Налогообложение — это отрасль, которая затрагивает практически всех: государство, общество в целом и каждого налогоплательщика в отдельности. Причём, всех она касается с весьма болезненной точки зрения.
Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются его основным источником дохода, обеспечивая финансирование его бизнеса. Средства, собранные за счет налогов, поступают в бюджет или другие фонды денежного рынка государства.
Государственная власть любого государства, включая Россию, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждалась и пробуждалась в экономических средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких дешёвых средств являются налоги.
очевидно, что каждому государству нужны средства для выполнения своих функций. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц.
Сбор налогов с организаций и граждан как налогоплательщиков практически не требует государственных вложений. Для сбора налогов требуется только армия чиновников и служащих, на содержание которых, хотя и требуются средства, они также покрываются за счет снятых средств.
Принудительное изъятие части доходов у налогоплательщиков порождает негативное отношение общества к власти. Чтобы разрешить это противоречие, власти ищут различные механизмы его смягчения путем регулирования налогового законодательства и реформирования налоговых органов.
Эти обязательные налоги, взимаемые государством на основании государственного законодательства, являются налогами. Таким образом, налоги выражают обязанность всех получающих доход юридических и физических лиц участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги — важнейшее звено финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие “сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков существовало государство, столько же налогов и столько же экономическая теория искала принципы оптимального налогообложения.
Подводя итог всему вышесказанному, можно не сомневаться в интересе данной темы и безоговорочной полезности этих данных для будущих специалистов.
О практике уклонения от налогов и методах противодействия ей
... от налогов состоит в совершенствовании законодательства и ужесточении контроля за его соблюдением. Однако, как уже сказано, на каждую меру государства недобросовестный налогоплательщик ... государства и не уплачивают текущие платежи в бюджеты всех уровней. Перечисленными методами ухода от налогов ... уклонение от уплаты налогов осуществляется предприятиями путем расходования наличных денежных средств, ...
При написании этой статьи я поставил перед собой цель систематизировать и обобщить знания в области налогообложения.
1.Возникновение в России налогообложения. Зарождение науки Во время правления императрицы Екатерины II Во время правления Павла I Начало XIX века Во время правления императора Николая I налогообложение претерпело несколько изменений. Были изданы следующие указы: 22 августа 1826 г. — «В силу Манифеста о короновании Николая I прощены недоимки подушной подати за три года». 9 ноября 1839 г. — «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу». 13 июня 1851 г. — «Об утверждении Устава и правил о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях». 19 февраля 1861 г. — император Александр II подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных платежей (существовали до 1905 г.), казенных земских и мирских повинностях», а 1 января 1863 г. — указ «Об отмене винного откупа и введении питейного акциза».
Николай II 1918-1921 гг. 1921-1930 гг. 1931-1941 гг. 1941-1960 гг. 1960-1964 гг. 1965-1989 гг. с 1990 г. с 1998 г. Завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации 31 июля 1998 г. — принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации № 146-ФЗ: Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года Введен в действие с 1 января 1999 года. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 г. — Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
2. Принципы налогообложения.
Принципы налогообложения были сформулированы ещё в 1776г. А. Смитом в книге “Исследование о природе и причинах богатств народов”*. К ним относятся принцип универсальности, справедливости, достоверности и удобства.
Современная теория и практика налогообложения рассматривает принципы, на которых строится налоговая система в государстве, с двух позиций. Это, с одной стороны, принципы, лежащие в основе теории налогов, а с другой — принципы построения налогового механизма.
В основу теории налогов положены фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран, которые можно сгруппировать следующим образом:
Финансовые принципы:
- нейтральность;
- достаточность;
- эластичность;
Принципы справедливости:
Наука налогового права
... исследования наука налогового права отличается от других юридических наук. Предметом науки налогового права является система знаний о науке налоговом праве и налогообложении. Ее содержание образует система связанных и скоординированных основных категорий «налоги», «обязательные платежи», «налоговая деятельность государства», «налогово ...
- всеобщность;
- равномерность;
Принцип налогового управления:
- определённость;
- экономность;
- контролируемость;
- удобность.
Принципы построения конкретной налоговой системы служат основой для принятия налогового законодательства в стране. Они включают в себя три группы принципов, а именно:
*
Организационные:
- единство налоговой политике;
- единство системы налогов;
- разграничение полномочий;
Юридические:
- законность,
- ясность налогового законодательства и толкование его в пользу налогоплательщика,
- приоритет норм налогового законодательства,
- приоритет международных норм,
Экономические:
- всеобщность налогообложения,
- экономическая обоснованность налогообложения,
- недопущение дискриминации налогоплательщиков,
- равное налоговое бремя исходя из фактической способности к уплате налогов.
Основные принципы налогообложения, как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
- Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равно напряженности).
- Необходимо приложить все усилия для единовременного налогообложения доходов. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).
3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).
4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).
6.Налоговая система должна гарантировать перераспределение созданного ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Согласно принципу получаемых льгот, физические и юридические лица должны платить налоги пропорционально льготам, которые они получили от государства. Самый яркий пример его применения — налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства которых идут на поддержание дорог в хорошем состоянии.
Принцип платежеспособности предусматривает, что серьезность налогового бремени должна зависеть от суммы полученного дохода и что держатель дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. Этот принцип основан на анализе предельной полезности каждой дополнительной единицы полученного дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода более бедного человека приносит ему больше пользы, чем дополнительный рубль дохода более состоятельного человека. 1
3.Механизм налогообложения в Российской Федерации.
Налоговый механизм – это комплекс трёх взаимодействующих финансово- бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющий установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование), и санкционных мер воздействия при нарушении норм налогового законодательства (налоговый контроль).
Налоговое планирование на предприятии
... по налоговому планированию относятся: сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг налогового законодательства); текущее налоговое планирование и текущий контроль за вы-полнением налоговых обязательств; ... уверенностью. Второй путь связан с нарушением налоговых законов и называется уклонением от налогов . К налоговому планированию он имеет отноше-ние только в ...
Налоговый контроль
Одной из важных составляющих налогового механизма Российской Федерации является контроль со стороны государственных органов за своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками. Это особенно актуально в контексте переходного периода становления национальной экономики и установления правовых отношений между налогоплательщиками и государственными регулирующими органами, распределения полномочий между ними.
Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля.
Финансовый контроль государства является важным элементом финансового управления на всех уровнях и предпосылкой эффективного функционирования налоговой системы и экономики страны. Целью контроля является содействие реализации финансовой (налоговой) политики государства в процессе формирования и использования фондов в ходе выполнения государством своих задач перед обществом.
Основными компонентами системы государственных финансов являются два компонента: доходы и расходы. Поэтому финансовый контроль направлен в первую очередь на проверку своевременности и полноты выручки, законности и целесообразности расходования средств.
Налоговые поступления являются основным источником доходов бюджетов всех уровней. Значимость налогов в формировании бюджетов: свыше 80% общего объёма доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счёт налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц. Это положение определит важность государственного финансового контроля в национальном масштабе.
Налоговый контроль является элементом налогового администрирования и предпосылкой существования эффективной налоговой системы. Предоставляет отзывы налогоплательщиков государственным органам. Налоговый контроль по своей сути является завершающим этапом налогового управления и одним из элементов методологии планирования налоговых поступлений в бюджет.
С одной стороны, налоговый контроль выступает в форме контролирующего органа налоговой системы, с другой стороны – при принудительном изъятии части доходов налогоплательщиков налоговый контроль является объективной необходимостью для формирования бюджета за счёт налоговых изъятий (поступлений).
Функции государственного налогового контроля:
- обеспечение поступлений в бюджеты разных уровней за счет налоговых платежей;
- воспрепятствование посредством проверки исполнения налогового законодательства уходу от налогов со стороны налогоплательщиков;
- соблюдение налогоплательщиками налоговой дисциплины и налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налоговых платежей;
- выявление резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет всех уровней.
Основными видами государственного налогового контроля являются:
Понятие налога, налогового права, его система, их функции
... предмет налогового права. Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и ...
- контроль органов законодательной (представительной) власти;
- контроль органов исполнительной власти;
- контроль органов судебной власти;
- президентский контроль.
В зависимости от субъекта налогового контроля можно выделить следующие виды:
- государственный налоговый контроль;
- муниципальный налоговый контроль;
- независимый (аудиторский) налоговый контроль;
- общественный налоговый контроль;
Независимый (аудиторский) контроль проводится специализированными фирмами, внутренний — осуществляется службами самого учреждения (комиссиями).
Муниципальный контроль занимает промежуточное положение между государственным налоговым контролем законодательных (представительных) органов власти и общественным налоговым контролем.
Государственный фискальный контроль осуществляется гражданами, трудовыми коллективами, политическими партиями, общественными организациями в соответствии с Положением об общественном контроле.
Налоговое планирование
В интересах налогового планирования важными элементами являются удельный вес каждого из налогов в системе доходов в бюджет разных уровней, структура налогов и порядок их исчисления и взимания, организация контроля за полнотой и своевременностью перечисления налогов налогоплательщиками в соответствующие бюджеты и в целом та политика, которую проводит государство в налоговой сфере.
В системе налогового планирования следует различать уровни хозяйствующего субъекта. В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование подразделяют на два уровня:
- налоговое планирование на макроуровне;
- налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта или предприятия.
Налоговое планирование на макроуровне.
Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабах федерального, регионального и местного бюджетов. Анализ налоговых поступлений свидетельствует, что в результате мобилизации налоговых поступлений доля федерального бюджета составляет около 80%. Территориальные бюджеты (бюджет субъектов РФ) формируется также за счёт налоговых поступлений, доля которых составляет более 50%, а налоговые доходы формируют его на 8 – 12%. Остальные территориальные бюджеты формируются за счет федерального бюджета.
Основными налогами, определяющими особенности структуры доходов бюджета субъекта РФ, являются: налог на прибыль (доход) предприятий подоходный налог с физических лиц, налог с продаж, НДС и акцизы.
В целом налоговое планирование — это, особенно на федеральном уровне, сложный и многофакторный процесс определения общей суммы и структуры налоговых поступлений в бюджет. Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта.
Понятие «налоговое планирование» в бизнесе, предприятии и других экономических субъектах означает усилия по достижению оптимального уровня налогообложения за счет уменьшения суммы налоговых платежей.
Налоговое планирование — важная часть финансовой деятельности компании.
При налоговом планировании важно знать и учитывать следующие налоговые льготы:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения отдельных частей объёма налога;
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
- освобождение от уплаты налогов на отдельные виды товаров (работ, услуг);
- понижение налоговых ставок;
- вычеты из налоговых окладов или налоговых платежей;
- условия предоставления отсрочек или рассрочек и налоговых кредитов;
- условие уплаты налогов в свободных экономических и офшорных зонах.
В целом налоговое планирование на предприятии — это система воздействия хозяйствующего субъекта на элементы налогов.
Результативность и эффективность налогового контроля
... является именно функция налогового контроля. Министерство по налогам и сборам - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и ...
Налоговое регулирование.
Налоговое регулирование — один из наиболее динамичных и мобильных элементов налогового механизма и сферы государственного налогового управления. В его основе лежит система экономических мер оперативного вмешательства в выполнение налоговых обязательств.
Методы налогового регулирования входят составной частью в научно обоснованную концепцию, а принципиальные подходы к регулированию налоговых отношений во многих странах определены основным законодательным документом – Налоговым кодексом, регулирующим правовые отношения имущественного характера, внешнеэкономическую деятельность и торговлю. Налоговое регулирование — одна из самых сложных проблем и структур, в которой сталкиваются экономические интересы территорий, хозяйствующих субъектов, социальных групп населения, которые очень сложно прогнозировать. Одна из областей противоречия — определение пропорций распределения и консолидации налоговых доходов по звеньям бюджетной системы, а также фискальных и фискальных полномочий республиканских и местных властей.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что налоговый механизм нецелесообразен, чтобы рассматривать его только с точки зрения оперативного вмешательства государства при поступлении налогов.
При таком подходе фискальный механизм теряет объективный характер и становится рычагом субъективного перераспределения денежных ресурсов. Два принципа фискального механизма — объективный и субъективный — составляют органическое целое, и их баланс не может быть нарушен.
Заключение
Налоговая система — один из основных элементов рыночной экономики. Он выступает главным инструментом влияния государства на развитие экономики, определяя приоритеты экономического и социального развития. В этой связи необходимо адаптировать российскую налоговую систему к новым общественным отношениям в соответствии с мировым опытом.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы сегодня — главная проблема налоговой реформы.
Жизнь показала несостоятельность акцента на чисто фискальную функцию налоговой системы: налоги, грабя налогоплательщика, душат его, тем самым сужая налоговую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).
Аудит налогообложения налога на прибыль
... требованиям действующего законодательства. При проведении аудита налога на прибыль необходимо: проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу; провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства, ...
Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Список использованной литературы :
1.Юткина Т.Ю. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1998.- 428 с.
2.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 348 с.
3. Налоги и налогообложение: Учебн. Пособие для вузов/ И.Г.Русакова, В.А.Кашин, А.В.Толкушкин и др.; Под ред. И.Г.Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 495 с.
4. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекции: Учеб. пособие. Издание 2-е, доп. и испр. – М.: Омега-Л, 2003. – 296 с.
5.Экономическая теория. Курс лекции: Учебное пособие / Отв. ред. проф. К.И. Вахитов, доц. Т.С. Ванеркина. – Чебоксары: Руссика, 2000. – 353 с.
6.Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001. – 431 с.
7.Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1- 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г.
8.Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Ччеб. пособие для вузов / Н.Г. Иванова, Е.А. Вайс, И.А. Кацюба, Р.А. Петухова. – СПб.: Питер и др., 2001. – 302 с.
9.Черник Д.Г. Основы налоговой системы: Учебник для вузов / Д.Г. Черник, А.П. Починок, В.П. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНТИ – ДАННА, 2000.- 511 с.
10. Грисимова Е.С. Налогообложение. Учеб. пособие д/я экон. спец. вузов. – СПб.: Издательств С. – Петербург: ун-та, 2000. – 264 с.
11.Масляникова А.А. История налогообложения в России // История государства и права. – 2000. – N 2. – С. 37- 38.
12.Караева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 215 с.
13. Экономика налоговой политики: Пер. с англ. / Под ред. Майкла.П. Девере. – М.: Филинъ, 2002. – 323 с.
14. Финансы, налоги и кредит. Учебник/ Рос. акад. гос. Службы; Под общ. ред. А.Н. Емельянова и др. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 545 с.
15.Коваль Л.С. Налогообложение коммерческих организаций: Учеб. пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2001. – 304 с.
16. Практика налогообложения: вопросы и ответы. – М.: ФБК — ПРЕСС, 2001. – 140 с.
17.Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учеб. для вузов. – М.: БЕК, 2001. – 366 с.
18.Евстигнеев Е.Г. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 255 с. — (Высшее образование).
19. Вылкова Е.С. Налогообложение организаций и физических лиц: Учеб. – практ. пособие. – СПб.: Издат. дом “Сентябрь”, 2001. – 216 с.
20.Цыганков Э.М. Вопросы налогообложения в соотношении с конституционным, гражданским и административным законодательством: Теория, практ., коммент.- Тверь: GM , 2001. – 188 с.
21.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Издательско- торговая корпорация « Дашков и Ко», 2004. – 296 с.
Налоги России и стран рыночной экономики
... Целью курсовой работы является раскрытие особенностей построения налоговых систем в России и странах с рыночной экономикой. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: дать понятие налогов и налогообложения; рассмотреть виды налогов и сборов; изучить принципы построения налоговой системы; рассмотреть ...