1.1. Структура предмета административного права
1. Главную составляющую предмета административного права образуют государственно-управленческие или муниципально-управленческие отношения, связанные с руководством различными отраслями и сферами. Отношения по административно-правовому регулированию режимов государственной регистрации, лицензирования, сертификации, стандартизации, аттестации, аккредитации и т.д. Обязательным субъектом этих отношений является орган исполнительной власти. Эти отношения могут быть субординационными и координационными.
2. Внутриорганизационные, служебные управленческие отношения в аппаратах всех ветвей государственной и муниципальной власти. Деловое администрирование.
3. Отношения контрольно-надзорного характера — направлены на обеспечение общественного порядка и безопасности и соблюдение разнообразных правил публичного характера: санитарных, противопожарных, ветеринарных, правил торговли и т.д.
4. Административно-деликтные отношения. Возникают в связи с совершением административного правонарушения, в том числе и административное судопроизводство. Это процессуальные отношения, во многом диспозитивные.
5. Отношения, связанные с процессуальным рассмотрением жалоб граждан на неправомерные действия должностных лиц, то есть административная юстиция, в том числе административное судопроизводство.
1.2. Исполнительная власть
Исполнительная власть, являясь одной из ветвей государственной власти, представлена в государственном механизме органами исполнительной власти. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство России. Конституция РФ. Ст. 110.
На исполнительную власть возложена задача организовывать практическую реализацию законов с помощью аппарата государственного управления во главе с Правительством, который, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Эта цель достигается использованием необходимых властных полномочий.
Сфера действия исполнительной власти включает в себя:
Отношения власти с гражданином;
- Хозяйственную, социальную и правоохранительную сферы, область внешних отношений и интересов;
Отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований.
Так же как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки Котельникова Е.А. Административное право. Ростов-на-Дону, 2003, стр. 17.:
- исполнительная власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;
- исполнительная власть обладает принудительным характером, она делает упор на силу — возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия;
- предметность — наличие правовых, информационных, технических и организационных ресурсов;
- исполнительная власть носит организующий характер.
Исполнительная власть осуществляется только в сочетании с законодательной и судебной, она осуществляется только на двух уровнях: федеральном и на уровне субъектов Российской Федерации.
Реализация законов в рамках исполнительной власти специфична:
- объектами руководящего воздействия являются разнообразные отрасли и сферы (экономическая, социально-культурная, административно-политическая);
- исполнение и применение закона — это организация повседневного и непрерывного управляющего воздействия на эти объекты с учетом их изменения, развития и т.д.
Исполнительная власть — это деятельность повелительно-распорядительного характера, она носит универсальный характер. Основное назначение исполнительной власти — правоприменение, но отдельным органам исполнительной власти предоставлено право принимать нормативно-правовые акты. Органам исполнительной власти контрольно-надзорного характера предоставлено право осуществлять административную юрисдикцию.
Масштабы и характер управленческой деятельности требуют ресурсного обеспечения, поэтому в ведении исполнительной власти находится большой потенциал ресурсов — финансовых, материально-технических, природных, информационных, кадровых и т.д. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы страны, милиция, службы разведки и контрразведки, пограничная служба, уголовно-исполнительная система, отряды ОМОНа, спецназа и др. Органам исполнительной власти предоставлены правовые возможности применять легальное государственное принуждение в соответствии с компетенцией.
Исполнительная власть реализуется сложным иерархически построенным аппаратом с большим числом профессиональных государственных служащих, что несвойственно другим ветвям государственной власти.
Исполнительная власть — это подзаконная организационно-властная деятельность особой группы органов, состоящая в практическом исполнении законов и иных нормативно-правовых актов применительно к разнообразным отраслям и сферам.
1.3. Назначение исполнительной власти
- поддержание публичного порядка и национальной безопасности как необходимых условий для жизнедеятельности человека;
- выполнение общесоциальных функций по руководству наиболее значимыми отраслями сферами;
- создание условий, которые способствовали бы благополучию граждан, общества и государства, а также для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.
- предупреждение;
- административный штраф;
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности №45 ФЗ от 9 мая 2005.
Ст.1.п.1а..
В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, 9. №45 ФЗ от 9 мая 2005. Ст.1.п. 1б.
Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация представляют собой основные административные наказания и на могут применяться в дополнение к другим. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных наказаний. КоАП РФ, ст.3.3.
- доставление;
- административное задержание;
- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
- осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, хранящихся там вещей и документов;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
- медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
- привод;
- временный запрет деятельности №45 ФЗ от 9 мая 2005.Ст.1.
п.36..
Постановление о назначении административного взыскания в виде предупреждения приводится в исполнение самим субъектом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления.
В принудительном порядке постановление о наложении административного штрафа приводится в исполнение судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем направления копии постановления в соответствующую организацию. Если подвергнутое штрафу физическое лицо не работает либо взыскание суммы штрафа из его заработной платы или из иных доходов невозможно, а юридическое лицо не имеет денежных средств на своих счетах, постановление приводится в исполнение судебным приставом-исполнителем путем обращения взыскания на имущество, принадлежащее данному лицу. КоАП РФ ст.32.2.ч.7.
При этом руководствуются правилами, предусмотренными Федеральным законом от 21 июля 1997г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.3591., а также иными нормативными правовыми актами, например, постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002г. № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» СЗ РФ. 2002. № 17. Ст.1677..
Конституция Российской Федерации. 2003.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Новосибирск. 2005.
Сборник законов РФ. 1997. № 30.
Сборник законов РФ. 2002. № 17.
Федеральный закон — № 45-ФЗ от 9 мая 2005 г.
Агапов А.Б. постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М. 2004.
Бахрах Д.Н. О предмете административно права России. // Государство и право. 2003. № 10.
Козлов Ю.М. комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Котельникова Е.А. Административное право. Ростов-на-Дону. 2003.