Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т. е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как правовая категория, бюджет это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расход. Рассматривается бюджет и в материальном смысле. По своему материальному содержанию бюджет это государственный централизованный фонд денежных средств.
Целью моей работы является исследования бюджетного права в системе финансового права Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, определены
- Проанализировать теоретические аспекты бюджета Российской Федерации, как основы финансового права;
- Дать определение понятию бюджет, и выделить его виды;
- Определить механизм бюджетно-правового регулирования в финансовой системе;
Объектами исследования являются: федеральный, региональный и местный бюджет Российской Федерации и их социально-экономические направления.
Информационной базой исследования послужили федеральное законодательство и бюджетный кодекс Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, в которых, в общей сложности, содержится четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
1.1 Бюджет как основа финансовой системы Российской Федерации
Доходы бюджета субъекта Российской Федерации и пути их укрепления ...
... Целью дипломной работы является исследование доходной части бюджета субъекта Российской Федерации и способов ее увеличения на примере бюджета Республики Татарстан. Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации; провести ...
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений.
Финансовые отношения очень многообразны, и для дальнейшего изучения необходимо их классифицировать, разделив на отдельные группы, которые будут иметь сходные свойства, отличаться однородностью, и систематизировать, выявив взаимосвязи между составными элементами. В процессе выделения составных частей финансовых отношений необходимо найти верный классификационный признак их деления на структурные группы, подгруппы, в соответствии с научным критерием. Первым таким критерием является роль субъекта в общественном воспроизводстве, которая определяет способы организации финансов, наличие, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы — сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами [4, с. 158]
Таким образом, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Чтобы дать точное определение бюджету, я обратилась к понятию «финансов». И выяснила, что финансы — это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.
Глубокие перемены, произошедши в конце 18 века — начале 19 века. В политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение госбюджетов и долгов. Бюджет превратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.
Существует признак бюджета – это плановость. Бюджет (в теории и на практике) — это план государственного хозяйства на предстоящий период. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины 20 века. Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период.
Бюджет как инструмент финансового регулирования
... предыдущего этапа10. Межбюджетное регулирование, как инструмент бюджетной политики. Межбюджетное регулирование - общий замысел регулирования финансовых потоков между уровнями ... исполнение федерального бюджета, является Федеральное казначейство. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов также ... Отсюда становится понятным пассивное отношение дотационных регионов к повышению ка ...
Бюджетные отношения, как и финансовые, осуществляются на базе определённых правовых норм, что нашло отношение в становлении и развитии бюджетного права.
Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 года, в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право». Конституция 1918 года установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы. Содержание бюджета как экономической категории везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов
Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения. И действительно, что можно сказать о стране, бюджет которой имеет огромный дефицит, то есть предусмотренные в нем расходы значительно перекрывают планируемые доходы? Понятно, что в этом случае какие-то инвестиционные проекты останутся на бумаге, кто-то из бюджетников снова не получит вовремя зарплату, а финансовые дыры в одном месте будут лататься за счет образования дыр в других местах. Другое дело — бюджет бездефицитный, а еще лучше, если он с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами.
Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения (примерно 75-80%).
Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. [5, с. 290]
1.2 Формирование бюджета в Российской Федерации
Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. Он служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
- Первый уровень: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- Второй уровень: бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- Третий уровень: местные бюджеты
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации включает:
- федеральный бюджет Российской Федерации;
-
- 21 республиканский бюджет республик в составе Российской Федерации;
- 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
- 1 бюджет автономной области;
- 4 бюджета автономных округов;
- 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
18 стр., 8853 слов
Доходы и расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
... формирования бюджетов субъектов РФ; анализ динамики расходов и доходов бюджетов субъектов РФ в 2012-2015гг.; исследование перспектив развития и совершенствования бюджетов субъектов РФ. Структура курсовой работы. Глава 1. Бюджеты субъектов РФ и их значение, развитие экономических территорий 1.1 Понятие и особенности бюджетов субъектов Российской Федерации Бюджеты субъектов Российской Федерации ...
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:
- Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
- Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
- Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
- Принцип гласности – это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:
1. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов.
2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – экономическая основа реализации принципа развития демократического общества.
3. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики, субъектами Российской Федерации и иными сферами.
4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
Фонд социального страхования Российской Федерации, его правовой ...
... Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде социального страхования РФ (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации».4 Фонд социального страхования Российской Федерации ...
Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 года сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы и реализуют основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах.