В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оценивающих роль налогов. Поэтому естественно, что роль системы налогообложения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. Власти должны внимательно следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы в систему налогообложения. Конкретные программы проведения налоговой политики в разных странах мира различаются, хотя все они в большей или меньшей степени ориентируются именно на стратегию экономического развития, преследуя цель выявить способность хозяйственной системы страны принять теоретическую концепцию нового структурирования налоговых процессов, совершенствования технологий сбора, обработки информации, а также методик распределения налоговых платежей по иерархии вертикально-горизонтальных связей; готовность государственной системы следовать этим концептуальным установкам. С развитием бизнеса в нашей стране значительно увеличилось число налогоплательщиков, которые впервые столкнулись с необходимостью исчислять и уплачивать налоги. И, соответственно, увеличилось число нареканий на налоговую систему страны, дескать, и сложная она, и запутанная. Подобная критика звучит в отношении налогового законодательства во всем мире — идеального налогового законодательства, которое устраивало бы всех и каждого, в истории еще не было.
Результативность системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между функциями. Это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков. Обеспечение положительного влияния налогообложения на сферы финансово-хозяйственной деятельности задача сложная, к тому же противоречивая: для государства первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика — минимизация налоговых изъятий. Классическим стимулом к налоговым реформам последнего десятилетия служило стремление государства превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности, снять все налоговые препятствия на пути экономического роста. При проведении налоговых реформ основные принципы налоговой политики меняются. Смысл налоговых новаций как раз в том и заключается, чтобы усовершенствовать экономико-правовые принципы действующей налоговой системы государства, подвести их к уровню, соответствующему государственной политике экономического развития.
Налоговая система Греции
... Греции и 34 % Почтового банка, блокирующими или контрольными пакетами в электрической и телефонной монополиях. Кроме того, государству принадлежит национальная газовая компания DEPA и оператор газотранспортной системы ... Налогообложение юридических лиц 8. Договоры об избежании двойного налогообложения 1. Экономика Греции После Второй мировой войны Греция ... законов по налоговым вопросам, является ...
Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Одной из важнейших налоговых проблем является определение экономической сущности и роли налоговой политики в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь.
Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для отечественных предприятий также важна, как производственная и маркетинговая стратегия. Платить как можно меньше налогов — это нормальное желание каждого. Для того, чтобы достичь этой цели, одного желания мало. Нужны еще и грамотные действия, которые позволят добиться максимального результата и не вступить в конфликт с законом. Эффективно построенная государством налоговая политика, используя легальные схемы снижения налоговой нагрузки, позволит повлиять на увеличение доходности субъектов хозяйствования. Оптимизация налогообложения — это составная часть налоговой политики, в которое еще входит планирование и регулирование налоговых платежей.
Объектом исследования в данной курсовой работе является основные тенденции функционирования национальной налоговой политики.
Предмет исследования — налоговая политика Республики Беларусь.
Целью данной курсовой работы является изучение и оценка существующей налоговой политики РБ.
Во-первых, изучение теоретических и методологических основ существования и функционирования налоговой политики. В связи с этим в теоретической части курсовой работы:
- раскрыта сущность налоговой политики, выявлены основные цели и задачи, которые она призвана решать, определены условия ее разработки и осуществления;
- рассмотрены основные ее виды и временные аспекты ее реализации;
- раскрыта связь налоговой политики с налоговым механизмом, их взаимодействие.
Во-вторых, анализ и оценка существующей в нашем государстве налоговой политики. Для этого в практической части данной работы:
- изучены основные тенденции развития налоговой политики РБ за последние три года;
- осуществлен анализ основных экономических показателей эффективности осуществления отечественной налоговой политики;
- рассмотрены основные экономико-правовые аспекты налоговой политики государства.
При написании данной курсовой работы были изучены и использованы нормативные и методические материалы, регламентирующие формирование и функционирование налоговой политики Республики Беларусь; монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, таких как Заяц Н.Е., Ханкевич Н.А., Райзберг Б.А., Лукьяновой И.А. и др., статистические ежегодники, обзоры экономистов — практиков, опубликованные в периодических изданиях.
Трансформационная экономика особенности и основные черты. Роль ...
... основные инструменты кредитно-денежной политики, дать оценку кредитно-денежной политики проводимой в Республике Беларусь. 1 ПОНЯТИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ... данной курсовой работы и обуславливает актуальность данной темы. Объект исследования – Республика Беларусь. Предмет исследования – трансформационная экономика Республики Беларусь. Цель работы: анализ ...
Теоретическая и практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут послужить основой реального применения предложенных мероприятий на практике и получения видимых результатов от их внедрения.
1. Основные аспекты налоговой политики
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики
Государство влияет на различные стороны деятельности страны через внутреннюю и внешнюю политику — социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую. Центральным звеном в этом перечне является финансовая политика. Поскольку финансовыми ресурсами обеспечивается развитие всех стран.
Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности и функций налогов. Налоги представляют собой обязательные сборы, осуществляемые на основе государственного законодательства. [10, c.19] Иными словами, это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог — одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Таким образом, налоговую политику можно определить как часть политики государства, характеризующаяся последовательными действиями государства по выработке концепции налоговой системы, использовании налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю ее эффективности. Она является ключевым звеном экономической политики и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций. Как специфическая область человеческой деятельности, налоговая политика относится категории надстройки. Между ней и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями, общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает в определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других — оно тормозится.
Налоговая система государства. Налоги и их виды
... третьих, налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Налоговый кодекс ... материалы Федеральной налоговой службы, данные интернет. Структура и объем работы. Курсовая работа включает в ... Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 416 с. Глушков И.Е. Налоговая политика в современном ...
Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве. Вся история нашего государства подтверждает это. Налоговая политика подчиняется решению социально-экономических проблем, особенных для каждого этапа развития общества, политического строя, зависящих от ряда объективных и субъективных факторов, влияющих на историческое развитие.
Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы — изменениями в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы. При этом на выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.
Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика — комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально- экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти.
Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Главным субъектом налоговой политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой — отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства.
Каждый налог в системе финансово-налоговых отношений выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Классификационный состав налогов по возможным признакам представлен на схемах А1 и Б2. Однако в совокупности все они взаимосвязаны и представляют целостную систему налоговых отношений.[15, c.25]
Участвую в формировании централизованного фонда денежных ресурсов государства, налоги должны воздействовать на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, стимулировать экономический рост, улучшение качества продукции. Исторический опыт показывает, что налоги при обоснованном применений способствуют эффективности производства, при ошибочном — наносят непоправимый вред.
Слагаемые налоговой политики правовые аспекты
... которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства. Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение ... подразделения. Управление анализа и планирования налоговых поступлений 2. Правовые основы налоговой доктрины. Налоговая доктрина Российская налоговая доктрина пока находится в стадии становления, ...
Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета. Ее проведение связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов.
В основе формирования налоговой политики лежат две взаимно увязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
И если до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.
Когда повышаются налоги, чистые доходы граждан снижаются. Каждый в отдельности должен работать больше, чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов. Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того, чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте. Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда, росту безработицы. Даже, если иногда складывается впечатление, что работник трудится с большей отдачей, стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов, производительность труда его в действительности снижается, тормозя экономический рост страны в целом.
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика
Можно выделить три вида налоговой политики
Первый вид — политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Т.е. существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности, что в свою очередь повлечет за собой отсутствие ожидаемого прироста государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50% внутреннего валового продукта.
Второй вид — политика разумных или оптимальных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий вид — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для Республики Беларусь характерен первый вид налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоги: история, принципы и формы налогообложения
... страны. Целью моей работы является раскрытие экономической сущности налогов и налогообложения в целом, а также анализ налоговой системы России и других стран мира и влияние экономического кризиса на налоговую политику России. Эта ...
В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя налоговая политика проводится в рамках одной страны или территориальной единицы и предусматривает решение внутренних задач.
Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налоговых систем разных стран.
В зависимости от механизма реагирования на изменения экономической сущности налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, в соответствии с чем определяются механизм ее функционирования, формы и методы налогового регулирования.
Дискреционная налоговая политика проводится на основе решений правительства о манипулировании налоговыми ставками или структурой налогообложения. Она используется для скорейшего прекращения спада экономики и поддержания равновесного состояния. В связи с этим дискреционную политику часто называют стабилизационной политикой. В зависимости от этапа экономического цикла она может быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая налоговая политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимулирующая налоговая политика осуществляется в период спада общественного производства, при значительном уровне безработицы.
Недискреционная налоговая политика осуществляется независимо от решений правительства, автоматически. Это становится возможным благодаря «встроенным стабилизаторам» — механизмам, работающим в режиме саморегулирования.
Следует отметить, что налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства.
Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Длительность перехода и характер решаемых задач — вот те факторы, которые разделяют налоговую политику на налоговую стратегию и тактику.
Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач.
Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения изменений и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм. [10, с.23]
Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
1 экономические — обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
Налоговая политика региона и ее результативность
... что требует его изучения и учета при разработке и реализации региональной налоговой политики. Особенно актуальны вопросы формирования эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей сохранение экономического потенциала, финансовой устойчивости, необходимого уровня бюджетной ...
2 социальные — перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
3 фискальные — повышение доходов государства;
4 международные — укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.
Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном тоге — к экономическому кризису.
Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения.
Т.к. налоги один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества и могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны, то каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, уделяет пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования — главной задаче налоговой политики. Такой механизм позволяет не только обеспечить необходимую централизацию государственных средств, но и управляет экономическим ростом, регулирует внешнеэкономическую деятельность, привлекает иностранные инвестиции и обеспечивает движение этих инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействует структурной перестройке экономики.
Многогранность и широкий диапазон налоговой политики при решении конкретных задач неоценимы и ставят налоги в разряд важных общеэкономических категорий, создают неразрывную связь налоговой политики с другими элементами управления экономикой: ценами, процентными ставками за кредит, уровнем оплаты по труду и др.
Теория и практика хозяйствования предъявляют ряд требований к налоговой политике:
- a) соблюдение научного подхода, предполагающее ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов политэкономической и финансовой наук, составляющих необходимую базу для эффективной налоговой политики;
- b) учет специфики конкретных исторических условий и этапов развития общества, особенностей внутреннего положения страны и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;
- c) тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта;
- d) учет всех факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения налоговых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране;
- e) прогнозирование результатов при выработке концепции налоговой политики;
- f) предвидение последствий налоговых мероприятий, позволяющее избежать необратимых изменений в налоговой политике;
- g) создание благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов;
- h) использование обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике;
- i) всестороннее применение математического моделирования и электронно-вычислительной техники.
1.3 Взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом
Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.
Налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. [12, c.206]
Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы:
1. налоговое планирование;
2. налоговое регулирование;
3. налоговый контроль.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала:
1. планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
2. стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители.
Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, — к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара т его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.
Важное значение в экономике и налоговой политике государства играет система налоговых стимулов, являющихся основными рычагами воздействия государства на производство через поощрение — за хорошие показатели работы и применение санкций — за нарушения.
Различного рода стимулы, выражающие содержание налогового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различны льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения хозяйствующих субъектов от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции, работ и услуг. При сокрытии же доходов или уплате их с опоздание применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.
Основополагающим принципом деятельности органов власти, связанной с применением налоговых стимулов, разработкой норм и нормативов, ставок налогов, является оперативный учет изменений экономических процессов и своевременное воздействие на них. Это обосновано тем, что с помощью налогов регулируется уровень рентабельности, обеспечиваются платежеспособность, размер денежных доходов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, то есть создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства.
Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности (особенно инвестиционной) компаний, обеспечение комфортных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.
В основе налоговой политики и налогового механизма обычно содержится стратегическая концепция, разработанная ведущими экономистами. Ее правильность проверяется практикой.
Обобщая вышеизложенное необходимо отметить, что налоговая политика — это:
- a) комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение государственных целей;
- b) основной инструмент государственного регулирования;
- c) реализуется через налоговый механизм, его рычаги, звенья и элементы;
- d) должна обеспечивать решение ряда приоритетных задач.
Основные задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
беларусь налоговый политика контроль
2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РБ
2.1 Анализ основных направлений развития налоговой политики Республики Беларусь
В течение 2008 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений.
Во-первых: реализация изменений и дополнений, принятых в налоговом законодательстве на 2008 год. В законах Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины» были реализованы мероприятия по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, выработанные рабочей группой для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 741. С 1 января 2008 года были отменены 5 обязательных платежей в бюджет и в состав государственной пошлины включены лицензионные и регистрационные сборы, ранее действовавшие в качестве самостоятельных налоговых платежей. Отменены налог с пользователей автомобильных дорог, 3 местных сбора (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры.
В целях сокращения количества нормативных правовых актов в сфере налогообложения 21 января 2008 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 27 «Об изменении некоторых указов Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Во-вторых, подготовка нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее упрощение налоговой системы и совершенствование налогового законодательства Республики Беларусь.
Для стимулирования экономического развития регионов Республики Беларусь и привлечения иностранных инвестиций принят Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)». Декрет предусматривает для коммерческих организаций как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданных с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения в малых населенных пунктах при осуществлении деятельности в этих населенных пунктах освобождение в течение пяти лет со дня их создания от исчисления и уплаты налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также от других налогов и сборов, за исключением уплачиваемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, НДС, земельного налога и иных налоговых платежей, уплачиваемых в разовых случаях.
При помещении под таможенный режим свободного обращения освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
В целях упрощения порядка расчетов с бюджетом принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. №145 «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций (расчетов)», которым установлены ежеквартальные сроки уплаты земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и налога на недвижимость.
20 марта 2008 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь №5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43», обеспечивший снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40 до 24 процентов и освобождение от налогообложения доходов юридических и физических лиц, полученных от операций с корпоративными облигациями, выпущенными в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2013 г.
В третьих, в целях дальнейшего развития агроэкотуризма и обеспечения занятости населения в малых городских поселениях принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. №185 «О некоторых вопросах осуществления деятельности в сфере агроэкотуризма». Указом определена возможность осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не только в сельской местности, но и в малых городских поселениях, а также установлены меры административной ответственности за несоблюдение субъектами агроэкотуризма порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Положения данного Указа вступают в силу с 3 октября 2008 года.
Изменения, внесенные в Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1, предусматривают возможность применения установленного данным Декретом Президента Республики Беларусь порядка налогообложения коммерческими организациями как с иностранными инвестициями, так и без таких инвестиций, созданными с 1 апреля 2008 г., с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
В рамках деятельности рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. №741, была обеспечена разработка предложений по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь.
Выработанные рабочей группой предложения были реализованы в законах Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Так, с 1 января 2009 года снижена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), из объекта обложения налогом на недвижимость исключена активная часть основных производственных фондов, установлены единые ставки местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5 процентов, а также уменьшена с 5 до 3 процентов ставка налога на приобретение автомобильных транспортных средств.
Реализация данных мероприятий позволит с 1 января 2009 г. снизить налоговую нагрузку на 1,3% ВВП и оставить в распоряжении белорусских субъектов хозяйствования более 2 трлн. рублей.
В Законе Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» также обеспечена реализация комплекса мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.
По земельному налогу установлено взимание земельного налога по самовольно занятым землям (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в десятикратном размере; учитывая сезонный характер работы садоводческих товариществ, для них установлен один срок уплаты земельного налога не позднее 22 августа календарного года.
По налогу на добавленную стоимость упрощены условия налогообложения реализации имущественных прав и неиспользуемого имущества; исключена необходимость подачи плательщиками уточненных налоговых деклараций (расчетов) за прошлые налоговые периоды.
По налогу на прибыль в общую систему налогообложения включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг; отменено для целей налогообложения нормирование расходов на аудит и расходов на подготовку кадров; выявленные в текущем налоговом периоде суммы прибыли (убытков) прошлых налоговых периодов будут учитываться для целей налогообложения в налоговой декларации текущего месяца; введена уплата налога на прибыль учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического и среднего специального образования, исходя из фактических результатов работы за год с суммы превышения доходов над расходами.
Для упрощения порядка налогообложения доходов граждан и снижения налоговой нагрузки на них с 1 января 2009 года по подоходному налогу с физических лиц была введена линейная (единая) ставка в размере 12 процентов и увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 35000 рублей до 250000 тыс. рублей в отношении доходов, не превышающих 1500000 рублей в месяц.
В отношении доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная (единая) ставка в размере 15 процентов.
Установлено ежемесячное исчисление облагаемого дохода и налоговых вычетов, что позволило отменить необходимость представления справки о размерах начисленных доходов и удержанного налога при смене в течение года места работы (службы, учебы) и значительно сократить сферу декларирования. Введен новый социальный налоговый вычет в размере до 2 базовых величин в месяц на уплату страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, добровольного страхования медицинских расходов.
Из состава объектов обложения государственной пошлиной исключены выдача дубликата извещения о присвоении учетного номера плательщика для открытия банковских счетов в связи с отменой процедуры выдачи плательщикам такого дубликата, а также выдача разрешения на продление сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеэкономическим операциям.
Внесены изменения в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь, обеспечивающие возможность подачи налоговых деклараций в виде электронного документа, а также упрощен порядок постановки на учет в налоговых органах отдельных организаций и физических лиц.
Для упрощения процедур налогового администрирования Министерство по налогам и сборам с августа 2009 года осуществляет внедрение программно-технического комплекса по автоматизации расчета подлежащих к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и предоставлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде. С внедрением в 2009 г. Первого этапа этого комплекса плательщики получили возможность подавать налоговые декларации в электронном виде без непосредственного посещения налоговых органов. На 1 сентября 2009 г. Такой возможностью воспользовались 3547 юридических лиц, 541 индивидуальных предпринимателей. [23, c.5]
Кардинальные перемены в налоговой политике РБ намечены были в 2010 г. В частности, в январе-апреле 2010 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации изменений, принятых в налоговом законодательстве на 2010 год.
С принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.
В целях компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с реализацией указанных мероприятий по упрощению налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18 до 20 процентов.
Наряду с перечисленными мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.
В целях обеспечения введения с 1 января 2010 года в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и приведения в соответствие с данным документом решений Президента Республики Беларусь по налоговым вопросам 9 марта 2010 года принят Указ Президента Республики Беларусь №143 «Об отдельных вопросах налогообложения».
Для приведения иных актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь Министерством финансов в марте-апреле 2010 года разработаны: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2010 г. №702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения»; проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в отдельные законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».
Таким образом, следует отметить, что за последние три года (2008-2010 гг.) налоговая политика Республики Беларусь была направлена либерализацию национальной экономики. Обобщая вышеизложенное, можно условно выделить следующие направления:
1. сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин);
2. повышение привлекательности упрощенных систем налогообложения;
3. кодификацию налогового законодательства;
4. упрощение процедуры налогового контроля и налогового администрирования.
2.2 Оценка результативности реализации налоговой политики Беларуси
Стратегия развития РБ определена основными программными документами и предусматривает модернизацию экономики и общества исходя из современных тенденций мирового экономического развития, многовекторную направленность внешнеэкономической деятельности в соответствии с интересами страны при сохранении суверенитета государства.
В концепции национального развития можно выделить четыре этапа социально-экономического развития до 2015 года:
1. восстановительный (1998-2000 гг.);
2. возобновление устойчивого экономического роста (2001-2005 гг.);
3. активная структурная перестройка (2006-2010 гг.);
4. приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни (2011-2015 гг.).
Поэтапное развитие непосредственно связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен. В связи с этим формирование налоговой политики должно отвечать особенностям каждого этапа развития национальной экономики. Налоговая политика должна соответствовать основным направлениям социально-экономического развития республики и обеспечивать устойчивый экономический рост. Она также должна способствовать расширению экспорта и повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, росту реальных денежных доходов населения и социальной стабильность.
Вышеприведенный анализ проводимых мероприятий в области налогообложения за последние годы показал, что осуществляемые действия в области реализации налоговой политики РБ, несомненно, соответствуют общей программе реформирования налогообложения.
В республике Беларусь за последние три года наблюдался устойчивый рост ВВП, отраженный в таблице 1, причем достигнута положительная динамика.
Таблица 1
Динамика ВВП РБ
Показатель |
ВВП РБ |
|||
года |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Денежный эквивалент, трлн.р. |
97,2 |
128,8 |
140,0 |
|
Темп прироста, % |
32,5 |
8,7 |
||
Примечание — Источник: собственная разработка на основе статистических данных
Анализируя представленную таблицу, можно сделать следующие выводы, что в 2008 г. размер ВВП превысил на 32,5% аналогичный показатель в 2007 г., что в денежном эквиваленте составило 31,6 трлн. р. (128,8 трлн.р. — 97,2 трлн.р.).
В 2009 г. темпы прироста снизились в сравнении с ростом в 2008г., однако положительная тенденция устойчиво сохранилась, что говорит о эффективности взятого курса реформации налоговой политики республики Беларусь.
Вторым важным показателем адекватности мероприятий налоговой политики государства является размер налоговых доходов и налоговой нагрузки. Налоги занимают основное место в системе государственного дохода, так как данная финансовая категория, бесспорно, составляет наибольшую часть дохода государственного бюджета. Данные для проведения оценки за последние три года представлены в таблице 2.
Таблица 2
Динамика налоговой нагрузки в Беларуси с 2007 по 2009 г.
Показатель |
Года |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
||
Налоговые доходы, трлн.р. |
34,2 |
46,8 |
41,5 |
|
Налоговая нагрузка, % |
35,2 |
36,3 |
29,6 |
|
Примечание — Источник: собственная разработка на основе статистических данных
Из представленных данных видно, что за последние три года налоговая нагрузка, как и налоговые доходы, имели тенденцию как к повышению, так и снижению. Однако, если связать данные таблицы 2 и таблицы 1, то взаимосвязь темпов роста ВВП и сложившейся картиной в области налоговых поступлений, говорит об эффективности выбранной налоговой политики. Снижение фискального бремени за счет стимулирования инвестиции, сбережений населения, инноваций, а также приоритетных отраслей национальной экономики, не только обеспечит их рост, но и придаст новый импульс развитию национальной экономики в целом.
Эффективность мероприятий в области налогообложения можно оценить по уровню централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете РБ. Данные для анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете РБ
Показатель |
Года |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
||
Уровень централизации финансовых ресурсов государства, % |
48,85 |
48,81 |
44,47 |
|
В т.ч. ФСЗН, % |
11,84 |
11,44 |
10,65 |
|
Примечание — Источник: собственная разработка на основе статистических данных
Таким образом, наглядно видно снижение фискальной нагрузки до определенного программными документами, разработанными законодательными органами РБ, уровня в размере 45% к ВВП, достигло лишь при осуществлении решительных действий в области налоговой политики в 2008-2009 гг. Следует отметить, что правительство и в 2010 г. не снизило темпов по преобразованию структуры налогового бремени в консолидированном бюджете республики. В частности, объем отчислений в ФСЗН с января 2010 г. снизился с 35% до 34%.
При оценке мероприятий по эффективности проведения налоговой политики РБ необходимо учесть и положение реального сектора экономики. Реальный сектор в условиях рыночной экономики может функционировать только при самообеспечении финансовыми ресурсами. Основываясь на статистические данные, наблюдается следующая тенденция, представленная в таблице 4.
Таблица 4
Финансовые результаты деятельности предприятий РБ
Показатель |
Года |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
||
Прибыль до налогообложения, % к ВВП |
15,1 |
16,8 |
17,4 |
|
Рентабельность реализованной продукции, % |