Аудиторская проверка — это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения аудируемого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности.
Аудиторская проверка достаточно сложный процесс, к тому же она ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планирование, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно . Четкое планирование необходимо также для выбора предполагаемых подходов к достижению целей аудита; выполнения и контроля работы; убежденности в том, что внимание привлечено к главным аспектам, что работа выполнена полностью.
От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной.
Целью данной работы является подробное, детальное детальное рассмотрение всех этапов планирования аудиторской проверки.
1. Общие принципы планирования аудиторской проверки
1.1 Сущность и необходимость планирования аудиторской проверки
Планирование аудита
При планировании аудита можно использовать следующие основные принципы:
- Комплексность. Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования — от предварительного этапа до завершающих процедур.
- Непрерывность. Принцип непрерывности выражается в установлении группе аудиторов сопряженных заданий и увязке этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, филиалам, представительствам).
- Оптимальность. Принцип оптимальности позволяет обеспечить вариантность планирования в целях выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.
Опыт аудиторских проверок подтверждает действенность этих принципов и необходимость их соблюдения при планировании аудита.
Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующие задачи :
Планирование аудита
... планирования Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма - обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита ... отчета. Организация сама вправе выбрать аудитора для проведения проверки. Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о ...
- сбор информации о потенциальном клиенте, в частности о его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии.
- оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска;
- выявление учетных областей с повышенным внутренним риском (областей, в которых сосредоточены «ключевые по риску» документы).
- формирование стратегии проведения проверки, оценка трудозатрат, сроков, стоимости.
Основными документами, составляемыми при планировании аудиторской проверки, являются:
- рабочий документ по изучению экономической деятельности клиента,
- письмо о проведении аудита,
- договор на проведение аудита,
- общий план и общая программа аудита.
Результаты процесса планирования оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор.
1.2 Нормативные документы в области аудиторской деятельности, регламентирующие порядок планирования аудиторской проверки. Основные положения
Нормативное регулирование этапа планирования аудита установлено международными стандартами МСА 300 «Планирование», а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита», Согласно п. 3 данного правила планирование предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
1. Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется — аудит), применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).
2. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
3. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
4. Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
5. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
6. Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Учет и аудит собственного капитала предприятия
... в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи: изучить роль и значение собственного капитала в экономической деятельности предприятия; ознакомиться с организацией бухгалтерского учета собственного капитала в ТОО «Комек»; рассмотреть порядок проведения аудита собственного капитала на ...
7. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
8. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
9. При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
- общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности для аудита;
- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
- (в ред.
Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 532)
выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
- д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица, привлечение экспертов, количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
«Аудит» 1. Понятия, цели и задачи аудиторской деятельности
... его использование в аудиторской деятельности. 25. Критерии аудиторской выборки. 26. Организация аудиторской проверки. 28. Методики проведения аудиторских проверок. 29. Роль аналитических процедур в аудиторской проверке. 30. Подготовка аудиторского заключения. 31. Подтверждающий аудит, методики и технология ...
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
10. Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
11. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу , временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в пункте 9 настоящего правила (стандарта).
12. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
2. Порядок и организация планирования аудиторской проверки
2.1 Основные этапы планирования аудиторской проверки
Сложившаяся практика выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:
1) предварительное изучение экономического субъекта и его бизнеса (предварительное планирование);
2) оформление отношений с экономическим субъектом (составление и предоставление клиенту письма-обязательства, заключение договора);
3) оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
4) оценка составляющих аудиторского риска;
5) оценка уровня существенности (допустимой ошибки);
6) выявление значимых для аудита областей учета (областей с повышенным внутренним риском);
7) формирование стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур);
Банковское дело : Проблемы регулирования аудиторской деятельности в России
... аудиторской деятельности из-под государственного контроля, т.к. это поможет «разгрузить» бюджет. По мнению Д. Письменной, ослабление государственного регулирования приведет только к дискредитации аудита, «аудит ... общероссийского аудиторского объединения и уполномоченного федерального органа». Согласно законопроекту основными функциями саморегулируемого профессионального аудиторского объединения ...
8) документальное оформление результатов планирования (составление плана и программы аудита).
предварительного изучения экономического субъекта
Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и т. д. вплоть до составления плана и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются подготовительными к проведению собственно проверки.
На этапе предварительного планирования аудитор должен встретиться с клиентом и выяснить, с какой целью он намерен проводить аудиторскую проверку и какие результаты ожидает получить после завершения аудита. В процессе переговоров аудитор получает согласие клиента на предоставление информации, необходимой для понимания его экономической деятельности, оказывающей существенное влияние на составление финансовой отчетности.
Аудитору необходимо разработать документ, который должен лечь в основу определения объемов аудиторских работ, трудозатрат и их стоимостной оценки, содержащий максимум информации об экономической деятельности клиента. Таким документом может стать анкета с набором вопросов и тестов, заполняемая клиентом или аудитором при проведении предварительной экспертизы состояния дел и документов предполагаемого клиента, в зависимости от установленного в аудиторской организации порядка. Изучение экономической деятельности клиента на этапе предварительного планирования позволяет аудитору определить добросовестность и платежеспособность клиента и тем самым снижает предпринимательский риск аудитора.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
На основании полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения специалистов и экспертов (юристов, технологов, инженеров, специалистов по налогообложению) для консультаций по отдельным сложным позициям, которые могут возникнуть в процессе проверки. По результатам предварительного планирования аудита производится расчет нормативов трудозатрат и ориентировочная оценка объема и стоимости аудиторских услуг, определение существенных условий договора на проведение аудита. При оценке стоимости аудиторской проверки аудиторы могут использовать различного рода коэффициенты, учитывающие специфику деятельности клиента: его организационную структуру, уровень средств внутреннего контроля, эффективность учетной политики, используемых компьютерных программ, степень типизации хозяйственных операций и т. д.
После принятия решения о целесообразности работы с клиентом аудитор направляет в его адрес письмо о проведении проверки, где выражает свое согласие на проведение аудита.
Письмо-обязательство содержит условия аудиторской проверки, обязательства аудиторской организации, обязательства экономического субъекта. В письме-обязательстве должны быть приведены ссылки на законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит.
В свою очередь клиент должен послать аудитору письмо-предложение с просьбой оказать аудиторские услуги или в подтверждение понимания договоренностей проведения аудиторской проверки подписать письмо о проведении аудита. Затем оформляется договор на проведение аудиторской проверки, в котором согласовываются условия ее проведения, а также возможность изменения этих условий и стоимости проверки при возникновении обстоятельств, предполагающих более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой отчетности.
Аудит и внутренний контроль
... планами и средствами исполнения. Поскольку аудит учитывает внутренний контроль проверяемых компаний, консультативная роль, более полное определение было бы, согласно Crepaldi (2000) следующим: Аудит включает в себя проверку документов, книг и записей, проверок и получения внутренней и ...
Заключать договор целесообразно именно на этапе предварительного планирования. Оформление отношений с клиентом на более позднем этапе планирования, после составления общего плана и программы проверки, увеличивает предпринимательский риск аудитора (так же, как и заключение договора до предварительного изучения его деятельности).
После объемной работы по планированию аудита отказ от заключения договора со стороны клиента или аудитора может повлечь за собой значительные убытки со стороны аудиторской организации.
Заключив договор с клиентом, аудитор приступает к следующим этапам планирования.
Перед составлением общего плана и программы проверки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск — вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудитор рассчитывает уровень существенности (предельное значение допустимой ошибки показателей финансовой отчетности) и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между аудиторским риском и существенностью учитывается аудитором при определении характера объема процедур проверки, сроков проведения аудита.
Аудитор обязан оценивать систему внутреннего контроля экономического субъекта не менее чем в следующие три этапа:
1. Общее знакомство с системой внутреннего контроля.
2. Первичная оценка надежности системы внутреннего контроля.
3. Подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.
Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета.
В том случае, если по итогам общего знакомства с системой внутреннего контроля экономического субъекта аудиторская организация примет решение о том, что она может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля, ей следует осуществить первичную оценку надежности системы внутреннего контроля.
При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций:
- высокая
- средняя
- низкая
Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности, чем три вышеупомянутые.
Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности).
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
Аудит как вид предпринимательской деятельности
... обязательных аудиторских проверок в отношении некоторых субъектов предпринимательской деятельности. В ... аудит, защищая интересы собственников предприятий, необходим не только субъектам предпринимательской деятельности, ... деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Однако, как уже отмечалось, содержание аудиторской деятельности не сводится лишь к функции финансового контроля, ...
Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица отдельные разделы общего плана аудита, как и весь план в целом, определенные аудиторские процедуры могут согласовываться и обсуждаться с руководством и персоналом аудируемого лица.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица, в том числе:
- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
- общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность, в том числе:
- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности для аудита;
- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;
- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
- привлечение экспертов;
- количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е) прочие аспекты, в том числе:
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
Роль аудита в развитии функции контроля
... рекомендаций. Отдел внутреннего аудита отражает важную роль в предупреждении и выявлении ошибок и случаев воровства. Внутренние аудиторы имеют такие обязанности – контроль политики предприятия касающихся сомнительных долгов; проверка придерживания данной ...
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.
Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.
2.2 Формирование стратегии аудита
Аудиторская проверка, как правило, всегда ограничена определенным сроком (в среднем — две недели); из-за этих ограничений на крупном и даже среднем по мощности предприятии провести сплошную аудиторскую проверку не всегда удается.
Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей каждого экономического субъекта, которая предусматривает:
- рассмотрение собранной информации о деятельности клиента;
- предварительную оценку риска и эффективности внутреннего контроля;
- определение глубины, сущности и продолжительности проверок отдельных групп операций.
Стратегия аудиторской проверки основана на выборе наиболее рациональных путей достижения целей этой проверки и зависит от опыта и квалификации аудитора, длительности сотрудничества аудиторской фирмы и клиента, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.
Стратегия аудиторской проверки должна иметь вид плана, (Приложение 1) составляемого аудитором в письменной форме, цель которого:
1. предварительно определить объем и тип необходимых тестов;
2. оценить издержки по их проведению;
3. достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
4. иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и его качества у данного клиента.
Планированию предшествуют следующие этапы:
- предплановая подготовка;
- получение информации о бизнесе клиента (специфике деятельности, структуре и связях, политике, юридических обстоятельствах и др.);
- оценка существенности;
- оценка аудиторского риска;
- изучение системы внутреннего контроля и оценка риска ее неэффективности.
Многие аудиторские фирмы разрабатывают свои внутренние стандарты плана проверки, приспособленные к отраслевой специфике клиентов.
Обычно планирование включает в себя:
- разработку графиков проведения аудита;
- определение сроков и доходов и обсуждение их с клиентом;
- проведение инструктажа членов команды аудиторов;
- организацию взаимодействия с подразделениями внутри фирмы;
- обсуждение стратегии аудита с клиентом.
3. Составление общего плана аудита и программы аудита на примере Благовещенского филиала ОАО « Страховая группа Согаз»
Известно, что аудиторская проверка деятельности страховых организаций имеет свои особенности, связанные с экономическими отношениями, возникающими в процессе операций страхования и действующими законодательно-нормативными актами в области права, бухгалтерского учета, налогообложения и аудита. Поэтому большой интерес вызывают профессиональные суждения аудиторов, которые позволяют им выразить мнение о соответствии проводимых видов страхования полученным лицензиями; соответствии осуществляемой деятельности требованиям законодательства ; полноте и своевременности формирования уставного капитала страховой организации; наличии, правильности оформления и соблюдении принятой учетной политики; правильности отражения в учете операций страхования; обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат; формирование страховых резервов и другим аспектам.
Для проведения аудита в страховых организациях, как и в других организациях, формируется общий план и программы проверки. При разработке общего плана аудита, согласно правилу (стандарту) №3 «Планирование аудита».
Рассмотрим наиболее важные аспекты каждого раздела общего плана аудита и вопросы проверки специфических объектов аудита применительно к деятельности страховых организаций на примере Благовещенского филиала ОАО «Страховая группа Согаз».
Целесообразно изучить и отразить в рабочей документации аудита следующие вопросы «о деятельности Благовещенского филиала ОАО «Страховая группа Согаз» (Приложение Б).
Кроме того, необходимо провести предварительный анализ деятельности страховой организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следует изучить масштабы деятельности, динамику страховых премий и страховых выплат, страховые резервы и направления их инвестирования, рентабельность деятельности и дать оценку другим показателям. Целью такого анализа является предварительная оценка финансового положения и состояния аудируемого лица, а так же выявление важнейших направлений (областей) аудита.
Согласно требованиям правила (стандарта) аудита № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» аудитор должен достичь понимания систем бухгалтерского учета (СБУ) и внутреннего контроля (СВК) Благовещенского филиала ОАО «Страховая группа Согаз»и определить их эффективность.
Аудиторы разрабатывают тесты оценки надежности СВК и ее элементов данный тест будет также применен к Благовещенскому филиалу ОАО «Страховая группа Согаз». (Приложение В)
Предлагаемая форма теста позволяет дать не только оценку элементов СВК, но и обосновать (пояснить) вывод аудитора в отношении исследуемых аспектов. Например, оценивая соответствие учетной политики требования ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» , целесообразно пояснить, какие из установленных требований не соблюдаются. С этой целью может быть подготовлен рабочий документ оценки соответствия учетной политики.
Оценка надежности и эффективности СВК в целом и ее отдельных элементов требует формирования профессионального суждения аудитора. Для этого могут быть использованы два подхода: качественной или количественной оценки. планирование аудиторский проверка экспертиза
Первый подход основан на использовании системы качественных оценок: низкая, средняя, высокая. При этом сначала оценивается каждый элемент СВК, а затем анализируется общий уровень надежности системы или ее составляющих (системы бухгалтерского учета, системы контроля и других).
Поскольку отдельные элементы системы могут получить различные оценки надежности и эффективности, для оценки системы в целом необходимо сопоставить долю (удельный вес) полученных оценок по каждой группе (низкая, средняя, высокая) в общем числе полученных оценок.
Для обобщения и анализа полученных оценок мы будем использовать следующую матрицу оценок. (Приложение Г)
В матрице приведен пример, позволяющий прокомментировать, каким образом может формироваться профессиональное суждение аудитора. Элементы СВК выделены на основании теста: система бухгалтерского учета, контрольная среда, средства контроля. По каждому элементу получены определенные оценки:
- система бухгалтерского учета (элемент 1) получила среднюю оценку надежности, так как преобладающая часть ее элементов оцениваются как средне надежные;
- контрольная среда (элемент 2), также, получила среднюю оценку надежности.
- средства контроля (элемент 3), напротив, получила высокую оценку надежности, так как большинство составляющих элементов получили высокую оценку надежности.
У этого элемента СВК отсутствуют элементы, которые оцениваются как низко надежные.
Таким образом, при формировании профессионального суждения о надежности отдельных элементов и системы в целом аудитор анализирует соотношение полученных оценок в системе. Во внутрифирменным стандарте аудита могут быть установлены количественные критерии, используемые при формировании профессионального суждения.
Исходя из результатов тестирования можно оценить аудиторский риск проверки, руководствуясь правилом (стандартом) аудита № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Следует помнить, что аудиторский риск является предпринимательским риском аудитора (аудиторской фирмы) и представляет собой оценку вероятности неэффективности аудиторской проверки.
При подготовке общего плана аудита дается оценка неотъемлемого риска в отношении отдельных статей баланса и показателей бухгалтерской отчетности. При подготовке программы аудита оцениваются неотъемлемые риски для счетов бухгалтерского учета и операций, сальдо и (или) обороты по которым превышают заданный уровень существенности.
На практике аудиторы используют два основных подхода к оценке аудиторского риска: оценочный (интуитивный) подход; количественный подход.
Оценочный, интуитивный подход заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторий риск по отчетности в целом или по отдельным группам операций как высокий, вероятный (средний) и маловероятный (низкий) и используют эту оценку в планировании аудита.
Количественный подход предполагает количественный расчет моделей аудиторского риска.
DAR = IR*CR* DR,
где:
- DAR — аудиторский риск;
- IR— неотъемлемый риск;
- CR— контрольный риск (риск средств контроля);
- DR— риск необнаружения (процедурный риск).
Очевидно, что оценка неотъемлемого риска и контрольного риска прямо связана с оценкой эффективности СВК, основана на единых подходах.
Во взаимосвязи с аудиторским риском дается оценка уровня существенности. При оценке уровня существенности аудитор должен руководствоваться правилом (стандартом) аудита № 4 «Существенность в аудите».
При оценке уровня существенности для Благовещенского филиала ОАО «Страховая группа Согаз», можно рекомендовать следующие базовые показатели и возможный уровень (долю) отклонений, признаваемых существенными (Приложение Д).
Предложенная система базовых показателей учитывает особенности деятельности страховых организаций, финансовые результаты ее деятельности, имущественное положение и источники формирования средств.
В процессе подготовки программы аудита , аудиторы обязаны принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.
Не останавливаясь на всех аспектах разработки программы аудита, выделим основные вопросы, которые должны быть включены в программу аудита Благовещенского филиала ОАО «Страховая группа Согаз»:
- аудит законности деятельности;
- аудит договоров страхования и перестрахования, их соответствия правилам страхования и требованиям действующего законодательства;
- аудит формирования и раскрытия, последовательности применения учетной политики;
- проверка правильности учета страховых взносов и страховых выплат;
- проверка обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах;
- анализ рассмотрения дел в судах по претензиям страхователей;
- аудит основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов;
- аудит финансовых вложений;
- аудит расходов страховой организации;
- аудит денежных средств и прочих оборотных активов;
- аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- проверка правильности осуществления расчетных операций;
- проверка правильности формирования финансовых результатов;
- проверка правильности составления годовой бухгалтерской отчетности;
- проверка соблюдения нормативного соотношения активов и обязательств;
— При аудите страховых операций основными объектами проверки являются страховые премии (взносы), страховые выплаты и страховые резервы. В рассматривай нами организации формирование страховых резервов не производится, так как это не входит в полномочия филиала, резервы формируются в головной организации, таким образом в данной работе резервы страховой компании рассматриваться не будут.
Можно выделить следующие задачи аудита страховых премий: проверку обоснованности отражения в учете страховых премий; проверку полноты и правильности учета страховых премий; проверку своевременности отражения в учете страховых премий. Программа проверки, отвечающая этим задачам, представлена в (Приложение Ж).
При проверке законности отражения в учете страховых премий (взносов) аудитору необходимо обратить внимание на соответствие заключенных договоров требованиям законодательных актов в области страхования, правилам страхования и видам страхования, на которые получена лицензия страховой организации. Особое внимание следует уделить договорам по смешанным видам страхования. Целесообразно проанализировать (сопоставить) сроки действия договоров страхования с записями в Журнале регистрации договоров страхования, соответствие сроков поступления страховых премий (взносов) срокам действия договора страхования. Кроме того, большое значение имеет оформление самих договоров, наличие в них обязательных реквизитов и данных о страхователе, объекте страхования и др.
Признание в бухгалтерском учете страховых премий (взносов) производится в момент, когда возникает право страховой организации на получение от страхователя страховой премии (взноса), вытекающее из конкретного договора страхования или подтвержденное иным образом (например, выставление счета на уплату страхователем страхового взноса).
Аудитору необходимо проанализировать, позволят ли используемые в договорах страхования формулировки однозначно определить момент вступления его в силу и соответственно момент возникновения права страховщика на получение страховой премии. Возможность признания в бухгалтерском учете страховой премии несколькими платежами относится только к долгосрочным договорам страхования жизни. В случае если условиями договоров по видам иным, чем страхование жизни, предусмотрена уплата страховой премии несколькими платежами (рассрочка), то в бухгалтерском учете начислению подлежит вся сумма страховой премии, причитающаяся к получению от страхователя.
При проверке правильности применения тарифных ставок необходимо проанализировать обоснованность и правильность применения тарифов в зависимости от условий договора, от рисков принятых на страхования, от объема ответственности страховщика, от установленных скидок и льгот при их применении.
Возможность досрочного расторжения и прекращения договора страхования должна быть определена договором и подтверждена документами (соглашениями, письмами и др.).
Возврат страховых премий страхователю осуществляется в практике деятельности страховых организаций в основном по двум причинам:
- при досрочном расторжении договора страхования в порядке, предусмотренном действующим законодательством и договором страхования;
- после окончания срока действия договора страхования при безубыточном прохождении риска.
При возврате страховых премий в Журнал учета договоров страхования должны вноситься соответствующие записи.
При проверке организации расчетов со страховыми агентами по поступившим страховым премиям (взносам) необходимо проанализировать, установлены ли внутренними распорядительными документами порядок и сроки представления отчетов для страховых агентов, контролируется ли полнота и своевременность сдачи страховых премий в кассу страховой организации.
Для учета поступивших страховых премий страховые организации используют бланки строгой отчетности, к которым, в частности, относятся страховые полисы и квитанций о приеме страховых взносов. Порядок хранения, оформления и использования бланков строгой отчетности, организация контроль за неиспользованными и недействительными (испорченными) бланками являются важными вопросами аудита. Следует обратить внимание на учет бланков строгой отчетности, который должен осуществляться не только в целом по организации, но и в разрезе подотчетных лиц — страховых агентов.
Основными задачами аудита страховых выплат являются подтверждение обоснованности, своевременности и правильности их учета. Программа проверки страховых выплат представлена в (Приложение Ж).
При осуществлении аудиторских процедур необходимо помнить, что обоснованной признается выплата, если страховое событие попадает в период действия договора страхования (период ответственности страховщика) и соответствует страхуемым рискам. Особое внимание следует обратить на выплаты, которые по срокам близки или совпадают с датами начала и окончания действия договора. Можно проанализировать, имели ли место случаи страховых выплат ранее, чем поступление страховых премий, совпадают ли даты страхового события, указанные в заявлении страхователя, Журнале регистрации убытков и первичных документах, подтверждающих страховое событие.
Аудитору необходимо проанализировать действующую в страховой организации систему регистрации и экспертизы страховых событий. Обоснованность страховой выплаты должна быть подтверждена документами, составленными компетентными органами, например, гидрометеослужбы, ГИБДД, следственных органов и т.п. Необходимо проверить правильность составления страхового акта, а также соблюдение страховщиком установленных сроков его составления и запроса документов, необходимых для решения вопроса о страховой выплате.
При проверке размера страхового возмещения проверяется правильность расчета и размер возмещения, страховая сумма по договору; соответствие размера страховых выплат по аналогичным страховым событиям, произведенным в определенный период времени.
Аудитору необходимо проверить правильность отражения в бухгалтерском учете страховых выплат, по периодам их осуществления. Это позволяет проверить правильность формирования и использования (высвобождения) страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.
Аналитический учет страховых выплат оценивается по следующим признакам (отчетным периодам):
1) «по страховым случаям (событиям) периода, предшествующего отчетному, о которых заявлено в предшествующем периоде». На данную сумму происходит высвобождение резерва заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ), сформированного в предыдущие отчетные периоды. Высвобождение данного резерва происходит также на расходы, связанные с урегулированием данного убытка и отраженные на соответствующем субсчете балансового счета 26 «Общехозяйственные расходы»;
2) «по страховым случаям (событиям) периода, предшествующего отчетному, о которых заявлено в отчетном периоде». На данную сумму происходит высвобождение резерва произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ), сформированного в предыдущие отчетные периоды;
3) «по страховым случаям (событиям) отчетного периода». При проверке операций по возврату страховых премий (взносов) и выкупных сумм следует учесть, что они могут осуществляться в следующих случаях:
- досрочного прекращения или изменения условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договора страхования, сострахования, относящегося к виду страхования иному, чем страхование жизни;
- при досрочном прекращении или изменении условий (уменьшение страховой суммы и т.д.) договоров страхования жизни, в случаях, предусмотренных условиями этих договоров;
- в случаях досрочного прекращения договора страхования (основного) или договора перестрахования.
Эти операции отражаются в учете по дебету субсчета 22-5 «Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и счетом 78 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию».
Кроме того, по кредиту субсчета 22-5 «Возврат страховых премий (взносов) и выкупные суммы» отражаются страховые премии (взносы), причитающиеся к возврату перестраховщиками в случаях досрочного прекращения договора страхования (основного) или договора перестрахования, — в корреспонденции со счетом 78 «Расчеты по страхованию, сострахованию и перестрахованию» (субсчет «Расчеты по договорам, переданным в перестрахование»).
Заключение
Планирование аудита представляет собой один из важнейших этапов аудиторской проверки. От того, насколько тщательно аудитор подготовится к проверке, с одной стороны, зависит степень эффективного использования специалистов, участвующих в аудите, что закономерно обусловливает рациональное использование фонда их рабочего времени и минимизацию трудозатрат аудиторской организации, а с другой — зависит риск необнаружения существенных ошибок в финансовой отчетности клиента. Все сказанное обеспечивает конкурентоспособность аудиторской фирмы на рынке оказываемых аудиторских услуг.
Программа проведения аудиторской проверки является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией для исполнителей, а также средством контроля за сроками проведения работы для руководителей аудиторской группы и руководителей самой аудиторской организации. Фактически в программе аудита каждая область проверки, обозначенная ранее в общем плане аудита, детализируется в виде либо программы тестов средств контроля, либо программы аудиторских процедур по разделам аудита.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности»
2. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011)
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», утверждено приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94
4. Адамс Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2009. 315с.
5. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: Пер с англ., — М.: Финансы и статистика, 2009. С. 310.
6. Шеремет А.Д, Суйц В.П. Аудит 6-е изд, перераб. и доп.- Инфра-М, 2010 — 510 с.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ1\2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ4\99), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 №43
9. Аудит страховых организаций: этап планирования (Жильцова А.Д.) («Аудиторскиеведомости», 2009, N 9)
Приложения
Приложение 1
Стратегия проведения аудиторской проверки
Вопросы о деятельности Благовещенского филиала ОАО «Страховая группа Согаз»
№ |
Содержание вопроса |
|
1 |
Организационно-правовая форма страховой организации |
|
2 |
Полное и сокращенное наименование |
|
3 |
Юридический адрес и адрес органа управления организации |
|
4 |
Наличие филиалов и представительств и место их расположения |
|
5 |
Сведения о государственной регистрации, постановке на налоговый учет и реквизиты организации |
|
6 |
Реквизиты лицензии на право осуществления страховой деятельности, регистрационный номер в государственном реестре страховщиков |
|
7 |
Виды добровольного и обязательного страхования, предусмотренные в соответствии с приложениями к лицензии. Какие виды осуществлялись фактически в проверяемом периоде? |
|
8 |
Величина уставного капитала в соответствии с учредительными документами |
|
9 |
Вносились ли изменения в учредительные документы в проверяемом периоде |
|
10 |
Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров страхования по каждому из осуществляемых видов |
|
11 |
Осуществлялись ли операции перестрахования? Сколько партнеров — перестраховщиков и перестрахователей имеет ваша организация? |
|
12 |
Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, принятых в перестрахование по каждому из осуществляемых видов |
|
13 |
Примерное количество действовавших в проверяемом периоде договоров, переданных в перестрахование по каждому из осуществляемых видов |
|
14 |
Функциональная структура управления организацией |
|
15 |
Функциональная структура бухгалтерской службы |
|
16 |
Определены ли порядок, сроки и форма представления информации, необходимой для подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, отделами и службами организации |
|
17 |
Характеристика технических и программных средств автоматизации оперативного и бухгалтерского учета |
|
18 |
Связаны ли системы бухгалтерского и оперативного учета единой системой информационной системой? Если нет, то каким образом организована передача информации из одной системы в другую? |
|
19 |
Применялись ли в проверяемый период к организации санкции Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью Минфина России? Если да, то по каким основаниям? |
|
20 |
Имели ли место налоговые проверки в проверяемом периоде? |
|
21 |
Имеются ли незаконченные судебные дела и неурегулированные претензии с какими-либо организациями и другими лицами? |
|
Приложение 2
Тест оценки надежности системы внутреннего контроля Благовещенского филиала ОАО «Страховая группа Согаз»
№ |
Тестируемый аспект |
Варианты ответа |
Оценка надежности |
Пояснения |
|
1 |
Система бухгалтерского учета |
||||
1.1 |
Организационная структура бухгалтерской службы |
1. Фирма, оказывающая бухгалтерские услуги. 2. Бухгалтер. 3. Бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером. |
2 |
||
1.2 |
Образование, опыт, квалификация персонала организации, занятого в учете |
1. Низкий уровень. 2. Средний уровень. 3. Высокий уровень. |
3 |
||
1.3 |
Текучесть кадров, занятых в учете |
1. Высокая. 2. Умеренная. 3. Низкая. |
3 |
||
1.4 |
Соответствие бухгалтерской службы целям и задачам деятельности организации |
1. Соответствует. 2. Частично соответствует. 3. Не соответствует |
2 |
||
1.5 |
Состав и численность работников бухгалтерской службы |
1. Соответствует объему работ и обеспечивают нормальную загрузку. 2. Не соответствуют объему работ, имеет место несвоевременное выполнение работ и повышенная загруженность на отдельных участках. 3. Значительная загрузка приводит к систематическим авралам и несвоевременному выполнению работ |
2 |
||
1.6 |
Наличие приказа по учетной политике |
1. Отсутствует. 2. Имеется |