Налоги и налогообложение юридических лиц

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.

Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующа я функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.

С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.

1.3. Классификация налогов

Классификация налогов нужна для упорядочения знаний о различных видах налогов. Основными классификационными признаками являются: субъект налога; объект налогообложения; вид ставки; способ обложения; источник уплаты; назначение; принадлежность к уровням власти и управления; право использования сумм налоговых поступлений; возможность переложения.

Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления: федеральные; региональные; местные.

Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следующие налоги и сборы: 8 федеральных, 3 региональных и 2 местных .

8 стр., 3986 слов

Налоговая полиция: функции и права

... российских спецслужб. 1. Возникновение налоговой полиции. В истории России, как и в истории любого государства, можно заметить эволюцию двух ее составляющих: финансовой системы и армии. Приоритетной ... в деятельности налоговых органов, восстановленных в период НЭПа. С 30 годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, и налоги начинают выполнять несвойственные им функции. Налоги используются ...

Федеральные налоги в Российской Федерации определены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов (но в пределах, определенных федеральным законодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

1.4. Налоги, взимаемые на территории России

Согласно ст. 12 Кодекса предусмотрена трехуровневая система взимания налогов:

  • федеральные налоги и сборы;
  • налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные);
  • местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ).

К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):

1. Налог на добавленную стоимость;

2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья;

12 стр., 5573 слов

Налоговый менеджмент в системе управления фирмой

... организации корпоративного налогового менеджмента на российских предприятиях; рассмотреть способы уклонения от налогов и противодействия этому процессу; исследовать основы налогового планирования и оптимизации налогов предприятиями на законных основаниях; рассмотреть проблемы оптимизации налогов субъектами ...

3. Налог на прибыль (доход) организаций;

4. Налог на доходы физических лиц;

5. Государственная пошлина;

6. Налог на добычу полезных ископаемых;

7. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

8. Водный налог.

Региональные устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):

1. Налог на имущество организаций;

2. Транспортный налог;

3. Налог на игорный бизнес;

— Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).

К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):

1. Земельный налог;

2. Налог на имущество физических лиц;

Глава 2. Оособенности налогообложения юридических лиц.

2.1 Юридическое лицо: понятие юридического лица

Юридическое лицо — это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом, признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Рассматривая вышеприведенное определение юридического лица, можно сказать следующее: основой структуры и хозяйствования юридического лица является — имущественная обособленность. Под «обособленным имуществом» подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей, а если речь идет об организации, построенной на началах членства, то есть корпорации, от имущества ее членов. В том, что юридическое лицо, в зависимости от его вида, должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческая организация), либо самостоятельную смету (некоммерческая организация) находит конкретное выражение имущественная обособленность. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей (участников) если иное не предусмотрено в законе или в учредительных документах. Самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени означает, что «юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Организационное единство. Из него следует, что юридическое лицо обладает соответствующей устойчивой структурой. Выступление юридического лица как единого целого обеспечивается тем, что во главе соответствующего образования стоят наделенные весьма определенной компетенцией органы, которые осуществляют внутреннее управление юридическим лицом и действуют от его имени вовне. Перечисленные и многие другие связанные с юридическим лицом вопросы закрепляются в учредительных документах юридического лица. Следовательно, каждое юридическое лицо должно создаваться и действовать на основе определенных, составленных в соответствии с законом учредительных документов. Юридическим лицом является только такое образование, которое удовлетворяет всем указанным выше требованиям. Для того чтобы облегчить положение участников гражданского оборота, и, прежде всего тех из них, кто решает для себя вопрос о заключении договора с соответствующим образованием, установлена обязательная государственная регистрация юридических лиц. Включение того или иного образования в единый реестр юридических лиц служит необходимым, достаточным и вместе с тем бесспорным доказательством того, что данное образование признано в установленном порядке юридическим лицом.

17 стр., 8287 слов

Аудит налогообложения налога на прибыль

... требованиям действующего законодательства. При проведении аудита налога на прибыль необходимо: проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу; провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства, ...

2.2 Системы налогообложения, применяемые в РФ для юридических лиц.

Юридические лица могут избрать общую или упрощенную систему налогообложения.

Общая система налогообложения.

Общая система налогообложения – это система налогооблажения, при которой налогоплательщик платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден о их уплаты.

На данной системе находятся все юридические лица, которые не избрали другую систему налогообложения, или для которых установлены ог раничения относительно выбора той или другой системы налогообложение.

Юридические лица, которые находятся на общей системе, платят такие основные налоги, сборы и другие обязательные платежи:

  • налог на прибыль предприятий (ставка 20% от базы налогообложения);
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;
  • акцизный сбор;
  • взносы на обязательное государственное пенсионное страхование (от общего фонда заработной платы);
  • взносы на общеобязательное государственное социальное страхование;
  • плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности.
  • таможенная пошлина;
  • плата (налог) за землю;
  • и прочего, в соответствия с законодательством;

Также юридическое лицо является налоговым агентом относительно нанимаемых работников и обязано удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы с физических лиц.

9 стр., 4028 слов

Учет налога на доходы физических лиц

... налога можно представить в следующем виде: (налоговая база) = (объект налогообложения в денежном выражении) – (налоговые вычеты); (налог на доходы физических лиц) = (налоговая база) х (ставка налога в процентах) / 100 Особенностью взимания НДФЛ ... а также долей участия в уставном капитале организации прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного ...

Налоговым кодексом РФ (ст. 18) предусмотрена возможность ведения специальных налоговых режимов. Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Рассмотрим более подробно наиболее распространенные налоговые режимы:

Упрощённая система налогообложения (УСН) – это отдельный вид специального налогового режима, направленный на снижение налогового бремени и упрощения ведения бухгалтерского учёта на предприятиях.

Порядок функционирования УСН определен в Главе 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», которая была введена в действие ФЗ № 104-ФЗ от 24 июля 2002 года.

Налогоплательщиками являются организации и ИП, которые в установленном Налоговым Кодексом России порядке перешли на УСН и применяют ее в порядке, установленном главой 26.2 данного кодекса.

Объектом налогообложения могут быть как доходы, так и доходы за минусом расходов.

Статьей 346.19. НК РФ установлено, что налоговый период – календарный год, сроки уплаты авансовых платежей – 1й квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Согласно ст. 346.20 НК РФ налоговые ставки по единому налогу применяются следующие:

  • 6 % (объект налогообложения – доходы),
  • 15% (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на расходы).

С 1 января 2009 года в некоторых субъектах РФ могут применяться дифференцированные ставки единого налога в диапазоне от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщика.

Для перехода предприятия на упрощённую систему налогообложения необхо димо соблюдение следующих условий:

  • средняя численность работников за налоговый период не превышает 100 человек;
  • по итогам 9 месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на УСН, доход от реализации продукции (оказания услуг) не превышает 45 млн. рублей (п.2.1.ст.346.12 НК РФ).

Не имеют право использовать организации и ИП:

  • имеющие филиалы и (или) представительства;
  • страховщики;
  • банки;
  • ломбарды;
  • инвестиционные фонды;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • организации и ИП, производящие подакцизные товары, а также добывающие и реализующие полезные ископаемые, исключение составляют общераспространенные полезные ископаемые;
  • организации и ИП, работающие в игорном бизнесе;
  • частные адвокаты;
  • частные нотариусы;
  • организации – участники соглашений о разделе продукции;
  • организации и ИП перешедшие на единый сельскохозяйственный налог.