Экономика Пермского края: суть, проблемы, перспективы развития

По оценкам специалистов, Россия подошла к порогу дефицита электроэнергии. При умеренном сценарии развития российской экономики к 2010 году превышение национального энергопотребления над генерацией составит более 20 ГВт – при существующих сейчас темпах ввода установленных мощностей. Один из способов отчасти удовлетворить спрос на электричество и тепло — вводить относительно небольшие (до 25 МВт) газотурбинные ТЭС и ТЭЦ (срок строительства — от трех месяцев до года), то есть развивать так называемую распределенную локальную и промышленную энергетику, покрывающую именно местный спрос.

В Пермском крае подобная продукция производится на ОАО «Привод», следовательно, имеет большой потенциал роста.

Таким образом:

— Пермский край обладает конкурентными преимуществами для развития инновационных секторов экономики, к которым относятся: информационно-коммуникационные технологии, производство новых материалов, приборостроение и электротехника, научно-образовательный комплекс, биотехнологии.

  • необходимым условием развития инновационных секторов экономики является создание регионального модуля национальной инновационной системы России;
  • ключевым фактором развития инновационных секторов экономики края является интеграция высшего образования, научных организаций и производственных предприятий.

Глава 2: Ключевые преимущества и проблемы социально-экономического развития края.

2.1.Преимущества развития Пермского края.

Высокий экономический потенциал региона. Экономика региона носит выраженный промышленный характер, значительную долю в которой занимают отрасли, производящие экспортно-ориентированную продукцию: химическое производство, добыча нефти и производство кокса- и нефтепродуктов, металлургическое производство, целлюлозно-бумажное производство. Структура промышленности диверсифицирована. Пермский край является монополистом в России по производству 17 видов промышленной продукции, по ряду продукции занимает одно из лидирующих положений в России. По объему отгруженной продукции (работ, услуг) обрабатывающих производств край занимает 11-е место в РФ, по объему прибыли — 7-е место. Кроме того, регион играет значимую роль в процессе формирования Федерального бюджета, входя в число немногочисленных регионов-доноров, и занимает 10-е место по сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны (84,2 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, 1,8% от общероссийских поступлений, данные 2005г.).

8 стр., 3520 слов

Особенности развития российской экономики в XXI веке

... продукцией. Во всем мире инновационная деятельность рассматривается сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. ... развитие регионов Российской Федерации. 5. Рациональная интеграция России в мировую экономику». ... прогресса. XXI века. В современных условиях развитие науки ...

Край входит в число регионов с быстрорастущими и емкими внутренними рынками и занимает 16 место по обороту розничной торговли в РФ (2-е — в Приволжском федеральном округе).

Существующий спрос создает большой потенциал, как для строительства, так и для сопряженных отраслей. Край обладает возможностями для развития таких инновационных секторов экономики как информационно-коммуникационные технологии, производство новых материалов, приборостроение и электротехника, научно-образовательный комплекс, биотехнологии. Существует потенциал дальнейшего роста малого бизнеса, в том числе в развитии туризма и обеспечении занятости населения. Такой фактор экономики, как трудовые ресурсы, характеризуется более низким, чем в среднем по стране, уровнем безработицы.

Выгодное территориальное расположение. Несмотря на относительную удаленность края как от основных рынков сбыта продукции, так и «полюсов роста международного уровня» (Москва и Санкт-Петербург), территориальное положение является благоприятным. Расположение на пересечении транспортных путей различного вида дает возможность получения синергетического эффекта при активном и комплексном использовании. Через территорию края и краевого центра проходят железнодорожные и автодорожные магистрали, связывающие западную и восточную части страны. Транспортная инфраструктура имеет большой потенциал развития для усиления роли края в межрегиональных и международных интеграционных связях. Сам краевой центр г. Пермь расположен на реке Кама, текущей с севера на юг и являющейся частью Единой глубоководной системы Европейской части России и Каспийского моря, по которой открывается доступ к Каспийскому, Азовскому, Черному морям — на юг Европы и Ближний восток, а также к Балтийскому и Белому морям — на север Европы.

Высокая обеспеченность природными ресурсами. На территории края выявлено и разведано более 1000 месторождений почти по 50 видам полезных ископаемых. Некоторые из них, обладающие уникальными свойствами, имеют распространение только на территории края или могут быть отнесены по своей значимости к общероссийским, например, единственное в России (второе в мире) Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, промышленные запасы которого составляют 3,8 млрд. тонн руды, Сарановское месторождение хромовых руд, россыпи высококачественных алмазов в бассейне р. Вишера. Край обладает значительными лесными ресурсами.

Энергоизбыточность региона. Пермский край — один из немногих регионов, где сохраняется резерв генерируемых мощностей в условиях прогнозируемого энергодефицита, реализуется стратегия создания мощного экспортноориентированного энергетического сектора. Порядка 17,2% производимой в крае электроэнергии экспортируется за пределы региона.

Высокий интеллектуальный потенциал региона сформирован наличием мощной образовательной и научной базы — сетью высших учебных заведений, а также большим количеством крупных промышленных высокотехнологичных производств, кадровый состав которых в значительной мере состоит из образованных и высококвалифицированных работников. Имеется возможность для развития инновационных секторов экономики края через интеграцию высшего образования, научных организаций и производственных предприятий края. Значительна обеспеченность края научной базой для осуществления и развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по многим направлениям. Богатое историко-культурное наследие, высокоразвитая сеть культурных учреждений также вносят вклад в формирование сознания и менталитета общества, что положительно отражается на трудовом, образовательном и, в конечном итоге, интеллектуальном потенциале общества.

5 стр., 2165 слов

Управление социальной защитой населения муниципального образования ...

... результате объединения на территории района существуют два муниципальных образования вместо 6. Это муниципальное образование первого уровня «Петушинский район» и муниципальное образование второго уровня «Город Покров». В структуре администрации Петушинского района создано 17 территориальных структурных ...

2.2.Основные проблемы развития региона.

Депопуляция населения и низкая продолжительность жизни. Население края на протяжении последних 15 лет ежегодно сокращается за счет естественной убыли, примерно на 20 тыс. человек ежегодно в последние 5 лет. Значительна смертность в трудоспособном возрасте, наибольший вес в которой занимают немедицинские причины (травмы и отравления).

Высокая степень распространенности вредных привычек (курение, потребление алкоголя и наркотиков) и низкий уровень физической активности населения приводит к сравнительно высокому уровню первичной заболеваемости и низкой продолжительности жизни населения. Этому же способствует слабая развитость первичного звена системы здравоохранения — сохраняется ориентация на стационарные формы оказания медицинской помощи, которая приводит к чрезмерно высоким затратам на здравоохранение. Первичная инвалидность и темпы ее роста в крае существенно превышают показатели РФ и формируется преимущественно за счет инвалидизации населения пенсионного возраста. Растет миграционный отток населения из края;

  • Диспропорции и ограниченность системы образования. Наличие несбалансированной сети образовательных учреждений в регионе, обуславливает обострение проблемы обеспечения детей местами в детских дошкольных учреждениях, увеличение наполняемости классов в школах, количества классов в параллелях, а также числа детей, занимающихся во вторую смену. Усиливаются диспропорции в реализации возможностей граждан из различных социальных групп в получении качественного образования различного уровня. Сохраняется тенденция к старению материально-технической базы образовательных учреждений и оттоку квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Существует отставание края от российского уровня по масштабу развития системы высшего образования, в том числе по доле студентов среди населения, а также по численности лиц с высшим образованием среди занятого населения края. Система профессионального образования слабо реагирует на изменения потребностей регионального рынка труда. Происходит ухудшение показателей здоровья детей (физического, психического, социального), что в частности обусловлено отсутствием условий для полноценного развития детей во многих семьях (бедность, кризисные отношения в семьях, безнадзорность, социальное сиротство, отсутствие социально значимых ценностей в семьях, снижение уровня общей культуры и неготовность молодежи к семейной жизни);

— Неустойчивость экономического развития.

Рост региональной экономики в последние годы напрямую связан с развитием сектора, ориентированного на мировые рынки. Результаты функционирования экспортных производств напрямую зависят от конъюнктуры сырьевых рынков, имеющих потенциально высокие долгосрочные риски, связанные с колебанием уровня цен. В то же время имеется структурный дисбаланс между основными секторами экономики – экспортно- и внутренне-ориентированным, в основе которого лежит текущее благополучие экспортно-ориентированного сектора по причине благоприятной ценовой конъюнктуры и сохранении ряда конкурентных преимуществ отраслей (дешевые квалифицированная рабочая сила, электроэнергия, газ).

11 стр., 5021 слов

Местные налоги Монголии в контексте их формирования и развития ...

... развития производительных сил; возрастание экономической и социальной роли налогов; улучшение механизмов налогообложения Монголии; повышение собираемости налогов. Налоговые системы различных по своему географическому положению,. уровню развития ... произвести анализ общей теории налогов; исследовать в преломлении интересов Монголии исторический опыт развития налоговых систем основных государств; ...

Невозможность обеспечения высоких темпов экономического роста существующей структуре экономики. Существуют объективные ограничения по дальнейшему развитию отраслей-лидеров, как внешние, так и внутренние, в том числе достигнутые параметры загрузки производственных мощностей, обеспеченность разведанными запасами природных ресурсов (нефтяные месторождения), ограниченность рынков сбыта продукции (мировой рынок калийных удобрений), уменьшение объема капитала, общий технологический уровень производств (недостаточный уровень внедрения инноваций), высокий износ основных производственных фондов и другие. Текущая структура экономики не позволяет обеспечить рост выше 2-3% в год. Для края в настоящее время характерна низкая ориентированность результатов НИОКР на потребности региональной экономики и отсутствие в регионе инфраструктуры инновационной деятельности, адекватной современным требованиям развития науки и производства. Уровень инвестиционных процессов не достаточен.

Недостаточное и неравномерное развитие инфраструктуры, особенно ее транспортной составляющей. Неравномерность развития транспортной инфраструктуры региона выражена в слабом развитии железнодорожной и автодорожной сети в северных районах, из-за чего нет прямых транспортных связей с рядом соседних субъектов, ограничен доступ к ресурсной базе северных территорий края, что существенно ограничивает возможности их экономического развития.

Существующие , межрегиональные транспортные коридоры не обладают достаточной пропускной способностью, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Отсутствие меридианальных дорог и неразвитость водного транспорта также ухудшают инфраструктурный потенциал Пермского края.

Экономическое развитие в крае наталкивается на ограничения инфраструктурного характера в энергетике (особенно в электросетевом хозяйстве), в транспортно-логистическом секторе;

— Высокая степень износа и материального устаревания объектов инфраструктуры: жилищно-коммунальной, социальной, транспортной. Средний износ жилищного фонда составляет 43%., доля ветхого и аварийного жилья в общем объеме жилищного фонда -4,4% (в т.ч. в Коми-Пермяцком округе — 25,5%), в коммунальной инфраструктуре износ водопроводных сетей — 65%, канализационных сетей -59%, более 50% школьников края занимаются в зданиях, нуждающихся в капитальном ремонте, 40% дорог не соответствуют стандартам и нормам.

Низкие темпы строительства и низкая эффективность функционирования строительного комплекса обостряют проблему сохранения и развития инфраструктуры на должном уровне. Существует значительный «недоремонт» жилищного фонда. Структура используемых источников теплоснабжения не является оптимальной.

Существует серьезное отставание роста протяженности и качества автодорог края от значительного роста парка автомобильного транспорта. Городская транспортная инфраструктура, системы общественного транспорта, особенно в г. Перми, не соответствуют современным требованиям и перегружены. Относительно низкий уровень развития внутрирегиональной инфраструктуры автомобильного транспорта сдерживает транспортную мобильность населения и снижает экономическую эффективность внутри региона. Инфраструктура железнодорожного, водного и воздушного транспорта значительно устарела и нуждается в модернизации. Отсутствие или незначительность воздушного сообщения с центрами ближайших субъектов федерации также является ограничивающим фактором.

23 стр., 11424 слов

Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта

... на региональном уровне / А.Е. Красковский // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. − 2013. − №2 (45). − С.24-29. Летюхин И.Д. Реформирование железнодорожного транспорта в России: реалии и перспективы развития / И.Д. ...

Нерациональное и неполное использование природного потенциала, в первую очередь, лесных ресурсов. Слабое освоение северных территорий края, богатых лесными ресурсами (использование расчетной лесосеки — 30%), ввиду недостаточно развитой транспортной инфраструктуры в этой части региона, ограничивает возможности дальнейшего роста отраслей, связанных с заготовкой и обработкой древесины, приводя к преобладанию в выпуске продукции низких переделов. Неполное использование природного потенциала края проявляется и в недостаточном развитии туризма.

Несбалансированность рынка труда выражено в несоответствии структуры рабочих мест и специализации рабочей силы. На профессиональных рынках труда региона наряду с высокой напряженностью по одним профессиям (как правило, специалистов высшей квалификации), существует неудовлетворенный спрос по другим (квалифицированных и неквалифицированных рабочих).

Наличие диспропорций в территориальном развитии. Пермский край остается территорией со значительной дифференциацией муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, условиям жизни людей. На территории края выделяются основные промышленные центры, по своему экономическому развитию и по уровню жизни населения, значительно опережающие наиболее отсталые территории, в основном с сельскохозяйственной специализацией либо монопрофильные, к числу которых также относится Коми-Пермяцкий округ. При этом наблюдается усиление территориальных диспропорций практически по всем направлениям социально-экономического развития края.

Тенденция резкого сокращения сельскохозяйственного производства в северных, горнозаводских сопровождается усиленной концентрацией сельскохозяйственного производства в центральных районах края.

Повышается уровень безработицы в Красновишерском, Оханском, Сивинском, Уинском районах. Сокращение численности безработных отмечается в Перми, Березниках, Губахе, Добрянке, Краснокамске и Нытве.