Характеристика сравниваемых типов летательных аппаратов (ЛА)
Основные технико-экономические характеристики рассматриваемых ЛА указаны в таблице 2 (приложение2):
Таблица 2
Характеристики |
Тип ЛА |
||
АН-24 |
ЯК-40 |
||
1. Год внедрения |
1971 |
1969 |
|
2. Взлетная масса ЛА, т |
21,8 |
21,8 |
|
3. Масса снаряженного ВС, т |
14,63 |
10,2 |
|
4. Количество двигателей, шт. |
2 |
3 |
|
5. Взлетная тяга, тс Взлетная мощность, л.с. |
— |
1,5 |
|
1. |
2550 |
— |
|
6. Часовой расход топлива с учетом расхода на земле, т/ч |
0,9 |
1,2 |
|
7. Скорость: -крейсерская, км/ч -эксплуатационная (рейсовая), км/ч |
510 500 |
450 400 |
|
8. Максимальная коммерческая загрузка, т |
5 |
2,72 |
|
9. Количество кресел, шт. |
48 |
32 |
|
10. Дальность полета: -практическая, км — при максимальной коммерческой загрузке, км |
597 |
820 |
|
11. Амортизационный ресурс:- планера, л.ч. — двигателя, л.ч. |
20000 10000 |
20000 10000 |
|
12. Межремонтный ресурс: — планера, л.ч. — двигателя, л.ч. |
5000 4000 |
6000 4000 |
|
13. Годовой производственный налет часов, л.ч. |
2000 |
1800 |
|
Сравнительный анализ:
Самолет АН-24 внедрен позже, чем ЯК-40. Взлетная масса у данных самолетов одинакова, а вот масса снаряженного ВС больше у ЛА АН-24. Часовой расход топлива сравнительно больше у самолета ЯК-40, который влияет на расходы на авиа ГСМ, это объясняется большим количеством двигателей. Эти два самолета относятся к III классу и многие характеристики сравнительно не сильно отличаются.
Пассажирская коммерческая загрузка больше у АН -24 (5), поэтому в настоящее время, по сравнению с ЛА ЯК-40, больше используется АН-24, хотя по дальности полета ЯК-40 превосходит АН -24 — соответственно, больше возможности в планировании беспосадочных рейсов.
Крейсерская скорость у АН-24 — 510 км/ч больше, чем у ЯК — 40- 450 км/ч, рейсовая скорость у АН-24 — 500 км/ч больше, чем у ЯК — 40 — 400 км/ч, причем последняя непосредственно влияет на производительность ЛА. Также на производительность (предельную общую часовую и плановую общую часовую) влияет максимальная коммерческая загрузка, которая больше у АН — 24. В самолете АН-24 большее количество пассажирских кресел — 48 шт., ЯК-40 — 32шт., что в свою очередь окажет влияние на часовую пассажирскую производительность (предельную и плановую).
Сравнивая эти два ЛА, можно сказать, что в современной гражданской авиации производительность у АН-24 выше, чем у ЯК-40, судя по коммерческой загрузке, расходу топлива, количеству кресел в самолете, у него и годовой производительный налет больше — 2000 л.ч. (плановый), что и практикуется в жизни.
Определение производительности ЛА
Определим провозную способность ЛА, т.е. объем работы, который может произвести транспортное средство в единицу времени. Следовательно, производительность ЛА — это объем авиаперевозок, выполняемый ЛА в единицу времени (час, год).
Предельная общая часовая производительность i-го типа ЛА определяется по формуле:
ткм/ч,
где:
- предельная общая коммерческая загрузка ВС i -го типа, т;
- рейсовая скорость ВС i -го типа, км/ч.
Плановая общая часовая производительность i -го типа ВС определяется по формуле:
ткм/ч,
где: -коэффициент использования коммерческой загрузки, т.е. грузоподъемности (принимаем равным 0,7).
В расчетах принимаются условия беспосадочного полета ЛА i-го типа на оптимальную дальность, или на дальность меньше оптимальной, т.е. условия, когда ВС загружено на максимальную величину . В этом случае предельную коммерческую загрузку принимают равной максимальной, т.е.
А когда же принимаются условия беспосадочного полета на расстояние, больше оптимальной дальности, необходимо рассчитывать по следующей формуле:
- где: — взлетная масса самолета, т;
- масса снаряженного ВС, т;
- масса авиатоплива, необходимого для полета на заданную дальность, т;
- аэронавигационный запас топлива (принимается равным часовой норме расхода топлива), т.
Заданные типы ЛА сравниваем в условиях работы на маршруте Быково — Белгород с протяженностью воздушной линии 630 км (обусловлено заданием курсовой работы).
В расчётах для ЯК-40 в условиях беспосадочного полёта на дальность меньше оптимальной имеем полную загрузку ВС на максимальную величину ().
В этом случае предельную коммерческую загрузку принимаем равной максимальной — 2,72 т. Для АН-24 принимаем условия беспосадочного полёта на расстояние, не равное оптимальной дальности. Массу топлива необходимую для полёта по заданному маршруту определяем исходя из нормы расхода топлива, скорости полёта по расписанию и протяжённости воздушной линии (приложение 1,2):
Массу топлива необходимую для полёта по заданному маршруту определяем исходя из нормы расхода топлива, скорости полёта по расписанию и протяжённости воздушной линии:
= (630 /500) 0,9 = 1,134 т.
21,8 — 14,63 — 1,134 — 0,9 = 5,1 т.
Для заданных условий предельная общая часовая производительность по типам ВС составит:
для АН-24 = 5 ? 500 = 2500 ткм/ч
для ЯК-40 = 2,72 ? 400 = 1088 ткм/ч
Плановая общая часовая производительность по типам ВС составит:
для АН-24 = 5 ? 0,6 ? 500 = 1500 ткм/ч
для ЯК-40 = 2,72 ? 0,6 ? 400 = 652,8 ткм/ч
Часовая пассажирская производительность предельная и плановая i-го типа ВС определяется аналогично:
пкм/ч,
где:
- количество кресел на самолете i-го типа, шт;
пкм/ч,
где: — коэффициент использования пассажирских кресел ( принимаем равным 0,8).
для АН-24 = 48 ? 500 = 24000 пкм/ч
= 48 ? 500 ? 0,7 = 16800 пкм/ч
для ЯК-40 = 32 ? 400 = 12800 пкм/ч
=32 ? 400 ? 0,7 = 8960 пкм/ч
Годовая общая плановая производительность ЛА определяется по двум типам ЛА, по формуле:
ткм/год
где: — годовой производственный налет часов на один списочный
самолет (приложение 2, таблица 3):
Таблица3
Характеристики ВС |
АН-24 |
ЯК-40 |
|
Годовой производственный налет часов, л.ч. |
2000 |
1800 |
|
для АН-24 = 1500 ? 2000 = 3 000 000 ткм/год
для ЯК-40 = 652,8 ? 1800 = 1 175 040 ткм/год
Годовой объем работ, т.е. эксплуатационный тонно-километраж (), выполняемый двумя сравниваемыми ЛА, должен быть одинаков. Он принимается равным максимальной годовой производительности из двух сравниваемых ЛА, т.е.:
= 3 000 000 ткм/год.
Для того чтобы выполнить объем работ () на самолете ТУ-154М, имеющим более низкую часовую производительность, необходимо выполнить больший налет часов ():
= 3000000/652,8 =4595,6 л.ч.
Так как этот налет более заданного в приложении 2 налета (), рассчитываем потребное количество самолетов типа ЯК-40 () по формуле:
= 4595,6/1800 = 2,5 шт. (3)
Следовательно, для выполнения заданного объема работ необходимо 2 самолета ЯК-40 + 1 во фрахтование на полгода.
Находим уточненный налет часов на ЯК-40 по формуле:
= 4595,6/2,5 = 1838 л.ч.
Уточненная годовая общая производительность на самолете ТУ-154М составит:
= 652,8 ? 1838 = 1199846 ткм/год
Годовая пассажирская производительность определяется по формуле:
пкм/год
для АН-24 = 16800 ?2000 = 33600000 пкм/ч
для ЯК-40 = 8960 ? 1838 = 16468480 пкм/ч
В данном разделе определили : плановую общую час. производительность АН-24 = 1500 ткм/ч, ЯК-40 = 652,8 ткм/ч (более низкая).
По заданному маршруту Быково — Белгород (630км) самолет ЯК-40 летит меньше оптимальной дальности (см. дальность полета в приложении 2), то:
Предельную коммерческую загрузку принимаем равной максимальной — 2,72т. На АН-24, который небеспосадочно летит — больше оптимальной, определяем ее = 5,1 т. Сравниваем годовой объем работ (тонно-километраж):
АН-24 = 3000000 ткм/год
ЯК -40 = 1175040 ткм/год
Принимаем год. объем работ АН-24 за 100%, выясняем сколько нужно самолетов ЯК-40 для выполнения этого объема работ. (40%+40%+20% = 2,5 самолета, при условии 2 ла в постоянной эксплуатации, + 1 полгода фрахтуем).
Отсюда годовой производительный налет не 1800 л.ч., а 1838 л.ч. Годовая пассажирская производительность при этом будет = 1199846 ткм/год. (1175040 ткм/год — плановая).
Из всего вышесказанного следует: а/к имея самолетный парк из АН-24 и Як-40, рентабельным будет следующее количество:
1 шт. — АН -24;
2шт. — ЯК -40;
- ? шт. — ЯК -40.
Определение стоимости планеров и двигателей ЛА и стоимости их капитальных ремонтов
Стоимость планеров и двигателей ЛА определяется в процентах от стоимости ВС (приложение 3, таблица 4).
Таблица 4
Типы ВС |
Стоимость, млн. руб. |
|
АН-24 |
59,5 |
|
ЯК-40 |
62,7 |
|
Стоимость планера с оборудованием i-го типа ВС принимаем 0,75 от , а стоимость двигателей — 0,25 от :
для АН-24 =59,5 ? 0,7 = 41,65 млн.руб.
= 59,5 ? 0,3 = 17,85 млн.руб.
для ЯК-40 =62,7 ? 0,7 = 43,89 млн.руб.
= 62,7 ? 0,3 = 18,81 млн.руб.
Определяем стоимость одного двигателя :
тыс. руб.,
где: — количество двигателей на ВС i-го типа, шт.
для АН-24 = 17,85 /2 = 0,8925 тыс.руб.
для ЯК-40 = 18,81 / 3 = 0,6270 тыс.руб.
Стоимость капитальных ремонтов планеров и двигателей i-го типа можно определить в процентах от стоимости планеров и двигателей.
Стоимость одного капитального ремонта планера принимаем равным 20%, двигателя — 30%.
для АН-24 = 41,65 ? 0,2 = 8,33 млн.руб.
= 8,925 ? 0,3 = 2,677 млн.руб.
для ЯК-40 = 43,89 ? 0,2 = 8,778 млн.руб.
= 6,27 ? 0,3 = 1,881 млн.руб.
Определили: стоимости планеров ВС, двигателей ВС. Т.к. изначально стоимость ЛА ЯК-40 была больше, можно было предвидеть, что суммарный показатель стоимости на двигатели будет меньше у ЛА АН-24 (что и доказали в расчетах — прямая зависимость).
Но т.к. количество двигателей у ЯК-40 — 3, а у АН-24 — 2 , то получаем, что стоимость одного двигателя ЯК-40 меньше чем у АН-24. Следовательно, зависимость от этого стоимости капитальных ремонтов планеров и двигателей будет следующая: чем меньше стоимость двигателя, тем меньше средств будет затрачено на его капитальный ремонт ( АН-24 больше , чем ЯК-40), у ремонта планера обратная зависимость: чем больше стоимость ВС, тем больше стоимость планера, а соответственно и ремонта — в данном случае у ВС ЯК -40).
Данный вывод подтверждают расчеты в этом разделе.
Определение себестоимости летного часа и тонно-километра
В данном разделе определяется себестоимость летного часа, представляющая собой сумму эксплуатационных затрат, приходящуюся на 1 летный час и себестоимость тонно-километра, которая определяется как сумма эксплуатационных расходов, приходящаяся на 1 тонно-километр.
Методика расчета себестоимости летного часа ВС сводится к расчетам и выделению трех групп статей затрат, которые могут быть прямо включены в себестоимость летного часа, но при этом различаются способами расчетов.
К первой группе (I) относятся прямые затраты непосредственно связанные с налетом часов по типам ВС , они рассчитываются на летный час:
Расходы по авиаГСМ ().
Амортизация самолетов, вертолетов и авиадвигателей, т. е. СВАД ().
Отчисления в ремонтный фонд СВАД ().
Расходы на периодическое техническое обслуживание СВАД ().
Расходы на заработную плату летного состава и бортпроводников ().
Отчисления на социальные нужды ().
Расходы на страхование ВС ().
Ко второй группе (II) относятся прямые расходы непосредственно связанные с выполнением рейсов, они рассчитываются на парный рейс по типам ВС:
Аэропортовые расходы ().
Расходы за оперативное техническое обслуживание ().
Расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе ().
Расходы на метеообслуживание ().
Аэронавигационные сборы ().
Отчисления агентствам ().
К третьей группе (III) относятся накладные расходы , они рассчитываются косвенным путем.
Прочие производственные и общехозяйственные расходы ().
Себестоимость летного часа i-го типа ЛА определяется путем суммирования всех статей расходов по формулам:
;
;
;
— Определяем себестоимость лётного часа, представляющую собой сумму эксплутационных затрат, приходящуюся на 1 лётный час и себестоимость тонно-километра, которая определяется как сумма эксплутационных расходов, приходящаяся на один тонно-километр.
Вывод: Определили стоимости планеров и двигателей АН-24, ЯК-40. Т.к. берется % отношение от стоимости ВС, то можно предвидеть из исходных данных, что АН-24 меньше ЯК-40, это подтверждается : стоимость планера АН-24 меньше стоимости планера ЯК-40. И напротив, стоимость двигателя ЯК-40 меньше стоимости двигателя АН-24, т.к. количество двигателей у ЯК -40 больше (3), чем у АН-24 (2).
Та же самая зависимость и у стоимости капитальных ремонтов (ЯК-40: кап-ремонт двигателя меньше, чем кап-ремонт двигателя ВС АН-24).
Определение прямых расходов I группы.
Расходы на авиа ГСМ
Расходы по этой статье определяем, исходя из стоимости авиационных ГСМ в зависимости от района базирования аэропорта и часового расхода топлива рассматриваемого типа воздушного судна (ВС).
тыс. руб.,
где:
- стоимость топлива с учетом его цены, стоимости доставки и хранения в аэропортах отправления и назначения, тыс. руб./т. (приложение 6, таблица 5);
- часовой расход топлива конкретного типа ВС с учетом расхода топлива на земле, т/ч (приложение2, таблица 2);
- коэффициент, учитывающий непроизводственный, т.е.
вспомогательный, тренировочный и служебный налет часов (принимаем равным 1,03).
Таблица 5
Аэропорт |
АвиаГСМ, руб./т |
|
Быково (БКВ) |
8400 |
|
Белгород |
7916 |
|
Для АН-24 = 7562 тыс.руб.
Для ЯК-40 = 10080 тыс.руб.
Расходы на амортизацию СВАД
Расходы на амортизацию (реновацию) парка ВС рассчитываются, исходя из стоимости планера и двигателей рассматриваемых типов ВС, норм амортизации на полное восстановление (реновацию) и годового производственного налета часов.
Расходы на амортизацию СВАД определяются так:
тыс. руб.,
где: 0,08 и 0,1 — годовая норма амортизации на полное восстановление
планера (двигателя);
- стоимость планера рассматриваемого типа ВС, тыс. руб.;
- стоимость двигателя i-го типа, тыс. руб.;
- количество двигателей , устанавливаемых на рассматриваемом типе ВС, шт;
- коэффициент, учитывающий количество двигателей на складе (принимаем равным 1,5);
- годовой производственный налет часов рассматриваемым типом ВС, ( ;
- л. ч.
для АН-24 == 3000 тыс.руб.
для ЯК-40 = = 3445тыс.руб.
Отчисления в ремонтный фонд СВАД
Расходы по этой статье учитывают стоимость и количество капитальных ремонтов планера и двигателей, а также амортизационный срок службы планера и двигателей.
, тыс. руб.
где: ,- стоимость капитальных ремонтов, соответственно, планера и двигателя i-го типа, тыс. руб.;
, — количество капитальных ремонтов, соответственно, планера и двигателя, определяется по формуле:
- где: ;
- межремонтный ресурс планера (двигателей), ч;
- ;- амортизационный срок службы планера (двигателей), ч;
0,1 — коэффициент, определяющий норму работы двигателей на земле;
0,2 — коэффициент, учитывающий снижение износа при работе двигателя на земле.
Рассчитываем количество капитальных ремонтов планера и двигателей для заданного типа ВС:
для АН-24 = 20000/5000 — 1 = 3
= 10000/4000 — 1 =1,5
для ЯК-40 = 20000/6000 — 1 = 2,33
= 10000/4000 — 1 = 1,5
Отчисления в ремонтный фонд СВАД составят:
для АН-24:
= 7250 тыс.руб.
Для ЯК-40:
= 5700 тыс. руб.
Расходы по техническому обслуживанию СВАД
Расходы по техническому обслуживанию по периодическим формам определяются исходя из величин удельной трудоемкости ПТО в расчете на летный час по типам ВС и себестоимости нормо-часа ПТО (приложение 4, таблица 6):
тыс. руб.,
где:
- трудоемкость ПТО в расчете на летный час по типам ВС, н. ч/л. ч;
- себестоимость одного нормо-часа ПТО, тыс.
руб./н.ч.
Таблица 6
Тип ВС |
Удельная трудоемкость, н. ч/л. Ч |
Себестоимость н. часа ПТО, руб. |
|
АН-24 |
6,3 |
290,0 |
|
ЯК-40 |
4,92 |
305,0 |
|
для АН-24 6,3 ?0,290 = 1827 тыс.руб.
для ЯК -40 4,92 ?0,305 = 1500 тыс.руб.
Определение затрат по оплате труда летного состава и бортпроводников
Расходы по оплате труда летного состава и бортпроводников в расчете на летный час определяются делением месячного фонда оплаты труда этих работников на месячную санитарную норму налета экипажей.
Фонд оплаты труда членов экипажа за месяц отражает выплаты заработной платы, исчисленной, исходя из должностных окладов, сдельных расценок, премий, надбавок и прочих выплат. В качестве основы для расчетов принимаются положения «Отраслевого тарифного соглашения работников ГА».
Расходы по заработной плате летного состава и бортпроводников включают в себя повременную оплату экипажа за месяц, т.е. оклады III класса, надбавки за классность и премию, и сдельную заработную плату за налет часов с учетом сложности полетов.
Повременная часть заработной платы определяется исходя из состава экипажа (приложение 10),оклада членов экипажа в зависимости от минимального уровня заработной платы по стране, повышающего коэффициента для отрасли и от нормированной сложности труда.
Дифференциация оплаты по сложности труда устанавливается в соответствии с тарифной сеткой коэффициентов, соответствующих разрядам по оплате труда рабочих, специалистов, служащих и руководителей предприятий ВТ (приложение 9).
Тарифные коэффициенты устанавливаются для каждого члена экипажа в зависимости от класса ВС, профессии и должности (приложение 8).
Оклад III класса каждого члена экипажа и всем членам экипажа определяется по формуле:
тыс. руб.,
где:
- минимальная заработная плата РФ (принимаем 600 руб.) ;
- отраслевой коэффициент (принимаем равным 3,0);
- тарифный коэффициент i -го разряда (приложение 7).
Надбавки летному составу за I класс составляют 40%, за II класс-20% от оклада III класса, бортпроводникам I класса-25%, II класса-10% (приложение 11).
Премия летному составу за безаварийный налет часов при условии высокого качества работы выплачивается в процентах от оклада III класса (в расчетах принимаем равной 30%).
Расчет сдельной заработной платы производится исходя из часовых расчетных ставок командиру корабля. Минимальные гарантированные часовые расценки для оплаты командиров кораблей (по типам ВС) устанавливаются в «Отраслевом тарифном соглашении»(приложение 12).
При увеличении норматива по минимальной заработной плате по стране часовые ставки индексируются.
Часовые ставки командирам кораблей дифференцируются по типам ВС и в зависимости от сложности полетов. Остальным членам экипажей часовые ставки рассчитываются с учетом понижающих коэффициентов (приложение 13).
Расчет фонда оплаты труда ЛС для АН-24:
Таблица 7
Наименование занимаемых должностей/ количество |
Повременная |
Сдельная |
Всего ЗП за месяц |
||||||
Оклад III Кл. |
Надбавка за класс |
Премия |
Итого |
Часовая ставка |
Санитарная норма налета |
Итого |
|||
Командир ВС /1 |
9180 |
1836 |
2754 |
13770 |
40,9 |
70 |
2863 |
16633 |
|
Второй пилот 1 |
7182 |
1436,4 |
2154,6 |
10773 |
32,72 |
70 |
2290,4 |
13063,4 |
|
Бортмеханик /1 |
7182 |
— |
2154,6 |
9337 |
32,72 |
70 |
2290,4 |
11627,4 |
|
Штурман /1 |
7182 |
1436,4 |
2154,6 |
10773 |
30,67 |
70 |
2147,2 |
12920,2 |
|
Бортпроводник /2 |
3888 |
— |
1166,4 |
5054 |
12,27 |
70 |
858,9 |
5912,9 ? 2 = 11825,8 |
|
Итого: 6 |
66070 |
||||||||
Расчет фонда оплаты труда ЛС для ЯК-40 : ЯК-40
Наименование занимаемых должностей/ количество |
Повременная |
Сдельная |
Всего ЗП за месяц |
||||||
Оклад III Кл. |
Надбавка за класс |
Премия |
Итого |
Часовая ставка |
Санитарная норма налета |
Итого |
|||
Командир ВС /1 |
9180 |
1836 |
2754 |
13770 |
40,9 |
70 |
2863 |
16633 |
|
Второй пилот /1 |
7182 |
1436,4 |
2154,6 |
10773 |
32,72 |
70 |
2290,4 |
13063,4 |
|
Бортинженер/1 |
7182 |
— |
2154,6 |
9337 |
(32,72) |
70 |
(2290,4) |
11627,4 |
|
Бортпроводник /1 |
3888 |
— |
1166,4 |
5054 |
12,27 |
70 |
858,9 |
5912,9 |
|
Итого: 4 |
47236,7 |
||||||||
Полный месячный фонд оплаты труда с учётом доплат к заработной плате командно-лётного состава определяем по формуле:
тыс. руб.,
где: — коэффициент доплат к заработной плате командно-летного состава (принимаем равным 1,4).
тыс. руб.,
где: — санитарная норма налета экипажа за месяц (принимаем 70 час.)
для АН-24 = 66070 ? 1,4 = 92498 тыс. руб.,
= 92498/70 = 1321 тыс. руб.
Для ЯК-40 = 47236,7 ? 1,4 = 66131,38 тыс. руб.,
= 66131,38 /70 = 944 тыс. руб.
Отчисления на социальные нужды
Расходы по этой статье включают в себя отчисления на социальное и медицинское страхование и в пенсионный фонд. Величина отчислений определяется по действующим нормативам, в процентах (35,6%) от суммы заработной платы летного состава, бортпроводников.
, тыс. руб.
для АН-24 =1321 ? 0,356 = 470,2 тыс. руб.
для ЯК-40 = 944 ? 0,356 = 336,0 тыс. руб.
Расходы на страхование ВС
Расходы по этой статье определяются исходя из стоимости ВС i- го типа, годового процента страхования (1%) и годового налета часов .
тыс. руб.
для АН-24 = 59,5 ? 0.01/2000= 0,29 тыс. руб.
для ЯК-40 = 62,7 ? 0,01/1838 = 0,34 тыс. руб.
Определение прямых расходов II группы.
Аэропортовые расходы
Аэропортовые расходы рассчитываются на парный рейс и складываются из следующих составляющих:
тыс. руб.,
где :
- сбор за взлет-посадку на летный час, тыс. руб.;
- сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта на летный час, тыс. руб.;
- сбор за пользование аэровокзалом, тыс. руб.;
- сбор за коммерческое наземное обслуживание пассажиров, тыс. руб.;
- сбор за коммерческое наземное обслуживание груза, почты, багажа, тыс.
руб.;
- Сбор за взлет-посадку устанавливается за услуги по обеспечению приема — выпуска (самолето-вылета) ВС, оказываемого аэропортами отправления и назначения.
Ставка сбора устанавливается за одну тонну максимальной взлетной массы ВС по дифференцированной шкале и для заданных типов ВС составляет 1,0.
В расчете на один парный рейс сбор за взлет-посадку рассчитываем по формуле:
тыс. руб.,
где:
- взлетная масса самолета, т;
- ставка сбора за взлет-посадку за 1 тонну максимальной взлетной массы ВС, тыс. руб./т в j-м аэропорту (приложение 6, таблица 9);
- коэффициент дифференциации по взлетному весу;
Сбор за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта устанавливается на одну тонну взлетной массы ВС и рассчитываем по формуле:
тыс. руб.
где: — ставка сбора за авиационную безопасность за 1 тонну максимальной взлетной массы в j — ом аэропорту (приложение 6, таблица 9), руб./т.
Сбор за пользование аэровокзалом устанавливается в соответствии с технологией обслуживания пассажиров в зоне и здании аэровокзала.
Ставка сбора устанавливается на 1 пассажира отдельно для внутренних и международных перевозок (приложение 6, таблица 9).
На один парный рейс эти сборы определяются так:
тыс. руб.,
где:
- пассажирская вместимость ВС, чел;
- коэффициент использования пассажирских кресел;
— ставка сборов за пользование аэровокзалом j — го аэропорта, руб./пасс. Коммерческое обслуживание ВС включает работы по обслуживанию пассажиров и обработке багажа и рассчитывается на основании тарифов за услуги по коммерческому обслуживанию одного пассажира и одной тонны груза, почты, багажа в j-ом аэропорту (приложение 6, таблица 9).
В расчете на один парный рейс эти расходы определяются следующим образом:
тыс. руб.,
тыс. руб.,
где: ;
- расходы на 1 парный рейс за коммерческое обслуживание пассажиров, груза, почты, багажа;
- предельная коммерческая загрузка i-ого типа ВС, т.
Таблица 9
Аэропорт |
Взлет-посадка, руб./т. |
Авиабезопасность, руб./т. |
Аэровокзал, руб.т/. |
Ком. обслуж. пасс. руб./т. |
Ком. обслуж. груза руб./т |
Метео- обслуж. руб./св |
АвиаГСМ, руб./т. |
|
Быково |
38,0 |
5,3 |
5,5 |
15,8 |
1,05 |
694,0 |
8400 |
|
Белгород |
110,0 |
26,0 |
12,0 |
21,0 |
1,5 |
1020,0 |
7916 |
|
Для АН-24:
= 21,8 ? (38 + 110) ? 1 = 3226,4 (тыс. руб.)
= 21,8 ? (5,3 + 26) ? 1 = 1772,2 (тыс. руб.)
= 48 ? 0,7 ? (5,5 + 12,0) = 588 (тыс. руб.)
= 48 ? 0,7 ? (21,0 + 15,8) = 1236 (тыс. руб.)
= (5,1 — 48 ? 0,7 ? 0,09) ? (1,5 + 1,05) = 5355 (тыс.руб.)
=3226+1722+588+1236+5355= 12127 (тыс. руб.)
Для ЯК-40:
= 21,8 ? (38 + 110) ? 1 = 3226,4 ( тыс. руб.)
= 21,8 ? (5,3 + 26) ? 1 = 1772,2 (тыс. руб.)
= 32 ? 0,7 ? (5,5 + 12,0) = 392 (тыс. руб.)
= 32 ? 0,7 ? (21,0 +15,8) = 824,32 (тыс. руб.)
= (2,72 — 32 ? 0,7 ? 0,09) ? (1,5 + 1,05) = 1785 (тыс.руб.)
=3226+1772+392+824+1785= 7949 (тыс. руб.)
Расходы по оперативному техническому обслуживанию ВС
Расходы по оперативному техническому обслуживанию (ОТО) по обеспечению самолето-вылета ВС на 1 парный рейс определяются по формуле:
тыс. руб.,
где: — ставка сбора за один нормо-час оперативного технического обслуживания по обеспечению самолето-вылета j -ом аэропорту (приложение 5, таблица 10), руб.
- трудоемкость ОТО i-го типа ВС в j -ом аэропорту, н.ч.
Таблица 10
Тип Вс |
Аэропорт |
Трудоемкость, н.ч./св. |
Ставки за ОТО, руб./н.ч. |
|
Ан-24 |
Быково |
6,3 |
125,0 |
|
Белгород |
118,0 |
|||
ЯК-40 |
Быково |
4,92 |
125,0 |
|
Белгород |
118,0 |
|||
для АН-24 = 6,3 ? 125 + 6,3 ? 118 = 1,530 тыс. руб.
для ЯК-40 = 4,92 ? 125 + 4,92 ? 118 = 1,195 тыс. руб.
Расходы на питание пассажиров и экипажей в рейсе
Расходы по этой статье рассчитываются исходя из количества пассажиров и членов экипажей , а также стоимости бортпитания (в расчетах принимаем 150 руб.):
тыс. руб.
для АН-24 = (48 ? 0,7 + 2) ? 0,150 = 8,205 тыс. руб.
для ЯК-40 = (32 ? 0,7 + 3+1) ? 0,150 = 3,960 тыс. руб.
Расходы за метеообслуживание.
Расходы за метеообслуживание в зоне аэропорта на парный рейс определяются на основе ставок за метеообслуживание ВС в j-ом аэропорту и рассчитываются по формуле:
тыс. руб.,
где: — ставка сборов за метеообслуживание ВС в j-ом аэропорту (приложение 6, таблица 11), руб./с.в.
Таблица 11
Аэропорт |
Метеообслуживание руб./св. |
|
Быково |
694,0 |
|
Белгород |
1020,0 |
|
для АН-24 =0,694 + 1,02 = 1,714 тыс. руб. для ЯК-40 =0,694 + 1,02 = 1,714 тыс. руб.
Аэронавигационные сборы
Расходы на аэронавигационное обслуживание определяются на основе опубликованных сборов, которые действительны на территории России (приложение 14, таблица 12).
тыс. руб.,
где:
- дальность полета (протяженность воздушной линии), км;
- ставка сборов по аэронавигации на 100 км в зависимости от взлетной массы ВС, руб./100 км.
Таблица 12
Максимальная взлетная масса, тонн |
Цена за 100км, руб. (без НДС) |
|
АН-24 от 21 до 50 тонн |
111,0 |
|
ЯК-40 от 21 до 50 тонн |
111,0 |
|
для АН-24 = 2 ? 597 ? 0,111/100 = 1,32 тыс. руб.
для ЯК-40 = 2 ? 820 ? 0,111/100 = 1,82 тыс. руб.
Отчисления агентству
Расходы по этой статье на один парный рейс устанавливаются в виде процента от суммы доходов за рейс и рассчитываются по формуле:
тыс. руб.,
где:
- средний тариф с учетом НДС, получаемый от производства одного тонно-километра (принимаем условно 20 руб./ткм);
- ставка отчислений агентству (0,08).
АН-24 = 630/500=1,26 ЯК-40 = 630/400=1,57
для АН-24 =1500 ?2 ?1,26 ? 0,02 ?0,08 =6,048 тыс.руб.
для ЯК-40 = 652,8 ?2 ? 1,57 ? 0,02 ? 0,08 = 3,280 тыс.руб.
Определение накладных расходов III группы
Прочие производственные и общехозяйственные расходы
Эта статья расходов включает затраты на форменное обмундирование, на оплату труда аппарата управления, учебно-тренировочных и вычислительных центров; амортизационные отчисления наземных основных фондов, материальные затраты и другие расходы, не вошедшие в состав прямых расходов I и II групп.
Величина расходов по этой статье определяется в процентах (приблизительно 15%) от суммы прямых расходов.
тыс.руб.
Для АН-24
= 7,562 + 3,0+7,250+1,827+1,321+0,47+0,29 = 21,72 тыс.руб.
= (12,127+1,53+8,205+1,714+1,32+6,048)/(2 ?1,26) = 12,279 тыс.руб.
= 0,15 ? (21,72 + 12,279) = 5,100 тыс.руб.
Для ЯК-40
= 10,083+2,930+5,700+1,500+0,944+0,336+0,340 = 21,49 тыс.руб.
=(7,949+1,195+3,960+1,714+1,820+3,280)/(2?1,57) =6,343тыс.руб.
= 0,15 ? (21,49 + 6,343) = 4,175 тыс.руб.
По результатам расчетов и заполняем таблицу 13.
Себестоимость летного часа, тонно-километра и парного рейса по сравниваемым типам ЛА.
Таблица 13
Наименование статей |
АН-24 |
ЯК-40 |
|||
С л.ч. тыс.руб. |
Уд. вес |
С л.ч. тыс.руб. |
Уд. вес |
||
I. Группа прямых расходов |
|||||
1.1 АвиаГСМ |
|||||
1.2 Амортизация СВАД |
|||||
1.3 Ремонтный фонд СВАД |
|||||
1.4 Расходы по ПТО |
|||||
1.5 Заработная плата ЛС и БП |
|||||
1.6 Отчисления на заработную плату |
|||||
1.7 Страхование ВС |
|||||
II. Группа прямых расходов |
|||||
2.1 Аэропортовые расходы |
|||||
2.2 Расходы по метеобслуживанию |
|||||
2.3 Расходы на питание пассажиров и экипажа |
|||||
2.4 Расходы на ОТО |
|||||
2.5 Аэронавигационные расходы |
|||||
2.6 Отчисления агентству |
|||||
III. Группа: Накладные расходы |
|||||
3.1. Прочие производственные и общехозяйственные расходы |
|||||
Итого: себестоимость летного часа |
|||||
Себестоимость тонно-километра, руб./ткм |
|||||
Себестоимость парного рейса, тыс.руб./рейс |
|||||
Определение показателей экономической эффективности ЛА
К показателям экономической эффективности относятся следующие показатели:
- общие капитальные вложения (инвестиции) по вариантам ЛА ();
- балансовая прибыль ();
- чистая прибыль ();
- чистый приведенный доход ();
- срок окупаемости инвестиций ();
- сумма накопленной чистой прибыли до конца эксплуатации ВС.
Для определения показателей эффективности инвестиций необходимо рассчитать годовую сумму доходов и эксплуатационных расходов от внедрения ЛА.
Годовая сумма доходов определяется по формуле:
млн. руб.,
где:
- годовой объем работ, т.е. годовой эксплуатационный тонно-километраж;
- тариф за ткм (по сравниваемым типам ЛА он принимается одинаковым) и определяется по формуле:
руб./ткм.,
где:
- коэффициент рентабельности (принимаем равным 1,2);
- себестоимость тонно-километра (принимается из двух типов ВС наибольшая ).
= 49 ? 1,2 = 58,8 руб./ткм
Тогда, так как годовой объем и тариф сравниваемых самолетов одинаков, сумма доходов этих самолетов будет также равна:
Д = 58,8 ? 3000000 = 176,400 млн. руб.
Годовые эксплуатационные расходы определяются так:
млн. руб.
для АН-24 = 26 ? 3000000 = 78,000 млн. руб.
для ЯК-40 = 49 ? 3000000 = 147,000 млн. руб.
Сумма балансовой прибыли определяется как разница суммы доходов и эксплуатационных расходов.
млн. руб.
для АН-24 П бал =176,400 — 78,0 = 98 млн. руб.
для ЯК-40 П бал = 176,400 — 147,0 = 29 млн. руб.
Сумма чистой прибыли рассчитывается по следующей формуле:
млн. руб.,
где:
- налог на прибыль (равен 24% от );
- годовая сумма амортизационных отчислений СВАД i -го типа;
- млн. руб.,
где:
- расходы на амортизацию СВАД на 1 летный час ЛА i-го типа;
- годовой налет часов i -го типа ЛА;
- количество ВС i- го типа.
для АН-24 = 1 ? 3,0 ? 2000 = 6,0 млн. руб.
= 98,0 — 23,52 + 6,0 = 80,48 млн. руб.
для ЯК-40 = 2,5? 3,4х1838 = 15,62 млн. руб.
= 29,0 — 6,96 + 15,62 =37,66 млн. руб.
Общие капитальные вложения (инвестиции) по сравниваемым типам ЛА равны:
млн. руб.,
где:
- количество ВС i-го типа;
- стоимость ВС i -го типа,
- коэффициент сопутствующих капитальных вложений (принимаем равным 1,1).
для АН-24 = 1 ? 59,5 ? 1,1 = 65,45млн. руб.
для ЯК-40 = 2,5 ?62,7 ?1,1 = 172,4млн. руб.
Чистый приведенный доход (чистый поток платежей) определяется так:
млн. руб.,
где: R — коэффициент дисконтирования (принимаем 0,1) j -1,2.3,…годы.
Чистый приведенный доход считается на 12 лет, т.е. с учетом календарного срока службы ВС. Момент, когда = 0, будет годом, когда окупятся за счет накопленной за этот период суммы чистой прибыли.
Из двух сравниваемых типов ЛА внедряемым, т. е. наиболее экономически эффективным, будет тот самолет, у которого меньше, или сумма накопленной чистой прибыли за 12 лет больше.
для АН-24
NPV 1 = — 65,45 + 80,48/(1+0,1)?=7,7 млн. руб.
Tok =1 год
для ЯК-40
NPV 1 = — 172,4+ 37,66 /(1+0,1)1 =-138,1млн. руб.
NPV 2 = — 138,1+ 37,66 /(1+0,1)1 =-103,86 руб.
NPV 3 = — 103,86+ 37,66 /(1+0,1)1 =-69,6 млн. руб.
NPV 4 = — 69,6+ 37,66 /(1+0,1)1 =-35,36млн. руб.
NPV 5 = — 35,36+ 37,66 /(1+0,1)1 =-1,1млн. руб.
NPV 6 = — 1,1+ 37,66 /(1+0,1)1 =33,1млн. руб.
Tok = 6 год
Из двух сравниваемых типов ЛА внедряемым, т.е. наиболее экономически эффективным, является тот самолет, у которого Т ок меньше. Следовательно, АН-24 — внедряемый самолет.
Составляем график изменения NPV по годам с указанными сроками окупаемости и суммами накопленной чистой прибыли по типам АН-24 и ЯК-40 (рисунок 4).
Рис.4. График изменения накопленной чистой прибыли по годам
По итогам расчетов составляем таблицу показателей экономической эффективности сравниваемых ЛА (таблица 14).
Показатели экономической эффективности сравниваемых ЛА.
Таблица 14
Показатели |
Самолет |
||
Внедряемый ЛА АН-24 |
Базовый ЛА ЯК-40 |
||
Годовой объем работ, тыс. ткм/год |
30000 |
11750 |
|
Часовая производительность, ткм/час |
1500 |
652,8 |
|
Годовой налет часов, л. час. |
3000 |
1838 |
|
Себестоимость тоннокилометра, руб./ткм |
26 |
49 |
|
Эксплуатационные расходы, млн. руб. |
78,0 |
147,0 |
|
Доходы, млн. руб. |
176,4 |
176,4 |
|
Балансовая прибыль, млн. руб. |
98,0 |
29,0 |
|
Чистая прибыль, млн. руб. |
80,48 |
37,66 |
|
Капитальные вложения, млн. руб. |
65,45 |
172,4 |
|
Срок окупаемости, лет |
1 |
6 |
|
Вывод
летательный аппарат экипаж себестоимость
Сравнивая два ЛА — ЯК-40 и АН-24,внедряемый самолет АН-24 окупит себя через год, а ЯК-40 ( в количестве 2,5 шт.) — только через 6 лет. Это объясняется большими капитальными вложениями, малой чистой прибылью, огромными эксплуатационными расходами, включающими в себя расходы на ГСМ, большим расходом топлива, малой коммерческой загрузкой (малым, соответственно количеством кресел), большими затратами на капитальный ремонт планера. Даже при увеличении годового производительного налета, нет рентабельности, имея в самолетном парке АН-24, вводить в эксплуатацию ЛА ЯК-40.