Модель человека – базовый элемент любой общественной науки, в том числе и экономической, ведь её предмет – это действия людей. Без знания содержания модели человека в экономике очень сложно постичь образ мысли, предписываемый экономической теорией, развить экономический взгляд на процессы, происходящие в обществе, натренировать экономическое воображение.
Зачем это нужно экономисту и, уж тем более, обычному человеку? Дело в том, что экономика – не кабинетная наука, интересная лишь профессионалам. Она, по словам известного западного исследователя Хайлбронера Р., «превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Она удостоилась издания фундаментального четырёхтомного энциклопедического словаря, насчитывающего 4 млн. слов, через которые, как нить Ариадны, проходит мысль о том, что экономическая наука наконец вышла за узкие рамки её прежнего царства – царства производства и распределения – и может теперь заявить свои права на обширную территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права» 1 . Насчёт «царицы социальных наук» с Хайлбронером можно, конечно, поспорить, но если он утверждал это, основываясь на степени популярности и уровне общественного признания экономики, то был, безусловно, прав.
Популярность и значимость экономики проистекает из предмета её изучения, который Шоу Д. определял как «умение пользоваться жизнью наилучшим образом» 2 . Именно поэтому многие политические, социальные, культурные и другие процессы в обществе обусловлены стремлением эффективно распоряжаться ограниченными ресурсами, то есть находятся под влиянием экономики.
Так или иначе, экономика в большой степени влияет на общество. Интерпретация явлений и процессов, где участвует экономика (а она участвует почти повсюду), невозможна без понимания основных понятий и методов, одним из которых является рациональное поведение.
Итак, исследование модели человека актуально, потому что оно способствует пониманию методологических основ современной экономики и, следовательно, пониманию многих общественных процессов. Человек воплощает в себе все богатство своего общественного бытия, а общество выступает как условие и продукт жизнедеятельности человека, как его общественная жизнь. Взаимосвязь человека и общества, определяющая роль человека в этой взаимосвязи являются всеобщими, универсальными 3 . Для подтверждения можно привести слова Карла Бруннера, который, подчёркивая основополагающую роль гипотезы о человеческой природе, говорил, что «именно взгляд на природу человека в значительной мере формирует представления о ценностях и социальном порядке»4 .
Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика ...
... нужды. Таким образом целью человека является удовлетворение всех своих потребностей, а экономика – это средство достижения поставленной цели. Однако существует опасность, что человек может подменить два этих понятия ... Цель – это объект стремления человека, конечный результат, к которому направляется процесс. Средство – это способ или инструмент, которыми достигается поставленная цель. Потребность – ...
Цель работы: исследовать модели человека в различных экономических теориях.
Предмет исследования: модель человека в экономике, политологии, социологии, психологии.
Объект исследования: работы ученых неоклассического и институционального течений, содержащие информацию о моделях человека в соответствующих науках.
Задачи:
- Сравнить поведенческие концепции человека в различных общественных науках.
- Изучить структуру модели человека в социально-экономических системах.
- Раскрыть разнообразие моделей человека в основном течении экономической мысли.
- Выявить критику концепций экономического человека и ее методологический статус.
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА
Экономическая наука, как и другие дисциплины, относящиеся к общественным наукам: социология, политология, психология, антропология, — в качестве предмета исследования рассматривает человеческое поведение. В самом широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из описания человеческого поведения, понимая под этим не только индивидуальное поведение, но и неумышленные последствия взаимодействия индивидов, а также институты, в которых воплотилось прошлое поведение. В этом широком смысле говорить о человеке в экономической теории было бы тавтологично. Однако научный подход к описанию и предсказанию человеческого поведения требует от общественных наук его обобщения, типизации. На практике это проявляется в использовании определенной поведенческой гипотезы, предполагающей упрощенное представление о человеческой природе.
Данная гипотеза или модель является не предметом, изучения, а инструментом исследования, элементом метода соответствующей теории. Причем для каждой из общественной наук характерно свое представление о человеке, о логике его поведения, фиксирующее те его свойства, которые составляют главный интерес для данной отрасли знания, и абстрагирующееся от остальных его признаков. Именно содержание этой рабочей модели человека, выбор составляющих ее признаков определяет специфику общественных наук, разделение труда между ними, очерчивает предмет их исследования. Более того, можно показать, что выработка своей специфической модели человека лежала в основе обособления отдельных общественных наук от «моральной философии». Но прежде чем начать сопоставительный анализ, необходимо в общих чертах охарактеризовать экономического человека.
Термину «экономический человек» отдельные авторы придают разные значения. В рамках данной работы будем называть так модель или концепцию человека в экономической теории. Место обитания экономического человека — это прежде всего теоретические труды ученых — экономистов. В этом смысле в параллель «экономическому» человеку можно поставить «социологического», «психологического», «политологического» и других.
Системный подход в экономическом исследовании
... ею. В экономической теории системный подход - это важнейший принцип методологии научного исследования экономической системы, но не единственный метод исследования этой системы, который включает в себя и другие подходы. Речь поэтому может идти об использовании системного подхода в экономической теории в ...
Единого, «классического» определения модели человека в современной экономической науке не существует. В общем виде модель экономического человека обязана содержать три группы факторов, представляющих цели человека, средства для их достижения (как вещественные, так и идеальные) и информацию (знание) о процессах, посредством которых средства ведут к достижению целей (наиболее важными из таких процессов можно считать «производство» и «потребление»).
Методологи экономической науки применяют различные группировки и описания отдельных свойств экономического человека.
Исходя из принципа ограниченности средств, делается вывод, что человек по самой своей сущности стремится к максимально возможному в данных условиях удовлетворению своих потребностей. Поэтому перед ним всегда стоит задача рассчитать такой вариант распределения ограниченных средств, который обеспечит ему «максимизацию» благ, т. е. является наиболее «экономичным». Следовательно, задача экономической теории состоит в том, чтобы помочь человеку сделать правильный выбор 5 .
Для того, чтобы полнее раскрыть специфику «экономического человека», сопоставим его с эпистемологическими моделями человека, существующими в других общественных науках. Для сопоставления были выбраны социология и психология. Взаимоотношения между этими науками и экономической теорией имеют давнюю и сложную историю, противополагание экономического человека социологическим и психологическим моделям во многом способствовало идентификации его основных свойств.
Разумеется, говоря об «экономическом», «социологическом» и « психологическом» человеке, имеются в виду лишь самые общие различия между моделями человека в общественных науках. Происходит абстрагирование как от эволюции принятой в данной науке модели человека во времени, так и от того факта, что в каждый конкретный период в рамках одной науки всегда сосуществуют различные исследовательские парадигмы, придерживающиеся различных моделей человека. В рамках этой главы под экономической моделью человека имеется в виду модель, принятая на вооружение «основным течением» современной экономической теории, часто называемым неоклассическим направлением. Что же касается социологии и психологии, то серьезный анализ моделей человека в этих науках никак не входит в основные задачи. Поскольку в центре внимания лежат проблемы экономической теории, главное значение для данного исследования будет иметь то, как воспринимают социологическую и психологическую модели человека сами экономисты.
В рамках одной главы невозможно дать сколько-нибудь подробное описание модели человека в психологической науке, сравнимой с моделью экономического человека. Во-первых, психология представляет собой намного менее однородную науку, чем экономическая теория, — в ней не существует ничего похожего на «основное течение» и отдельные проблемы разрабатываются различными школами с применением различных категорий и методов анализа. Во-вторых, концепция или теория человеческого поведения возникает у психологов как результат индуктивного исследования и, естественно, имеет другой методологический статус по сравнению с априорной моделью человека, применяемой экономистами.
Потребность и блага. Экономический вывод
... люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, ... им будет уделено основное место в нашей работе. Неэкономические блага – это свободные блага, не ... и абсолютно ограниченные, и относительно ограниченные. По поводу относительно ограниченных они соглашаются с ...
Если все таки сопоставить их, то главное отличие концепции человека в различных направлениях психологии, с одной стороны, и модели экономического человека — с другой, заключается в том, что, психологи, в отличие от экономистов, определяют человеческое поведение не рациональностью, а чем-то иным: для бихевиориста – механизмом подкрепления данного варианта поведения, для фрейдиста — подсознательной мотивацией, для психологии развития — стадией когнитивного развития индивида, для социального психолога — социальным контекстом и его индивидуальным восприятием. Даже представители когнитивной психологии, стоящие в данном аспекте ближе всего к экономистам, подчеркивают влияние на поведение индивида специфических особенностей, которыми характеризуется его механизм обработки информации.
Говоря о «психологическом человеке», экономисты, как показывает опыт, имеют в виду два основных образа. Многие исследователи вслед за американским психологом Риффом Ф. считают, что «психологический человек», разительно отличающийся от аналогичных моделей других общественных наук, впервые появился в трудах Фрейда. Соответственно считается, что для «психологического человека» главным является импульсивность, эмоциональность, обусловленность его поведения внутренними, неосознанными и неконтролируемыми им психологическими силами, что делает его противоречивым и непредсказуемым. Можно сказать, что это несколько размытое описание действительно соответствует духу фрейдизма, хотя, как известно, Фрейд построил и более четкую «трехэтажную» модель человека, в которой биологическое начало, направляемое принципом удовольствий, и интериоризированные общественные нормы сталкиваются и вступают в сложное взаимодействие в человеческой личности. Так или иначе, очевидно, что психологический человек в данной трактовке не имеет ничего общего с рациональным экономическим человеком, осознающим иерархию своих предпочтений, и выбирающим наилучший путь их реализации.
Другие экономисты понимают под «психологическим человеком» модель мотивации, выдвинутую известным психологом гуманистического направления Маслоу А. Модель Маслоу можно охарактеризовать как концепцию определенного рода взаимосвязи потребностей. Так как основой модели человека в экономической науке как раз является упорядоченная система предпочтений, экономисты естественно воспринимают модель Маслоу как альтернативу своей модели человека, намного более близкую к ней, чем модель «пересоциализированного» социологического человека. Как известно, иерархическая модель Маслоу исходит из того, что все потребности человека можно разбить на несколько уровней в порядке убывания их важности: физиологические, потребности в безопасности, в любви и принадлежности к общности, в уважении и самоактуализации. Согласно схеме Маслоу, каждая следующая группа потребностей проявляется и начинает удовлетворяться после насыщения потребностей предыдущей группы. Экономисты также исходят из устойчивой иерархии потребностей (предпочтений).
Но в отличие от психологов, использующих схему Маслоу, они предполагают, что удовлетворение одной потребности может в значительной мере заменить удовлетворение другой.
«Психология» «Мотивация. Роль мотивов в развитии человека»
... Мотивация и потребность Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее внутреннее побуждение к действию, к различным формам активности. Они составляют основу мотивов, определяющих поведение человека в труде. Иерархия основных потребностей человека (А. Маслоу): ...
Согласно второму закону Госсена, человек склонен держать все свои потребности в недоудовлетворенном состоянии, так, чтобы ему было безразлично, какую из них удовлетворить первой: прирост полезности или удовольствия в любом случае одинаковый. При этом по мере насыщения каждой потребности ее важность для человека убывает (так можно интерпретировать первый закон Госсена), так что наступает момент, когда человек, скажем (специально взят пример из схемы Маслоу), даже если он до конца не наелся, променяет следующее, удовлетворяющее его физиологические потребности пирожное на укрепление двери в свое жилище (потребность в безопасности) или даже на то, чтобы купить себе интересную книгу по специальности (потребность в самоактуализации).
Иными словами, удовлетворение различных потребностей экономического человека взаимозаменяемо, тогда как психологический человек в интерпретации Маслоу не допускает замещения между благами, удовлетворяющими различные потребности, точнее, потребности, относящиеся к различным ступеням «пирамиды». В модели Маслоу потребности «лексикографичны», т.е. расположены как слова в словаре: главную роль играет первая буква слова, следующей по значению является вторая и так далее. Слово «яблоко» помещено в конец словаря, хотя его вторая буква — «б» стоит в алфавите на «почетном» втором месте. Так и в ситуации выбора между двумя способами действия, например, покупкой двух наборов благ, каждый из которых частично удовлетворяет разные группы потребностей, психологический человек (по Маслоу) предпочтет тот набор, который полностью обеспечивает удовлетворение физиологических потребностей, не обращая внимание на другие параметры.