Налоговый контроль
определяется как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетные фонды в предусмотренных законодательством формах.
Положения статьи 82 Налогового Кодекса РФ закрепляют следующие формы реализации налогового контроля, проводимого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции: налоговые проверки; получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и плательщиков страховых взносов (СВ); проверку данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); другие формы, предусмотренные НК РФ[1].
В качестве одних из наиболее эффективных форм реализации налогового контроля, безусловно, выступают налоговые проверки. Статья 87 Налогового Кодекса РФ предусматривает два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Данная статья, также, определяет и основную цель проведения данных мероприятий: контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Особое значение для системы налогового контроля РФ, безусловно, имеют выездные налоговые проверки.
Определяется это, прежде всего, наличием достаточно сложной процедуры их реализации и рядом специфических особенностей, в частности: регламентацией сроков проведения выездных налоговых проверок; определением места ее проведения (место нахождения налогоплательщика, либо, в качестве исключения, место нахождения налогового органа); порядком и основаниями проведения повторных выездных налоговых проверок; порядком принятия решения о назначении и результатах выездных налоговых проверок; определением круга проверяемых объектов и т. д.
Так, под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий компетентных налоговых органов по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации
... налогов, пеней и штрафов; Соблюдать налоговую тайну; Направлять налогоплательщикам копии акта налоговой проверки и решения налогового ... форме; обеспечение учёта, проведение инвентаризации основных и денежных ... практики явилось территориально обособленное рабочее место Управлении ФНС России по Краснодарскому краю. Адрес: РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Гоголя, 90. Управление ФНС России по ...
Основными целями проведения выездных налоговых проверок в РФ выступают:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов фискально обязанными лицами в соответствующие бюджеты (государственный, муниципальный, местный);
- контроль за соблюдением субъектами налогово — правовых отношений законодательства о налогах и сборах;
- взыскание недоимок и пеней;
- привлечение виновных лиц в ответственности за совершение налоговых правонарушений[3].
В процессе реализации выездных налоговых проверок решаются следующие взаимозависимые задачи, закономерно вытекающие из их целей:
- выявление ошибок, искажений, неточностей и несоответствий в отчетности, регистрах бухгалтерского учета, первичных учетных и иных документах налогоплательщика;
- глобальный и всесторонний анализ финансово — хозяйственной деятельности налогоплательщика в целом;
- оценка влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным налогам;
- формирование доказательной базы и формального (документального) подтверждения выявленных правонарушений налогоплательщика;
- формирование предложений о путях устранения выявленных нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности (налоговой, административной, уголовной).
Выделяют следующие виды выездных налоговых проверок:
- по характеру реализации: комплексные и тематические;
- по способу организации: плановые и внеплановые.
Под комплексной проверкой понимается проверка финансово – хозяйственной деятельности проверяемого субъекта за определенный период времени во всем критериям соблюдения налогового законодательства. В ходе их реализации исследуется правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиками, выполнение функций налоговым агентом, правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов, открытие счетов налогоплательщиками и ряд иных вопросов. Практически все выездные налоговые проверки, реализуемые на данный момент, осуществляются в виде комплексных, что свидетельствует о высоком уровне их эффективности. Немного иную направленность имеет тематическая налоговая проверка, которая представляет собой проверку отдельных, конкретных элементов финансово — хозяйственной деятельности проверяемого субъекта (например, проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты конкретного налога или сбора).
Плановые налоговые проверки проводятся налоговыми органами на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.
Внеплановая налоговая проверка, в отличие от плановой, проводится без предварительного уведомления налогоплательщика. Основными субъектами, участвующими в ходе проведения выездной налоговой проверки являются проверяемые организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, с одной стороны, и налоговый орган в лице уполномоченных должностных лиц, с другой стороны. Однако следует отметить, что в процесс выездной проверки может быть сопряжен с действиями и других лиц (экспертов, переводчиков, специалистов и т. д).
Данные субъекты, по общему правилу, привлекаются к мероприятию по инициативе налогового органа при условии должной необходимости. Основания и порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется статьей 89 НК РФ. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа (заместителя руководителя), выносимое налоговым органом по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации. Форма данного решения утверждается федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере налогов и сборов[4].
В отделе камеральных проверок налогового органа (стр. 1 из 3)
... Инспекции. В ходе преддипломной практики анализу подверглась деятельность отдела камеральных проверок, как отдела, который в наибольшей степени задействован в осуществлении задачи налогового контроля над финансово-экономической деятельностью субъектов экономических отношений. 1.2. Деятельность отдела камеральных проверок, входящего в структуру ИФНС по ...
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и прекращается в день составления справки о проведенной проверке.
В ходе осуществления выездного контроля налоговыми органами могут реализовываться следующие мероприятия:
- истребование документов;
- выемка документов и предметов;
- истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и СВ и налоговом агенте о конкретных сделках;
- осмотр;
- проведение экспертизы;
- привлечение переводчиков, специалистов, свидетелей и т.д.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что выездные налоговые проверки выступают основной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля в РФ, так как в ходе их реализации решаются проблемы выявления широкого круга налоговых правонарушений и предлагаются пути пресечения и дальнейшего пресечения их совершения.
Основные формы и методы проведения выездной налоговой проверки
Специфической особенностью выездной налоговой проверки выступает изучение, анализ, сопоставление и оценка данных бухгалтерского и налогового учета, на основании первичных отчетных документов, в том числе возможность использования нескольких специальных мероприятий контроля, в частности таких как, осмотр и выемка документов и предметов.
По этой причине, общая результативность выездной проверки, гораздо выше, нежели камеральной. Прежде чем перейти к рассмотрению полномочий налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки, рассмотрим особенности ее организации. В настоящее время, с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки, проводится анализ ряда финансово-хозяйственных показателей, имеющих несколько уровней:
- первый уровень предполагает рассмотрение сумм исчисленных налоговых платежей за весь период существования организации. Иными словами, проводится анализ в динамике, позволяющий установить налогоплательщиков, имеющих тенденцию к снижению размеров сумм начислений налоговых платежей;
- второй уровень подразумевает под собой проведение анализа сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики в разрезе каждого отдельно взятого вида налога;
- третий уровень — анализ данных налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. В процессе проведения представленного анализа выявляется наличие отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности отчетного периода от предыдущего, а также от среднестатистических данных аналогичных по размерам и видам деятельности хозяйствующих субъектов за установленный период времени;
- четвертый уровень – выявление и анализ причин и факторов, оказывающих влияние на формирование налоговой базы.
В случае выявления факта несоответствия выше приведенных параметров назначается выездная налоговая проверка[5].
Налоговый контроль. Формы и методы налогового контроля
... по различным основаниям; Проведение подробного анализа основных начал – принципов осуществления налогового контроля; Определение и перечисление форм налогового контроля, подробная характеристика основной формы – налоговой проверки: выездной и камеральной; Определение методов налогового контроля, разбор ...
Анализ судебной практики свидетельствует, что в суде нередко возникает вопрос по поводу метода проведения выездной налоговой проверки. В законодательстве о налогах и сборах нет положений о методах проведения проверок. Указание о методе не предусмотрено в решении о проведении проверки. Лишь в п. 7 формы акта выездной налоговой проверки, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892, сказано, что в акте должно быть отражено, каким из методов (сплошным или выборочным) проведена проверка.
Налогоплательщику становится известно о примененном методе только из акта, а этот документ составляется по окончании проверки. Указанное обстоятельство способно оказать негативное влияние на результаты проверки, так как согласно постановлению КС РФ от 16.07.2004 № 14-П основное содержание выездной налоговой проверки — проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.
Вопрос о существующих методах проведения выездной налоговой проверки является насущным, а отсутствие в законодательстве о налогах и сборах указания на методы еще больше его актуализирует. Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет определить метод налоговой проверки как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах. Выездная налоговая проверка может проводиться по одному (тематическая) или нескольким налогам (комплексная).
В качестве метода проведения проверки принято выделять сплошной и выборочный. Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методом.
В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордера, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договоры и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.
В частности, должностными лицами налогового органа:
- осуществляется проверка наличия ведения учета налогоплательщиком, а так же документов, подтверждающих ведение учета и сдачу отчетности в налоговые органы;
- осуществляется проверка правильности выбора налогового режима в соответствии с осуществляемым видом деятельности, а так же соответствие критериям применения налогового режима, так же проверяется соблюдение требований налогового законодательства;
- у налогоплательщика запрашиваются необходимые дополнительные документы, а так же пояснения по возникшим в ходе проверки вопросам, документы об объекте проверке у сторонних организаций (контрагентов);
— — проверяется правильность составления и оформления документов, полнота учета документов, правильность определения налоговой базы, объекта налогообложения, применения ставки и других элементов налога, так же проверяется своевременность и полнота уплаты сумм налогов, отслеживание налоговой задолженности, своевременность предоставления документов в налоговый орган[6].
Камеральная налоговая проверка и порядок её проведения
... камеральные налоговые проверки в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган. О результатах камеральной проверки налогоплательщик узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов ...
Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика. Записи по первичным документам сличаются с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности. Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения. В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливаются событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.
Таким образом, если налоговый орган отмечает в материалах проверки, что она была осуществлена сплошным методом, он обязан доказать, что произведено тотальное изучение всех проверяемых материалов.
При проведении проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды. Выборочный метод более экономичен по времени, но недостаточно точен. Кроме того, анализ судебной практики свидетельствует, что налоговые органы либо неправомерно используют нормы, регулирующие последствия применения выборочного метода, либо не доказывают его целесообразность[7].
Хотя использование выборочного метода иногда признается правомерным, он нередко выступает дополнительным основанием для оспаривания результатов выездных налоговых проверок.
При применении выборочного метода налогоплательщик всегда может сослаться на то, что те или иные документы налоговым органом не были исследованы, а они исключают совершение налогового правонарушения. Более того, согласно определению КС РФ от 12.07.2006 № 267-0 и постановлению Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (п. 29) суды обязаны принять и оценить документы, иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих требований и возражений. При этом не имеет значения, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении ему налогового вычета.
Итак, выбор метода зависит от проверяемого периода, вида налога, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих. Применение выборочного метода предоставляет налогоплательщику дополнительные основания для оспаривания результатов выездной налоговой проверки.
Литература
[1] Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 2.[2] Севрюкова, Л.В. Налогообложение организаций [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Н.С. Трусова и др.; Юго-Зап. Гос. ун-т.- Курск, 2015. -280 с.[3] Акчурина, Е.В. Налоговая проверка и ее последствия / Е.В. Акчурина. — М.: Экзамен, 2015. — 144 c.[4] Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 2.[5] Крохина Ю. А. Налоговое право (3 — е издание): учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Крохина. М. : ЮНИТИ — ДАНА, 2015. — 464 c.[6] Макарьева, В.И. Как правильно подготовиться к налоговой проверке / В.И. Макарьева. — М.: Налоговый вестник, 2016. — 352 c.[7] Кискин В.В. Выездные налоговые проверки / В.В. Кискин // Налоги (газета).
Аудит учредительных документов, учета уставного капитала и расчетов ...
... – цели аудиторской проверки и учет учредительных документов, уставного капита и расчетов с учредителями. Курсовая работа состоит из двух частей. В первой части работы рассматриваются цели аудита учредительных документов, этапы и возможные ошибки, ...
— 2016. — № 37. — С.5.