Последнее десятилетие ХХ века стало для нашей страны временем изменения производственных отношений, политических и экономических основ российского государства. возникла необходимость сломать старые принципы управления, как можно скорее создать новую эффективную экономическую систему и построить на ее основе процветающее гражданское общество.
Это оказалось настолько сложно, что единый подход к реализации экономической стратегии до сих пор не выработан. Бесспорно одно: успешное движение России по пути прогресса невозможно без наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах и, прежде всего, в финансово-экономической сфере.
Необходимо контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами действующего законодательства по эффективному распоряжению управляющими вверенными им активами. И, прежде всего, такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, которая является основным показателем экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах такое внимание уделяется организации финансового контроля всех сторон экономической жизни, и в частности сферы государственных финансов.
Для России очень важна организация комплексной и эффективной системы финансового контроля. Система финансового контроля, существовавшая ранее в стране, была сосредоточена на экономике, в которой основную роль играла государственная собственность, управляемая методами административного управления. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля — целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.
Такая система финансового контроля должна включать надежный и жесткий государственный контроль, как внутренний, позволяющий исполнительной власти эффективно выполнять возложенные на нее обществом обязанности, так и внешний, от исполнительной власти не зависящий, гарантирующий гражданам, что исполнительная власть и подчиненные ей структуры ведут свою деятельность наиболее рационально и эффективно в интересах своего общества. Внешний государственный финансовый контроль, не зависимый от экономических субъектов, распоряжающихся финансовыми ресурсами, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем гражданским обществом, следует признать главным средством установления финансового порядка в стране.
Однако для удовлетворения современных потребностей необходимо коренным образом реформировать систему государственного финансового контроля.
Особенности финансового контроля в Великобритании, Германии, ...
... и исполнительной власти. В 1878 г. в законодательство Канады были внесены поправки, в соответствии с которыми Генеральный аудитор получил независимый от исполнительной власти статус и наделялся полномочиями по осуществлению финансового контроля от ...
Данная курсовая работа в основном посвящена изучению ситуации на примере государства Российского.
Цель работы — закрепить и углубить теоретические и практические знания по дисциплине «Финансы и кредит», выявить проблемы в сфере финансового контроля, особенно государственного, найти пути решения проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть важность финансового контроля при переходе к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
4. Определить основные проблемы в сфере государственного финансового контроля в России.
5. Раскрыть основных направлений для совершенствования в этой области.
Курсовая выполнена с помощью различных источников, таких как: нормативно-правовые акты РФ, учебники для Вузов, выдержки статей из Интернета (сайты журнала «Финансовый контроль», сайты информационных агентств, сайт Информационно-аналитического комплекса «Бюджетная система РФ»), основные понятия работы даны с помощью словарей (экономический, большой юридический).
1. Теоретические аспекты финансового контроля
1.1 Содержание и значение финансового контроля
Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Осуществлять контроль ради контроля непрактично, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.
Контроль — неотъемлемая часть системы регулирование, одна из форм обратной связи, благодаря которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о ее действительном состоянии, что позволяет ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные последствия. Анализ результатов и контроль позволяет выявить неизвестные ранее возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая эту информацию, субъект обладает всеми предпосылками для правильной оценки эволюции управляемой системы в направлении поставленных целей и принятия необходимых корректирующих действий.
Финансовая система общества в целом и ее отдельные звенья представляют собой типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех компонентов финансовой системы — от финансов отдельных хозяйствующих субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.
Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненных ущерб ли осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной функции финансов, определяя его как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Система финансового контроля в России
... мощный аппарат центральных ведомств, основная задача которых - контроль за целевым использованием средств из бюджетов разных уровней. Другая распространенная система финансового контроля - отраслевые отделы региональных и местных органов власти ...
В основе функции финансового контроля лежит движение финансовых ресурсов как в форме капитала, так и вне его. Финансовые отношения тесно связаны с производственными отношениями, что позволяет финансовому контролю отслеживать текущие экономические процессы, пропорции распределения их доходов, доступных хозяйствующим субъектам, экономичность и эффективность использования.
Управляющая функция финансов в единстве с другой функцией — функцией распределения, позволяет, отслеживая движение финансовых ресурсов, контролировать процессы распределения стоимости производимого общественного продукта и, следовательно, управлять этими процессами.
Таким образов, с точки зрения теории финансов финансовый контроль — это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявляя отклонения, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации.
Поскольку финансовые отношения тесно связаны с производственными отношениями, информация о финансовом контроле позволяет руководству как отдельных хозяйствующих субъектов, так и крупных экономических структур и государства в целом осуществлять эффективное финансово-экономическое управление.
Все это позволяет рассматривать финансовый контроль как обязательный и важнейший элемент эффективной системы финансово-экономического управления, гарантирующий функционирование контролируемой системы в строгом соответствии с установленными правилами и положениями.
Одновременный финансовый контроль всех элементов финансовой системы , включая постоянный контроль финансовых потоков и состояния финансовых ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов и государства в целом, способствует укреплению всех финансовых институтов общества , благотворно влияет на развитие экономики, способствует укреплению стабильности общества.
Финансовый контроль объективно необходим в любом обществе , где существует товарно-денежные отношению Его роль велика и в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, но в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования она многократно возрастает. Это обусловлено рядом причин.
Прежде всего, рыночная экономика предлагает прежде всего достижение высокой эффективности хозяйственной деятельности. В связи с этим возрастает важность управления процессами формирования, сохранения, рационального использования финансовых и материальных ресурсов во всех кольцах экономической системы страны. Проведение аудита способствует повышению качества и эффективности финансово-экономического управления.
Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и управления, государства в целом и его граждан; проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений; укрепление финансовой системы страны, содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике; выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта. [9, с 15-17]
Пенсионная система Германии
... круга лиц. 1. Структура и особенности пенсионной системы Германии. Основателем первой в мире государственной системы пенсий по возрасту для трудящихся, ... пенсионной системы Германии характерна также для Австрии, Италии, Франции и большинства других стран Западной Европы. Пенсионная система Германии характеризуется как "система трех уровней". Первый уровень – обязательное пенсионное страхование. ...
1.2. Развитие в условиях перехода к рыночной экономике
Переход от административно-командных механизмов управления к рыночным и связанная с этим крупномасштабная децентрализация экономики и общественного устройства сузили сферу непосредственного государственного управления экономикой и обусловили переход к опосредованному государственному регулированию экономических процессов. В этих условиях управление экономическим развитием общества со стороны государства стало выражаться в первую очередь в определении стратегии и тактики экономической и финансовой политики и ее реализации посредством установления единых правил организации экономических и финансовых связей в обществе и неукоснительного контроля за их исполнениям.
Переход к рыночным отношениям ослабил существовавшую ранее систему централизованного государственного финансового контроля. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что интересы государства и общества в целом при децентрализованной экономике могут быть эффективно защищены только при условии соответствующего государственного контроля, особенно в налоговой и бюджетно-финансовой сфере.
Поскольку организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент финансовой политики, то в общей системе мер перестройки финансового механизма совершенствование системы финансового контроля стало важным элементом государственной политики.
Таким образом, новые политические и экономические отношения, сложившиеся в России за последние годы, потребовали создания развитой системы государственного финансового контроля, способной в условиях децентрализованного управления экономикой обеспечить соблюдение интересов государства и общества в целом. Построение такой системы должно было учесть опыт, накопленный в России до 1917 г. И в СССР, и опыт стран с развитой рыночной экономикой.
Децентрализация экономики, отчуждение государственной собственности в частное владение уменьшили прежние источники государственных доходов, что заставило искать прежние источники государственных доходов, что заставило искать источники пополнения государственной казны, более приемлемые для рыночных условий.
В первую очередь, усилия государства были направлены на существенное изменение налоговой системы страны. В частности, были приняты меры по развитию и укреплению налоговой службы, создана налоговая полиция.
Для обеспечения адекватного контроля Правительства Российской Федерации за формированием доходов государства и их рациональным использованием функции контрольно-ревизионных органов Минфина России были сохранены и даже расширены. Органы исполнительной власти субъектов Федерации также приступили к созданию контрольно-ревизионных органов для контроля имеющихся у них финансовых ресурсов.
Федеральный закон № 4-ФЗ от 18 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» создан внешний орган государственного финансового контроля в России — Счетная палата Российской Федерации. В то же время аналогичные органы стали создаваться на уровне субъектов Федерации. Это положило начало становлению в России института внешнего государственного финансового контроля.
ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... государственного строительства, что наибол ее значимо в условиях современного государства. Именно поэтому в сложившихся условиях необходимо рассматривать, анализировать, вводить новый категориальный аппарат в категорию финансового контроля. Фрагмент работы ...
При создании органов внешнего государственного финансового контроля был учтен опыт организации такого контроля в демократических странах с развитой рыночной экономикой, согласно которому ключевая роль в проведении государственного финансового контроля отводится законодательным ( представительным) органам власти и создаваемым ими органам высшего государственного финансового контроля.
Поэтому построение системы органов внешнего государственного финансового контроля в современной России осуществлялось примерно по одной схеме как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. При этом в основном соблюдались следующие основные принципы осуществления государственного финансового контроля:
- Законность
- Объективность
- Разграничение деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти;
- Подотчетность органам государственной власти Российской Федерации
- Функциональная, организованная и финансовая независимость
- Гласность. [9, с 115-116]
1.3 Формы, виды и методы финансового контроля
Под формой финансового контроля понимается конкретное выражение и организация контрольных действий. Формы финансового контроля можно классифицировать по разным критериям.
В зависимости от соотношения времени контроля и времени контролируемых финансово-хозяйственных операций различают три основных формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.
Предварительная проверка предшествует выполнению проверенных операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.
Текущий контроль, который еще называют операционным, осуществляется в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, при исполнении финансовых планов, в бюджетах. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.
Результаты обучения и использования финансовых ресурсов подлежат последующей проверке. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, сметы бюджетных учреждений. По результатам анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов производится оценка. Последующий контроль отличается глубоким изучением экономической и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительной или текущей проверки, что позволяет выявить недостатки их реализации.
Курсовая работа “Экспертиза ценности документов в Российском ...
... Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ). Целью данной курсовой работы является изучение особенностей экспертизы ценности документов, проводимой в РГППУ и работу ... использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных ... Инструкция по документационному обеспечению управления в ГОУ ВПО “Российский государственный профессионально- ...
По характеру материала, на основе которого проводится контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.
Источниками информации для документального (формального контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.
Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полнота и неопровержимость первичных документов и записей при необходимости устанавливаются с использованием специальных эффективных методов контроля. Следовательно, оба типа контроля не существуют изолированно, а дополняют друг друга.
В зависимости от субъекта контроля различают следующие виды контроля:
- Государственный;
- Негосударственный
- Общехозяйственный
- Общественный
- Внутрихозяйственный
- Правовой
- Гражданский
Финансовый контроль государства — неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших государственных функций в стране, предпосылка нормального функционирования финансово-кредитной системы.
Его основная цель — контролировать исполнение государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацию денежного обращения, использование кредитных ресурсов, состояние внутреннего и внешнего государственного долга, государственных резервов и выполнение выгодных финансовых и налоговые меры.
Ведомственный контроль — в составе государственного финансового контроля занимает значительное место. Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.
Негосударственный финансовый контроль. Государству нужна информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан такой новый вид контроля как аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором.
К негосударственному аудиту относится контроль со стороны коммерческих банков. Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Необходимости поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для большей вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банков — важный элемент управления кредитным риском.
Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов.
Налоги и государственный бюджет
... которым они закреплены. Например, Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта Российской Федерации. По трем федеральным налогам - гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества все суммы поступлений ...
Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами и.т.д.) Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений ( цехов, участков, отделов, филиалов).
В ходе проведения этого контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств.
Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.
Гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками — физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций а также при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета ( з/п, пенсий, пособий и т.д.)
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на такие, как: проверка, обследование, анализ финансовой деятельности, надзор, наблюдение (мониторинг), ревизия.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В ходе проверок выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий. Проверки делятся на комплексные и тематические.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.п.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наиболее глубоким и всеобъемлющим методом финансового контроля является ревизия. Можно сформулировать следующее ее определение. Ревизия — это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности. [10, с 27-28]
2 Органы государственного финансового контроля
2.1 Система государственного финансового контроля
В результате действия всех ветвей государственной власти в России сформировалась целостная, отвечающая принятым в международной практике нормам система государственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации реализуется в форме общегосударственного, бюджетно-финансового и ведомственного.
Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль. Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение хозяйствующими субъектами финансового законодательства и финансовых интересов государства. Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль. Этот контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его службы на местах.
Анализ расходов и доходов бюджета РФ
... бюджетной системы Российской Федерации иллюстрирует рис.1. Схема бюджетной системы Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации, Федеральный Бюджет РФ, Федеральные вне-бюджетные фонды, Территориа-льные бюджеты, Территориальные внебюджетные фонды, Федеральные целевые бюджетные фонды, Бюджеты субъектов РФ, Местные бюджеты, Местные целевые ...
Ведомственный финансовый контроль — это внутренний контроль отдельных государственных ведомств, объектом которого является производственная и финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций и учреждений.
Бюджетно-финансовый контроль — контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют:
- Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, которые (ст. 151, 265) имеют право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов;
— Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления (ст. 151, 266) — Министерства финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Непосредственно бюджетно-финансовый контроль проводят:
- В области использования средств федерального бюджета;
- внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) — Счетная палата Российской Федерации;
- Внутренний межведомственный и ведомственный (по линии Минфина России) контроль — Счетная палата Российской Федерации;
- внутренний межведомственный и ведомственный ( по линии Минфина России) контроль — Главное управление Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Федерации;
— В области использования средстве региональных бюджетов: внешний контроль (по заявкам представительных и исполнительных органов власти) — контрольно-счетные органы субъектов Федерации, внутренний межведомственный и ведомственный ( по линии администраций регионов и их финансовых органов) — финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств, а также созданные исполнительной властью региональные органы финансового контроля. [6, с101]
2.2 Федеральные органы государственного финансового контроля
Законодательством Российской Федерации определено, что государственный финансовый контроль на федеративном уровне возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление), Министерство Российской Федерации по налогами сборам, Государственные таможенный комитет Российской Федерации, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Финансовый контроль
... возник президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата, Федеральная служба налоговой ... бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль ...
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации». Счетная палата обладает организационной и функциональной независимость. Под организационной независимостью понимается ее самостоятельность как органа: она не входит в состав ни одной из палат Федерального собрания. Под функциональной независимостью понимается несовпадение функций Счетной палаты и Федерального Собранию
Основные задачи Счетной платы — контроль своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Таким образом, предметом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и федеральная собственность.
Контрольную деятельность Счетная палата проводит посредством комплексных ревизий и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. За достоверность данных отчета должностные лица Счетной палаты несут персональную ответственность. Палата направляет проверяемой организации представление, содержащее основные результаты проверки или ревизии, а в случаях нарушений, наносящих государству прямой ущерб и требующих безотлагательных мер, дает обязательные к исполнению предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Государственной Думой вправе приостановить операции по счетам проверяемой организации.
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Текущий контроль Банка России представлен в виде проверок кредитных организаций и их филиалов, последующий контроль — в виде анализа и прогнозирования состояния экономики страны в целом и по регионам, прежде всего состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнителей власти
В числе основных задач Минфина России входят:
- Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной. Налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
- Осуществление в пределах свей компетенции предварительного и последующего государственного финансового контроля.
Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных НК РФ процедур налогового контроля и взысканию налоговых санкций, однако, если они при осуществлении своих полномочий, перечисленных в п.2 ст. 36 НК РФ, выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов для приятия решения. На основании таких материалов налоговые органы организуют выездные налоговые проверки , в том числе совместные с сотрудниками органов налоговой полиции.
Государственный финансовый контроль, выполняемый другими федеральными органами. Ряд федеральных органов использует в пределах своей компетенции финансовый контроль на несистематической основе при выявлении отклонений от финансового законодательства. К ним относятся: правоохранительные органы — прокуратура и Управление по экономическим преступлениям ГУВД, антимонопольные, таможенные органы и органы валютного контроля, контрольно-ревизионные органы и органы валютной исполнительной власти, а также иные органы, ответственные за контроль и поступление и расходования средств федерального бюджеты и федеральных внебюджетных фондов, федеральной исполнительной власти. [9,с 121-125]
3. Государственный финансовый контроль в РФ
3.1 Проблемы эффективности государственного финансового контроля
Повышение эффективности государственной бюджетной политики в поисках резервов совершенствования бюджетного процесса крайне важно для современной России в рамках этой проблемы весьма актуальны вопросы эффективности государственного финансового контроля. Справедливости ради следует заметить, что эти вопросы также актуальны в настоящее время не только для России. Изучение опыта финансового контроля США, Канады, Германии, Франции, Швеции и других стран подтверждает это.
Говоря об эффективности финансового контроля, следует иметь в ввиду два аспекта: эффективность государственного финансового контроля как функция государственного управления и эффективность формирования, распределения использования бюджетных средств. В этой связи оценка эффективности с одной стороны обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средств финансового контроля. С другой стороны — эффективностью федеральных законов, определяющих состав и порядок деятельности Счетной палаты и иных органов исполнительной власти, призванных осуществлять контроль в области финансовых операций и хозяйственной деятельности, т.е. соотношением между фактическими результатами их проверок и теми целями, для которых эти учреждения были созданы.
Эффективность бюджетного процесса является ведущим показателем эффективности государственного управления. Бюджетный процесс предполагает оценку социально-экономического состояния страны, определение основных показателей прогноза социально-экономического развития страны, определение целей и задач развития определения основных принципов и расчетов по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов страны; В этой связи важно увидеть концепцию бюджета, которая строится на основных положениях бюджетного послания Президента РФ и ее сохранность в процессе исполнения бюджета. Главное при этом — прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, в том числе по доходам и расходам, по их сбалансированности и источникам покрытия дефицита (в случае если он предусматривается).
Такой взгляд на бюджет строится в соответствии с одним из принципов бюджетной системы РФ — принципов полноты отражения доходов и расходов бюджета, который в свою очередь означает, что все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ).
Контроль и оценка эффективности реализации указанных функций должны присутствовать на каждом этапе бюджетного процесса. В связи с этим основным составляющим, дающими представление об эффективности государственного финансового контроля могут быть оценки обоснованности и достоверности показателей всех уровней бюджета, результативности расходования средств. [13]
С предлагаемых позиций весьма любопытно изучить замечания счетной палаты Российской Федерации по итогам исполнения бюджета за 199, 2000, 2001, 2002, 2003 годы и сопоставить их с ее же заключениями на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год.
Исходным для составления проекта федерального бюджета являются параметры макроэкономических показателей социально-экономического развития страны. Это прежде всего параметры валового внутреннего продукта и инфляции. Валовой внутренний продукт — основной экономический показатель, выражающий в рыночных ценах совокупную стоимость продукции, товаров и услуг, созданных в течении года внутри, является исходным (базовым) параметром при формировании проекта федерального бюджета. Индекс-дефлятор, используемый в качестве коэффициента пересчета экономических показателей в цены предыдущего периода (численно он равен индексу роста цен), используется в бюджетном процессе с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Формирование федерального бюджета, например в 2003 г., осуществлялось по 171 показателю социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе по 47 макроэкономическим и по 124 отраслевым. [5, с.20]
Анализ об объемах и динамике основных макроэкономических показателей свидетельствует о существенном отклонении их фактических значений от значений, использованных в расчетах к проектам федеральных законов каждого года. Так, отклонение фактических данных от прогнозных более чем на 20% зафиксировано в 2001 г.по объему инвестиций в основной капитал, амортизационным отчислениям, фонду заработной платы. В 2002 эта картина сохранилась, пополнившись отклонениями по таким показателям, как импорт товаров из стран вне СНГ (17,6%) , номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного сотрудника (24, 3%).
[3, с.15] Можно привести и ряд других, не менее ярких примеров. Целесообразнее, однако, обратиться к Бюджетному кодексу РФ, которым определены принципы бюджетной системы Российской Федерации глава5. [2] Следуя, в частности, норме, определенной с 37 бюджетного кодекса РФ, можно заключить, что в силу ненадежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и нереалистичности расчета доходов и расходов бюджета нарушен принцип достоверности бюджета (т.е. иными словами, бюджет страны недостоверен?).
Впрочем, справедливости ради следует заметить, что бела может быть не в том, что экономисты не умеют предсказывать, а в том, что политики требуют слишком оптимистических прогнозов. [4, с. 64]
Несоответствие прогнозных и фактических параметров основных макроэкономических показателей влечет неэффективное исполнение федерального бюджета. Так, завышение прогнозных параметров в 1997 и 1998 гг. привело к завышению планируемой доходной базы а фактическое недоисполнение доходов к существенному недофинансированию расходов федерального бюджета. В свою очередь занижение прогнозных показателей в 1999, 200, 2001 гг. привело к получению дополнительных доходов федерального бюджета в ходе его исполнения, неучтенных в федеральном законе о федеральном бюджете, и к увеличению остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета. Тенденция роста остатков на счетах по учету средств федерального бюджета выглядит угрожающе. Так, по состоянию на 01.01.200 г. Они составляли 77, 9млрд. руб на 01.01.2002 г. -203. 5 млрд. руб, на 01.01.2003 — 272,2 млрд. руб на 01012004 уже 386,7 млрд. руб. [15]
Прогноз объема валового внутреннего продукта на 2003 г, по мнению экспертов Счетной палаты РФ, был более реалистичен по сравнению с прогнозами прошлых лет. Вместе с тем, как это отмечено в заключении Счетной палаты РФ 13 сентября 2002 г., в прогнозе социально-экономического развития еще недостаточно учтены как факторы, сдерживающие рост объема валового внутреннего продукта, связанные в основном с излишне оптимистической оценкой усиления инвестиционной составляющей экономического роста и расширению импорта . так и факторы, стимулирующие рост его номинального объема, связанные с динамикой уровня инфляции. Анализ динамики внутреннего продукта в 2003 г.рассчитанного экспертами Счетной палаты РФ производственным методом, показывает, что темпы роста ВВП в 2003 г.. выше утвержденных Правительством РФ. [4, с. 65]
Казалось бы, необходимо вносить коррективы в механизмы управления экономикой страны, в бюджетный процесс. Однако этого не происходит, концепции федерального бюджеты на соответствующий финансовый год продолжают противоречить всем основополагающим принципам бюджетной системы страны, утвержденной Бюджетным кодексом РФ. Продолжая работать по инерции, игнорируя принципы программно-целевого подхода к бюджетному устройству и процессу, Продолжая работать по инерции, игнорируя принципы программно-целевого подхода к бюджетному устройству и процессу, Правительство РФ формирует бюджет 2004 г., ориентируясь по-прежнему на экспортно-сырьевую модель экономического развития страны, сохраняя тем самым в значительной мере зависимость России от конъюнктуры мировых цен на товары традиционно российского экспорта. Бесспорно то, что для экономики России очевидна зависимость колебаний внешнеэкономической конъюнктуры. Вместе с тем следует иметь ввиду, что стабилизация спроса на мировых рынках (в лучшем случае) или проигрыш России в борьбе за место на мировых рынках (в худшем случае) влечет последствия, угрожающие национальной безопасности страны.
Счетная палата РФ ежегодно обращает внимание Правительства РФ и Федерального собрания РФ на допускаемые ежегодно существенные отклонения фактических макроэкономических показателей от прогнозируемых.
По-прежнему Правительство РФ не принимает меры по разработке и утверждению минимального перечная показателей экономической деятельности федеральных государственных мероприятий и размера дивидендов открытых акционерных обществ, подлежащих перечислению в федеральный бюджет. [12, с.53]
Бюджетное законодательство, как видно, нуждается в дополнении. Так, в Бюджетный кодекс России целесообразно включить норму, предусматривающую предоставление одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год расчетов бюджетного задания по прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. В целях увеличения поступлений от федеральных государственных унитарных предприятий очевидно необходимо утверждать для них основные показатели хозяйственной деятельности, целевое использование прибыли с учетом размера прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. В доходах федерального бюджета платежи от федеральных государственных унитарных предприятий видится целесообразным консолидировать исключительно по соответствующей статье бюджетной классификации. [14]
Становится совершенно очевидным, что в целях существенного увеличения налоговых доходов федерального бюджета необходимо повысить ответственность Правительства РФ и усилить спрос за исполнение механизма установления рыночных ставок за аренду государственного имущества. Более того, введение рыночных ставок арендных платежей должно сопровождаться отменой существующих льгот, предусмотренных нынешним законодательством. Столь же необходимым видится налаживание учета в доходах федерального бюджета всех без исключения средств, получаемых министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом. Работу по формированию полного реестра государственной недвижимости, в том числе за рубежом, возможно, потребуется облечь в форму федеральной целевой программы, предусмотрев в ее ресурсном разделе объемы ассигнований и механизм возмещения расходов на инвентаризацию и оценку недвижимости. [15]
В заключениях Счетной палаты РФ последних лет на проекты федеральных законов об исполнении федерального бюджета отмечалось, что переход от дефицитного бюджета к деформированному профициту, складывающемуся в результате занижения в прогнозах объемах ВВП и доходов бюджета, а также в силу сокращения защищенных законом расходов, является отступлением от Концепции бюджета РФ и может повлечь негативные последствия. Однако при формировании проекта бюджета, например на 2003 г. При реальном дефиците правительство страны тем не менее заложило фиктивный профицит в сумме 72, 15 млрд. руб. который был заведомо определен как нераспределенный резерв правительств.
Увеличение доходов в 2003 г. Достигается в значительной мере за счет перераспределения доходов консолидированного бюджета страны в пользу федерального бюджета. Доля доходов федерального бюджета составляет 55,9% от дохода консолидированного бюджета РФ.
Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 г.», как это установи эксперты Счетной палаты Рф, содержал несоответствия Бюджетному кодексу Рф и иному действующему федеральному законодательству. В целом выявлено несоответствие 24 статей внесенного законопроекта Бюджетному кодексу РФ. [8, с 373]
В настоящее время в нашей стране широко развернулись работы по совершенствованию государственного управления , организации и управления предприятиями, отраслями и экономикой страны в целом. Это обусловлено острой социальной потребностью в смене экономических и, как следствие, производственных правовых и управленческих отношений в государстве. Прежние принципы государственного управления, хозяйствования оказались не просто неэффективными, но скорее препятствующими воплощению в жизнь стратегии социально-экономического строительства новой России. По мере дальнейшего развития экономических реформ, преобразований форм собственности, умножения и усложнения хозяйственных связей, постановки новых социально-экономических, научно-технических и других задач, либерализации внешнеэкономической деятельности возникла необходимость в выработке единого подхода к реализации экономической стратегии, создании эффективной системы государственного управления в условиях новых производственных отношений.
В число актуальных задач совершенствования государственного управления на современном этапе входит организация единой системы государственного финансового контроля, способствующей формированию полной и объективной картины о государственных финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, обеспечивающий в управлении государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов.
Переход к рынку в условиях неустойчивых производственных отношений порождает усложнение финансовой и хозяйственной деятельности и, как следствие, необходимость возрастания роли и значения финансового контроля за формированием и использованием бюджета, эффективным использованием финансовых ресурсов их всех источников, предполагает углубление внимания к фактическому осуществлению финансовой, бюджетной, налоговой. Кредитной, денежной политики, к политике цен, вопросам развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономич ………..