Введение
На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Данная курсовая работа посвящена вопросу государственного социального обеспечения за счет средств федерального бюджета.
С актуальностью этой темы на сегодняшний день нельзя не согласиться, так как социальная сфера касается каждого гражданина. Каждый из нас, так или иначе, в повседневной жизни сталкивается с данной сферой и качество, комфорт данной сферы зависит именно от расходов государственного бюджета на данную сферу. Увеличение или уменьшение расходов государственного бюджета на социальные нужды ощущает на себе каждый гражданин государства.
Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов государственного бюджета на социальные нужды государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического и социального регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса.
Целью исследования курсовой работы является анализ государственного социального обеспечения за счет средств федерального бюджета.
Поставленная в работе цель предопределила рассмотрение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
- изучить сущность и содержание государственного социального обеспечения в России;
- раскрыть значение социального обеспечения для различных групп населения;
- рассмотреть принципы государственного управления социальной сферой на современном этапе;
- изучить основные виды субсидирования в социальном обеспечении России;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию социального обеспечения в Российской Федерации.
Объектом исследования является государственное социальное обеспечение за счет средств федерального бюджета.
Доходы федерального бюджета, обеспечение их роста
... государственной власти, и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой - выступают объектом дальнейшего перераспределения. 2. Структура доходов федерального бюджета ...
Предметом данной курсовой работы является рассмотрение сущности и содержания государственного социального обеспечения в Российской Федерации на современном этапе.
Нормативно-правовую базу курсовой работы явились Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации.
Теоретической базой для написания данной курсовой работы явились работы таких экономистов как Калмыков В.В., Немова Л.А., Осадчая Г.И., Светкина Г.Д., Гриценко Е.А., Стафилова О.В. и других.
В рассмотрении данного вопроса применялись следующие методы: монографический, обследования, обобщения и систематизация теоретического материала.
1 Сущность и содержание государственного социального обеспечения в России
1.1 Понятие, функции и виды государственного социального обеспечения
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры сформировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашей стране.
Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которые не являются следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале 20 века получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемых государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение1.
В то же время социальное обеспечение – это и правовая категория, так как государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно – правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, силы управления социального обеспечения; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения, условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.
Обеспечение адресовано человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией. Исходя из вышесказанного, можно выделить сущностные признаки социального обеспечения на современном этапе:
1) государственный характер устанавливаемых в обществе организационно – правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения;
2) законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления различных видов социального обеспечения;
3) закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
4) нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления2.
Значение социального обеспечения в жизни общества определяется тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. К основным функциям социального обеспечения относятся:
Государственное регулирование инвестиционных процессов: социальный аспект
... В условиях кризиса для России инвестиции являются важнейшим средством структурной трансформации социального и производственного потенциала, его подчинения потребностям рынка. Государственное управление инвестиционной сферой ... роли государства в инвестиционной сфере, определении основных направлений и специфики соприкосновения государственной инвестиционной политики и социальной сферы. В соответствии ...
1) экономическая функция социального обеспечения, сущность которой заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков;
2) производственная функция, которая выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;
3) социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания;
4) политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.
5) защитная функция заключается в том, что общество предоставляет социальное обеспечение в целях защиты граждан в трудной ситуации.
Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, предназначенных для этих целей. В зависимости от источника денежных средств различают два вида социального обеспечения:
- государственное социальное обеспечение,
- негосударственное социальное обеспечение.
В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных организационно-правовых формах:
- государственное социальное
- государственное социальное обеспечение,
- государственная социальная помощь3.
Государственное социальное страхование – это система созданных государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работающих граждан, а также в иных случаях предусмотренных российским законодательством4.
Государственная социальная помощь – новый вид материальной поддержки двух категорий населения: малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, у которых доход ниже величины прожиточного минимума, установленных для данных категорий5.
Социальное страхование в Швеции
... о людях старшего поколения, появилось большее разнообразие социальных пособий и систем страхования. Таким образом, постепенно создавалась шведская система социального обеспечения, отличающаяся трехкомпонентным подходом, в основе которого лежат общественные программы, совмещающие ...
Независимо от источника денежных средств государственное социальное обеспечение осуществляется в различных видах: пенсии, пособия,компенсации,социальное обслуживание.
Пенсия – это регулярная денежная выплата, предоставляемая в целях возмещения гражданам заработной платы или иного дохода, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов, предназначенных для этих целей.
К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последние годы весьма значительными новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. К ним относятся ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице, ряд компенсационных выплат. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий. Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено главным образом социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.
Социальные пособия являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Цель социальных пособий — компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д. По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие по случаю рождению ребёнка; пособие на период по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.
С учётом изложенного можно дать определение социальных пособий — это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи6.
Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям:
1. по целевому назначению — выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых — оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);
2. по продолжительности выплат ы — ежемесячные, периодические и единовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);
3. по источнику выплаты — из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета.
Безработица и занятость в России
... преобразований. Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных особенностей безработицы и занятости в ... породила такие формы безработицы, как: а) текучая (временная потеря работы, например в период ... когда оно выплачивает щедрые социальные пособия, побуждая часть людей жить не ... экономических циклов. Это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в ...
Для студентов и слушателей курсов по праву социального обеспечения — социальные пособия классифицируются по смешанному критерию: по видам пособий, целевому назначению и по значимости:по временной нетрудоспособности; гражданам, имеющим детей; пособие по безработице; иные пособия. Полной классификации социальных пособий в правовой литературе нет.
Гражданам не могут назначаться одновременно два вида компенсирующих заработок пособия (пособие по временной нетрудоспособности и пособие по безработице), и в то же время граждане могут одновременно получать два и более пособий. Имеющих разное целевое назначение (пособие по временной нетрудоспособности и пособие на ребёнка в возрасте до 16 лет).
В законе не устанавливаются чёткие критерии, определяющие право на один вид пособия или на возможность получения одновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того или иного вида пособия, прямо оговариваются эти обстоятельства (безработному приостанавливается выплата пособия по безработице на период получения пособия по временной нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16 лет выплачиваются независимо от иных социальных выплат).