Современная рыночная ситуация диктует необходимость совершенствования практических знаний в области функционирования реального сектора экономики.
В настоящее время рынок труда предъявляет к специалистам высокие требования не только к теоретическим знаниям о деятельности субъектов хозяйствования, но и к умениям применять данные знания на практике.
На практических занятиях по дисциплинам «Экономика организации (предприятия)» и «Экономика отрасли» знания, полученные студентами на лекциях и при изучении литературы, должны закрепиться при решении задач и анализа ситуаций, которые возникают и повторяются на практике в реальном секторе экономики.
Выполняя задания практических работ, студенты включаются в реальный процесс экономической работы, которая проводится на производственном предприятии. На практике проверяется уровень полученных студентами теоретических знаний. В результате с помощью преподавателей происходит более полное усвоение и закрепление профессиональных знаний, дополняющихся определёнными деловыми навыками.
Актуальность исследования: главная цель деятельности любого коммерческого предприятия — максимизация эффективности, доходности, прибыльности деятельности при экономии затрат производственных факторов. Достичь этой цели невозможно без участия в деятельности высококвалифицированного управленческого персонала и служащих, умеющих принимать и обосновать оперативные решения и осуществлять необходимые расчёты технико-экономических показателей деятельности.
Основные направления экономического образования: приобретение учащимися экономических знаний, умений и навыков, формирование основ экономического мышления, воспитание у молодого поколения расчетливости, деловитости и предприимчивости и так далее.
Цель курсовой работы — применить полученные теоретические знания при решении ситуационных задач и анализе ситуаций, которые возникают и повторяются на практике в реальном секторе экономики.
Задачами работы являются: раскрыть основы методики проведения практических занятий по «Экономике организации» и «Экономике отрасли»; разработать задания для расчета показателей количественной оценки трудовых ресурсов и производительности труда, а также продемонстрировать игру «Книжная фабрика».
Объект исследования — формы организации учебного процесса в вузе.
Предмет исследования — практическое занятие как форма организации обучения студентов в вузе по дисциплинам «Экономика организации» и «Экономика отрасли».
Организация деятельности ОАО «Ханты-Мансийский Банк»
... практики является ознакомление с основными направлениями деятельности, как электронно-платежные системы (далее как ЭПС) ОАО «Ханты-Мансийский Банк», так и банка в целом. Объект исследования - Операционный офис ОАО «Ханты-Мансийский Банк», Ханты-Мансийский ... целей и задач при организации бизнеса в электронных платежных системах.1. Баланс ОАО «ХМБ» на 31.12.2012 г. 2. Годовой отчет ОАО «ХМБ» за 2012 ...
Глава 1. Методика проведения практических занятий по экономике организации (предприятия) и экономике отрасли
С позиций современных требований центр тяжести в обучении переносится на развитие личности, её умение самостоятельно пополнять знания и совершенствовать квалификацию. Этот факт предопределяет высокие требования к образовательно-педагогической сфере, в том числе к подготовке кадров экономического профиля. Главная задача в этом процессе- повышение профессионализма выпускаемых специалистов.
Одна из форм совершенствования учебно-воспитательного процесса — интенсификация обучения, переход от пассивных к активным формам обучения. Под активными формами и методами обучения следует понимать систему приемов преподавания, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность студентов, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению, способствующих формированию умений, навыков, их практическому применению, а так же формированию способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Активные методы обучения могут быть использованы на разных этапах учебного процесса, в том числе и на практических занятиях по экономике организации и экономике отрасли. На практических занятиях по экономике организации и экономике отрасли целесообразно применять имитационные методы обучения: неигровые и игровые. Из неигровых методов целесообразно применять анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, упражнения, выполнение индивидуальных задач, из игровых — деловые игры.В деловой игре студенты осуществляют деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания усваиваются студентами не абстрактно, а в контексте профессии.Практическое занятие (лат praktikos — деятельный) — форма учебного занятия, во время которой научно-педагогический работник организует для студентов анализ отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует навыки и умение их практического применения, через индивидуальное исполнение соответственно сформулированных задач. Эту форму занятий проводят в лабораториях или аудиториях, оборудованных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой. Научно-педагогический работник, которому поручено практические занятия, по согласованию с лектором учебной дисциплины заблаговременно готовит необходимый методический материал — тесты для выявления уровня овладения соответствующими теоретическими положениями, набор задач различной степени сложности. Основные задачи практических занятий:
- углубление и уточнение знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;
- формирование интеллектуальных навыков и умений планирования, анализа и обобщений, овладение навыками организации профессиональной деятельности;
- накопление первичного опыта организации производства и техникой управления им;
- овладение начальными навыками руководства, менеджмента.
Структура практического занятия: предварительный контроль знаний, навыков и умений студентов; формулировки общей проблемы и ее обсуждение с участием студентов; решения задач и их обсуждение; раз связывания контрольных заданий, их проверка и оценка Оценки за отдельные практические занятия учитывают, выставляя итоговую оценку по учебной дисциплины.
Организация учебного процесса и бюджет времени студента
... бюджета времени студента. а) Отсутствие времени на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачётам, экзаменам отрицательно сказывается на успеваемости студентов. б) Отсутствие времени ... влияния организации учебного процесса на бюджет времени студентов. Задачи исследования: 1. Изучить организацию учебного ... искажается. Анализ документов – это работа с официальными источниками объекта исследования по ...
Количество часов на практические занятия по отдельной дисциплины определено учебным планом. Перечень тем практических занятий содержится в рабочей учебной программе дисциплины. Количество студентов на практических занятии не должна превышать половины академической группы.
В процессе проведения практических занятий используют различные методы обучения. Поскольку главная задача этого вида учебной работы — формирование навыков и умений, то основными должны быть разнообразные формы (подготовительные, пробные, по образцу, тренировочные, творческие, практические, графические, устные, письменные, профессиональные, технические и др.).
Практические занятия должны соответствовать следующим требованиям:
- понимания со стороны студентов, необходимости владеть базовыми теоретическими знаниями;
- осознание необходимости выработки навыков и умений, имеющих профессиональную направленность;
- обеспечение оптимальных условий для формирования навыков и умений (санитарно-гигиенических, дидактических, воспитательных);
- обучение студентов рациональных методов овладения навыками и умениями;
- обеспечение самостоятельной деятельности каждого студента;
- соблюдение систематичности и логической последовательности в формировании навыков и умений студентов;
- разработка задач для практических занятий с четкой профессиональной направленностью;
- широкое включение в систему практических занятий творческих задач;
- систематический контроль за выполнением практических задач;
— постоянное поощрение практической учебной деятельности студентов. Иногда целесообразно отказаться от практики, когда практические занятия имеют коллективный характер: один студент выполняет задание на доске, а другие работают на своих рабочих местах. Необходимо идти более целесообразным и эффективным путем: научно-педагогический работник должен четко определить задачи, ознакомить студентов с методами самостоятельной деятельности, помочь им осознать алгоритм действий и далее необходимо организовать самостоятельную работу каждого студента.
Практические занятия, независимо от их конкретных особенностей, в значительной степени обеспечивают отработку навыков и умений принятия практических решений в реальных условиях профессиональной деятельности, имеющие в своей основе теоретический характер. Хотя на практических занятиях отрабатывают темы, по которым были прочитаны лекции, целесообразно, чтобы на этих занятиях небольшая теоретическая часть предшествовала практической. Это направляет студентов на научный подходов ход к выполнению практических работ, повышает их качество. На практических занятиях по экономике организации и экономике отрасли необходимо применять тестовый опрос. Достоинством этого приёма является возможность одновременно проверить знания большой группы студентов, задействовать в ходе занятия всех присутствующих. Решение задач и анализ практических ситуаций — очень эффективная форма занятий для усвоения содержания профессиональных дисциплин, вызывает живой интерес у студентов, позволяет проконтролировать умение применять полученные знания на практике и привлечь к активным формам работы всех студентов группы. Они знакомятся с ситуацией, совокупностью взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих её, предлагают свои решения, используя полученные знания. Достоинством данного приёма обучения является единство теории и практики, подкрепление теоретического учебного материала практическими навыками. Выбор методов зависит от нескольких условий: содержания учебного материала, особенностей состава студентов и количества времени, предусмотренного календарно-тематическим планом на конкретную тему.
Экономика труда на ОАО «ВИНАП»
... трудоемкости продукции; Участие совместно с другими подразделениями предприятия в изучении и распространении передового опыта организации труда (формирование бригад, совмещение профессий и т.д.); Осуществление контроля за соблюдением на предприятии действующего ...
Глава 2. Методика проведения практических занятий на тему: «Расчет показателей количественной оценки трудовых ресурсов и производительности труда»
Цели занятия: Обучающая: проверить теоретические знания студентов по теме «Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда», научить применять теоретические знания для решения ситуационных задач, по итогам деловой игры сформулировать возможные способы повышения производительности труда.
Развивающая: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.
Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика.
Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость.
2.1 План проведения практического занятия
1. Выполнение тестовых заданий (2 варианта);
2. Решение ситуационных задач №1, №2, №3,№5, №6;
3. Деловая игра: «Книжная фабрика»;
2.2 Тесты
Вариант 1
Кто из перечисленных не относится к категории работающих?
а) рабочие;
- б) служащие;
- в) слесарь-ремонтник.
Что такое профессия?
а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;
- б) специальность, являющаяся источником существования;
- в) любая работа, которую может выполнять работник.
Какие физические лица являются рабочими?
а) работники выполняющие работу;
- б) работники, непосредственно занятые производством продуктов труда.
4. Какие работники относятся к категории служащих?
а) преимущественно умственного труда, обеспечивающие управление производством продуктов труда; б) состоящие на службе у хозяина предприятия; в) работники, занятые оформлением и контролем документации. 5. Какие из перечисленных должностей относятся к категории «руководитель»?
а) директор;б) заместители директора;
- в) старшие инженеры;г) начальники цехов. 6. Что такое списочная численность кадров? а) численность кадров по списку;
- б) численность кадров по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату работников;
- в) количество работников, являющихся на работу в течение месяца. 7. Как определяется коэффициент общего оборота кадров? а) отношением суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период работников к среднесписочной численности;
- б) отношением суммарного числа принятых и выбывших за отчетный период работников к списочной численности. 8. Что такое производительность труда?
а) выработка продукции в единицу времени;
- б) затраты труда на единицу продукции;
- в) степень плодотворной деятельности людей, определяемая показателями выработки и трудоемкости.9. Что представляет собой выработка?
а) затраты труда на выпуск продукции
б) общее количество произведенной предприятием продукции.10. Определите понятие «трудоемкость»
а) затраты труда на единицу продукции;
- б) затраты материальных средств на единицу труда.
Вариант 2
1. Что такое профессия? а) род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования;
- б)специальность, являющаяся источником существования;
- в)любая работа, которую может выполнять работник.
2. Какие из перечисленных категорий относятся к категории «руководитель»?
а) директор;
- б) заместитель директора;
- в) главный бухгалтер;
- г) кассир;
- д) начальник цеха.
3. Что такое списочная численность персонала?
а) количество работников, являющихся на работу в течение периода; б) численность работников по списку на определенную дату с учетом принятых и уволенных на эту дату.
4. Как определяется коэффициент общего оборота кадров? а)отношение разности числа принятых и выбывших работников за отчетный период к среднесписочной численности;
- б)отношение суммарного числа выбывших и принятых работников за отчетный период к среднесписочной численности.5. Что такое производительность труда?
а)выработка продукции в единицу времени;
- б)затраты труда на единицу продукции;в)степень плодотворной работы людей, определяемая выработкой и трудоемкостью.
6. Что такое выработка?
а) затраты времени на выпуск продукции; б) выпуск продукции в единицу времени.
7. Что такое трудоемкость?
а) затраты времени на выпуск продукции;
- б) затраты материальных средств на выпуск продукции;
- в) общее количество произведенной продукции в единицу времени.
8. Среднесписочная численность персонала — это:
- а) численность работников списочного состава на определенное число месяца;
- б) численность работников списочного состава за определенный период времени.
9. Какой из показателей выражается в трудовых измерителях?
а) материалоотдача;
- б) выработка;
- в) трудоемкость.
10. Кто из перечисленных работников не относится к категории «вспомогательный рабочий»?
а) кладовщик;
- б) водитель;
- в) ремонтник;
- г) станочник;
- д) инструментальщик.
2.3 Ситуационные задачи
Задача №1. На 1 октября на предприятии численность работников по списку составила 800 чел; 13 октября 8 чел. призваны в армию, 18 октября принято 10 чел, а 22 октября уволилось по собственному желанию 7 чел. Определите среднесписочную численность работников за октябрь, численность работников на 1 ноября и коэффициенты состояния кадров.
Задача №2. Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 600 чел. В течение года уволилось по собственному желанию 37 чел. Уволено за нарушение трудовой дисциплины 5 чел. Ушли на пенсию 11 чел. Переведены на другие должности и в другие подразделения 30 чел. Определите коэффициенты выбытия и текучести кадров. Задача №3. В отчетном году объем выпуска товарной продукции составил 750 млн. руб., среднесписочная численность ППП -150 чел. В планируемом году объем товарной продукции составит 810 млн. руб. Производительность труда на одного работника должна увеличиваться на 7%. Определите: а) производительность одного работника в отчетном и планируемом периодах; б) среднесписочную численность ППП в планируемом году.
Задача №4. В цехе установлено 50 станков; режим работы 3-сменный; норма обслуживания — 10 станков на одного наладчика. Планируемые невыходы на работу составляют 10%. Определите явочную и списочную численность работников.
Задача №5. Определите, как изменится показатель производительности труда (в процентах), если выпуск продукции увеличится с 100000шт. до 120000шт. при неизменной численности 50 чел. Задача №6. Определить рост производительности труда, если известно, что объем товарной продукции на предприятии составил за год 10,15 млн. руб., численность работающих на предприятии — 132 чел., при этом планируется увеличить выпуск продукции на 4 млн. руб. и сократить численность рабочих на 3 чел. Задача №7. Численность рабочих в цехе составляла 70 чел. За счет улучшения организации производства численность рабочих сократилась на 5%, а выпуск продукции увеличился на 3% и составил 70000 изделий. Определить производительность труда до и после внедрения мероприятия.
Задача №8. На 1 июня на предприятии численность работников по списку составила 420 чел. 10 июня уволилось по собственному желанию 3 чел., 12 июня принято 5 чел., 17 июня уволен за нарушение трудовой дисциплины 1 чел., 22 июня приняты 8 чел. Определите:1) среднесписочную численность работников за июнь; 2) списочную численность работников на 1 июля.
Задача №9. Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 600 чел. В течение года уволилось по собственному желанию 37 чел., уволены за нарушение трудовой дисциплины 5 чел., ушли на пенсию 11 чел., поступили в учебные заведения и были призваны в армию 13 чел., переведены на другие должности в другие подразделения предприятия 30 чел. Определите: 1) коэффициент выбытия кадров; 2) коэффициент текучести кадров. Задача №10. В отчетном году объем товарной продукции составил 700 тыс. руб., среднесписочная численность персонала 25 чел. В планируемом году выпуск продукции составит 780 тыс. руб., производительность труда на одного работника должна увеличиться на 5%. Определить производительность труда одного работника в отчетном и планируемом году и среднесписочную численность работников в планируемом году.
Задача №11. Среднесписочное число работающих на предприятии за отчетный год 4 тыс. человек, в том числе рабочих — 3400 чел., служащих — 600 человек. За истекший год было принято на работу 800 чел., в том числе рабочих — 760 чел., служащих — 40 чел. За тот же год уволено — 900 чел., в том числе рабочих — 850, служащих — 50 чел. Определите: оборот кадров по приему; оборот кадров по выбытию; общий оборот кадров; коэффициент постоянства кадров.
Задача №12. В плановом году объем производства продукции предполагается увеличить с 12 млн. руб. до 13 млн. руб. При базовой производительности труда для этого потребовалось бы 1260 чел. Однако увеличение численности персонала не входит в планы руководства предприятия, напротив, численность персонала должна сократиться по сравнению с базовой на 5%. Определите, какими должны быть прирост производительности труда в этих условиях и абсолютный уровень выработки.
2.4 Деловая игра «Книжная фабрика»
Игровая деятельность — одна из ведущих разновидностей деятельности. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- Развлекательная, являющаяся объективно её основной функцией (воодушевить, пробудить интерес и т.п.) — Коммуникативная — освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия. — Самореализации в игре как полигоне человеческой практики. — Психотерапевтическая — преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека. — Диагностическая — определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. — Коррекционная — внесение позитивных изменений в структуру личности. — Социализации — включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: — обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные и развивающие;
- репродуктивные, продуктивные и творческие;
— коммуникативные, диагностические, профориентационные и психотехнические.По характеру игровой методики: — предметные,- сюжетные, — ролевые, — деловые, — имитационные, — игры — драматизации. Деловая игра — хорошая форма для коллективного познания. Приведенная разработка в полном объеме ориентирована на студентов начального профессионального образования.Экономические знания представляют собой основу формирования мировоззрения ученика, т. к. именно они в наибольшей степени имеют отношение к реалиям окружающей действительности и затрагивают интересы каждого студента.
Цель занятия: Развить у студентов представления о понятиях, связанных с производством, привить элементарные навыки ведения экономической документации; активизировать познавательную деятельность студентов.
Деловая игра развивает умения и навыки общеучебного характера через: организацию мыслительной деятельности (систематизация и классификация данных, аргументирование, формулирование выводов); оценка результатов своих действий. Среди коммуникативных умений и навыков, формируемых в ходе деловой игры, следует выделить следующие: организация внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместная выработка решений; публичное выступление, презентация результатов работы; решение демократическим путем конфликтных ситуаций.
Чему должны научиться студенты:
- давать определение понятия производительности, связывая ее не только с затратами труда;
- перечислять факторы, влияющие на производительность, понимать их взаимосвязь;
- различать постоянные и переменные издержки, уметь рассчитывать себестоимость, производительность.
Описание занятия
В основе занятия лежит деловая игра “Книжная фабрика”, в которой моделируется производство книг. Сравнение результатов деятельности при различных способах организации производства позволяет продемонстрировать преимущества разделения труда и специализации, познакомить студентов с важными понятиями, необходимыми для анализа производственной деятельности. Требуемое время: 2-4 часа.
ТАБЛИЦА 1. Подсчёт производительности труда
№ п/п |
Обозначения |
Наименования |
Образец |
1этап |
2 2этап |
3 3этап |
4 4этап |
5 5этап |
|
Q |
Количество изготовленных книг |
3 |
|||||||
VC |
Стоимость материалов (0,15руб. за каждую книгу) |
0,45 |
|||||||
Количество работающих |
5 |
||||||||
VC |
Заработная плата (50 руб. за каждого) |
250 |
|||||||
FC |
Рента (75 руб. за 1 шт) |
150 |
|||||||
FC |
Капиталовложения (1 руб. за один карандаш и линейку ) |
1 |
|||||||
TC |
Общие затраты и издержки (рублей) |
401,45 |
|||||||
TC/Q |
Себестоимость книги |
||||||||
t |
Общее время работы (3 мин. х на число работающих |
15 |
|||||||
Q/t |
Производительность труда |
||||||||
Для занятия понадобятся — пачка писчей бумаги, скрепки, ручки, таблицы Т-1, Т-2,Т-3 (в расчете на каждого студента)
Таблица 1 предлагается студентам в начале занятия и заполняется поэтапно.
Таблица 2 — “Данные по фабрике” и Таблица № 3 “Результаты работы фирм” считаю необходимыми для логического завершении занятия, т.к. студенты, получая разные данные в ходе игры работают на общий результат задания.
ТАБЛИЦА № 2. Данные по бригаде
Фирма |
ТП (Всего товарной продукции) |
ТС (Общие затраты) |
t ( Общее время) |
Количество работающих |
Стоимость ОПФ |
|
ТАБЛИЦА № 3. Результаты работы фирм
Фирма |
||||||
Себестоимость |
||||||
Произв. труда |
||||||
Произв. капитала |
||||||
Выводы:
Оценка ____________ учитель _____________
Участники игры:
- Фирмы производители — несколько групп студентов (оптимально 5 человек);
Отдел технического контроля — эту роль берет на себя преподаватель, но уже в ансамбле с 2-3 учениками
До игры:
Преподаватель готовит на карточках технологию производственного процесса по изготовлению книжек для каждого этапа и для каждой фирмы.
Формируются фирмы, определяется состав и название. Заготавливаются таблички с названием; преподаватель знакомит группу со схемой игры. Цель созданных компаний — изготовление максимального количества книжек. При этом по окончании каждого периода игры (продолжительностью 3 минуты) для производительности труда учитывается только качественная готовая продукция, оставшиеся же полуфабрикаты или брак учитываются для подсчета себестоимости!
Ход игры:
Попросите студентов убрать все вещи со столов, раздайте им бумагу и скрепки, предложите каждому попробовать изготовить книжку.
Объясните студентам технологию изготовления книжки, продемонстрируйте ее: сложив лист бумаги пополам, разорвите его по сгибу, сложив еще раз, вновь разорвите. Сложив в 3-тий раз получившиеся 8 листов, получаем 16-страничную книжку. Необходимо пронумеровать все четные внутренние страницы (со второй по четырнадцатую), на обложке написать название фирмы (название, чем короче, тем лучше) и скрепить страницы скрепкой.
Убедитесь, что все учащиеся поняли задание. Раздайте каждой группе ТАБЛИЦУ 1 “Подсчёта производительности труда”, объясните, каким образом ведется учет результатов производства. Соберите сделанные образцы и укажите на хорошие качественные и неудачные бракованные книжки. Это теперь обязанность Отдела технического контроля (ОТК) отслеживать на каждом этапе по фирмам производство продукции.
Объявите о первом этапе производства. На этом этапе все студенты производят книжки самостоятельно от начала до конца, специализация отсутствует. При этом на каждую фирму приходится только по одной ручке. По истечении трех минут производство прекращается. Подсчитывается результат и заполняется таблица.
Объявите о втором этапе производства. На этом этапе производственный процесс студенты делят на операции, специализируясь на конкретной операции. Количество ручек при этом не меняется. По истечении трех минут проведите те же процедуры контроля и подсчета результатов, что и на первом этапе.
Объявите о третьем этапе производства. Компании получают возможность использовать столько капиталовложений, сколько сочтут необходимым для более эффективной работы фирмы, не забывая о стоимости каждой ручки.
Объявите о четвертом этапе производства. Проблемы безработицы и сокращения рабочих мест актуально рассмотреть и обсудить этот вопрос.
Объявите о пятом этапе производства. На этом этапе предложите студентам проявить свое творчество и придумать свою ситуацию. В конце каждого этапа не забывайте проводить подсчет результатов. Обратите внимание на методы оценки производительности труда, использованные в ходе игры. Дайте общее определение производительности как отношения количества произведенных благ к количеству использованных ресурсов.
Предложите школьникам заполнить ТАБЛИЦУ 2 — «Данные по фабрике» и ТАБЛИЦУ 3 — «Результаты работы фирм» и проанализировать результаты деятельности фирм в целом.
Обсуждение игры: Предложите учащимся продемонстрировать на основе данных ТАБЛИЦЫ 1 — «Повышение производительности в результате разделения труда». Обсудите причины снижения себестоимости.
Проанализируйте результаты, достигнутые после приобретения дополнительных капиталовложений, обсудите ситуацию при сокращении рабочих мест. Предложите школьникам обратить внимание на обозначения в ТАБЛИЦЫ 1 — «Постоянных и переменных затрат», обсудите их изменения.
Подведите итоги обсуждения, сформулируйте еще раз возможные способы повышения производительности: разделение труда, дополнительные капиталовложения, вложения в человеческий капитал (образование, здравоохранение, профессиональная подготовка пр.), сокращение и т.д.
Закрепите новые формулы и проведите блиц — контрольную (7-10 стандартных заданий на расчет производительности и себестоимости) с применением варианта самопроверки по вывешенному учителем плаката с правильными ответами. Положительные результаты такой формы урока: учащиеся готовы к решению более сложных задач; ученики являются активными партнёрами в процессе обучения; учитель открывает в себе резервы для совершенствования.
Заключение
Таким образом, решение задач и анализ практических ситуаций — очень эффективная форма занятий для усвоения содержания профессиональных дисциплин, вызывает живой интерес у студентов, позволяет проконтролировать умение применять полученные знания на практике и привлечь к активным формам работы всех студентов группы. Они знакомятся с ситуацией, совокупностью взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих её, предлагают свои решения, используя полученные знания. Достоинством данного приёма обучения является единство теории и практики, подкрепление теоретического учебного материала практическими навыками. Выбор методов зависит от нескольких условий: содержания учебного материала, особенностей состава студентов и количества времени, предусмотренного календарно-тематическим планом на конкретную тему.
В работе представлено практическое занятие, состоящее из теста, ситуационных задач, а также деловая игра «Книжная фабрика», в которой моделируется производство книг. Сравнение результатов деятельности при различных способах организации производства позволяет продемонстрировать преимущества разделения труда и специализации, познакомить студентов с важными понятиями, необходимыми для анализа производственной деятельности.
Список использованных источников
Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. — 2011. — С. 24-25
Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 663 с
Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2010.
Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учебник для вузов. М., 2009.
Организация, планирование и управление производством: практикум (курсовое проектирование) / Под ред. Н.И. Новицкого. М.: КНОРУС, 2006.
Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учебно-практическое пособие. М.: КНОРУС, 2011.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. — М.:ИКЦ «МарТ»: — Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. — 336 с.
Практикум по экономике организации (предприятия) / Под ред. П.В. Тальминой и Е.В. Чернецовой. М.: Финансы и статистика, 2009.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2005.
Сафронов Н.А. Экономика организации: Учебник для ссузов. М., Экономистъ, 2012.
Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 — 336 с.: ил. — (Профессиональное образование).
Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник. М.: КНОРУС, 20012.
Экономика предприятия (фирмы): практикум / Под ред. О.И. Волкова и В.Я. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2013.
Экономика предприятия: Учеб. пособие / Т.А. Симунина и др. М.: КНОРУС, 2008.
Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. — М.: Синергия, 2014. — 344 с.
Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие., 3-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. — 150 с.
Шмаков Н.А. Педагогические основы производственной практики учащихся ПТУ. -М.: высш. шк. 1995.