Проблемы развития малого бизнеса в России

Российское общество в течение последних 10-15 лет переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

В настоящее время малое предпринимательство в России развито недостаточно. Малый бизнес составляет всего лишь 10-12% ВВП России, в то время как в Европе уровень развития малого бизнеса в несколько раз выше (до 50-60% доли малого предпринимательства в общем объёме производства).

Таким образом, рассматриваемая тема имеет значительную важность и актуальность в деле обеспечения устойчивого экономического роста в Российской Федерации.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Цель данного исследования — изучить проблемы развития малого бизнеса в России.

Задачи данного исследования:

1) рассмотреть исторические аспекты развития малого бизнеса;

2) проанализировать термин «малое предприятие»;

3) рассмотреть критерии выделения малых предприятий;

4) рассмотреть организационно-правовые формы малых предприятий;

5) проанализировать основные проблемы малого бизнеса в России;

6) проанализировать основные направления поддержки малого бизнеса в России.

В первой главе рассматриваются общие вопросы, связанные с малым бизнесом в целом. Показаны основные этапы развития малого бизнеса, дана характеристика понятию «малый бизнес» и рассмотрены основные организационно-правовые формы малого предприятия.

Вторая глава посвящена анализу основных проблем малого бизнеса, поддержке малого бизнеса и его места и роли в переходной экономике России.

Исследованию проблем становления и развития малого предпринимательства в России посвящены работы таких отечественных экономистов, как: Гловацкая Н., Горенбургов М.А., Горькова Т., Дадашев А., Егорушков А.П., Колганов М., Крутик А.Б., Лазаренко С., Мягков П., Нешитой А., Орлов А., Орлов М., Ходов Л. и другие.

2 стр., 869 слов

Роль малого бизнеса в развитии экономики Украины

... Украины [6, 72-78]. В целом эти меры должны стимулировать развитие малого бизнеса в Украине, ... потребителей. В малом бизнесе занято около 70% рабочих мест [3]. В экономике Украины малый бизнес ... 80% предприятий малого бизнеса столкнулись с недобросовестной конкуренцией. Основными методами недобросовестной ... в России - 6, Японии - 49,6, США - 74,2 единицы. Вклад отечественных малых предприятий в ...

Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых предприятий, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

1. Характеристика малого бизнеса

1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес сыграл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес всё больше признаётся как созидательная сила экономики.

В 1980-е годы престиж малого бизнеса в мире начал повышаться. Этому в немалой степени способствовала его способность изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы всё чаще стали обращать внимание на достижения, возможности, перспективы и проблемы малого предпринимательства.

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал, 1996, № 2.

1) 1985 — 1987 гг. Для этого этапа характерно следующее:

  • зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях;
  • распространение бригадных подрядов;
  • малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер;
  • формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Первый этап можно назвать экспериментальным.

2) 1987 — 1988 гг. В этот период происходит следующее:

  • сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается;
  • предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения.

Целью развития малого бизнеса на данном этапе являлось насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом «кооперативного движения». Он послужил катализатором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания и навыки работы малого предприятия.

3) 1989 — 1990 гг. Данный этап связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышению экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

4) 1991 — 1992 гг. В этот период происходило следующее:

60 стр., 29720 слов

Развитие инфраструктуры малого бизнеса

... по их совершенствованию и перспективному развитию инфраструктуры малого бизнеса страны. Задачами дипломной работы являются: обобщение теоретических аспектов функционирования малого бизнеса в рыночной экономике на ... этап становления и развития предпринимательства приходится на эпоху свободной конкуренции конца XIX - начала XX века. Свободное предпринимательство в экономике, его развитие и бизнес ...

  • процесс коммерциализации и появление среднего и крупного бизнеса;
  • коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства (были приняты законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства в России).

5) 1993 — 1994 гг. Данный этап стал периодом широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не было обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

6) Заложенные ранее основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что шестой этап развития предпринимательства (начиная с 1995 г.) сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявить себя во всём своём многообразии и обнаружить силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики и сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

1.2 Понятие о малых предприятиях и критерии их выделения

Малый бизнес в России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоёвывает свое место в структуре экономики и является органической её частью. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Что же называют малым бизнесом? Однозначного определения малого бизнеса нет. К настоящему времени ни российская, ни зарубежная экономическая практика не выдвинули единого количественного или качественного критерия для определения понятий «малые формы хозяйственной деятельности», «малое предпринимательство», «малый бизнес» и т. д. Однако подобное положение не выступает свидетельством ограниченных возможностей современной экономической теории и практики. Суть проблемы, по всей видимости, состоит в том, что малый, а также средний бизнес — сугубо локализованное социально-экономическое явление, неотрывное в своих количественных и качественных признаках и тенденциях формирования от общего уровня развития той или иной социально-экономической системы, а также специфики той территории, где он функционирует.

В действующей мировой практике выделение малого предпринимательства как отдельного сектора хозяйствования, как правило, осуществляется в зависимости от его отраслевой принадлежности, организационно-хозяйственной формы предпринимательства, целей экономического регулирования. Это вычленение ведётся в разных странах по различным признакам, таким как:

  • численность работающих;
  • размер производственного капитала;
  • объём продаж и т.

д. Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Институт экономики РАН, 2002. — с 38.

27 стр., 13457 слов

Учет и налогообложение деятельности субъектов малого предпринимательства ...

... год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства[5]: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей [5]. Для ведения малого бизнеса при регистрации ...

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым можно отнести предприятие к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Торкановский Е.М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика — М., 1998. — № 3-4.

В России до недавнего времени проблема критериев выделения малых предприятий была ориентирована преимущественно на решение задачи выделения круга тех предприятий, которым адресовалась система налоговых льгот и других привилегий, а также на нужды статистического описания и отдельных научных исследований.

Во времена советской экономики рассматриваемые критерии использовались, прежде всего, для оценки и анализа такой проблемы, как степень концентрации производства — капитала и рабочей силы (прежде всего, в промышленности).

В этой связи было предложено немало оригинальных решений данной проблемы, причём многие из них сохраняют своё значение и в настоящее время.

Начальный этап реформ в России вывел проблему критериев малого предпринимательства из круга сугубо научных интересов экономистов и статистиков. Проблема прочно вошла в сферу практических нужд формирующейся новой системы централизованного регулирования и стимулирования хозяйственной деятельности, базирующейся на преобладающем значении рыночных отношений и частной предпринимательской инициативы.

В настоящее время проблема критериев малого предпринимательства представляет собой не просто атрибут и условие эффективной государственной политики в названной области. Проблема критериев непосредственно охватывает существенные экономические интересы тех социальных групп, которые задействованы в предпринимательской деятельности, а также могут так или иначе рассчитывать на меры государственной поддержки. Наконец, в этом смысле можно и нужно говорить об интересе общественного звучания, т.е. об интересах тех широких слоёв населения, которые за счет разумной политики поддержки и развития малого предпринимательства обоснованно надеются на некое смягчение экономических и социальных издержек реформ, сопровождающего его глубокого спада производства, занятости, что ещё достаточно отчетливо заметно во многих регионах России.

Достаточно продолжительное обсуждение проблемы критериальных признаков малого предпринимательства в отечественной экономической науке привело к выводу о предпочтительности в этой роли как ведущего показателя численности производственного персонала. Именно число занятых определяет в конечном счёте объёмы продукции и величину используемых производственных фондов. Исследования с целью выявления некоего интегрального показателя «размера предприятия» также показали, что самое большое влияние на обобщающий индекс размера предприятия оказывает именно численность работающих. Этот показатель был принят в первых правительственных документах России по государственной политике в отношении малого бизнеса и до настоящего времени продолжает удерживать своё значение.

Таким образом, в долговременной перспективе национальной политики в отношении малого бизнеса вопрос о развитии и совершенствовании критериев малого предпринимательства пока во многом остается открытым. К числу нерешённых вопросов здесь относится не только возможное уточнение самого оценивающего признака (численность занятых, объём хозяйственной деятельности, величина используемого основного капитала и т. д.), но и такие проблемы, как:

4 стр., 1620 слов

Фонд поддержки малого предпринимательства

... отдельных проектов малого бизнеса на сумму боле 160 млн. рублей. В настоящее время создана государственная система поддержки малого предпринимательства, в которой действует 77 региональных и более 170 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, из ...

  • соотношение критериев малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне;
  • идентификация таких необходимых слагаемых современных малых форм хозяйствования, как средний бизнес, «микрофирмы», «семейный бизнес» и пр.;

— возможности использования специальных или локальных критериев малого бизнеса, которые могли бы применяться и в рамках отдельных программ его поддержки, если это практически отвечает их целевому началу и особенностям отраслевого характера и специфики территориальной дислокации соответствующих групп малых предприятий.

1.3 Организационно-правовые формы малого предприятия

В соответствии с законодательством малые предприятия, как субъекты малого предпринимательства, не являются особой организационно-правовой формой, т. к. ведущим критерием отнесения предприятий (организаций) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчётный период.

Субъектами малого предпринимательства могут быть физические и юридические лица.

Физические лица могут быть участниками малого предпринимательства в качестве:

  • непосредственно физических лиц, участвующих в создании хозяйственных обществ;
  • физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющихся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • производственных кооперативов;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества:

  • полные товарищества;
  • товарищества на вере;
  • общества с ограниченной ответственностью;
  • открытые и закрытые акционерные общества.

Ниже приводятся определения отдельных организационно-правовых форм коммерческих организации как субъектов предпринимательской деятельности. Гражданский Кодекс. Часть первая.

Полным товариществом признаётся товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом.

Товариществом на вере признаётся товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесённых ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Обществом с ограниченной ответственностью признаётся учреждённое одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров.

Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

9 стр., 4393 слов

Налогообложение субъектов малого предпринимательства

... Развитие предпринимательства является показателем улучшения экономической ситуации в стране, но любое развитие в экономике должно сопровождаться улучшениями в законодательной сфере. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с налогообложением субъектов малого бизнеса. ...

правовой бизнес предпринимательство экономика

2. Малый бизнес в России

2.1 Основные проблемы малого бизнеса

Многие характерные особенности малого предпринимательства напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Их деятельность и развитие зависят от множества факторов, среди которых:

  • налоги;
  • законодательство;
  • экономическая ситуация в целом;
  • возможность получения кредита и его ставка;
  • платёжеспособность партнёров;
  • политическая ситуация;
  • действия правительства, местных властей, Центрального Банка;
  • уровень коррупции;
  • наличие площадей и возможность их аренды;
  • наличие информации, опыта и квалифицированных кадров;
  • криминальная обстановка;
  • общественное отношение к предпринимателям и др.

В 2004 г. Всемирный Банк опубликовал доклад «Ведение бизнеса: понимание правил». По его данным, в России не самые благоприятные условия для ведения бизнеса. Анализ возможности ведения бизнеса рассматривался по пяти позициям. Так, было учтено время и средства, необходимые для того, чтобы открыть дело, набрать и уволить рабочую силу, заключить контракт, получить кредит и закрыть дело. Для того чтобы открыть бизнес, в России необходимо пройти 12 процедур, на Украине — 14 процедур, а в Белоруссии 19. В то же время, в США необходимо пройти всего 5 процедур, а в Канаде и Австралии — лишь две.

По данным Госкомстата, количество малых предприятий в России составляет около миллиона, общая численность занятых на них работников — порядка 13 миллионов человек. Таким образом, на 1000 жителей в России приходится в 6 раз меньше малых предприятий, чем в Германии, в 7,5 — чем в Великобритании, в 13 раз — чем в США. Более половины малых предприятий в России сосредоточено в 8 субъектах РФ, половина от этой половины — в Москве. Подавляющие большинство — в сфере торговли и общепита. Доля теневого сектора составляет от 30 до 50 % реального оборота субъектов малого предпринимательства в нашей стране.

Дело в том, что малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются c серьёзными проблемами.

Основная проблема — недостаточная ресурсная база (как материально-техническая, так и финансовая).

Практически государству предстоит создать новый широкий сектор народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это означало, в частности, и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей в условиях крайнего недостатка средств, не могло образоваться резерва, необходимого для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит отыскать сейчас. Ясно, что предельно напряжённый государственный бюджет таким источником средств стать не может. Остаётся надеяться на кредитные ресурсы. Но и они крайне трудно реализуемы из-за отсутствия у большинства «частников» необходимого залогового обеспечения и благоприятных кредитных историй.

Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. На практике до настоящего времени не решена проблема по устранению необоснованных административных барьеров, в первую очередь — со стороны контролирующих (надзорных) органов, сдерживающих развитие предпринимательства. В 2003 году был принят закон, устанавливающий трёхлетний мораторий на проверки контролирующими органами предприятий малого бизнеса. Однако запрет не распространяется на налоговые службы, таможню и милицию, а также на внеплановые проверки, от которых малые предприятия страдают больше всего.

6 стр., 2851 слов

Сравнительный подход к оценке бизнеса (предприятия)

... приоритетные критерии сопоставимости, исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации. Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации доходов. В ... в условиях относительно стабильного рынка. Суть сравнительного подхода к определению стоимости компании заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемой фирме, которое было недавно ...

Ещё одна важная проблема — кадры. В России ощущается недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов предпринимательской деятельности.

Комплекс непростых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая система социальных гарантий и социального обеспечения в современных условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям (новому социальному слою) тем более.

Среди важных проблем можно выделить и группу трудностей, связанных с функционированием предприятия. Сфера предпринимательства в современной России в значительной степени криминализована. Существует теневой сектор экономики, показатели которого вышли за пределы допустимых параметров вследствие большой налоговой нагрузки на малый бизнес. Известны многочисленные факты проявления недобросовестной конкуренции на товарных рынках по отношению к малым предприятиям, например:

  • навязывание невыгодных условий договоров;
  • нарушение установленного порядка ценообразования;
  • изъятие товаров с рынка с целью создания дефицита и препятствий доступу на рынок;
  • установление монопольно низких цен.

Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины (см. Приложение):

44% опрошенных главной причиной называют некомпетентность;

17% — отсутствие управленческого опыта;

16% — несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;

15% — отсутствие опыта работы в отрасли;

1% — небрежность в ведении дел;

1% — мошенничество или бедствие;

6% — иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.

Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.

Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.

Все вышеперечисленные и другие проблемы являются причиной отсутствия заметной динамики в развитии малого предпринимательства в России, свидетельствуют о наличии определённых препятствий, ограничивающих реализацию больших потенциальных возможностей развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

2.2 Государственная поддержка малого бизнеса

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса: Экономика и жизнь. М., 2007. — с. 57-68.

3 стр., 1482 слов

По предпринимательству в России

... число субъектов малого и среднего предпринимательства в России увеличилось на 143,6 тыс.[5]. По данным на 1 января 2009 года средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях России, составляла 11,4 ...

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

  • государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
  • государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

— государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 15 лет. К настоящему времени уже разработаны законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования.

В 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший общие положения поддержки, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Периодически разрабатываются Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. В них определяются основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и т. д.

Меры по содействию малому бизнесу разрабатываются и выполняются с применением комплексного подхода к решению проблем, т. е. представляют собой совокупность взаимодополняющих мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет полностью решена.

Реализация комплекса мер позволяет обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства в стране, устранить недостатки в системе государственной поддержки малого бизнеса.

Комплекс мероприятий предусмотрен в среднесрочной Программе по поддержке малого предпринимательства (2003-2005 гг.).

Он подразумевает несколько взаимосвязанных направлений, реализация которых должна вывести отечественный малый бизнес на новый уровень развития:

1) Совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса. Необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование и государственную поддержку малого предпринимательства в части регистрации, осуществления хозяйственной деятельности, налогообложения и бухгалтерского учёта.

7 стр., 3319 слов

Развитие малого предпринимательства в Республике Татарстан

... по развитию малого предпринимательства, поддержке частного бизнеса в республике. Одну из самых значительных ролей в области развития предпринимательства в Республике Татарстан, играют Агентство по развитию предпринимательства РТ и Торогово-промышленная палата РТ. Агентство по развитию предпринимательства Республики Татарстан создано ...

Государство стремится уточнять и оптимизировать критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малым предприятиям. В 2003 году субъекты малого бизнеса уже были разделены на самые маленькие, собственно малые и средние. Предприятия с числом работающих до 9 человек считаются микропредприятиями, до 100 человек — малыми, до 250 — средними. Дедул А. «Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы»// Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г.с.3 Правда, в отсутствие решения налоговой проблемы такая классификация имеет больше статистическое значение.

При формировании федеральных целевых программ следует предусматривать специальные разделы, направленные на привлечение субъектов малого бизнеса к реализации их мероприятий.

В бюджетах всех уровней нужно законодательно установить обязательное выделение отдельной строкой финансовых средств на поддержку малого предпринимательства в размере не менее 0,5% от доходной части соответствующего бюджета.

2) Оптимизация налогообложения, упрощение налоговой отчётности. Ставки налогов должны быть снижены до уровня, обеспечивающего баланс интересов государства и налогоплательщика, соответствующего реально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.

Сферу малого бизнеса должна регулировать система налогообложения с максимальным упрощением исчисления налогов, сокращением их величины, освобождением от налогообложения средств, направляемых на развитие производства.

Кроме того, необходимо продолжить работу по упрощению форм налоговых деклараций, а также совершенствовать Налоговый Кодекс в части применения НДС, единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, а также упрощённой системы налогообложения.

3) Упрощение доступа к финансовым ресурсам. По мнению федеральных органов власти, развитие системы финансово-кредитного содействия малому предпринимательству связано с решением задач доступности банковских кредитов, активного участия отечественных финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчёт на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для «свободных предпринимателей» сформируется самим рынком, не оправдал себя. По экспертным оценкам банковскими кредитами пользуется лишь 1% малых предприятий.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, нужно организовать выполнение комплекса мер по следующим направлениям:

  • разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями;
  • развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, микропредприятий и начинающих предпринимателей;

— для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй предприятий, создание условий для накопления специализированными организациями информации, характеризующей платёжную дисциплину предприятий.

  • большое значение в развитии системы поддержки малого предпринимательства имеет сотрудничество государственных органов исполнительной власти с международными организациями.

4) Развитие инновационного предпринимательства. Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной экономики, способным оперативно реагировать на потребности рынка наукоёмкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать своё производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоёмкую продукцию и услуги.

В этой связи для оказания финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних стадиях развития в регионах России необходимо, используя мировой опыт, создавать систему поддержки. Эта система должна включать посевные, стартовые, гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые с участием государства. Эти фонды должны быть способны обеспечить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.

2.3 Роль и место малого бизнеса в переходной экономике России

Малое предпринимательство не было решающей сферой экономической деятельности, но быстро выросло в конце 80-х — самом начале 90-х годов, потом начался период стагнации, в какие-то периоды наблюдалось даже сокращение малых предприятий. В настоящее время в экономике России одновременно функционируют средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на семейном труде.

По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрировано 890 тыс. малых предприятий, в которых работают почти 6,5 млн. человек. Ещё 3 млн. индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объём продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14% от общего объёма промышленного производства. Но если сравнивать с развитыми странами, то показатели России довольно-таки малы: в развитых странах на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а в России — всего 7. Доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России.

Малый бизнес в развитых странах — крупнейший производитель благ и услуг, крупнейший работодатель, катализатор научно-технического прогресса. В мире от половины до двух третей всех изобретений приходится на сферу малого бизнеса. Однако приведённая статистика имеет и обратную сторону. Её показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем зарубежный малый бизнес даёт Западу. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса.

Заключение

Таким образом, малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

Развитие малого предпринимательства осуществлялось по очень сложному пути. В его истории были и подъёмы, и падения, но он продолжал развиваться и совершенствоваться несмотря ни на что. Повышение мирового престижа малого предпринимательства началось в 1980-х годах благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. С этого времени малый бизнес прошёл в своём развитии ряд этапов. В настоящее время он продолжает развиваться.

До сих пор не существует однозначного определения понятия «малый бизнес» или «малое предпринимательство», закреплённого законодательно. Но в большинстве случаев выделение малых предприятий осуществляется по следующим критериям:

  • численность работающих;
  • стоимость производственного капитала (активов);
  • объём продаж.

Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются такие хозяйственные товарищества и общества, как:

  • полные товарищества;
  • товарищества на вере;
  • общества с ограниченной ответственностью;
  • открытые и закрытые акционерные общества.

Малый бизнес в России сталкивается с многочисленными проблемами:

  • недостаточная материально-техническая и финансовая ресурсная база. В течение многих лет не существовало средств для развития малого бизнеса, не разрабатывались программы по реализации государственной поддержки малых предприятий. Всё это отразилось на ресурсной базе малого бизнеса;
  • несовершенная законодательная база, на которую опираются предприниматели.

Во многих законодательных актах, регулирующих деятельность малых предприятий, существуют серьёзные недостатки. Пока они не будут ликвидированы, малый бизнес в России не сможет полноценно функционировать;

  • отсутствие квалифицированных кадров для управления малыми предприятиями;
  • криминализация малой предпринимательской деятельности. Существует теневой сектор экономики, который оказывает большое давление на частных предпринимателей;
  • проблема взаимоотношений малого бизнеса и государства.

Устранению основных проблем в малом предпринимательстве способствует его государственная поддержка. Была принята Программа по поддержке малого предпринимательства на 2003-2005 гг. Она предусматривает:

  • совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого бизнеса;
  • оптимизацию налогообложения, упрощение налоговой отчётности;
  • упрощение доступа к финансовым ресурсам;
  • развитие инновационного предпринимательства.

Таким образом, малое предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста.

Список использованной литературы

1. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России. // Социально-политический журнал, 1996, № 2.

2. Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Институт экономики РАН, 2002. — с 38.

3. Торкановский Е.М. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России // Бизнес и политика — М., 1998. — № 3-4.

4. Гражданский Кодекс. Часть первая.

5. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса: Экономика и жизнь. М., 2007.- с. 57-68.

6. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета № 1-2 февраль 2007 г. — с.3.

Приложение

Результаты опроса руководителей малых предприятий «Основные проблемы на малом предприятии»