В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового рынка и рынка капиталов возникла потребность в налаживании жесткой системы финансового контроля как неотъемлемой части управления общественными процессами.
Функциональное назначение контроля заключается, прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.
Реальный механизм финансового контроля проявляется не как единая, строго заданная система методов и приемов, а как динамичная совокупность различных инструментов, влияющих на экономику.
Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами. Финансовый контроль — элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля, за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Цель финансового контроля — рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение хозяйственности и расточительства.
Одна из важных задач финансового контроля — проверка неукоснительного выполнения законодательств, а по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения Финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств, предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы, казначейства и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).
Структура управления внешнеэкономической деятельностью в Калининградской области
... Литвы, Польши, Швеции, Дании, Великобритании, США, Ирландии, Финляндии, КНР, Италии, Белоруссии и др. (http://www.gov39.ru ) Управление внешнеэкономической деятельностью ... России активно участвуют в торговых и финансовых операциях. Это делает Калининград одним из ... из ветвей власти осуществляет контроль и управление деятельностью участников внешнеэкономических связей, расположенных на территории региона. ...
В российской практике используются различные формы финансового контроля.
Цель курсовой работы — обобщения теоретических аспектов финансового контроля и выявления путей его совершенствования.
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- изучить содержание и виды финансового контроля
- выявить методы финансового контроля
- рассмотреть организацию финансового контроля
- выявить пути совершенствования финансового контроля.
Предметом исследования данной курсовой работы является организационно правовые аспекты финансового контроля.
Объектом исследования является существующие методы финансового контроля., Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы., Глава 1. Содержание, виды и задачи финансового контроля
1.1 Финансовый контроль в системе управления финансами
финансовый контроль счётная палата
В теории управления до настоящего времени не выбрано единого мнения о классификации функций управления по четко определенным признакам. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции, необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно так как они обычно частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию или где заканчивается одна функция и начинается другая. Таким образом, категория функций управления является одной из фундаментальных в теории управления. [5,33]
Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, а также соответствующая организация работ.
Функция управления — это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению.
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.
Финансовая система Швейцарии
... предполагает наличие бюджетов на каждом уровне. Надо отметить, что по бюджет Профицит бюджета Швейцарии, ... хранят финансовые тайны ... управления и контроля ... Деятельность кантонов ограничена федеральными законами лишь в немногих областях - оборона, внешняя политика и экономическая политика всей конфедерации. Во всем остальном кантоны самостоятельны. Трехступенчатая система управления ...
Финансовый контроль — это функция управления, представляющая собой деятельность контролирующих субъектов по оценке соответствия совершенных управляемых субъектов операций финансовым интересам управляющего субъекта. [5, 39]
Содержание финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации.
В системе управления основной целью финансового контроля является оценка соблюдения финансовых интересов управляющего субъекта.
Основными задачами финансового контроля являются:
1. обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
2. выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
3. рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
4. соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
5. повышение эффективности финансовых вложений">эффективности финансовой политики государства.
В системе финансового контроля выделяют основные и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового контроля можно выделить: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему финансового контроля.
В предлагаемой системе наиболее сложным элементом является механизм контроля, который в свою очередь состоит из действий, позволяющих реализовать функцию контроля:
- определение предмета контроля;
- определение методов и способов контроля;
- определение полномочий контролирующего субъекта;
- осуществление процесса контроля;
- оценка результатов контроля
С.П. Опенышев и В.А. Жуков предлагают следующую структуру системы общегосударственного финансового контроля (ее элементы);
1) субъект контроля (кто контролирует);
2) объект контроля (кого контролируют)
3) предмет контроля (что контролируют
4) принципы контроля;
5) метод (методика) контроля;
6) техника и технология контроля;
Результативность и эффективность налогового контроля
... реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный налоговый контроль осуществляется ...
7) принятие решения по результатам контроля;
8) оценка эффективности контроля.
При этом отмечается, что перечисленные элементы системы контроля в целом составляют механизм финансового контроля., который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, в совокупности образующими финансовое (бюджетное) право. [5, 43]
В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).
Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
- общественный;
- ведомственный;
- внутрихозяйственный;
- общественный;
- независимый контроль;
- финансовый мониторинг.
По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий. [3, 97]
Процесс финансового контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами финансового контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций. Внешнее выражение контрольных действий и операций реализуется в определенной форме контроля. Установленный порядок осуществления контрольных действий и операций составляют процедуры контроля. Определенная последовательность процедур финансового контроля в совокупности с используемыми методами составляет механизм финансового контроля.
1.2 Виды финансового контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.
Цель государственного финансового контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования.
Особенности развития и организации аудиторской деятельности в Швеции
... акционерных компаний. Эта новая организация (Совет шведских финансовых стандартов в бухгалтерском деле) в 1991 г. представила свой первый отчет о консолидированных отчетных бухгалтерских документах. Система учета в Швеции соответствует международным бухгалтерским стандартам. Шведские бухгалтеры ...
Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без посредственного участия государственных контролирующих органов.
В зависимости от вида информационного обеспечения контроля различают документальный контроль и фактический.
Документальный контроль — это проверка документов. Основным методом ревизии является проверка законности и достоверности совершенных финансово — хозяйственных операций по подлинным первичным оправдательным документам за весь период, прошедший с начала проведения предыдущей ревизии, или за больший срок, установленный начальником, назначившим ревизию.
Фактический контроль — предполагает проверку контролируемых объектов в натуре путем инвентаризации, осмотра материальных объектов, контрольного завеса и т.д.
Данная классификация является основой деления методов контроля на документальные и фактические. Наиболее эффективно сочетание двух видов контроля, но в некоторых случаях невозможно либо фактический контроль (имущество территориально удалено или утрачено), либо документальный (например, документы уничтожены при пожаре).
Разграничение контроля на камеральный и выездной наиболее характерно для государственных органов финансового контроля.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа, и как правило, является документальной. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и может быть как документальной, так и фактической.
Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Под плановой выездной проверкой понимается проверка деятельности организации, проводимая группой инспекторов по месту нахождения и (или) ведения деятельности организации, включенный в план выездных проверок Федеральной службы.
Плановая выездная проверка проводится с предварительным уведомлением организации.
Внеплановая выездная проверка проводится группой инспекторов по месту нахождения и (или) ведения деятельности и назначается с целью проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, исполнения требования законодательства о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
По структуре взаимоотношения лиц, осуществляющих контроль управляемого субъекта различают следующие виды контроля.
- внешний
- внутренний
- смешанный
Государственный финансовый контроль для большинства организаций является внешним. Однако в некоторых случаях может быть как внутренний.
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Коммерческий (аудиторский) контроль для проверяемых организаций в большинстве случаев является внешним. В то же время внешняя аудиторская организация может на основании договора выполнять функции внутреннего контроля, в этом случае будет проводиться внутренний контроль, но силами сторонней организаций.
Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта действующему законодательству, которое позволяет её пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведённого аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчётности, к которым относятся члены организации или собственники её имущества, налоговые органы, органы статистики.
Организация финансового контроля в РФ
... и организация функционирования ФСФБН утверждены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»). Схожие по характеру функции в сфере государственного финансового контроля осуществляет Федеральное ...
В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определённых субъектов хозяйствования (занимающихся определённым видом деятельности либо образованных в определённой организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, её участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определённых сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии её взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.
Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определённую самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчётности, но не влечёт за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).
В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надёжности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчётности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учётная и отчётная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учёта.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объёма и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией).
Финансовый контроль
... Президентом возник президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата, Федеральная служба ... соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). 1. Необходимость и содержание финансового контроля. Определение финансового контроля Контроль за состоянием ...
Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условиях правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т.е. без участия специальных государственных органов.
Задача негосударственного финансового контроля — это повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.
По отношению к моменту совершения контролируемых операций различают следующие виды контроля:
- предварительный
- текущий (оперативный)
- последующий
Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.
1.3 Методы финансового контроля
Различают следующие методы проведения контроля: документальные и камеральные проверки; обследования; надзор; анализ финансового состояния: наблюдение (мониторинг); ревизии. [5, 227]
1. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
2. обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
3. надзор осуществляется контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например осуществляется надзор за коммерческими банками со стороны Банка России и надзор за страховыми компаниями со стороны Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Финансовый контроль, его содержание и значение
... проанализировать развитие финансового контроля в Российской Федерации, выявить проблемы в сфере финансового контроля, найти пути решения проблем. Цель работы определяет задачи работы: Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля Раскрыть значение финансового контроля Определить виды финансового контроля Выявить основные проблемы ...
4. анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение поквартальной или годовой финансово-бухгалтерской отчетности в целях общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
5. наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.
6. ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целях проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические, плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами).
Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности. [9,347]
В целом можно отметить, что функциональное назначение контроля заключается, прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.
Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса управления финансами. Финансовый контроль — элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля, за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Глава 2. Организация финансового контроля в РФ
2.1 Организационно — правовые основы финансового контроля
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента РФ и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, и прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительской власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы, Счетной Палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.
Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, независимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной Думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Финансовый контроль
... в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; обеспечение поступления ...
2.2 Финансовый Контроль со стороны Счетной палаты РФ
Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ « О Счетной палате Российской Федерации», другими законами Российской Федерации. Это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. [1,66]
Счетная палата РФ — юридическое лицо, состоит из председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть — Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты — инспекторов.
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:
1) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетной палаты в отношении указанных субъектов связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.
В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. Задачам Счетной палаты РФ являются:
1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. [1,67]
Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов, а именно за:
1. управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
2. законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций;
4. предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
В рамках банковской системы Счетная палата осуществляет контроль за:
1. деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;
2. деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.
3. осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.
Счетная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.
Инспекторы Счетной палаты при проведении ревизий и проверок наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений — изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.
О результатах ревизий и тематических проверок Счетная падать информирует Совет Федерации и Государственную Думу РФ. При выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица Счетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемой организации, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта-заключения. [13]
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в хозяйственной, финансовой и иной деятельности, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органам государственной власти Российской Федерации, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со дня получения предписания.
Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в финансовой, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности предприятия, учреждения и организации, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с Государственной Думой РФ принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
При проведении контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации. Контрольные органы Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, правоохранительные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, Министерство финансов Российской Федерации и его контрольно-ревизионное управление, налоговые органы и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок.
Основные направления деятельности Счетной палаты в 2008 году
В 2008 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с целями и задачами, возложенными на нее Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также на основе годового плана работы, утвержденного Коллегией Счетной палаты.
Приоритетным направлением в деятельности Счетной палаты в 2008 году было проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в соответствующем году, с исполнением поручений палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Особое внимание было сосредоточено на контрольных и экспертно — аналитических мероприятиях, осуществляемых в целях обеспечения стабильности финансовой системы России в условиях мирового кризиса, реализации Национального плана противодействия коррупции и анализа эффективности деятельности государственных корпораций по достижению ими стратегических целей и задач, поставленных государством.
В соответствии с задачами и функциями Счетной палаты, определенными законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций, изложенных в постановлениях Совета Федерации и Государственной Думы при рассмотрении отчетов о работе Счетной палаты, деятельность Счетной палаты в отчетном периоде была направлена:
- на повышение эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической работы;
- на предотвращение и выявление нарушений и злоупотреблений при использовании средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также государственной собственности;
- на обеспечение повышения эффективности межбюджетных отношений, касающихся совершенствования стимулов для субъекта Российской Федерации и муниципальных образований к снижению уровня дотационности при соблюдении принципов разграничения полномочий между публично-правовыми образованиями;
- на более активное использование современных методов контроля, обеспечивающих осуществление аудита эффективности и стратегического аудита, позволяющих дать оценку эффективности применения государственных ресурсов, направляемых на достижение стратегических целей;
- на дальнейшее развитие методологии контроля исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с переходом на трехлетнее бюджетное планирование.
Важнейшими в 2008 году стали мероприятия, направленные на пресечение финансовых нарушений, особенно при необходимости обеспечения действенного контроля за использованием средств государственной поддержки экономики в период финансово — экономического кризиса. Счетная палата не могла остаться в стороне от проблем, возникших в экономике и социальной сфере страны. В таких условиях повышение эффективности государственного контроля приобретает особую актуальность. Одной из задач, которую решала Счетная палата, стало обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств в рамках комплекса государственных антикризисных мер.
Комплекс антикризисных мероприятий тесно скоординирован с мероприятиями антикоррупционной направленности. В течение 2008 года Счетной палатой осуществлялся мониторинг и анализ законодательных и иных нормативных актов на предмет выявления в них коррупционных положений. В дальнейшем Счетная палата планирует разработать методику и проводить на регулярной основе аудит эффективности расходования бюджетных средств на реализацию Национального плана противодействия коррупции. Это создаст основу для организации мониторинга и аудита результативности антикоррупционной политики государства.
Счетная палата активно выстраивает механизмы обеспечения контроля за деятельностью государственных корпораций и проектов, реализуемых на принципах государственно — частного партнерства. Эти вопросы прорабатывались в 2008 году, а в Плане работы Счетной палаты на 2009 год выделены отдельным блоком, что подчеркивает их значимость и специфику.