Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция — это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны.

Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

1. она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

3. в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2. ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

3. ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция — источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

3 стр., 1462 слов

Проблемы регулирования рыночной экономики в российских условиях

... ведет к большим потерям товарной продукции. Становление и совершенствование рыночной экономики в нашей стране, которая основана на конкуренции ... производств. Слабо преодолевается топливно-сырьевая направленность экономики. В условиях ... спроса на кредиты позволит банковской системе сбалансировать спрос и предложение и улучшить ситуацию с краткосрочной ликвидностью. "Болевая точка" российской экономики ...

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.

Целью данной работы является анализ конкуренции и выявление ее роли в рыночной экономике России.

Предметом курсовой работы является рассмотрение конкуренции в хозяйственной жизни страны.

Объектом выступает конкуренция.

Задачами данной работы выступают следующие:

1. Обозначить понятие и условия возникновения конкуренции ;

2. Изучить виды конкуренции;

3. Рассмотреть антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

4. На примерах хозяйственной жизни страны выявить основные нарушения антимонопольного законодательства.

В работе использованы методы анализа и синтеза, метод анализа документов.

В качестве методологической основы работы выступают постановления Правительства, федеральные законы, труды и монографии различных авторов.

2. Синдикаты — (от гр. syndikos — действующий сообща) — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизированно. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.

3. Трест — форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн — (от англ. concern — участие, интерес) — организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации — страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам, передачи ноу-хау между подразделениями и т.п.

6 стр., 2758 слов

Экономика предприятия на транспорте

... сравнительно небольшом парке автотранспортных средств. Целью курсовой работы «Разработка показателей работы автотранспортного предприятия» является ознакомление с особенностями работы транспортного предприятия, показателями объёма перевозок и работы подвижного состава автомобильного транспорта, основами планирования ...

5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6. Холдинг — (от англ. holding) — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.).

Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.

7. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент (от лат. litteral patent — грамота, patens — открытия) — документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Если в течение его действия физическое или юридическое лицо использует изобретение, защищенное патентом с нарушением законодательства, то оно обязано прекратить его использование по первому требованию патентообладателя и возместить ему причиненные убытки. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки — это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими [12. C. 172].

Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

В 2006 г. в России был принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определял организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.

19 стр., 9090 слов

Управление государственными финансами Республики Казахстан

... государственными финансами; провести анализ управления финансами Республики Казахстан; определить пути совершенствования финансового регулирования экономики РК ... административного права «Управление финансами, кредитом и налогами". [4, c.71] Государственное управление ... предусмотренных законом, может оказывать финансовую помощь местным органам государственного управления, государственным организациям ...

Рис. 2. — Структура антимонопольного законодательства РФ

В 2008 году был принят Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. №195-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» [4].

В нем расширен перечень соглашений, о которых финансовые организации не должны будут направлять уведомление в антимонопольный орган. Так, в данный перечень вошли соглашения о расторжении ранее достигнутых соглашений, предварительные договоры, соглашения об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающие корректировку их существенных условий. Также не требуется уведомление о соглашениях, достигнутых в устной форме и с организациями, не являющимися финансовыми.

Права владения и пользования государственным и муниципальным имуществом теперь могут предоставляться без проведения конкурсов и аукционов, если они предоставляются: на основании международных договоров РФ, федеральных законов, актов Президента РФ, решений Правительства РФ, решений суда, вступивших в законную силу; религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения; государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, ЦБР; на срок не более тридцати календарных дней.

По результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган вправе принять решение о продлении срока рассмотрения ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, подлежат предварительному согласованию в соответствии с ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Также может быть принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если в соответствии с этим ФЗ сделке (иному действию) отказано в предварительном согласовании.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей [6. C. 141].