В конце XX века среди общесистемных понятий особое место
занимают категории «безопасность» и «национальная безопасность». Это
связано с усложнением развития человечества, увеличением предметов
материального мира, распространением ядерного и другого оружия
массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний,
международным терроризмом. Применение компьютеров, высоких
технологий, глобализация финансовых рынков привели к ускорению товарно-
денежного обращения, увеличению масштабов перелива капитала. Эти
процессы, способствуя экономическому росту, в то же время повышают
значимость фактора риска и расширяют зону опасности не только в бизнесе,
но и в функционировании государства. В случае кризиса в одном регионе
планеты он быстро перемещается в другие, как это было, например, в конце
1997 года, когда финансовый кризис в Юго-Восточной Азии подстегнул
кризис в России, а затем через российский дефолт затронул и экономику
развитых стран.
Поэтому не случайно многие страны разрабатывают стратегии
национальной безопасности. Например, в США в качестве главной задачи и
конституционной обязанности президента становится защита национальной
безопасности. При этом среди основных объектов этой защиты названы
народ, территория и образ жизни, а в качестве высшей ценности, требующей
защиты, назван американский народ.
Исходя из данных утверждений, можно сделать вывод, что данная
проблема актуальна и по сей день, и данная работа будет основана на
выявлении основных концепций национальной безопасности на примере
Российской Федерации и сравнительном анализе этих концепций с другими
3
странами, а также на анализе последних законов и стратегий правительства
РФ, созданных для улучшения национальной безопасности страны.
Основные задачи:
1.
Характеристика «национальной безопасности» как понятия
2.
Рассмотрение геополитического положения Российской Федерации
3.
Анализ стратегий Российской Федерации для улучшения
национальной безопасности страны
4.
Анализ современного состояния экономической безопасности РФ
Наиболее важным условием функционирования любого
цивилизованного общества является удовлетворение его нужд в
Национальное богатство Российской Федерации
... страны для финансовых ресурсов. [5, 205] национальное богатство В следующей главе данной курсовой работы мы разберем национальное богатство Российской Федерации во всем его разнообразии, определим степень увеличения национального богатство и проанализируем его состав. 2. Структура национального богатства Российской Федерации ...
экономической сфере. В связи с этим государство выступает в качестве
механизма, обеспечивающего экономические интересы своих субъектов в
рамках допустимых возможностей.
Экономические потребности отдельно взятых членов общества
аккумулируются в экономические интересы государства, которые и
обуславливают цели развития страны. Собственно на реализацию этих целей
должны ориентироваться хозяйствующие субъекты при осуществлении своей
деятельности. На нынешнем этапе развития рыночной экономики вполне
очевиден тот факт, что крайне затруднительным окажется процесс вывода ее
из кризиса без осуществления прогрессивных политических акций,
обеспечивающих надежное функционирование экономической системы
государства.
Начиная разговор о безопасности страны, обычно прежде всего пытаются
выяснить, в чем ее национальный интерес. Как правило, к главным
национальным интересам, интересам «высокой» политики относят
«внешнеполитические интересы государства, связанные с обеспечением его
безопасности и целостности как определенной социально-экономической,
политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой
экономической и политической независимости государства». Ключевыми в
этом определении являются три слова:
целостность, независимость и безопасность.
Основываясь на данном подходе, под главным национальным экономическим
интересом, вероятно, следует понимать общую заинтересованность граждан
в сохранении народного хозяйства как единого целого, как системы,
обладающей независимостью в принятии решений. Последнюю можно иначе
назвать политической независимостью, поскольку экономическая
независимость любой страны на сегодняшний день представляется в лучшем
4
случае утопией. В своей совокупности задачи сохранения целостности и
независимости составляют не что
иное, как задачи безопасности. Понимаемый таким образом главный
национальный экономический интерес проистекает из самой структуры
мирового хозяйства, поделенного на отдельные суверенные,
самостоятельные, самоокупающиеся и соперничающие между собой
комплексы.
Глава 1 , 1.1 , ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- состояние экономики, при котором
обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост;
эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль
государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита
экономических интересов страны на национальном и международном
уровнях. Составная часть национальной безопасности, ее фундамент и
материальная основа. Объектом экономической безопасности выступает как
экономическая система, взятая в целом, так и ее составляющие элементы:
природные богатства, производственные и непроизводственные фонды,
недвижимость, финансовые ресурсы, людские ресурсы, хозяйственные
структуры, семья, личность.
Экономическая безопасность государства представляет собой защиту
национальных экономических и социальных интересов государства и
Обеспечение финансовой безопасности
... устойчивости коммерческого банка и совершенствование методов и инструментов ее обеспечения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть сущность финансовой составляющей в системе обеспечения экономической безопасности банковской деятельности; изучить систему управления безопасностью ...
общества на основе достижения стабильного состояния и поступательного
развития экономики, с учетом обеспечения социальных потребностей
общества как в государственном масштабе, так и на уровне регионов и
отдельных граждан страны, для защиты от воздействия неблагоприятных
внешних и внутренних факторов.
Безопасность одного какого-либо государства, даже таких больших по своим
масштабам, как США, Китай, Россия, не может анализироваться вне связи с
безопасностью других государств. В мире нет полностью самодостаточных
5
государств. Есть государства, которые щедро наделены природными
богатствами, другие в большей мере располагают инновационными
технологиями. Национальная безопасность каждого государства опирается, с
одной стороны, на имеющийся потенциал, его специфику и сильные
компоненты этого потенциала, с другой стороны
- она не может быть
реализована вне международного взаимодействия и торговли. Политическая,
экономическая и военная силы и самодостаточность государств
взвешиваются на весах международного влияния и имеют вполне
определенные количественные измерители и индикаторы. Японскими
учеными еще в 80-е годы прошлого столетия предложен аналитический
метод оценки «национальной силы» государства и проведен сравнительный
анализ предложенного ими индекса по ряду развитых стран. Национальная
сила государства определяется, во-первых, как способность вносить вклад в
международное сообщество, в его экономическую, финансовую и научно-
техническую сферы деятельности; во-вторых, как способность выживания в
кризисных и в экстремальных международных условиях. Для оценки
выживаемости используются индикаторы, характеризующие географическое
положение страны, численность населения, природные условия,
экономический потенциал, оборонный потенциал, национальную мораль,
дипломатическую активность и результативность; в-третьих, как способность
продвигать и навязывать свои национальные интересы, опираясь на весь
комплекс компонентов национальной силы, в том числе с помощью
силового давления. Указанные составляющие исчисляются в виде индексов, а
три основных индекса агрегируются в общий, комплексный индекс
национальной силы государства.
1.2
Проблема экономической безопасности является многоуровневой. В ней
можно выделить по меньшей мере три уровня
- индивида, страны и
мировой экономической системы. Кроме того, в соответствии с задачами и
предметом исследования иногда возникает необходимость дополнить эту
классификацию уровнями делового предприятия (фирмы), отрасли в
масштабах страны или мира, региона внутри страны, регионального
объединения стран, валютно-финансовой системы (также на различных
уровнях).
В принципе, не исключены подходы, при которых проблема
экономической безопасности рассматривается в общем виде,
безотносительно к объекту. Но при этом проблема остается
неструктурированной, а выводы — трудноприменимыми к конкретной
ситуации. Угрозы экономической безопасности граждан могут исходить как
Влияние теневой экономики на экономическую безопасность страны
... влияния на экономическую безопасность страны, как одного из наиболее опасных рисков. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: Раскрыть понятие теневой экономики и экономической безопасности. Исследовать теневую экономику. Рассмотреть теневую экономику как угрозу экономической безопасности Определить влияние теневой экономики на обеспечение экономической безопасности. ...
6
изнутри страны, так и извне. Они могут либо преодолеваться в
автоматическом режиме исключительно за счет исправного
функционирования рыночного хозяйства страны (ее подсистемы рынка), либо
требовать перехода на ручное управление, т. е. подключения регулирующих
органов (подсистемы государства).
Таким образом,
безопасность гражданина, если говорить о внешнем аспекте, зависит от
способности каждой из этих двух подсистем
- рынка и государства
противостоять негативным внешним воздействиям и, соответственно,
усиливать положительные связи, способствующие укреплению
экономической безопасности гражданина. Сам по себе вопрос о
вышеупомянутой способности является второстепенным по отношению к
вопросу о знаке (положительном или отрицательном) внешнего воздействия,
различном для отдельных граждан и их групп. В связи с этим у исследователя
проблем экономической безопасности возникает необходимость анализа
структуры национальных интересов, механизмов их воплощения в
государственную политику и других вопросов, касающихся расстановки и
сравнительного влияния внутриполитических сил.
В несовпадении интересов отдельных граждан и социальных групп заложена
возможность неоднозначного влияния государства на безопасность
индивидов. Либеральная цель максимизации прав человека вступает в
противоречие с целью максимизации такого общественного достояния,
каковым является национальная безопасность. Возникает дилемма, что
важнее: индивидуальная свобода или национальная безопасность, которая не
только ограничивает, но и обеспечивает эту свободу? Какие выгоды может
человек извлечь из Билля о правах, если этот билль гарантирует ему право
спать под мостом и продавать яблоки на улице? Г. Моргентау уподобляет
государство двуликому Янусу: оно предстает и в виде монстра,
покушающегося на свободу индивида, и в качестве защитника его прав от
посягательств со стороны сограждан. Иначе говоря, государство не только
гарантирует индивидам определенную безопасность, но и представляет для
них источник угроз. Объединяясь, индивиды увеличивают свою безопасность
как в отношении угроз, не устраняемых государством, так и в отношении
угроз, исходящих от него. Безопасность страны также зависит от индивидов
- от их целей, от расстановки сил в обществе, от исхода политической
борьбы и курса, проводимого победившей группой. Поскольку безопасность
гражданина обеспечивается двумя подсистемами национального (народного)
хозяйства
- рынком и государством,— возникает вопрос не только об
эффективности их работы, но и об их собственной безопасности. К проблеме
безопасности собственно подсистемы рынка относится не ее способность
7
обеспечивать права граждан на использование ресурсов, но ее свойство
Стратегия экономической безопасности. Экономическая безопасность ...
... следует разграничивать угрозы экономической безопасности и слабости системы. Например, слабостью национальной экономической системы является слабость развития в стране высоких технологий, а угрозой - факторы, способные помешать их развитию. Систему обеспечения экономической безопасности государства необходимо ...
сохранять устойчивость при внешних дестабилизирующих воздействиях. В
безопасности государства с рассматриваемых позиций также важна не его
деятельность по гарантированию безопасности граждан и по обеспечению
устойчивости подсистемы рынка, но сохранение независимости в принятии
решений по отношению как к лоббирующим группам внутри страны, так и к
зарубежным партнерам. Угроза потери государственных должностей не имеет
никакого отношения к проблеме безопасности страны в любом ее аспекте,
включая безопасность подсистемы государства, хотя попытка смешения и
подмены проблемы безопасности страны проблемой безопасности
государственного аппарата или, проще, лиц, находящихся у власти является
общим местом. Следует уточнить параметры государства, которому в
известном смысле вверены судьбы его граждан и безопасность которого, как
предполагается, составляет их общий интерес. Очевидно, что на эту роль
едва ли может претендовать государство, в котором попираются права
большей части граждан в интересах правящего меньшинства. Граждане будут
заинтересованы в сохранении лишь такого защитника их интересов, который
сам не будет представлять для них угрозу, большую, чем та, от которой он их
ограждает. В политических терминах сегодняшнего дня это означает, во-
первых, что право на выражение неких национальных экономических
интересов в принципе можно признать лишь за государством с
демократическим политическим устройством, во-вторых, что только в таком
государстве правомерно существование главного национального
экономического интереса в виде интереса национальной экономической
безопасности (НЭБ).
Итак, экономическая безопасность страны имеет три аспекта: безопасность
гражданина, подсистемы рынка и подсистемы государства. Назовем эти
подсистемы субъектами экономической безопасности. Но выявление
субъектов НЭБ представляет лишь одну сторону вопроса. Для того чтобы
понять, в чем заключается проблема безопасности выявленных субъектов,
нам необходимо также рассмотреть угрозы, которым они подвергаются.
1.3
Определение характера угроз, связываемых с проблемой внешнеэкономичес-
кой безопасности, является вторым (после определения ее субъектов)
ключевым моментом для определения самого понятия внешнеэкономической
безопасности. Угроза вообще, а не только экономическая, называется таковой
потому, что она несет с собой либо разрушение объекта, либо причинение
ему более или менее значительного ущерба. Что касается разрушения, здесь
8
все ясно. Под ним можно понимать или лишение доступа к ресурсам,
приводящее к голодной смерти, или дезорганизацию денежного обращения,
сопровождающуюся распадом хозяйственной системы страны, или потерю
способности правительства к управлению экономикой.
Сложности возникают, когда делается попытка определить уровень ущерба,
позволяющий говорить об угрозе экономической безопасности в ситуации,
при которой до разрушительных событий дело не дошло. В нормальных
условиях экономические угрозы являются обратной стороной
«РОЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...
... в сфере обеспечения экономической безопасности государства» рассмотрены вопросы: необходимость совершенствования национальной инновационной стратегии как фактора обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации, концепция развития инновационной политики в сфере обеспечения экономической безопасности страны. Заключение содержит ...
экономического выигрыша и обычным моментом деятельности в рыночной
конкурентной среде. Причем ущерб может являться следствием воздействия
не только внешних, но и внутренних факторов. Например, экономический
субъект может терпеть убытки в связи с неспособностью противостоять
конкуренции из-за плохого управления. Во внешних воздействиях, влекущих
за собой ущерб, можно выделить как сознательные, так и стихийные
действия. При этом сознательные действия партнеров не обязательно должны
иметь целью нанесение ущерба, а могут преследовать собственные
внутренние цели. Стихийные же события могут иметь частный характер
(колебания на отдельных рынках) или общий (дестабилизация
мировой экономической системы в целом).
В литературе существует
некоторое расхождение относительно включения внутренних факторов в
число угроз НЭБ. Вопрос этот не является принципиальным и сводится к
достижению консенсуса о значении терминов. Поэтому ограничим круг
неблагоприятных воздействий источниками, имеющими внешнее
происхождение. Кроме того, исключим из рассмотрения еще одну область:
внешние источники материально-технического снабжения (сырье, материалы,
технологии) для оборонной промышленности, поскольку этот вопрос
относится не к экономической, а к стратегической безопасности.
Внешние экономические угрозы, проистекающие из нормальной
деятельности в конкурентной среде, имеют непосредственное отношение к
проблеме взаимозависимости. Последняя сама по себе означает, что
взаимопереплетение национальных хозяйственных комплексов,
составляющее ее существо, несет стране не только выигрыш, но и
возможность неблагоприятного воздействия со стороны внешних факторов,
берущих начало в других национальных комплексах или в международной
экономической системе. Каналы, которые связывают отдельные
национальные хозяйственные комплексы друг с другом и с не входящей в них
частью мировой экономической системы, позволяют перемещать факторы
производства и передавать экономические сигналы. Важно подчеркнуть, что
зависимость проявляется не только как факт внешнего воздействия, но и как
9
его ожидание, как расчет на получение определенной выгоды от
потенциального взаимодействия. В качестве примера можно привести
зависимость от бесперебойных поставок нефти, от возможности
реализации товара, получения капитала и т. д. В целом принято считать, что
лишь очень немногие экономические угрозы заслуживают того, чтобы
связывать их с проблемой экономической безопасности. Большая часть угроз
обычно связывается с повседневной экономической деятельностью и
составляет ее издержки. То, что в краткосрочном плане выглядит угрозой
(например, эмбарго на поставки нефти), в долгосрочной перспективе может
обернуться стимулом для более рациональной энергетической политики и
ускорения технологического развития. Ущерб может выражаться в потере
дохода или в уничтожении целых отраслей промышленности и все же не
выходить за рамки нормальной (и в своей норме безжалостной) конкурентной
Анализ экономической функции государства
... в должной мере рынком; реализация национальных интересов в мировой экономике. Государственное регулирование как реализация экономических функций государства Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и ...
борьбы. Теоретически данная позиция выглядит убедительной. Однако с
практической точки зрения она представляется чересчур радикальной. Дело в
том, что в процессе принятия решений почти невозможно заранее
определить, какие именно внешние воздействия следует рассматривать в
качестве сигналов для пересмотра
своей, скажем, технологической ориентации, а какие в качестве однозначно
неблагоприятных влияний, требующих не приспособления, противодействия.
Но что толку говорить об угрозах и безопасности, когда угроза уже
состоялась, а безопасность уже нарушена и «летальный» исход зафиксирован.
Учитывая, что решения основываются в значительной мере на прогнозе
развития явления, с позиций практической политики имеет смысл, вероятно,
включить в число угроз экономической безопасности такие неблагоприятные
внешние воздействия, которые не только в данный момент, но и по мере
своего развития могут привести к нарушению экономической безопасности
страны.
Таким образом, говоря о внешнеэкономической безопасности страны, мы
имеем в виду безопасность двух подсистем народного хозяйства — рынка и
государства
- в их тесной связи с безопасностью ее граждан. Каждый
элемент этой системы может служить по отношению к другому как
источником угрозы, так и гарантом безопасности. Сосредоточение внимания
на государстве при исследовании проблем безопасности объясняется тем, что
именно государство является активным, осознанно действующим субъектом,
решения которого принимаются под воздействием различных социальных
групп и который признается в качестве официального представителя
суверенитета народа. Но при этом нельзя забывать, что безопасность
государства является не самоцелью, а лишь средством обеспечения
10
безопасности его граждан. Угрозы экономической безопасности могут как
иметь своим источником силовое противостояние стран в сфере
международных экономических отношений, так и проистекать из стихийного
и неустойчивого характера функционирования мирового хозяйства. Основу
для анализа угроз первого типа составляет теория баланса сил,
разрабатываемая политологией. Второй тип угроз составляет объект изучения
теорий «открытой экономики», анализирующих влияние экономических
сигналов, передаваемых по «каналам зависимости».
Важный аспект проблемы безопасности заключен в отношениях страны с
международной экономической системой. Так, развивающиеся страны,
выступающие за новый международный экономический порядок,
утверждают, что в современной системе комплексной взаимозависимости они
оказались загнанными в невыгодное положение. А поскольку в рамках
существующей международной экономической системы они не видят для
себя перспектив, сама эта система рассматривается ими как угроза их
экономической безопасности. Здесь речь идет не просто о нахождении
определенного баланса выгод и издержек, а о неприемлемости самих правил
игры. Понимание этих правил определяет и понимание проблемы НЭБ.
Глава 2, 2.1
Один из основных вопросов, определяющих экономическую безопасность, —
Эволюция представлений о роли государства в экономике
... индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. Будучи последовательным, Смит выступает за уменьшение роли государства, сводя его функции к обеспечению военной безопасности, отправлению правосудия ...
это оценка России как государства, ее геополитического положения и
национальных интересов. Этот вопрос так до конца и не решен.
Без определения геополитического положения России невозможно
определить национальные интересы страны, ее внешнюю политику, иметь
четкую структуру внешних рынков, систему поддержки продвижения
экспортных товаров отечественных товаропроизводителей на эти рынки и в
целом нельзя создать эффективную рыночную экономику и обеспечить ее
безопасное развитие. Учитывая, что геополитическое положение страны,
формируясь в ходе культурно-исторического развития, определяется
фундаментальными факторами существования этноса, географией его
расселения, можно считать, что геополитическая стратегия является
определяющей в системе «геополитика -> национальные интересы ->
экономическая безопасность». Распад СССР показал, что сформировавшийся
геополитический статус не может быть незыблемым, он автоматически не
поддерживается системой национальных интересов. Более того, он может
быть разрушен, если неэффективны экономический и правовой механизмы
защиты национальных интересов или если эти интересы ложны и
11
неправильно сформулированы. В настоящее время сформировались, по
крайней мере, две геополитические стратегии. Одна – это представление
России как европейской страны, соответствующей современным
экономическим стандартам типа и структуры экономики, социального
поведения людей. Например, правые либералы ставят задачу «… раз и
навсегда повернуть на дорогу, по которой идет западная цивилизация», а в
качестве глобальной миссии России провозглашается завершение
формирования Северного Кольца (Европа – Россия
- Япония
- Северная
Америка).
Представленная позиция в значительной мере соответствует
геополитической стратегии. Бжезинского, который считает, что наилучший
выбор для России — это усиление органических связей с трансатлантической
Европой. «Для Америки Россия слишком слаба, чтобы быть ее партнером, но,
как и прежде, слишком сильна, чтобы просто быть ее пациентом». По
существу данная позиция означает призыв замкнуть ослабленную Россию в
Европе, оторвав от нее как можно дальше Украину и интегрировав ее в
НАТО и Европейский Союз. Главное
- не дать России утвердиться как
евразийской державе, освободив это политическое и экономическое
пространство для лидирующего положения США.
Другая геополитическая стратегия для России предлагается сторонниками
евразийства. Согласно их взглядам, Россия является евроазиатской страной:
«Россия и Запад
- разные цивилизации, они реализуют разные
цивилизационные модели, у них разные системы ценностей».
Этим двум геополитическим стратегиям соответствуют разные модели
развития экономики. Правый либерализм на первый план выдвигает задачу
Информационная безопасность
... обеспечения информационной безопасности как элемента экономической безопасности. Целью реферата является исследование сущности и содержания информационной безопасности в структуре экономической безопасности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Исследовать понятие и сущность информационной безопасности. Определить национальные интересы в информационной ...
«защиты завоеваний молодого российского капитализма», интеграцию в
мировую экономику «через создание транснационального экономического
уклада». Неоевразийцы в лице А. Дугина придерживаются
«гетерортодоксальной экономической традиции» — третьего пути между
классическим либерализмом и марксизмом, который они называют
неортодоксальным либерализмом или неортодоксальным социализмом. Спор
между сторонниками тех или иных моделей построения экономики может
быть бесконечным, но если критерием истины остается практика, то на
основе результатов именно практического опыта нужно оценивать
эффективность этих моделей. Можно согласиться с оценкой Бжезинского, что
«демократически настроенные «прозападники» просто хотели очень много,
но сделать могли очень мало». На наш взгляд, они не учитывают особенности
России, менталитет народа, видят в государстве только зло и коррупцию,
явно приуменьшая его созидательные способности содействия модернизации
экономики и процветанию нации. По мнению идеологов правого движения,
12
носителями национальных интересов не могут быть ни государственные
учреждения, ни корпорации, а ими может быть только «класс активных
самостоятельных людей,
приверженных демократическим ценностям и включенным в свободную
рыночную экономику». Если степень активности и самостоятельности будет
определяться только по благосостоянию 10% богатых граждан, то
подавляющее большинство населения’ выпадут из рыночной экономики и
перестанут являться носителями национальных интересов, а значит их само
существование будет противоречить национальным интересам. Носителем
национальных интересов может быть только народ, и защита его
существования и повышения благосостояния
- одна из главных задач
стратегии национальной безопасности. Этот тезис должен быть закреплен в
концепции Национальной безопасности России и в Законе о безопасности.
В геостратегическом подходе евразийства наряду с правильными
положениями об особенностях России как государства и как народа, много
неясностей, амбиций, мало прагматического подхода, хотя сторонники
евразийства считают, что евразийская геополитика, ее мировоззрение «не
только философская идея, это еще и инструмент стратегического
планирования», но у них нет ответа на простые вопросы, которые задают не
только их оппоненты-либералы, но и те, кто в той или иной мере разделяет их
идеи. Главный вопрос — это в чем конкретно состоит особый путь России в ее
неортодоксальном либерализме в экономике и чем конкретно он отличается
от сложившихся моделей современного рыночного хозяйства.
Принимают ли они задачу построения современной рыночной экономики, и
что считать ее прообразом, хотя бы в самом общем виде. Далее нужно учесть,
что формирование и поддержание статуса России как евразийской державы
является очень финансовоемким, т.е. Россия должна располагать такой
финансово-банковской системой, которая могла бы конкурировать по своим
технологиям и инструментам денежно-кредитной политики со странами с
развитой рыночной экономикой. Сегодня такой прообраз в известной мере
реализуется в Китае, где наряду со стратегическим планированием широко и
активно используются инструменты рыночной экономики. Китай, сохраняя
свою философско-культурную самобытность, вовсе не отрицает европейские
ценности рыночных отношений, он их использует, но в адаптированном
варианте с учетом специфики своей страны.
2.2
13
Государственная стратегия в области обеспечения экономической
безопасности определяется в рамках экономической политики, к основным
целям которой относятся:
• Соблюдение закрепленных Конституцией РФ прав и свобод человека и
гражданина;
• Обеспечение устойчивого экономического положения личности;
• Обеспечение военно – политической и социально – экономической
стабильности общества.
Государственная стратегия в области обеспечения безопасности личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз политического,
экономического, социального, военного, техногенного, экологического,
информационного и иного характера базируется на Указе Президента РФ от
17 декабря 1997 года № 1300 «Об утверждении Концепции национальной
безопасности Российской Федерации», в редакции Указа Президента РФ от
10 января 2000 года № 24.
национальные интересы России
это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и
государства в экономической, внутриполитической, социальной,
международной, информационной, военной, пограничной, экологической и
других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные
цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики.
Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной
власти, осуществляющими свои функции во взаимодействии с
действующими на основе Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы личности
обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в
физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы общества
правового социального государства, в достижении и поддержании
общественного согласия, в духовном обновлении России.
Интересы государства
суверенитета и территориальной целостности России, в политической,
экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении
законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и
взаимовыгодного международного сотрудничества.
Являясь составной частью общего понятия национальной безопасности,
экономическая безопасность РФ
может быть определена как режим
функционирования государства в лице законодательной, исполнительной и
14
судебной власти, при котором обеспечиваются неуязвимость и
независимость экономических интересов РФ по отношению к возможным
внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Стратегия государства в области обеспечения экономической безопасности
РФ должна способствовать созданию механизмов для выработки мер по
развитию и укреплению позитивных явлений и процессов в экономике и
подавлению негативных факторов. Характерно, что основные направления
деятельности государственных органов по обеспечению экономической
безопасности России были обозначены и провозглашены ранее, чем принята
упомянутая выше Концепция национальной безопасности РФ: 29 апреля 1996
г. был принят Указ Президента Российской Федерации «О Государственной
стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные
положения)» № 608 (СЗ РФ 1996 г. №18 ст. 2117).
Предметом государственной деятельности
в области экономической
безопасности в соответствии с названным Указом Президента РФ являются:
Определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость
социально – экономической системы государства в краткосрочной и
долгосрочной перспективе;
Формирование экономической политики, устраняющей вредное
воздействие этих факторов или смягчающей их.