. Они являются внешними формами, позволяющими выявить особенности страхования как звена финансовой системы. Категория финансов выражает свою экономическую сущность прежде всего через распределительную функцию. Эта функция находит конкретное, специфическое проявление в функциях, присущих страхованию, — рисковой, предупредительной и сберегательной.
Главной является рисковая функция, поскольку страховой риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим хозяйствам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.
Предупредительная функция направлена на финансирование за счет части средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам страхования на дожитие обусловленных страховых сумм. Сбережение с помощью страхования на дожитие связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.
Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше трех специфических функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.
Обязательное страхование в Республике Беларусь
... лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, ... здоровью лиц выполняющих какие-либо общественно-полезные функции или подвергающихся дополнительной опасности. Обязательное страхование возникает при наличии одного из следующих ...
Роль страхования в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного производства проявляется в конечных результатах его проведения: в оптимизации сферы применения страхования; в показателях развития страховых операций; в полноте и своевременности возмещения ущерба и потерь в доходах; в участии временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций, в пополнении за счет части прибыли (дохода) от страховых и других хозяйственных операций доходов государственного бюджета страны.
Современное государство широко использует категорию страхования в форме социального страхования и пенсионного обеспечения для общественной страховой защиты рабочих, служащих и колхозников на случай болезни, потери трудоспособности (в том числе по возрасту), потери кормильца, наступления смерти» Забота государства о возмещении потерь в доходах трудоспособных граждан порождает целесообразность страхового метода формирования и использования страхового фонда социального страхования и пенсионного фонда, хотя страховые взносы (начисления на ) уплачивают не трудящиеся, а предприятия и организации, где они работают. Здесь страховой метод обусловлен имущественной обособленностью предприятий и организаций и необходимостью соизмерения степени участия соответствующих отраслей народного хозяйства и непроизводственной сферы в проведении социального страхования.
Экономической сущности страхования соответствуют его функции, выражающие общественное назначение данной категории. Они являются внешними формами, позволяющими выявить особенности страхования как звена финансовой системы. Категория финансов выражает свою экономическую сущность прежде всего через распределительную функцию. Эта функция находит конкретное, специфическое проявление в функциях, присущих страхованию, — рисковой, предупредительной и сберегательной.
Главной является рисковая функция, поскольку страховой риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим хозяйствам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.
Предупредительная функция направлена на финансирование за счет части средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам страхования на дожитие обусловленных страховых сумм. Сбережение денежных сумм с помощью страхования на дожитие связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.
Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше трех специфических функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.
Сущность и задачи страхования. Страховые санкции
... N 172-ФЗ санкции Санкции - в страховании - меры принудительного воздействия, применяемые к участникам страховых правоотношений - нарушителям страхового законодательства или договора страхования. Категории «санкция», «ответственность», «меры ... и документов, необходимых для заключения договоров страхования, оценки страховых рисков, определения размера убытков или ущерба, и, кроме того, сроки и порядок ...
Роль страхования в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного производства проявляется в конечных результатах его проведения: в оптимизации сферы применения страхования; в показателях развития страховых операций; в полноте и своевременности возмещения ущерба и потерь в доходах; в участии временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций, в пополнении за счет части прибыли (дохода) от страховых и других хозяйственных операций доходов государственного бюджета страны.
Современное государство широко использует категорию страхования в форме социального страхования и пенсионного обеспечения для общественной страховой защиты рабочих, служащих и колхозников на случай болезни, потери трудоспособности (в том числе по возрасту), потери кормильца, наступления смерти» Забота государства о возмещении потерь в доходах трудоспособных граждан порождает целесообразность страхового метода формирования и использования страхового фонда социального страхования и , хотя страховые взносы (начисления на социальное страхование) уплачивают не трудящиеся, а предприятия и организации, где они работают. Здесь страховой метод обусловлен имущественной обособленностью предприятий и организаций и необходимостью соизмерения степени участия соответствующих отраслей народного хозяйства и непроизводственной сферы в проведении социального страхования.
Корженевская Г.М.
«СТРАХОВОЕ ДЕЛО»
Лекции
2009
Тема I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ
Вопросы: 1. Необходимость, экономическая сущность и роль страхования в
современных условиях
3. развития страхования
4. Основные понятия и термины страхования
Вопрос 1 . Необходимость, экономическая сущность и роль страхования в
современных условиях
Страхование имеет длительную историю: возникновения и развития.
В страхование представляет собой экономические отношения по формированию и использованию страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба, причиненного различного рода неблагоприятными событиями. В любом обществе возможны бедствия, влекущие за собой материальный ущерб или иной урон (утрата здоровья, трудоспособности, жизни), нанесенный юридическим и физическим лицам. При этом бедствия подразделяются на две большие группы: 1) природные (главным образом стихийные); 2) общественно-производственные (технические происшествия, т.е. аварии, несчастные случаи и т.д.).
Страхование одна из разновидностей человеческой предусмотрительности, направленной на сохранение материального благополучия при наступлении случайных и непредсказуемых событий.
Страхование – необходимый элемент производственных отношений, выражающий перераспределение средств по поводу возмещения ущерба. страхования состоит в обеспечении непрерывности и бесперебойности процесса производства. Страхование представляет собой механизм защиты от различного рода рисков, требующих значительных денежных средств, которых у потерпевших может и не быть.
Для страхования характерно:
- а) случайный (вероятный) характер наступления чрезвычайных событий;
- б) непосильность ущерба для отдельного гражданина или юридического лица;
- в) создание замкнутости, солидарных отношений между участниками по поводу возмещения ущерба за счет средств страхового фонда;
- г) перераспределение ущерба, как в пространстве, так и во времени;
- д) возвратность мобилизуемых в страховом фонде средств.
Сущность страхования как экономической категории наиболее полно выражается в выполняемых ею функциях. Страхованию присущи следующие функции:
1. Рисковая. Риск как вероятность возникновения ущерба непосредственно связан с назначением страхования. В рамках данной функции происходит перераспределение денежной формы стоимости.
Предупредительная, Накопительная, Контрольная
Вопрос 2. Содержание понятия страховой защиты. Формы организации
страховых фондов
Объективное существование рисковых ситуаций порождает страховые экономические отношения по предупреждению и преодолению разрушительных последствий чрезвычайных событий, а также по возмещению ущерба. Совокупность этих отношений определяет экономическую категорию страховой защиты. Ее сущность заключается в наличии страхового риска и в необходимости защитных мер, которые материально воплощаются в страховом фонде.
В основе страхования лежит идея создания еще до наступления чрезвычайных событий специального фонда, называемого страховым, за счет которого представится возможным возместить ущерб. Поэтому в любом обществе необходим фонд, предназначенный для возмещения потерь, причиняемых случайностями и опасностями, т.е. неконтролируемыми силами. В этом и состоит основное экономическое назначение страхового фонда. Различны на практике и формы образования и использования страховых фондов. Обычно выделяют три:
1. Общегосударственные резервные фонды. Это централизованные фонды, создаются в денежной и материальной форме. Основной источник — . Находятся в распоряжении Совета Министров РБ и нижестоящих органов власти. Предназначены для обеспечения страны необходимыми ресурсами при наступлении чрезвычайных и крупномасштабных неблагоприятных событий.
2. Фонды самострахования. Децентрализованные фонды, создаются субъектами хозяйствования в целях бесперебойности производства, подверженного различным рискам. Имеют денежную и натурально-вещественные формы. Порядок использования предусматривается Уставом хозяйствующего субъекта. Данные фонды играют важную роль, однако им присущи и недостатки: отвлекают из оборота значительные средства; не могут быть созданы в таком объеме, чтобы полностью возместить ущерб и др.
3. Фонды страховщиков. Данные фонды создаются специальными страховыми организациями за счет взносов юридических и физических лиц. Отношения возникают в рамках строго определенного круга участников страхования. Преимущество данной формы организации фонда состоит в том, что ущерб одного участника страхования распределяется на всех участников создания страхового фонда. Так как число получателей средств из всегда намного меньше числа плательщиков страховых взносов, то это позволяет сосредоточить в фонде значительные суммы, гарантирующие реальное возмещение ущерба в рамках законодательства.
Вопрос 3. Обща характеристика развития страхования, Страхование
История развития страхования в Республике Беларусь тесно связана с развитием государства, а также неотделима от СССР и России.
В дореволюционной России страховое дело осуществляли многочисленные предприятия и общества. Ведущую роль играли предприятия коммерческого типа – акционерные общества. Наибольшее распространение в дореволюционной России имело страхование от огня.
Именно в этих целях в 1872 году было учреждено первое страховое общество, которое именовалось Первое российское страховое от огня общество. В течение последующих тридцати лет было открыто по страхованию от огня еще два общества – Второе от огня общества (1835 г.) и «Саламандра» (1864 г.).
Поначалу объем операций этих страховых обществ был весьма скромен. Однако с отменой крепостного права начинается широкое развитие страхового дела, оно активно распространяется на деревню. За короткое время возникает несколько новых страховых обществ.
Необходимые условия для восстановления страхования были созданы лишь после гражданской войны. Декретом СНК от 6 октября 1921 г. «О государственном имущественном страховании» положено начало развитию государственного страхования в Советской России. В соответствии с Декретом повсеместно организовано добровольное имущественное страхование «частных хозяйств от пожаров падения скота, градобития сельскохозяйственных культур, аварий водного и сухопутного транспорта».
В Республике Беларусь государственное страхование организовано на основании Декрета СНК БССР от 3 декабря 1921 г. «Об организации государственного имущественного страхования в БССР». Эта дата считается днем рождения Белгосстраха, который более 70 лет являлся государственным монополистом.
С 1992 г. в республике развился бурный процесс демонополизации, который положил начало формированию национального страхового рынка. В качестве наиболее существенных изменений страхового рынка в 1993-2006 гг. можно отметить закрепление на нем ряда негосударственных страховых организаций, в том числе с участием иностранного капитала, и развитие регулирующей роли государства. По мере развития рынка перечень страховых услуг приобрел классические черты.
В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.
Вопрос 4. Основные понятия и термины страхования
В страховании используют значительное количество специфических терминов. Основные из которых следующие:
Страховщик, Страхователь, Страховое поле, Страховой портфель, Страховой взнос, Страховая сумма, Страховой случай, Страховое возмещение, Страховой полис, Страховое обеспечение, Срок страхования, Страховая оценка
В зависимости от системы страховых отношений, реализуемых в процессе страхования, кроме страхования как такового, выделяют также: сострахование, двойное страхование, перестрахование, самострахование.
Сострахование, Двойное страхование, Перестрахование, Тема 2. ОСНОВЫ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы: 1. . Управление риском
2. Классификация в страховании
3. Формы страхования
4. Франшиза
Вопрос 1. Страховые риски. Управление риском
В страховании под риском понимаются опасность неблагоприятного исхода какого-либо события, явления, процесса.
Риск — это отражение потенциальной угрозы наступления ущерба. Именно ощущение риска и существование связи между риском и ущербом заставляют людей страховаться от наступления неблагоприятного стечения обстоятельств, которые приносит реальные потери.
Риск — это случайное событие, которое наступает вопреки воле человека. Оценка (измерение) риска выполняется с применением теории вероятностей. В страховых отношениях риск существует на всем протяжении действия договора страхования. Он реализует посредством случайных событий или явлений, по поводу которых возникает страховое отношение. Формы и частота проявления риска многообразны, а тяжесть последствий проявления риска различна. Риск – величина непостоянная. Его изменения во многом обусловлены изменениями в экономике, а также рядом других факторов. Поэтому страховщик должен постоянно следить за динамикой риска, вести статистический учет, анализ и обработку собранной информации.
Классификация рисков основывается на различных их характеристиках:
1) причины (род опасности), вызывающие неблагоприятные события. Здесь выделяют техногенные, природные и смешанные риски;
2) по характеру деятельности, с которой они связаны (предпринимательские, финансово-кредитные, профессиональные, транспортные, промышленные и другие риски);
3) по природе объектов, которые подвержены риску (риски нанесения вреда жизни и здоровью граждан и имущественные риски, среди которых особо выделяются риски наступления гражданской ответственности.
Классификация рисков служит основой для классификации видов страхования.
Управление риском — многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Все способы воздействия на риск можно разделить на три группы – снижение, сохранение и передача риска.
Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Это достигается осуществлением предупредительных организационно-технических мероприятий.
Сохранение риска — такой метод управления риском называется самострахованием.
Передача риска — означает передачу ответственности за него при сохранении существующего уровня риска. К данным мерам относят страхование, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.
Управление риском традиционно ассоциируется у многих руководителей, прежде всего со страхованием. Действительно, страхование изначально было наиболее распространенным в мире методом воздействия на риск и в настоящее время остается таковым. В крупнейших развитых странах (США, Япония, ФРГ) ежегодные выплаты страховых премий достигают 7-9 % валового . Страхованием охвачены практически все отрасли деятельности человека.
Вопрос 2. Классификация в страховании
В основу классификации страхования положены два критерия: различия в объектах страхования и объеме страховой ответственности. В связи с этим выделяют две классификации:
-
По объектам страхования (всеобщая).
-
По роду опасности (частичная), охватывающая только имущественное страхование.
Частичная классификация по роду опасности предусматривает выделение следующих звеньев и только в имущественном страховании:
-
Страхование от огня и других стихийных бедствий.
-
Страхование урожая сельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий.
-
Страхование от падежа или вынужденного убоя животных.
-
От кражи, аварий, угона (транспортных средств).
Всеобщая классификация предусматривает деление страхования на
отрасли, подотрасли и виды
подотрасли.
Вид страхования является последним звеном классификации и представляет собой страхование однородных объектов от характерных для них страховых рисков. Каждый вид страхования обычно требует разработки специальных правил проведения страховых операций и расчета соответствующей системы страховых тарифов. В настоящее время число видов страхования исчисляется многими десятками и постоянно возрастает. Например, страхование домашнего имущества: страхование животных; страхование строений, принадлежащих гражданам и др.
В таблице 1 представлена всеобщая классификация страхования, отражающая деление страховых отношений на взаимосвязанные звенья, находящиеся между собой в иерархической подчиненности.
Таблица 1
Классификация страхования по отраслям, подотраслям и видам страхования
Отраслиили |
Личное |
Имущественное |
Страхование ответственности |
|||
Подотрасли |
Страхование от несчастных случаев |
Страхование имущества |
Страхование имущества физических лиц |
задолженности |
Страхование на случай возмещения вреда (страхование гражданской ответственности) |
|
Виды |
страхование жизни, страхование детей, страхование дополнительной пенсии, добровольное и др. |
страхование транспортных средств (наземного, воздушного и водного транспорта), страхование грузов, страхование других видов имущества, страхование финансовых рисков и др. |
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств и др. |
Личное страхование, Имущественное страхование, Страхование ответственности
Особенности проведения операций по страхованию жизни вызывают необходимость дополнительной классификации страховых услуг. В связи с этим по методам расчета страховых тарифов и формирования страховых резервов все виды страхования подразделяются на страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни.
Вопрос 3. Формы страхования
Страхование может осуществляться в 2-х формах: 1) обязательное и 2) добровольное.
Страхование является обязательным, если это предусмотрено законодательными актами РБ, в которых определены виды, условия и порядок проведения страховых услуг.
обязательного
Перечень объектов, подлежащих страхованию;
Объем страховой ответственности;
Уровень (нормы) страхового обеспечения;
Основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании;
Порядок установления страховых тарифов, страховых взносов и некоторые другие вопросы.
Закон определяет круг страховых организаций, которым поручается проведение . Проведение обязательного страхования возлагается, как правило, на государственную страховую организацию. При обязательном страховании достигается полнота объектов страхования. С другой стороны, обязательная форма страхования исключает выборочность отдельных объектов страхования, присущую добровольной форме. За счет максимального охвата объектов страхования при обязательной форме его проведения создается возможность применять минимальные страховые тарифы, добиваться высокой финансовой устойчивости страховых операций.
обязательное государственное страхование
оно может проводиться в отношении жизни, здоровья и имущества государственных служащих;
источником уплаты по такому страхованию являются средства государственного бюджета;
страхователями являются органы исполнительной власти;
операции по такому страхованию могут осуществляться двумя способами: либо непосредственно на основании законов или иных правовых актов о таком страховании указанными в них государственными страховыми или иными государственными организациями, либо путем заключения между страховщиками и страхователями договоров страхования в соответствии с правовыми актами, регулирующими порядок проведения обязательного государственного страхования.
Среди проводимых в настоящее время в Республике Беларусь видов обязательного государственного страхования можно назвать обязательное государственное личное страхование военнослужащих и военнообязанных, сотрудников , МЧС, ветеринарных врачей и др.
Обязательная форма
-
Принцип обязательности (автоматичности) проявляется в том, что страхование является обязательным в силу закона. Соответствующие определяют перечень объектов, подлежащих страхованию, перечень событий, на случай наступления которых проводится страхование, размеры страховых взносов и периодичность их уплаты, размеры выплачиваемого возмещения, права и обязанности страхователя и страховщика.
-
Принцип полноты охвата обязательным страхованием. Суть данного принципа состоит в том, что страховщики, на которых по закону возложено обязательное страхование, должны обеспечить 100%-ный охват соответствующих объектов.
-
Принцип обязательности страховой защиты независимости от уплаты страховых взносов. Если страхователь не внес страховые взносы, а его соответствующим имущественным интересам причинен ущерб, страховщик выплатит ему компенсацию, удержав страховые взносы. В некоторых случаях взносы могут быть взысканы через суд.
-
Бессрочность обязательного страхования проявляется в том, что страховая защита будет осуществляться страховщиком до тех пор, пока у страхователя будет имущественный интерес, подлежащий обязательному страхованию, или пока не будет отменен соответствующий закон.
-
Принцип нормирования ответственности страховщиков позволяет не учитывать индивидуальные особенности объектов страхования и, установив соответствующие нормы, упростить организацию страхового процесса.
Добровольная форма страхования осуществляется на основе взаимного соглашения сторон, т.е. условия определяются договором страхования. Часто при заключении такого договора между сторонами участвует посредник в виде страхового брокера или страхового агента. Договор страхования удостоверяется страховым полисом. для организации и проведения добровольного страхования создает страховое законодательство. Исходя из законодательной базы формируются условия или правила отдельных видов добровольного страхования. Эти правила и условия, разрабатываемые страховщиком, подлежат обязательному лицензированию со стороны органа государственного страхового надзора.
Добровольная форма страхования базируется на следующих принципах.
-
Принцип добровольности проявляется в том, что страхователь заключает договор страхования по собственной воле, а не в силу законодательного принуждения. При этом страхует он только то, что считает нужным и на столько, на сколько позволяют его финансовые возможности.
-
Принцип неполноты охвата физических и юридических лиц добровольным страхованием связан с тем, что не все желают страховаться и имеют на это средства. В свою очередь страховщики устанавливают определенные ограничения при приеме на страхование различных объектов.
-
Принцип ограниченности по сроку страхования. Добровольное страхование имеет, как правило, заранее оговоренный определенный срок страхования. Начало и окончание срока страхования указывается в договоре с особой точностью, так как страховщик несет страховую ответственность только в период страхования. Договор страхования обязательно заключается в письменной форме. По добровольному страхованию можно обеспечить непрерывность страхования при своевременном возобновлении договора на новый срок.
-
Принцип зависимости страховой защиты от уплаты страхового взноса. Добровольное страхование вступает в силу лишь после уплаты страхового взноса (страховой премии).
Причем долгосрочный договор добровольного страхования действует, если взносы уплачиваются страхователем периодически (ежемесячно, ежеквартально) или единовременно (один раз в год).
Договоры добровольного страхования имущества, личного страхования и страхования ответственности являются частью гражданских правоотношений и входят в число возмездных договорных обязательств. По такому договору одна сторона обязана уплатить другой стороне обусловленную сумму взносов. В свою очередь другая сторона готова оказать оговоренную в договоре страховую услугу. По договору страхования услуга состоит в выплате или страховой суммы за последствия произошедших страховых случаев.
Соотношения между применяемыми формами изменялись. Начиная с 1998 г. происходит перевод некоторых видов страхования на обязательную форму, которая позволяет реализовать широкий набор страховых рисков, автоматичность, бессрочность и сплошной охват объектов, применять более низкие тарифы.
Вопрос 4. Франшиза
В ряде случаев правила страхования позволяют страховщику прибегнуть к ограничению своей ответственности по размеру убытков, подлежащих компенсации. Такое ограничение получило название франшизы. Оно заключается в том, что страховщик оплачивает убытки за вычетом определенной части, составляющей обычно тот или иной процент стоимости застрахованного имущества.
Следовательно, франшиза — это часть возможного ущерба, который может быть нанесен имущественным интересам страхователя, не подлежащая возмещению со стороны страховщика, а остающаяся на ответственности самого страхователя. Франшиза, оговоренная в договоре страхования, позволяет обеспечить интерес страхователя в сохранности застрахованного имущества и снизить размер подлежащего уплате страхового взноса. Франшиза может быть установлена в абсолютных или относительных величинах к страховой сумме и оценке объекта страхования, а также в процентах к величине возможного ущерба. Франшиза бывает условной и безусловной. При условной франшизе обязательства страховщика по договору страхования не возникают до тех пор, пока размер ущерба не превысит размера франшизы. При этом страховщик полностью компенсирует фактический размер ущерба независимо от того, в каком размере была установлена франшиза.
При безусловной франшизе страховщик во всех случаях освобождается от ответственности за убытки в пределах установленной франшизы.
Тема 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
Вопросы: 1. Страховое законодательство. Понятие договора
2. Страховой рынок. Страховые посредники
3. Страховой маркетинг
4. Государственное регулирование страховой деятельности
Вопрос 1. Страховое законодательство. Понятие договора
страхования
В отрасли гражданского права нормы о страховании содержатся в законодательных актах, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, ведомственных актах. Действуют важные законодательные акты (декреты и указы) Президента Республики Беларусь.
В Гражданском Кодексе РБ страхованию посвящена целая глава. Основные отношения по страхованию урегулированы Положением о страховой деятельности в РБ, утвержденным Указом Президента РБ от 25.08.2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и Указом Президента РБ от 25.08.2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования». Нормы о страховании содержатся во многих других законах.
По договору страхования
Договор страхования заключается в письменной форме путем выдачи страховщиком страхового полиса.
Существенными условиями договора страхования признаются: объект страхования, размер страховой суммы, страховых взносов и сроки их уплаты, перечень страховых случаев, срок страхования, начало и окончание действия договора страхования.
Договор страхования вступает в силу с момента уплаты первоначального страхового взноса, если соглашением сторон или законодательством не предусмотрено иное.
Вопрос 2. Страховой рынок. Страховые посредники
Демонополизация экономики положила начало развитию отечественного страхового рынка. Содержание страхового рынка, уровень его динамичности и развитости во многом определяет эффективность функционирования рыночной экономики.
Страховой рынок
Страховой рынок
-
как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;
-
как совокупность страховщиков, которые оказывают страховые услуги.
Основаниями страхового рынка
являются: рыночная экономика, многообразие форм собственности, свободное ценообразование — расчет тарифных ставок, наличие конкуренции, свобода выбора, разработка и внедрение новых видов страховых услуг и т.д.
Обязательные условия существования страхового рынка:
-
наличие общественной потребности в страховых услугах — формирование спроса;
-
наличие страховщиков – формирование предложения.
Первичное звено страхового рынка — страховая компания.
На страховом рынке также действуют и другие его субъекты : перестраховочные компании, посредники страховщика — страховые агенты и брокеры (маклеры), различные объединения страховщиков: страховые пулы, союзы и т.д. Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах.
В институциональном аспекте
В территориальном аспекте
Страховой рынок Республики Беларусь начал формироваться в 1990 г. На 01.01.2009 г. в республике функционировало 25 страховых компаний. Крупнейшая из них – Белгосстрах (более 50 % рынка).
Среди негосударственных — наиболее крупными являются «Би энд Би иншуренс Ко», «Бролли», «Купала» и др.
Вопрос 3. Страховой маркетинг, Страховой маркетинг
Распространены два смысловых значения термина страховой маркетинг. Одно определяет маркетинг как функцию страховой компании — ее сбытовую деятельность, направленную на продвижение страховых услуг от страховщика к страхователю. Второе — рассматривает маркетинг как комплексный подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой компании. При этом спрос создается усилиями самой страховой компании и удовлетворяется ею.
Вопрос 4. Государственное регулирование страховой деятельности, Государственное регулирование
Законодательство о страховании имеет комплексный характер и может быть выделено в качестве отдельной комплексной отрасли законодательства, включающей в себя Законы РБ, Декреты и Указы Президента РБ, постановления Правительства РБ, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции органами государственного страхового надзора.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530 «О страховой деятельности в Республике Беларусь» государственное регулирование страховой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством финансов.
Государственное регулирование страховой деятельности производится путем определения:
1. основных направлений государственной политики в области страховой деятельности;
2. порядка осуществления страховой деятельности в Республике Беларусь;
3. процедур регистрации, реорганизации и ликвидации страховых организаций, страховых брокеров и объединений страховщиков;
4. порядка лицензирования страховой деятельности;
6. правил и принципов страхования, перестрахования, тарифной политики;
7. требований к формированию, размещению, использованию страховых резервов и других фондов, обеспечивающих страховых организаций.
При этом Президент Республики Беларусь определяет основные направления государственной политики в области страховой деятельности; вводит новые виды обязательного страхования; ежегодно определяет размер отчислений, порядок и направления использования средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по добровольному страхованию жизни, медицинских расходов, обязательным видам страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением, обязательного страхования гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); согласовывает республиканские программы развития страховой деятельности, порядок инвестирования и размещения средств страховых резервов, принятие в собственность Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций; устанавливает размеры страховых взносов и страховых тарифов по обязательным видам страхования, в том числе ежегодно по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, лимиты ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; осуществляет иные полномочия.
Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции:
- по согласованию с Президентом Республики Беларусь утверждает порядок инвестирования и размещения средств страховых резервов;
- по согласованию с Президентом Республики Беларусь издает решения о принятии в собственность Республики Беларусь долей в уставных фондах, простых (обыкновенных) или иных голосующих акций страховых организаций;
— в соответствии с законами и актами Президента Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере страхования, в том числе для определения случаев страхования ответственности за нарушение договора, осуществляет иные полномочия в области страховой деятельности.
Прежде всего, необходимо отметить, что в целях контроля за соблюдением интересов страхователей, а также создания правовых, организационных и иных условий для деятельности страховщиков различных форм собственности и, в конечном итоге, эффективного функционирования и развития рынка страховых услуг осуществляется государственное регулирование в данной сфере специально уполномоченным на это государственным органом.
В системе государственных органов, призванных обеспечить достижение указанных целей, особое место отводится Министерству финансов Республики Беларусь, которое:
1. определяет условия осуществления страховой деятельности страховыми организациями и их обособленными подразделениями;
2. осуществляет надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;
3. осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представительств, объединений страховщиков, изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы в соответствии с законодательством, согласовывает наименования страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, а также взаимодействует с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации юридических лиц и , включая вопросы постановки на учет, регистрации в качестве плательщика, страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выдачи разрешений на право изготовления печатей, подтверждения факта их уничтожения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530 «О страховой деятельности в Республике Беларусь» в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховых организаций и государства Министерством финансов и его территориальными органами осуществляется государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь.
Так, Министерство финансов в пределах своей компетенции осуществляет:
1. надзор за соблюдением страховщиками, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;
2. надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда;
3. контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдением:
- установленных законодательством нормативов, включая норматив расходов на ведение дела;
- минимального размера уставного фонда;
- соотношений между финансовыми активами и принятыми страховыми обязательствами;
- платежеспособности и финансовой устойчивости;
- структуры и размеров тарифных ставок по видам обязательного страхования, включая размеры отчислений в гарантийные фонды и фонды предупредительных (превентивных) мероприятий;
4. другие функции.
При осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Министерство финансов вправе в установленном порядке:
1. проводить проверки соблюдения страховыми организациями, обособленными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании;
2. давать страховым организациям, страховым брокерам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
3. применять к страховым организациям, страховым брокерам, их должностным лицам санкции за нарушения законодательства о страховании;
4. принимать решения о приостановлении или прекращении действия у страховых организаций и страховых брокеров специальных разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности;
5. обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;
6. получать от страховых организаций, страховых брокеров установленную отчетность по страховой и посреднической деятельности по страхованию, а также иную информацию об их финансово-хозяйственной деятельности, необходимую для выполнения функций надзора за страховой деятельностью, обращаться за получением такой информации в иные , банки, небанковские кредитно-финансовые организации, к другим юридическим и физическим лицам;
7. при необходимости назначать , привлекать для участия в нем экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера;
8. осуществлять иные действия в соответствии с законодательством.
В частности, Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь осуществляет непосредственное регулирование данной сферы.
В его функции входит:
- проведение государственной политики в области страховой деятельности и надзор за ее осуществлением на территории Республики Беларусь;
- регистрация страховщиков;
- определение порядка формирования страховых резервов и иных условий осуществления страховой деятельности страховыми организациями;
- выдача страховым организациям лицензий на каждый вид страховой деятельности;
- регулирование внешнеэкономической деятельности по вопросам страхования;
- обобщение практики страховой деятельности.
Спецификой контроля в страховом деле является контроль со стороны Главного управления страхового надзора Министерства финансов, которое контролирует только деятельность страховщиков, перестраховщиков и страховых посредников. Данный орган государственного надзора за страховой деятельностью осуществляет всесторонний контроль и наделен большими правами согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530 «О страховой деятельности». Его контролирующая функция осуществляется еще на стадии создания страховой организации.
Законодательство предусматривает для страховщиков необходимость после их регистрации и до начала профессиональной деятельности получение специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности. Министерство финансов следит за соблюдением требований законодательства, определяет состав и размеры необходимых финансовых резервов, осуществляет контроль за их сохранностью, проверяет правовые основания проведения тех или иных страховых операций, требует от страховых компаний представления широкой информации о финансовом состоянии.
Регистрация страховщиков и выдача им лицензий производятся на основании заявления учредителей страховой организации с приложением к ему ряда документов, подтверждающих готовность будущего страховщика к осуществлению страховой деятельности. Так, наряду с документами, представляемыми в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь направляются сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера создаваемой страховой организации, а также документы, подтверждающие формирование учредителями страховой организации уставного фонда, минимальный размер которого определяется законодательством в зависимости от того, кто является акционером страховой организации (белорусские участники и (или) иностранные инвесторы) и конкретного вида страхования.
Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 страховщики и страховые брокеры подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов.
Государственная регистрация страховщиков, страховых брокеров, объединений страховщиков, а также внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования, с учетом особенностей, устанавливаемых данным Указом.
Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
1 млн. евро, – для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни;
2 млн. евро, – для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
5 млн. евро, – для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность.
Соответствие размера уставного фонда страховщика минимальному размеру уставного фонда определяется путем пересчета внесенных в уставный фонд денежных средств (в и (или) белорусских рублях) в евро по установленному Национальным банком официальному курсу соответствующей денежной единицы по отношению к евро на дату пересчета.
Уставный фонд страховщика должен быть сформирован его учредителями к дате государственной регистрации полностью.
Часть уставного фонда, соответствующая его минимальному размеру, должна вноситься денежными средствами в иностранной валюте и (или) в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса соответствующей денежной единицы по отношению к евро на дату принятия учредителями, акционерами (участниками), собственником имущества соответствующего решения.
Часть уставного фонда, превышающая его минимальный размер, может быть сформирована путем внесения учредителями страховщика неденежных вкладов в порядке, установленном законодательством и учредительными документами этой организации.
Оплата иностранными инвесторами долей (акций) в уставных фондах страховщиков и страховых брокеров производится исключительно денежными средствами.
После государственной регистрации страховщик должен постоянно иметь на своих счетах в банках Республики Беларусь денежные средства в сумме, соответствующей минимальному размеру уставного фонда.
Имущество, вносимое в уставный фонд страховщика, должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности (хозяйственного ведения), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого страховщика.
Размер вклада каждого учредителя в уставный фонд (доли участника в уставном фонде) страховщика, за исключением вклада (доли) Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц в уставный фонд страховщика, создаваемого в виде , общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, не может превышать 35 процентов размера уставного фонда.
Для государственной регистрации страховщика, страхового брокера наряду с документами, представляемыми в соответствии с законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования, страховщиком, страховым брокером в Министерство финансов направляются сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров этого страховщика, страхового брокера, а также документы, подтверждающие происхождение собственных денежных средств учредителей (участников) страховщика. Профессиональная пригодность кандидатов на указанные должности определяется в порядке, установленном Министерством финансов.
Страховая организация может быть учредителем (участником) других юридических лиц. Общий размер вклада страховой организации в уставный фонд иной не может превышать 35 процентов уставного фонда (за исключением вкладов республиканских унитарных предприятий, осуществляющих страховую деятельность), если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь, и вносится из прибыли, остающейся в ее распоряжении.
Страховая организация, дочерняя (зависимая) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление в Республике Беларусь страховой деятельности, если иностранный инвестор не менее 10 лет является страховой организацией, осуществляющей деятельность согласно праву соответствующего государства.
Квота иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь устанавливается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
При превышении квоты Министерство финансов прекращает регистрацию страховых организаций с иностранными инвестициями и (или) выдачу таким организациям лицензий на осуществление страховой деятельности.
Страховые организации, являющиеся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам и (или) имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных фондах более 49 процентов, могут создавать на территории Республики Беларусь, а также являться учредителями (участниками) других страховых организаций после получения предварительного разрешения Министерства финансов.
Реорганизация и ликвидация страховой организации, страхового брокера осуществляются в соответствии с законодательными актами.
При ликвидации страховой организации выполнение ее обязательств перед страхователями (выгодоприобретателями) производится во внеочередном порядке за счет средств страховых резервов и собственного капитала.
Страховая организация независимо от формы собственности обязана при ликвидации, прекращении действия специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности, а при возбуждении хозяйственным судом в отношении страховой организации – должника конкурсного производства вправе в порядке, установленном законодательством, передать обязательства по договорам добровольного страхования другой страховой организации или произвести расторжение договоров добровольного страхования.
Важно отметить, что страховые организации приобретают право на осуществление страховой деятельности со дня получения соответствующей лицензии. На каждый вид добровольного и обязательного страхования выдается отдельная лицензия в порядке, определенном Министерством финансов. В Приложении к лицензии указывается весь перечень оказываемых страховых услуг.
Одним из факторов формирования цивилизованного страхового рынка является его прозрачность и открытость для общества. И здесь роль государства заключается в создании необходимых правовых и иных условий, обеспечивающих свободное получение всеми заинтересованными лицами информации, касающейся сферы оказания страховых услуг. Так, одним из направлений работы Главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь является обобщение практики страховой деятельности. Реализуя данную функцию, Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь регулярно публикует рейтинг страховых организаций и дает к нему развернутый комментарий, анализирует деятельность страховых организаций Республики Беларусь за год, краткие итоги которой публикуются в открытой печати, представляет широкому кругу общественности иные сведения о работе страховых компаний
А государство, принимая во внимание огромное экономическое, социальное и этическое значение страхования в современных условиях, осознавая ту опасность, которая может возникнуть из-за злоупотреблений в данной сфере, способствует утверждению на страховом рынке компаний, имеющих прочную и безупречную деловую репутацию.
Сочетание на практике всех рассмотренных выше мер государственного регулирования страховой деятельности призвано обеспечить финансовую устойчивость страховщиков, стабильное функционирование страхового рынка и, в конечном итоге, защиту прав и интересов страхователей.
В настоящее время рисковая ситуация на мировом уровне является напряженной в силу имеющих глобальный характер процессов и явлений:
- — возрастают частота и тяжесть стихийных бедствий и других неблагоприятных событий;
- — новые, сложные риски порождает научно-технический прогресс — от взрывов и пожаров при внедрении новых технологий до рисков, связанных с новыми информационными технологиями, генетикой и т.д. Важно отметить, что опыт управления этими новыми рисками еще не наработан;
- — экономический рост ведет за собой усложнение хозяйственных связей. В то же время известно, что чем сложнее система, тем легче вывести ее из состояния равновесия. Обрыв одной хозяйственной связи (например, недопоставка продукции вследствие пожара у поставщика) в ряде случаев ставит в критические условия всю цепочку производителей и потребителей. Кроме того, развитие экономики порождает массу новых предпринимательских рисков, особенно в сфере (скажем, в биржевом, банковском деле);
- — для всех стран с развитой экономикой общей является проблема старения населения, которая обостряет потребность в защите человека, связанную с оказанием ему необходимой медицинской помощи и обеспечением достойных доходов в старости;
- — появляются новые, не известные ранее заболевания человека и сельскохозяйственных животных;
- — плотность размещения производственных объектов, жилья, культурных и исторических ценностей резко повышает возможную кумуляцию риска. Одновременно происходит возрастание стоимости отдельных объектов (например, нефтяных вышек и других сложных ).
В совокупности эти два явления повышают возможность катастрофического ущерба;
- — наконец, нельзя не отметить общий процесс криминализации общества — начиная от культуры (романтизация ситуаций, связанных с нарушением закона) и заканчивая уголовными преступлениями, фактами коррупции и т.д.
В условиях такого усложнения рисковой ситуации проблемы управления риском, в том числе обеспечения страховой защиты, выходят на первый план и приобретают высокую общественную значимость. Эти проблемы актуальны и для России. Более того, в России объективная необходимость в страховании повышена, поскольку:
- — производственные фонды большинства предприятий имеют высокий процент износа, соответственно подвержены различным рискам;
- — во многих отраслях промышленности применяются устаревшие технологии, представляющие опасность для участников производства и окружающей среды.
Эти и другие факторы подтверждают актуальность страхования и повышение его роли на (рис. 1.17).
Опыт стран с развитым рынком подтверждает, что страхование является одним из важнейших методов управления риском. По данным ЕС и США субъекты рынка до 50% средств, расходуемых на защиту от риска, направляют в страхование.
Общественное значение страхования можно рассматривать на микро-, макро- и мегауровнях.
Рис. 1.17.
микроуровне
Физическое лицо путем страхования может защитить свои имущественные интересы, связанные:
- — с владением, пользованием и распоряжением имуществом (принадлежащие гражданам строения, имущество, , животные, предметы искусства и др.);
- — возможностью нанесения ущерба или вреда третьему лицу (гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств, владельцев животных; профессиональная ответственность);
- — жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением человека (медицинское страхование, страхование пенсий, страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование детей и др.).
Каждый гражданин исходя из своей потребности и реальной рисковой ситуации формирует для себя и своей семьи комплект договоров страхования — «страховой зонтик», который нейтрализует или смягчает ущерб при наступлении риска путем его компенсации. В последнее время в странах с развитой экономикой страхование становится способом управления рисками семьи и индивидуального (семейного) финансового планирования. Таким образом поддерживается достигнутый уровень жизни населения.
Специальные исследования в области психологии показали, что в стране, где предприниматели и население имеют «на все случаи жизни», социальная напряженность в обществе значительно снижена.
Юридическое лицо (предприниматель, фирма) так же, как и лицо физическое, посредством страхования защищает свои имущественные интересы, осуществляя, например:
- — страхование зданий, сооружений, оборудования, транспорта, строительно-монтажных рисков, урожая сельскохозяйственных культур, интеллектуальной собственности и др.;
- — страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, за причинение вреда третьим лицам, за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договору и др.;
- — медицинское страхование, страхование выезжающих за рубеж, страхование от несчастных случаев трудового коллектива за счет средств предприятия (как правило, в рамках социального пакета).
Приведенные примеры показывают, что предприниматели также имеют широкие возможности по защите деятельности фирмы от различных видов рисков. Важно отметить, что в отличие от физических лиц предприниматель, защищаясь от конкретных видов рисков, преследует более сложные цели:
- — обеспечить прибыльность бизнеса (или минимизировать убыток) вне зависимости от рисковых обстоятельств;
- — упростить рисковую ситуацию и оптимизировать процесс управления риском фирмы путем переноса на профессионала (страховщика) ряда рисков;
- — стабилизировать денежные потоки фирмы путем уплаты страховой премии, величина которой заранее известна, что освобождает фирму от внезапной необходимости изыскивать средства для компенсации ущерба при наступлении случайных неблагоприятных событий.
Возможность для предпринимателя решить с помощью страхования столь широкий круг задач привела к определению страхования в зарубежной теории как . Если бы фирма не использовала страхование, ей для нейтрализации колебания денежных потоков пришлось бы увеличить размер оборотного капитала или брать кредиты. Страховые компании обладают ликвидным капиталом и более диверсифицированным портфелем рисков, чем фирмы-страхователи, поэтому страхование обходится последним дешевле, чем привлечение заемного оборотного капитала.
макроуровне
Компенсируя ущерб, страхование обеспечивает непрерывность хозяйственной деятельности субъектов и тем самым вносит вклад в стабильность национальной экономики. Снижая неопределенность и конъюнктурные колебания, сглаживают экономические циклы и воздействие кризисов как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Доступность страховой защиты стимулирует развитие производства, торговли и гарантирует сохранение имущественных прав.
В процессе страхования мелкие, разрозненные взносы страхователей объединяются страховщиком в инвестиционный капитал. В странах с развитым рынком страховые компании входят в тройку крупнейших институциональных инвесторов наряду с банками и пенсионными фондами.
Страхование способствует инновационному развитию экономики и стимулирует научно-технический прогресс. При наличии страховой защиты предприниматели внедряют новые технологии, финансируют научные разработки и др. Экономический эффект превентивной деятельности страховых компаний проявляется в улучшении рисковой ситуации. Страховые компании финансируют мероприятия, направленные на снижение риска, прикладные исследования в этой сфере, а также способствуют внедрению результатов исследований в практику (например, повышение безопасности на транспорте, снижение заболеваемости и смертности населения, повышение надежности технических инструкций и т.д.).
Такие программы в ряде случаев имеют социальный характер и способствуют повышению качества жизни населения.
Страхование вносит серьезный вклад в обеспечение платежеспособного спроса в стране, компенсируя страхователю убытки (вместо разбитой машины покупается новая, на месте разрушенного завода строится новый) и оплачивая труд специалистов, занятых в страховании.
С социальных позиций значение страхования может быть прямым и опосредованным. К прямому можно отнести защиту граждан на случай болезни, утраты трудоспособности, несчастных случаев, , страхование имущества, жилья и другие виды страхования. В современной демографической ситуации полноценное обеспечение в старости возможно только с помощью страхования. Высокие темпы старения населения сделали невозможным даже для стран с развитой экономикой обеспечивать принятые государственные пенсионные обязательства. Реформы, которые проходят во многих странах Европы, направлены в том числе на передачу части пенсионных обязательств от государства населению. Большую роль в этом процессе должны играть страховые компании, осуществляющие страхование пенсий.
Опосредованно страхование влияет на социальные процессы через стабилизацию экономики фирмы. Например, после наступления страхового случая, повлекшего за собой повреждение или уничтожение какого-либо имущества, предприниматель производит восстановление пострадавшего объекта, сохраняя рабочие места и оплачивая стоимость найма рабочей силы, за счет средств страхового возмещения, выплачиваемого страховщиком, что позволяет поддерживать уровень потребления занятых на предприятии работников и их семей.
Важно отметить, что страховая отрасль является одним из крупнейших владельцев информации. Страховыми компаниями накоплены уникальные статистические данные об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. Кроме того, базы данных страховщиков включают информацию о рисках своих клиентов — как юридических, так и физических лиц. Таким образом, страховщики создают уникальные информационные системы в том числе на международном уровне, формируя основы и для страхования, и для других методов управления риском.
мегауровне
- — производства, персонала и гражданской ответственности фирм при вывозе капитала;
- — , соответственно грузоперевозок (страхование грузов, гражданской ответственности перевозчика, страхование ответственности товаропроизводителя);
- — туризма (страхование от несчастных случаев, медицинское страхование выезжающих за рубеж, их багажа, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и др.).
На основе приведенного материала можно сделать вывод, что страхование стабилизирует в стране, обеспечивает надежность денежных потоков, формирует инвестиционный капитал и в итоге создает благоприятные условия для экономического роста.