Учётная политика

Глава 1. Учетная политика организации, ее содержание и назнач

1.1. Учетная политика как составная часть финансовой политики организации

Политика — это искусство возможного. Финансовая политика предполагает выбор администрацией таких методологических приемов, которые позволяют представить финансовое положение организации в соответствии с ее целями. В то же время финансовая политика направлена ​​на принятие стратегических решений. Глав-ное из них — этo проектирование инвестиций, выбор поставщи-ков, нахождение покупателей, искусство «выбивать» из них плате-жи, умение получать и отдавать кредиты, возможность влиять на финансовые казатели и т.п. Финансовая политика состоит из трех политик: бухгалтерской, налоговой и договорной.

Учетная политика это средство легальными способами по-лучить необходимую администрации величину прибыли и представить финансовое положение фирм ы в соответствии с интересами собственников.

Налоговая политика, Договорная политика

И здесь следует отметить очень важную особенность. Если ве-личина бухгалтерской прибыли — следствие учетной политики и она формируется по данным бухгалтерского учета, величина налогооблагаемой прибыли — следствие налоговой политики и она формируется по данным налогового учета, то договорная политика сама формирует величину и бухгалтерской, и налоговой прибыли.

Бухгалтерская прибыль, Налогооблагаемая

Содержание учетной политики оформляется специаль н ым внутренним документом — приказом об учетной политике . Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), содержит ПБУ 1/98.

Организации, руководствуясь нормативными правовыми актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, должны самостоятельно формировать свою учетную политику, исходя из своей структуры, сектора и других характеристик своей деятельности. Однако руководство большинства организаций, от предпринимателей до бухгалтеров, часто не понимает смысла и возможностей учетной политики и вместо их формирования использует стандартные формулировки приказа. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ПБУ 1/98 и п.2 ст.7 Закона РФ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер, подчиняясь непосредственно руководителю организации, несет ответственность за формирование учетной политики. Согласно п.3 ст.6 этого Закона лицо, ответственное за организацию и состояние бухгалтерского учета, а таковым в соответствии с п.1 ст.6 указанного Закона выступает руководитель организации, своим приказом или распоряжением утверждает учетную политику. Таким образом, закон возлагает ответственность за содержание учетной политики на начальника, именно его подпись делает приказ об учетной политике руководством к действию.

22 стр., 10743 слов

«Макроэкономика» : «Инструменты кредитно-денежной ...

... Макроэкономика. Глобальный подход», «Деньги, банки и денежно – кредитная политика» и «Деньги, банковское дело и кредитная политика» ... политики. Проводник кредитно-денежной политики государства – центральный (национальный) банк в соответствии ... денежных резервов в кредитную систему государства, либо изъятие их. ... временные финансовые трудности. Уменьшение учетной ставки делает для коммерческих ...

Прибыль, которая отображается в бухгалтерской отчетности, а не в налоговых декларациях, — довольно субъективный показатель. И потому сумма прибыли во многом определяется нe величиной надбавки (наценки) на себе-стоимость, не суммой денег в кассе или на расчетном счете, а мо-ментом демонстрации в учете хозяйственной операции, прино-сящей прибыль, выбором варианта оценки расходов предприятия, ибо его

* доходы всегда очевидны — это сумма признанной (полученной) выручки, а расходы всегда сомнительны, так как определяются методологией бухгалтерского учета и конкретными способами его ведения.

Дело в том, что доходы проверяемы — поступили деньги на счета предприятия и (или) возникли документально обоснованные требования к контр-агентам, например к покупателям — вот и воз-никли доходы. Они так или иначе объективны. Расходы же в зна-чительной степени с тепени субъективны, и они-то и предопределяются коридорами учетной и налоговой политики. В зависимости от того, какой выбран метод амортизации основных средств, какой используется вариант оценки товарно-материальных ценностей, как формируются резервы, как списываются косвенные производ-ственные затраты и т.п., меняется и величина расходов.

Выбирая, прежде всего, методы расчета затрат, бухгалтер напрямую влияет на размер бухгалтерской прибыли, а это, в свою очередь, может влиять только на отношения администрации с другими участниками бизнес-процессов. Действительно, поскольку прибыль является одним из ключевых показателей эффективности организации, ее размер может повлиять на доступность внешнего финансирования. Прибыльность особенно важна при размещении ценных бумаг между физическими лицами, которые при принятии решения в первую очередь руководствуются размером прибыли. Однако из-за неразвитости российского рынка корпоративных ценных бумаг и нежелания населения вкладывать в них средства эту причину завышения прибыли нельзя считать типичной. При получении банковских кредитов также нет преимущественной ориентации кредиторов на показатели прибыльности заемщиков. С другой стороны, основное внимание банка уделяется стоимости и ликвидности собственности, поскольку в настоящее время в России преобладают краткосрочные кредиты, а банк делает акцент на возможности погашения кредита в зависимости от имущества, доступного заемщику.

Завышение прибыли может быть выгодно фирме в случае привлечения долгосрочных инвестиций. Хотя и тогда инвестора интересует не столько его доходность, сколько наличие свободных средств. Его интересуют «живые» деньги, и предметом анализа становится не прибыль (убыток), а движение денежных средств. Можно предположить, что в увеличении прибыли заинтересованы акционеры (учредители, участники), но в жизни это не всегда так. Большинство российских акционерных обществ не выплачивают дивиденды и не выплачивают их в минимальном размере.

12 стр., 5816 слов

Учет затрат на производство продукции работ услуг

... итоги курсовой работы, сформулированы основные выводы, обобщены результаты исследования и предложения по совершенствованию бухгалтерского учета затрат на производство. ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ 1.1 Общие правила бухгалтерского учета расходов В ...

Политику, направленную на максимизацию бухгалтерской прибыли, иногда проводят фирмы, где вознаграждение высшего руководства или управляющей компании устанавливается в процентах от валовой прибыли. В этом случае руководство компании, руководители, а иногда и сами бухгалтеры, пытаясь повысить свое материальное благосостояние, «взрывают» прибыль.

Можно сделать важный вывод о том, что в условиях слабо-развитой рыночной экономики бухгалтеры стремятся снизить рен-табельность, дабы меньше платить налогов, и, напротив, в развитой рыночной экономике они уже пытают-ся «натянуть прибыль», т.е. показать приемлемую рентабельность, так как это поднимает курс их акций на бирже.

В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» дано определе-ние учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Орган организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами орга-нов, регули-рующих бухгалтерский учет, самостоятельно форми-руют свою учётную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Приведем основные допущения при формировании учетной политики.

Имущественная обособленность, Непрерывность, Последовательность применения учетной политики, Временная

Учетная политика, принятая в организации, утверждается приказом или приказом ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий син-тетические аналитические счета, необходимые для ведения бух-галтерского учета в соответствии с требованиями своевременно-сти и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым нe предусмо-трены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями и других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Содержание учетной политики, Методика бухгалтерского учета

§ порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам и нематериальным активам;

  • § способ группировки и списания затрат на производство (пол-ная или сокращенная себестоимость);
  • § система учета затрат на производство и калькулирования се-бестоимости продукции (нормативный, попередельный, поза-казный);

§ способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования (база):

  • прямые расходы на оплату труда производственных рабочих .
  • общая сумма прямых затрат,
  • сумма материальных затрат,
  • сметныё ставки,
  • объем реализации продукции;
  • § учет выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 или нет);

§ оценка незавершенноrо производства:

6 стр., 2957 слов

Континентальная модель бухгалтерского учета на примере Испании

... учёта. Итак, рассмотрим особенности бухгалтерского учета одной из представительниц данной модели – Испании. Глава 1. История образования современного бухгалтерского учета в Испании. Бухгалтерский учёт в Испании уходит корнями в средневековье, когда она была великой ...

  • для единичного производства по фактически произведен-ным затратам,
  • для серийного производства : по фактической или плановой производственной стоимости, прямым статьям расходов, стоимости сырья и материалов;
  • § сроки погашения расходов будущих периодов;

§ учет затрат по ремонту основных средств:

  • включение в себестоимость продукции по мере выполне-ния ремонта,
  • отнесение на расходы будущих периодов,
  • создание резерва предстоящих расходов на ремонт основ-ных фондов,
  • создание ремонтного фонда по особо сложным видам ре-монта, проводимым в течение нескольких лет,

§ метод оценки материально-производственных запасов (ПБУ5/2001) отличается по способу списания их стоимости при отпуске в произ-водство: по себестоимости единицы запасов, средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО;

  • § способ отражения в учете операций заготовления и приобре-тения материальных ценностей (с использованием счетов 15 и 16 или нет);

§ резервы предстоящих расходов и платежей (для равномерно-го списания на издержки):

  • нa оплaтy отпусков,
  • выплaту вознаграждения за выслугу лет,
  • выплату вознаграждения по итогам работы за год и др.;
  • § определение выручки от реализации продукции (работ, ус-луг): по отгрузке или по оплате;

§ учет финансовых результатов при выполнении договоров долгосрочного характера:

  • по окончании всех работ (без использования счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»),
  • этапам законченных работ с использованием счета 46.

Техническая сторона

  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы и регистры бухгалтерского учета;
  • технологию обработки учетной информации;
  • организацию внутрипроизводственного учета и контроля;
  • порядок инвентаризации имущества и обязательств.

Организационная

  • выбор организационной формы построения и структуры бух-галтерии (централизация или децентрализация учета);
  • место бухгалтерии в системе управления организации и взаи-модействие с другими службами;
  • Состав и соподчиненность отдельных подразделений и работ-ников.

Организация бухгалтерского учета

Основные вопросы организации бухгалтерского учета рас-смотрены в «Положении по ведению бухгалтерского учета и бух-галтерской отчетности» от 29 июля 1998 г. № 34н.

Определен порядок организации бухгалтерского учета и отчетности. Рассмотрены основные понятия, объекты и задачи бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета, Постановка бухгалтерского учета

  • разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работни-ков бухгалтерии, штатного расписания);
  • составление графика документооборота организации;
  • создание, номенклатуры дел и организацию хранения доку-ментов;
  • создание технологии обработки получаемой информации (формирование системы регистров бухгалтерского учета и правил внутренней, отчет-ности, разработку порядка проведения инвен-таризации и методов оценки видов имущества и обязательств);
  • формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка ат-тестации бухгалтеров, системы подбора персонала, системы повышения квалификации).
    13 стр., 6035 слов

    Бухгалтерский учет и аудит : Организация бухгалтерского учета ...

    Объектом исследования является ООО «Хуторское». Предметом исследования курсовой работы являются особенности организации ведения бухгалтерского учета на малом предприятии. Период исследования – 2007 г. ... торговле; учебные пособия, статьи из журналов, первичная документация, учетные регистры и отчетность изучаемого предприятия. 1.Организационно-экономическая характеристика предприятия Общество с ...

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при ведении хозяйственной деятельности лежит на руководителях организаций. Они могут в зависимости от объема учетной работы:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета центра-лизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Организация должна раскрывать методы бухгалтерского учета, используемые при формировании учетной политики, которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтер-ского учета, без знания о применении которых заинтересован-ными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денеж-ных средств или финансовых результатов деятельности органи-зации.

Подлежат раскрытию способы амортизации основных средств, нема-териальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершённого производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, то-варов, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям, приведенным в Положении.

Если финансовая отчетность не публикуется полностью, информация о принципах бухгалтерского учета подлежит раскрытию, по крайней мере, в части, непосредственно связанной с публикуемыми материалами.

1.2

Самое главное, что должно быть определено в бухгалтерской учетной политике, — это во-первых, варианты учета того или иного объекта (группы объектов), вы-бранные из нескольких допускаемых законодательством о бухучете вариантов, во-вторых, самостоятельно разработанные способы ведения учета при отсутствии нормативного урегулирования конкретного вопроса п. 8 ПБУ 1/98.

Что касается порядка составления принципов бухгалтерского учета для исчисления налогов, то нормативные акты не содержат конкретных предписаний. Например, не указывается, должна ли учетная политика для каждого налога утверждаться как отдельный документ или должен быть подготовлен единый документ для всех налогов. Налогоплательщик может поступить так, как ему удобно. Вместе с тем сама обязанность налогоплательщика применять учетную политику в отно-шении ряда налогов, для которых допускается несколько возможных вариантов расчета, прямо закреплена Налоговым кодексом РФ п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ.

По общим правилам в учетную политику для целей налогообложения надо включить те вопросы, решение которых имеет варианты в соответствии с норма-тивными документами, обусловлено отраслевыми особенностями, а также те вопросы, в отношении которых в нормативных документах отсутствуют методы (способы) или существуют противоречия (неоднозначность) решения.

Например, в гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» HK РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести раздельный учет при наличии операций, как облагаемых, так и нe облагаемых НДС. Как вести такой учет, не указано. Поэтому налогоплательщик сам решает это и устанавливает правила такого учета в учетной политике.

3 стр., 1205 слов

Основные принципы и правила ведения бухгалтерского учета

... бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями. Понятие «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета. В отечественной практике к требованиям ведения бухгалтерского учета ...

Таким образом, целью учетной политики является, во-первых, формирование единообразного подхода к отражению операций в бухгалтерском и налоговом учете, а во-вторых, закрепление своего выбора в качестве дополнительных аргу-ментов в споре с налоговыми органами, если последние посчитают что организа-ция какой-либо показатель посчитала (отразила) неверно. Если выбранный метод учета закреплен в учетной политике, то не организации, а налоговому органу придется доказывать в суде, что это незаконно.

Теперь давайте посмотрим, как соотносятся между собой учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения. Как прави-ло, это зависит от целей организации. Если предпочтение отдается достоверному отражению финансового положения организации, максимизации бухгалтерской прибыли с целью выплаты больших дивидендов или повышения привлекательнос-ти организации, то нужно внимательно отнестись не только к правилам исчисле-ния налогов, но и к вопросам бухгалтерского учета и не стремиться совмещать его с налоговым учетом. Если же, кроме госорганов (налоговой службы и орга-нов статистики), содержание бухгалтерской отчетности более никого нe интере-сует, а приоритетное значение имеет налоговая экономия, то следует оптимизи-ровать методы исчисления налогов, а бухгалтерскую учетную политику с учетом уже наработанной практики максимально прибли-зить к политике для целей налогообложения при-были, установив одинаковые методы учета.

Это упростит ведение учета, в частности по-может избежать трудоемкого отражения времен-ных разниц в соответствии с ПБУ 18/02, позволит пользоваться на отдельных участках данными бух-учета при исчислении налога на прибыль.

Конечно, не все методы учета в бухгалтерском учете и налоговых расчетах одинаковы, но в этом случае можно использовать принцип бухгалтерского учета как требование рациональности. Ведь ПБУ 1/98, закрепляющее основы составления бухгалтерской учетной политики, го-ворит о том, что учетная политика должна обес-печивать рациональное ведение бухучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величи-ны организации п. 7 ПБУ 1/98. Следовательно, если применение организацией метода бухгалтерского учета, отличного от утвержденного в нормативных документах по бухгалтерскому учету, позволяет ей надежно отражать свой баланс и финансовые результаты, то использование этого метода допустимо.

Например, обосновав свой выбор требованием рациональности бухгалтерского процесса, вы не можете учесть различия в сумме первоначальной стоимости приобретаемого актива, учитывая их в составе прочих расходов. Поскольку для целей налогообложения прибыли разница в сумме включается в подраздел внереализационные расходы.5.1 п. 1 ст. 265 Налогового Кодекса РФ, это поможет сблизить бухгалтерскую и налоговую первоначальную стоимость приобретаемого имущества.

Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно из года в год п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В то же время бухгалтерская учетная политика может изменяться, если п. 16 ПБУ 1/98:

4 стр., 1823 слов

Организация бухгалтерского учета товаров

... товаров населению за наличный расчет. Эти отличия и предопределяют разницу в бухгалтерском учете. В моей курсовой работе использованы учебники по соответствующим дисциплинам, а также периодические издания последних лет, ... бухгалтерского учета. Причем эти счета берутся из рабочего плана счетов, который разрабатывается главным бухгалтером в учетной политике организации. Регистры бухгалтерского учета ...

  • меняется законодательство. Отсутствие перемен в нормативных документах на 2006 год и изменения в налоговом законодательстве, в отдельных случаях могут повлечь и изменение способов бухгалтерского учета;
  • существенно меняются условия деятельности, например в связи с реорга-низа-цией, сменой собственников, изменением видов деятельности;

— организацией разработаны новые способы ведения бухучета, применение кото-рых позволит более достоверно представлять в учете и отчетности факты хозяй-ственной деятельности либо снизит трудоемкость учетного процесса без сниже-ния степени достоверности отчётности.

При этом невозможно изменить учетную политику, используемую для целей бухгалтерского учета в течение года, так как необходимо обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета. Любое изменение должно вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения этих изменений приказом (распоряжением) руководителя п. 4 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 17, 18 ПБУ 1/98. To есть к процессу составления бухгалтерской учетной политики нa последующий год стоит подойти обстоятельно — в течение следующего года ничего по-менять не удастся.

Обращаем внимание на то, что если бухгалтерская учетная политика на будущий год, будет изменена по сравнению с предыдущим, то на 1 января будущего года необходимо оценить в денежном выражении последствия изменений, которые оказали (или окажут) существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации. Результаты такой оценки отражаются следующим образом.

Применяется ретроспективный подход к учету изменений учетной политики, особенностью которого является то, что изменение показателей бухгалтерской отчетности, вызванное сменой учетной политики, осуществляется путем изме-нения данных бухгалтерской отчетности, а не путем осуществления записей по счетам бухгалтерского учета. При этом поскольку ни расходы, ни доходы нe мо-гут быть признаны (счет прибылей и убытков нe затрагивается — он уже за-крыт), то корректировка показателей доходов и расходов произво-дится за счет нераспределенной прибыли организации. Меняются данные вступительного баланса на следующий год. Вступительный баланс формируется так, как будто бы с первого момента возникно-вения фактов хозяйственной деятельности данного вида применялся измененный способ ведения бухучета п. 21 ПБУ 1/98.

Другими словами, данные начального баланса на 1 января следующего года по нескольким статьям не будут соответствовать данным конечного баланса на 31 декабря прошлого года.

При этом в пояснительной записке к отчетности за будущий год надо будет указать:

  • причину изменения учетной политики;
  • оценку последствий изменения в стоимостном выражении;
  • тот факт, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные за период, предшествующий отчетному, откорректированы.

Приведем пример. Организация в течение 2005 г. нe создавала резерв по со-мнительным долгам. Однако в связи с тем, что в 2005 г. размер задолженности, имеющей статус сомнительной, был довольно велик, организация приняла реше-ние с 1 января 2006 г. создавать такой резерв, что и зафиксировала в учетной политике на 2006 г. В этом случае ей надо пересчитать данные бухгалтерского учета за 2005 г. исходя из предположения, что в 2005 г. указанный резерв созда-вался, а долги, срок исковой давности по которым истек, и прочие нереальные для взыскания долги списывались за счет такого резерва. Исходя из результатов пересчета нужно изменить вступительное сальдо бухгалтерского баланса на 1 ян-варя 2006 г. To есть скорректируются, а именно уменьшатся показатели стро-ки 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» и подстроки «в том числе покупатели и заказ-чики» баланса на 1 января 2006 г. Кроме того, произойдет изменение (уменьше-ние) вступительного остатка показателя нераспределенной прибыли прошлых пе-риодов в пассиве баланса (строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»).

4 стр., 1896 слов

Организация бухгалтерского учета в крестьянских(фермерских) хозяйствах ...

... совершенствования организации учета в целом по предприятию и по отдельным объектам учета. Предметом дипломной работы является процесс организации бухгалтерского учета в фермерском хозяйстве, а объектом исследования – учетный аппарат ФХ «Сахалин» Сакского района и организация его работы. Решение задач работы ...

Уменьшится показатель строки «Прибыль (убыток) прошлых лет за аналогичный период предыдущего года» справочной таблицы «Расшифровка от-дельных прибылей и убытков» формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» за 2006 г. Вам также необходимо будет отразить уменьшение нераспределенной прибыли, вызванное изменениями в учетной политике, в разделе. I «Измене-ния капитала» формы №3 «Отчет об изменениях капитала» за 2006 г.

В пояснительной записке к отчетности за 2005 г. надо указать, что с 1 января 2006 г. будет создаваться резерв no сомнительным долгам. В пояснительную записку к отчетности за 2006 г. (включая промежуточную отчёт-ность) необходимо включить положение о том, что в 2006 г. организация стала создавать резерв, и указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за 2006 г. соответствую-щие данные 2005 г. скорректированы необходимым образом.

Эти корректировки необходимы для того, чтобы пользователи финансовой отчетности могли сравнить финансовую отчетность текущего и предыдущего года с сопоставимыми показателями.

He проводить оценку последствий изменений учётной политики можно толь-ко в том случае, если такая оценка в денежном выражении не может быть про-изведена с достаточной точностью. В этом случае надо лишь раскрыть в поясни-тельной записке этот факт. И со следующего года к новым операциям применять новый метод учета п. 21 ПБУ 1/98

Таким образом, видно, что изменение любого метода учета приводит к необходимости дополнительных трудоемких расчетов, которые необходимы для формирования показателей начального баланса на новый отчетный год. Поэтому любое изменение учетной политики должно быть обоснованным п. 17 ПБУ 1/98

Что же будет, если проигнорировать требо-вания ПБУ 1/98 об отражении последствий изме-нения учетной политики и, главное, не обосно-вать, почему раскрытие такой информации не приводится. В теории при искажении какой—либо строки отчетности нe менее чем на 10% может быть применена админист-ративная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выражающаяся в наложении штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб ст. 15.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Кроме того, такая отчетность может быть признана недостоверной при аудиторской проверке, что может привести к отказу в выдаче организации положительного аудиторского за-ключения п. 6 ПБУ 4/99, утв. Приказом Минфина России от 06.07.99 №43н; пп. 24, 34 Правила (стандарта) №6 утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696.

Учетную политику для целей налогообложения можно поменять вследствие изме-нения законодательства либо выработки налогоплательщиком более удобной схе-мы исчисления и уплаты налогов ст. 313 Налогового Кодекса РФ. При этом требования раскрывать последствия таких изменений каким-либо образом в налоговом учете нет.

28 стр., 13745 слов

Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского ...

... виде Отчета по учебной практике. Отчет по Учебной практике сдается студентом на проверку в срок не позднее 3-х дней после окончания практики. ЗАДАНИЕ НА УЧЕБНУЮ ПРАКТИКУ ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ...

Как правило, невозможно изменить стандарт бухгалтерского учета, применяемый для целей налогообложения в течение года. Любое изменение должно вводиться с I янва-ря года, следующего за годом утверждения этих изменений приказом (распоряжением) руководи-теля п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ.

При этом Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность внесения изменений в учетную политику в отношении налога на прибыль при изменении налогового законодательства. Та-кие изменения должны вноситься нe ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законо-дательства 13 . Иными словами, если законода-тель изменит порядок исчисления налога задним числом с начала текущего налогового периода, допускается изменить учетную политику в середи-не года, произвести перерасчет налоговых обяза-тельств, исходя из новых способов учета с начала года, и представить необходимые уточненные дек-ларации. Однако это право, а не обязанность на-логоплательщика.

Например, подобная ситуация сложилась в 2005 году, когда летними поправками в гл. 25 «Налог на прибьль организаций» HK РФ было раз-решено самостоятельно утверждать распределе-ние расходов на прямые и косвенные, а также по-рядок распределения прямых расходов на стоимость незавершенного производства и стои-мость готовой продукции и применять такое рас-пределение начиная с 1 января 2005 г п. 41 ст. 1, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ. После этого Минфин России выпустил Письмо, в кото-ром указал, что налогоплательщик может внести изменения в свою учетную политику на 2005 г. и рассчитывать налог на прибыль в 2005 г., применяя удобный для него перечень прямых расходов, а может оста-вить учетную политику на 2005 г. неизменной, а изменения внести начиная с 1 января 2006 г Письмо Минфина России от 21.10.2005 №03-03-02/117.

Что касается всех других налогов, стандарт бухгалтерского учета может быть пересмотрен только один раз в год и должен применяться с 1 января следующего года, независимо от причин изменения принципа бухгалтерского учета.

Таким образом, все необходимые поправки в порядок исчисления налога на прибыль, НДС, единого налога при УСНО, ЕНВД, внесенные в законодательство в 2005 г., налогоплательщик может (а в отдельных случаях и должен) учесть при составлении учетной политики на 2006 г.

Стоит обратить внимание: если у организации в течение года. возникнут в деятель-ности какие-либо принципиально новые операции либо операции, которые про-сто отличны по существу от операций, имевших место ранее, и в от-ношении этих операций не будет закреплен в учетной политике способ их учета, то в учетную политику можно будет внести допол-нения и в течение отчетного года ст. 313 Налогового Кодекса РФ. Это нe будет являться изменени-ем учетной поли-тики п. 16 ПБУ 1/98. Например, если организация, ранее не осу-ществлявшая торговлю, стала ею заниматься, то она вправе определить способ учета (оценки) товаров в бухучете и для целей на-логообложения и закрепить его в дополнениях к учетной политике в середине года. Применяться эти дополнения должны сразу после утверждения.

В связи с этим при первоначальном формировании учетной поли-тики (бухгалтерской и налоговой) He следует пытаться описать сразу все возможные операции. Наиболее удобным является вариант вклю-чения в учетную политику только тех положений, которые касаются учета уже существующих операций, имущества и т. д. Если в течение года у организации появятся какие-либо новые операции, вариант учета которых надо урегулировать учетной политикой, организация сможет дополнить учетную политику необходи-мыми положениями п. 16 ПБУ 1/98; ст. 313 Налогового Кодекса РФ, уже более обдуманными, подходящими ей в конкретной ситуации. Кроме того, это будут только дополнения, а не изменения, т.е.они могут быть внесены в учетную политику в любое время.

Крайний срок утверждения учетной и налоговой политики на следующий год — 1 января текущего года. Конечно, ничего плохого не случится, если учетную политику составят чуть позже. Главное — чтобы все указанные в ней способы ведения учета и исчисления налогов применялись именно с 1 ян-варя этого года п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ. При этом приказ об утверждении стандарта бухгалтерского учета должен быть датирован не позднее 31 декабря предыдущего.

Если же организация только создана, то ее учетная политика для целей бухучета должна быть оформлена до первой публикации бухгал-терской отчетности, но нe позднее 90 дней со дня госрегистрации п. 10 ПБУ 1/98. Учетная политика для це-лей исчисления НДС должна быть утверждена не позднее окончания первого налогового периода (месяца или квартала) п. 12 ст.167 Налогового Кодекса РФ. При этом применяться учетная политика должна со дня создания орга-низации п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167 Налогового Кодекса РФ.

По остальным налогам сроки утверждения учетной политики не установлены, однако откладывать это не стоит, так как с первого дня деятельности определение налоговой базы должно осуществляться по тем же правилам.

Утвердить учетную политику должен руководитель организации приказом ли-бо распоряжением п. 3 ст. 6 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 5, 9 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ

  • Форма такого приказа — произвольная. Кроме того, положения стандарта бухгалтерского учета можно заказать или приложить к нему.

Следует помнить, что учетная политика должна быть единой для всей организации, включая все ее филиалы, представительства и иные подразделения организации (в том числе выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахожде-ния п. 10 ПБУ 1/98; п. 12 ст.167, ст. 313 Налогового Кодекса РФ.

Законодательство no бухучету устанавливает, что в пояснительной записке, кото-рую надо представить в налоговые органы и другим пользователям (в частности, учредителям) вместе с годовой бухгалтерской отчётностью за отчетный год до 31 марта последующего, необходимо раскрыть сведения подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ; п 2., 4 ст. 13, п. 1, 2 ст.15 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 2, 15, 23 ПБУ 1/98; п. 24 ПБУ 4/99.:

  • о существенных способах ведения бухучета на следующий год;
  • дополнениях, внесенных в бухгалтерскую учетную политику в течение отчетного года;
  • изменениях учетной политики на последующий год, по сравнению с отчетным.

В принципе, можно не переписывать указанные положения принципа бухгалтерского учета в пояснительной записке, а представить сам принцип бухгалтерского учета целиком.

Отдельные организации должны публиковать основные положения своих стандартов бухгалтерского учета в финансовой отчетности, сообщая о них в пояснительной записке. К ним относятся ОАО и организации, обязанность публиковать отчетность, у которых установлена учредительными докумен-тами п. 2 ст. 13, ст. 16 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 3, 15 ПБУ 1/98;.

Что касается принципов бухгалтерского учета, применяемых для целей налогообложения, в нормативных документах нет особых требований к их представлению пользователям, в частности налоговым органам.

При этом налоговые органы вправе запросить у налогоплательщиков объяснения и документы, подтверждающие правильность расчета и своевременность уплаты субналогов. 1 п. 1 ст. 31 Налогового Кодекса РФ. Поэтому налогоплательщик при желании

может проинформировать свою ИФНС о выбранных вари-антах порядка исчисления налогов, представив вместе с бухгалтерской отчётностью и налоговую учетную поли-тику на следующий год.

Кроме того, в письме Минфин России подчеркнул необходимость представления учетной политики в ИФНС. Но еще раз подчеркнем, что никакой ответст-венности за непредставление учетной политики в составе годовой отчетности нет Письмо Минфина России от 06.07.2003 №67н..

1.3. Варианты бухгалтерского учета объектов, включаемые в учетную политику

Вести бухучет в полном объеме должны все организации, кроме применяющих УСНО. Последним законом разрешено вести только бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов пп. 1, 3 ст. 4 Федерального Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Поэтому им тоже будут интерес-ны приведённые ниже положения учётной политики, но только в час-ти методов учета внеоборотных активов.

В предлагаемой таблице (Приложение 1) выделены варианты, которые могут быть применены в том числе и для целей исчисления налога на прибыль организаций. Выбрав один из таких вариантов и в бухгалтерском, и в налоговом учете, организация сможет сблизить эти два вида учета, уменьшить количество временных разниц и упро-стить трудоемкий процесс отражения отложенных налогов в бухуче-те. Варианты, не выделенные в таблице, применимы только в бухучете и с налоговым учетом никак нe согласуются, в результате чего либо вообще нe влияют на возникновение разниц, либо независимо от вы-бранного варианта приводят к появлению временных разниц.

Вывод по Главе 1

Учетная политика, как составная часть финансовой политики организации, является основой бухгалтерского учета и ведения отчетности. В настоящее время подходы к составлению учетной политики заключают в себе разумное сочетание государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета.

Самое главное, что должно быть определено в учетной политике, — это во-первых, варианты учета того или иного объекта (группы объектов), выбранные из нескольких допускаемых в бухучете вариантов, во-вторых, самостоятельно разработанные способы учета при отсутствии нормативного регулирования конкретного вопроса.

Таким образом, целью учетной политики является, во-первых, формирование единообразного подхода к отражению операций в бухгалтерском и налоговом учете, а во-вторых, закрепление своего выбора в качестве дополнительных аргу-ментов в споре с налоговыми органами, если последние посчитают что организа-ция какой-либо показатель посчитала (отразила) неверно. Если выбранный метод учета закреплен в учетной политике, то не организации, а налоговому органу придется доказывать в суде, что это незаконно.

Глава 2. Методика формирования учетной политики в ЗАО «Вое

2.1. Технико-экономическая характеристика ЗАО «Военно-мемориальная компания»

Калужский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания является территориальным подразделением организации «Военно-мемориальная компания», зарегистрированной в г. Москва. В связи с этим, проводя технико-экономическую характеристику филиала, следует охарактеризовать устав головной организации (Приложение 2) в купе с технико-экономическими данными по филиалу (Приложения 3, 4, 5), т.к. законодательство РФ запрещает филиалам организаций иметь собственный устав.

Закрытое акционерное общество «Военно-мемориальная компания» (именуемое далее — Общество) учреждено на основании решения общего собрания учредителей, принятого 09 апреля 1997 года (Протокол №1) .

Деятельность Общества осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом PФ «Об акционерных обществах» (именуемым далее — Федеральный закон), Федеральным законом «0 рынке ценных бумаг», настоящим уставом и законодательством Российской Федерации (РФ).

  • Полное наименование организации: Закрытое акционерное общество «Военно-мемориальная компания»;
  • Сокращенное наименование организации: ЗАО «ВМК»;
  • Место нахождения организации: Российская Федерация, 103031, г.

Москва, ул. 6. Лубянка, д. 11а, стр. 1.

  • Тип организации: закрытое акционерное общество.

Срок деятельности Общества не ограничен. Общество является юридическим лицом Российской Федерации. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и осуществлять другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством Россий ………..