Бизнес-процесс и его характеристика

  • Глоссарий
  • Приложения

бизнес процесс процессный подход

Уровни процессов

Примеры

Процессы 1 уровня

Цепочка предприятий

Организация внешних процессов, например, цепочка производственной кооперации

Пример: процесс логистики поставок по предприятиям производственной сети

Процессы 2 уровня

Предприятие

Организация прохождения заказа на предприятии.

Пример: процесс закупок на предприятии

Процессы 3 уровня

Структурное подразделение

Организация прохождения заказа в структурном подразделении:

Пример: разработка заказа в отделе закупок

Процессы 4 уровня

Рабочая система

Организация прохождения заказа в отдельной рабочей системе:

Пример: согласование сроков поставки заказа сотрудником N

Как известно, при ремонте автомобиля в автосервисе сначала проводится диагностика, при лечении пациента в больнице сначала проводится его обследование — при решении проблем в компаниях должна быть аналогичная ситуация. И одним из наиболее эффективных инструментов анализа проблемной ситуации, на наш взгляд, является описание бизнес-процессов (или проведение анализа уже описанных бизнес-процессов).

Описание бизнес-процессов является одним из наиболее трудоемких этапов проекта и требует не только больших затрат времени, но и глубокого и вдумчивого подхода к анализу процессов. Процессы можно описывать, используя различные инструменты: EXCEL, BPWin, ARIS, MS Visio. Главное то, чтобы готовые схемы были понятны и отражали сущность процессов. В этом случае немаловажной является квалификация руководителя проекта и внешних аналитиков, которые должны иметь достаточный уровень образования в сфере экономики предприятия и менеджмента и достаточный опыт реализации подобных проектов. [8]

Опыт специалистов по процессному управлению говорит о том, что описание тотально всех процессов предприятия на нижнем уровне детализации (т.е. доведенное до первичных документов) является некорректно поставленной задачей. Ни одна группа сколь угодно увлеченных такой задачей специалистов не довела ее до конечного результата. Глубину описания необходимо варьировать в зависимости от поставленных задач проекта и специфики конкретного процесса.

Для описания процесса с качественно-количественной, пространственно-организационной и технически-технологической точек зрения используются характеристики (параметры), которые заданы стандартом ENISO 9001: 2000. Параметры процесса — данные для обозначения результативности и эффективности, например, затраты, время выполнения, качество, точность.

Основными показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:

количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;

количество потребителей продукции;

количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;

стоимость издержек производства продукции;

длительность выполнения типовых операций;

капиталовложения в производство продукции. [7]

В процессе жизнедеятельности бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижение определенной совокупности целей. В общем случае совокупность целей имеет иерархический вид (дерево целей) и каждая цель имеет свой вес. Достижение целей осуществляется путем выполнения соответствующего множества бизнес-процессов.

1. Абдакиев Н.М. Реинжиниринг бизнес — процессов/ Абдакиев Н.М. — М.: Эксмо, 2009. — 229с.

2. Блинов А.О. Исследование систем управления/ Блинов А.О. М.: Элит, 2008. — 341 с.

3. Блошинина Е.Г. Реинжиниринг бизнеса/ Блошинина Е.Г. М.: Финансы и статистика, 2010. — 152с.

4. Бойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса/ Бойхман Е.Г. М.: Финансы и статистика, 2010. — 152с.

5. Виханский О.С. Менеджмент / Виханский О.С., Наумов А.И. — М.: Экономистъ, 2009, 342 c.

6. Воронин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ Воронин В.В. М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. — 421 с.

7. Ворсон М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес — процессов/ Ворсон М. М.: Аудит, 2008. — 112с.

8. Елиферов В.Г. Бизнес — процессы: Регламентация и управление. / Елиферов В.Г. М.: ИНФРА — М, 2009. — 237 с

9. Нив Р. Генри. Принципы построения устойчивого бизнеса / Генри Р. Нив; Пер. с анг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

10. Оголева Л.Н. Радикальный реинжиниринг производства/ Оголева Л.Н. М.: ИНФРА — М, 2010. — 245 с.

11. Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса/ Ойхман Е.Г. М.: Финансы и статистика, 2010. — 152с.

12. Селиванов В.Г. Бизнес — процессы: Регламентация и управление. / Селиванов В.Г. М.: ИНФРА — М, 2009. — 237 с.

13. Тальянов Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес — процессов/ Тальянов Г.Н. М.: Финансы и статистика. 2010. — 341 с.

14. Репин В.В. Бизнес-процессы компании. Построение, анализ, регламентация. М: Экономистъ-2008 г., С.238

15. 15. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов/Пер. с англ., под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 224 с.