Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся, что требует переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта.
Современное образование характеризуется высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том числе и курса физической географии, перенасыщено теоретическими и фактическими сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой образование не обеспечивает должного развития учащихся. Такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы способствовала развитию учащихся и их творческих способностей, воспитанию каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность темы исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие нового подхода к решению более сложных задач. В связи с этим возрастают потребности общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы.
Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании методики формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии, а также установлении условий эффективности реализации данной методики.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта творческой деятельности учащихся при обучении курсу физической географии.
Предметом исследования является методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии.
Исследовательская работа ученицы «Семейный бюджет». учащихся (3 класс)
... предпринимательскую активность, уровень жизни, образования, инвестиционный потенциал. II. Пути экономии средств семейного бюджета младшими школьниками Исследование №1. Цель: определить структуру детских расходов, от которых они могут безболезненно ...
В соответствии с намеченной целью, были поставлены следующие задачи исследования:
. Проанализировать состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в психолого-педагогической и методической литературе, практике школьного обучения.
. Выявить психолого-педагогические особенности и возможности формирования опыта творческой деятельности у подростков.
. Выделить систему компонентов опыта творческой деятельности, формируемых при обучении начальному курсу географии.
. Разработать комплекс проблемных и творческих заданий, обеспечивающих усвоение опыта творчества.
. Разработать модель проектной деятельности учащихся, направленной на формирование опыта творческой деятельности.
. Разработать и теоретически обосновать методику формирования опыта творческой деятельности учащихся при обучении начальному курсу географии.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
теоретические: анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников по начальному курсу географии;
эмпирические: систематические прямые и косвенные наблюдения в школе; интервьюирование, собеседование, анкетирование, опрос; педагогический эксперимент; обобщение передового педагогического опыта;
статистические: математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.
1. Творческая деятельность учащихся в психолого-педагогической и методической литературе
Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.
Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.
Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников.
Творческая работа
... разумный и осознанный отказ от курения. Деятельность по снижению уровня табакокурения должна ... многоуровневой проблемы, в центре которой личность, взаимодействующая с социальной средой. Региональная ... рабочую группу для выполнения дальнейшей работы и, возможно, подготовки руководящих принципов ... образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджетов всех уровней составил ...
Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству в созидательной деятельности), А.Н. Лук (определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности) а также И.П. Волков (эффективность использования межпредметных связей на уроках, творческие уроки), В.Я. Брагин (формирование творческих способностей учащихся с помощью метода проектов).
.1 Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе
В работах многих педагогов и психологов, ведущих методистов-географов (P.M. Грановская, А.М. Матюшкин, П.А. Оржековский, Л.М. Панчешникова, Д.П. Финаров, И.В. Душина и другие) отмечается, что в существующей системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта — опыту творческой деятельности.
Творчество рассматривается как способ познания. Обучение же учащихся способам познания представляет собой одно из направлений гуманизации школы. При этом творческий процесс будет наиболее эффективным в том случае, если учащиеся сотрудничают друг с другом и с учителями. Творчество является одной из форм проявления активной личностной позиции ребенка, в результате реализации которой он не только создает новое для себя, но и приобретает важные качества личности.
Отечественные дидакты рассматривают творчество как часть индивидуального социального опыта деятельности личности, который является специфичным для каждого ученика (опыт художественного, музыкального и других видов творчества).
При обучении предметам естественнонаучного цикла можно выделить опыт учебного научного творчества.
Содержание начального курса возможностями обучения школьников измерения рейтинга школьного предмета «География» (6-11 класс) показали, что пик познавательного интереса приходится на 6 класс, начальный курс географии. Повышенный интерес учащихся к новому предмету вполне закономерен, он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего геопространства, совпадая по времени с началом подросткового периода, кроме того, во многих научных работах (И.П. Волков, Н.С. Лейтес, Ю.П. Саламатов и другие) отмечается, что от старшеклассников можно добиться высоких результатов в любой области деятельности только в том случае, если мы не позже 5-6 класса (младший подростковый возраст) сумеем заложить в формирование личности творческое начало. Многие психологи рассматривают возраст 12-13 лет как решающий в развитии личности в целом.
Изучение современного состояния преподавания географии в практике школы показало, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения учителями не всегда планируется, данный процесс идет стихийно, в связи с тем, что роль развития творческих способностей недооценивается. Следовательно, имеет место противоречие между необходимостью формирования опыта творческой деятельности в процессе обучения географии — с одной стороны, и состоянием проблемы в практике школьного обучения — с другой стороны.
Че Гевара Харизматический лидер Творческая работа
... характерные моменты политического имиджа, технологии его формирования и специфику личности команданте. 1. Жизнений путь Эрнесто Гевара Линч де ла Серна ... где покоились останки Че, заговорили отставные генералы, интерес к личности Че Гевары и его наследию стал нарастать, и не ... то с этим вполне может справится буржуазный реформизм или какая-то из форм неокапитализма"- считал Эрнесто Че Гевара. Но ...
Теоретико-методологической основой исследования является системный подход, теория деятельности, теория развития познавательных процессов и способностей, труды классиков психологии и педагогики по проблеме развития творческих способностей учащихся и формированию творческой личности. Ведущими теоретическими положениями стали: теория личностно-деятельностного подхода к анализу исследуемой проблемы (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, А.П. Тряпицина, Г.И. Щукина); теоретические представления о роли творчества в формировании и развитии личности (В.И. Андреев, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев); теория поэтапного формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Е.Н. Кабанова-Меллер); концептуальные идеи об опыте как результате практической деятельности, его органической связью с творчеством (И.Л. Лернер, М.Н. Скаткин); синтез идей проблемно-развивающего обучения (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Н.Е. Кузнецова и др.); положение о выделении в индивидуальном социальном опыте деятельности учащихся опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер), положение об индивидуализации формирования у учащихся опыта творческой деятельности (П.А. Оржековский, В.Г. Разумовский), концепции гуманизации и экологизации общего естественнонаучного образования (Н.М. Александрова, С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, П.В. Станкевич и др.).
В исследовании также учитывались дидактические и методические основы содержания и процесса обучения школьной географии (И.И. Баринова, С.В. Васильев, Т.П. Герасимова, А.В. Даринский, И.В. Душина, Т.С. Комиссарова, О.В. Крылова, Н.А. Максимов, Т.И. Немцева, В.В. Николина, Л.М. Панчешникова, Г.А. Понурова, В.Б. Пятунин, В.И. Сиротин, В.П. Сухов, В.Д. Сухорукое, Д.П. Финаров, ЕЛ. Чернихова, В.А. Щенев и др.).
.2 Совместная творческая деятельность как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия[13].
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества — предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку и развитие любой идеи, результат совместного творчества — создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий [20].
Творческая работа (сочинение) «Равнение на папу»
... не приходится. Моего папу знают и уважают многие жители нашей станицы, коллеги по работе. В 2014 году, во время проведения Олимпийских игр в г. Сочи, он работал в горном кластере ... он та стена, за которую можно спрятаться или опереться. Папа и мама всегда стараются делать семейные дела вместе. Каждый из них готов помочь другому. Наш папочка ...
При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые качества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и статуса в команде.
Совместная творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово-деятельностными).
Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, само — понимание, тревожность и креативность лидера [14].
Тема направленного влияния на развитие творческих процессов привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых. В настоящее время «все педагоги и психологи, изучавшие творческие процессы, признают необходимость создания педагогики творчества» [17].
Осуществляя задание творческой деятельности подростков в школе, предполагают формирование таких способностей, которые являются общими для различных предметных областей. Действительно, природа творческой деятельности, творчества, «креативности» «одинакова как для естественных, так и для гуманитарных направлений, что позволяет переносить творческие способности с одного материала на другой, в отличие от переноса способов исследования из одной предметной области в другую, поскольку материал различных наук будет сопротивляться. Естественнонаучные исследования, гуманитарные исследования, математические исследования имеют свою особую специфику. Также специфика исследований в науках, где объектом выступает некоторая норма деятельности или отношений, например, педагогическая наука, отлична от исследований вышеперечисленных наук: отношения в математике не тождественны отношениям в педагогике, хотя и имеют в определенном масштабе сходство.
Рассмотрим существенные характеристики творческой деятельности подростка, которые должны быть представлены в образовательном пространстве основной школы, и те способности, которые формируются в соответствии с той или иной характеристикой:
Многообразие и «событийный» характер возникновения творческого действия подростка. В многообразие творческих действий может входить: «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других» [18].
Особая эмоциональная атмосфера творчества в отношениях класса и наличие эмоциональной вовлеченности подростка в процесс решения задачи. Показателями определенной эмоциональной атмосферы творчества в классе являются две характеристики, в соответствии с концепцией о творческой деятельности Г. Андерсена (1959),- «принятие подростками друг друга и стимулирование деятельности друг друга». Дальнейшие «исследования ученых показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения действительно блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей [18].
Страхование — творческая работа
... неблагоприятных событий в их жизни и деятельности, а также для выплат в иных, определенных законом или договором , случаях. http://lib.mabico.ru Страхование (процесс) - соглашение между страховщиком и страхователем ... ч.2. гл. 48 Гражданского кодекса и Федерального закона РФ «Об организации страхового дела РФ», в чем сходство данных нормативных документов и в чем различие. Прочитав ...
Открытие подростком чего-то нового, как объективно нового (например, нового предметного результата), так и субъективно нового (например, переоткрытие какого-либо знания самим подростком или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете).
Подросток начинает ощущать себя «творцом, автором определенного открытия в предмете, что позволяет ему реализовать интерес в определенной предметной области, либо приобрести интерес к определенной предметной области. Творчество «случается», порой трудно обнаружить логическое обоснование причин возникновения творческого действия, творческое действие часто не имеет оснований [18].
Чтобы спровоцировать творческую деятельность у подростка, необходимо знать условия системы ее возникновения:
Открытость обучения предмету — понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Открытость обучения позволяет задать четвертую, выделенную нами, характеристику творческой деятельности, а именно возможность открытия подростком чего-то нового в освоении предмета, а также способствует формированию способности к осуществлению ответственного выбора подростка.
Определенная поляризация образовательного пространства класса -предполагающая наличие различных подпространств общения подростков с взрослым (как социального, так и предметного), позволяющем создать, с одной стороны, особую эмоциональную атмосферу (третья характеристика творчества) отношения к предметам в классе, с другой стороны, представляет различное предметное видение действительности разными взрослыми, например, ведущим предметного клуба, ученым — исследователем, учителем — предметником (четвертая характеристика творчества).
Построение подростком совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности — оставление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средства построения подростком индивидуального маршрута. Демонстрация подростками продуктов собственной творческой деятельности [12].
Данное условие соответствует второй и первой характеристикам творческой деятельности (многообразие и событийный характер творческого действия и институционализированность).
Построение подростком индивидуальной образовательной траектории в процессе осуществления той или иной деятельности адекватно целям современной основной школы. В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов, то есть на репродуктивных способах деятельности учащихся.
Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие — процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.
Примеры и образцы курсовых проектов
... примером оформления курсовой, которая была сделана другим учащимся. Это поможет четко уяснить многие нюансы исследования и понять, что требуется делать. Пример курсового проекта 1. Пример курсового проекта 2. Структура курсового проекта с примерами Каждая учебная работа ... страниц (кроме титульного и оглавления) проставляется внизу по центру либо же в специальном поле, расположенном внизу ...
Омельченко Ольга Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ Гимназия г.Нытва.
Коллективная творческая деятельность. Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.
Технология коллективной творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма [16].
Технология коллективного творческого воспитания — это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда — мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов — формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).
В технологии коллективного творческого воспитания имеют значение такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.
Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств:
Первая стадия — предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию — рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.
Вторая стадия — коллективное планирование.
Третья стадия — коллективная подготовка КТД.
Четвертая стадия — проведение коллективно-творческого дела.
Пятая стадия — коллективное подведение итогов.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ...
... овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студента в ходе прохождения производственной практики должен: иметь практический опыт : выполнять работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных ...
Шестая стадия — ближайшее последействие.
Рассмотрим подробнее общий алгоритм проведения КТД:
этап. Предварительная работа воспитателя.
На этом этапе определяются педагогические задачи (воспитательный, развивающие, образовательные) предстоящего КТД., его место в общей системе воспитательной работы с коллективом. Будет ли оно продолжением, завершением уже осуществляемого или положит начало решению новой педагогической задачи. Продумывается общая идея, замысел дела, различные варианты проведения КТД.
Создается примерный «образ» будущего дела, продумываются все последующие организаторские действия.
этап. Коллективное планирование и выборы совета дела.
На этом этапе каждому предоставляется возможность участия и обсуждения предстоящего КТД. Коллективное планирование может состояться на общем собрании, сборе. Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение в необходимости и пользе дела и взрослых, и воспитанников. Педагог сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи и критикует, ставит дополнительные задачи «на размышление». Выбирается Совет дела, определяются задания микрогруппам, отдельным воспитанникам.
Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные «задачи на размышление» и т. д.
этап. Коллективная подготовка.
Сообща составленный проект уточняется и конкретизируется сначала Советом дела вместе с педагогом, а затем передаётся на обсуждение в микрогруппы, которые планируют своё поручение и начинают работу по воплощению общего замысла и в конкретной его части. А в целом получается общее дело.
Педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла.
Он участвует в сборах микрогрупп, где распределяется общая работа между участниками, решается, кто и что конкретно сделает, направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывая нужное решение, поддерживая инициативу, обращая внимание на какие- то упущенные детали, убеждая их в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. В процессе подготовки предоставляется широкая возможность педагогу в осуществлении личностного подхода, включения детей в ситуацию успеха, преодоления трудностей, достижения с целью преобразования личности и всего коллектива.
Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.
этап. Проведение КТД. ( Содержание и методика КТД зависят от темы, целей, его формы: деловая игра, трудовой десант, ярмарка солидарности и др.).
Стадия проведения КТД — это итог работы, проделанной при его подготовке. На этом этапе педагогу важно обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.
Научно-исследоваетльская работа : Бюджет Московской области: ...
... бюджета Московской области за 2012 год», Закона Московской области от 8 ноября 2013 года №130/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2013 год», Закона Московской области № 152/2013-ОЗ «О бюджете Московской области ...
этап. Подведение итогов. Коллективный анализ дела.
Задача взрослого- помочь детям дать адекватную оценку проведённому КТД и самооценку. При этом педагог опирается на положительный опыт, который приобрели ребята в процессе подготовки и проведения КТД, вновь по-товарищески убеждает ребят в необходимости дальнейшей работы по улучшению их самих, школы, окружающей жизни.
Коллективно анализируя и оценивая сделанное, ребята приучаются выдвигать более сложные, чем прежде задачи. Они учатся вырабатывать общественное мнение и создавать добрые традиции.
этап. Ближайшее последствие.
Главный смысл этого этапа — расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений — отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, — которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.
Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД — его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовки, проведении и обсуждении КТД.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества — предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку и развитие любой идеи, результат совместного творчества — создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий. Продуктом совместно творческой деятельности может быть уникальное событие сравнимое с матчем в футболе, действием в театре, совместной импровизацией в джазе, операциях в спецназе, деятельностью проектных команд и т.д. [20].
При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые качества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и статуса в команде.
Совместная творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово — деятельностными).
Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, самопонимание, тревожность и креативность лидера [14].
В человеческой практике совместная творческая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации ;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [16].
Творческой деятельности присущи четыре главные черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
наличие прямых или косвенных правил.
В структуру коллективной творческой деятельности органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений старших школьников в творческой деятельности ясно, что общение — один из важнейших факторов общего психического развития личности. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников старшего школьного возраста.
Совместная творческая деятельность в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей [21].
2. Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся
Метод проектов как образовательная технология, ориентированная на формирование опыта творческой деятельности учащихся. К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Метод проектов органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Этот метод обучения можно использовать в изучении предмета, и во внеурочной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Основные требования к использованию метода проектов (по Е.С. Полат)
Наличие значимой в творческом плане проблемы или задачи, требующей для своего решения актуализации опыта творческой деятельности учащихся.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов. Работа над учебным проектом должна включать несколько стадий.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).
По доминирующей деятельности:
информационно- познавательные,
игровые,
исследовательские,
творческие,
практико-ориентированные (прикладные).
Информационные, познавательные проекты — направлены на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Практико-ориентированные (прикладные) — отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты — участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
По предметно-содержательной области: предметные, межпредметные.
По продолжительности: от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных — продолжительностью от месяца и более.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
.1 Учебные проекты по географии
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно.
Создан цикл учебных проектов по теме «Как люди открывали мир» для 7 класса; выполнен совместный проект с учениками 9 класса «Типы сельского расселение населения»,10- классники создают страноведческие проекты.
Опыт показывает, что постоянно выполняя учебные проекты в 5-6 классах, к 7-8 му классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над персональными проектами. Здесь учитель выполняет роль консультанта, источника информации, вдохновителя.
Исследовательские проекты.
Создание картографического проекта на основе художественного описания.
Последние годы ознаменованы развитием гуманистической географии, которая немыслима без учета фактора искусства, особенно литературы. Появляются работы, анализирующие русскую и иностранную литературу с географической точки зрения. Какие же произведения попадают в поле зрения географов? В первую очередь формирующие наши географические чувства и представления или картины мира. На основе проектно-исследовательской методики предлагаю создать проекты по географии с использованием новейших информационных технологий. Пример 1. «По следам доктора Айболита», «В поисках капитана Гранта». На основе сюжета сказки К.И. Чуковского мы ограничились решением частной задачи — реконструкцией маршрута Айболита. В ходе анализа, синтеза романа Ж. Верна — составить маршрут кругосветного путешествия. Задачами проектов было определить начальный и конечный пункты маршрутов. Обосновать свой выбор. Затем определить порядок прохождения отобранных объектов. Дать географический образ территории; рассчитать расстояние, время путешествия. После этого необходимо представить маршруты графически: нанести на карту маршрут. Продумать, как можно презентовать маршрут.
Пример 2. Проекты по географической картографии. Современный человек должен уметь пользоваться планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером.
Использование метода проектов в процессе обучения географии, безусловно, сможет способствовать формированию активного пользователя картографической информации. Пример 3. «Географические центры Азии». Индивидуальный проект ученика 7 класса. Цель — определить географические центры Европы, Азии; варианты проведения границы между Европой и Азией. Используя математические методы рассчитать географический центр г. Нытва. Работа используется при изучении материка Евразия.
Пример 4. Практико-ориентированный проект. «Построение карт. Картографические проекции». Какие математические проекции применяются при построении карт? Как отобразить на плоскости земной шар? Как построить сферическую модель земного шара?
Пример5. Информационные, познавательные проекты.
В 8 классе можно проводить конкурс презентаций по теме «Жемчужина Восточной Сибири — озеро Байкал». Перед учащимися ставится проблема: выяснить, в чем уникальность озера Байкал? Одновременно в ходе добычи, обработки информации учащиеся осваивали познавательные компонент. Над проектом дети могут работать в группах и в одиночку. Результаты были удивительны.
. Творческие, игровые проекты.
Традиционно в 10-х классах можно проводить творческий отчет по теме «Культура, традиции стран Европы». Предполагаю свободную форму работы над проектами. Вариативность представления результатов различна: просмотр танцев, пробуем блюда национальной кухни, путешествуем по интересным местам. Для учащихся начальной школы 7-классники проводят увлекательную игру — путешествие «В поисках сокровищ». Представленные проекты различаются по степени сложности, объему, могут применяться на уроках географии и во внеурочной работе. Многие из предложенных проектов полифункциональны, что позволяет их использовать в различных учебных ситуациях, при работе с различными возрастными категориями учащихся. Сами же представленные проекты могут быть использованы в процессе обучения географии в общеобразовательных классах, а также при организации профильного обучения.
Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом [16].
Вывод
Теоретический анализ научной и методической литературы позволил определить современные подходы к изучению курса физической географии в школе, направленные на создание условий для творческого развития учащихся. Анализ результатов нашей экспериментальной работы выявил недостаточную разработанность вопроса формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии в 6 классе. Неосознанность опыта творческой деятельности как элемента содержания образования приводит к тому, что в процессе обучения недостаточно запрограммирована творческая деятельность учащихся.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показало, что особенности психологического развития детей — лет (младший подростковый возраст) позволяют учителям широко использовать в учебном процессе творческие методы обучения (проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский), направленные на формирование опыта творческой деятельности. Психологи указывают на важность использования в обучении детей 5-6 классов усложненного материала и при преимущественно формах самостоятельной организации занятий. Кроме того, возраст 12-13 лет рассматривается ими как решающий период в развитии личности в целом.: во-первых, благодаря переходу от операций с образами к операциям с понятиями, ребенок имеет возможность использовать при решении творческих заданий разнообразные стратегии поиска решения, проявляет гибкость мышления и рассуждений, имеет возможность видеть предметы и явления с различных точек зрения; во-вторых, этот переход к понятийному (логическому) мышлению является мощным толчком для развития воображения.
Формирование опыта творческой деятельности при изучении начального курса географии предполагает целенаправленное формирование его ведущих компонентов: мотивации творчества, способности творчески мыслить, способности к творческому сотрудничеству, способности использования географических знаний и умений при выполнении творческих заданий и решении географических проблем.
Выявились широкие возможности использования метода проектов. Реализация разработанной модели проектной деятельности учащихся способствует формированию основных компонентов и процессуальных черт опыта творческой деятельности. На основе системного и личностно-деятельного подходов разработана методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии. Данная методика представляет собой взаимосвязь целевого, содержательного, процессуального, мотивационного и результативного компонентов.
Список литературы
1. Агеева А.И., Новоселова В.П. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников: Метод.рек. Кемерово: КОИУУ, 2001.-63 с.
. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманнистическая основа педагогического процесса. — Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
. Бычков A.B. Метод проектов в современной школе. — М.: Изд. Моск. Унта, 2000. с.
. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество России, 2001.- 150 с.
. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2002. — 176 с.
. Герасимова Т.П. и др. Физическая география: нач.курс: Учеб для 6 кл. общеобразоват. учреждений. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1998. — 192 с.
. Диагностика обученности. Диагностические контрольные работы. География. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Дормидоновой Т.И. -СПб., 2002. с.
. Диагностические контрольные работы по русскому языку, литературе, географии, истории, биологии, химии, экономике: Учебно-мет.пос. /Под ред. В.Н. Максимовой. СПб.: «Баяныч», 2001. — с.
. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед.ин-тов и ун-тов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ». — 2002. -203 с.
. Евстифеева О., Кучменко Н. Метод проектов среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность. Директор школы. — 2003. -№6. — С.53-58.
. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе. 2000. — №2. — С.67-71.
. Иванова О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале деятельности учреждений дополнительного образования): Автореф.дисс. на соик.учен.степ.к.п.н. Саратов, 2003. — с.
. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение. — 2000. — с.
. Майданов A.C. Процесс научного творчества: философско-методологический анализ. — М.: Едиториал УРСС, 2003. 205 с.
. Мищенко Е.А. Технология: метод проектов. — М.: НЦС и МО, 2003. — 262 с.
. Немов Р.С. Психология. Кн.2 «Психология образования». М.: Владос, 1998.-606 с.
. Панчешникова JI.M. Новый подход к анализу содержания школьной географии. География в школе. — 1988. №1. — С. 28-34.
. Панчешникова Л.М. Теория дидактики — учителю и методисту. География в школе. 1990. — №3. — С.24-32.
. Педагогические технологии: Учебное пособие. / Под общей ред. B.C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. — 320 с.
. Петрова H.H. География: Нач. курс: 6 класс: Учеб. для общеобразоват.учеб.завед.:
— М.: Дрофа: ДиК, 1997. 255с.
. Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии: 6 кл.: Кн.для учащихся. — М.: Просвещение: Учеблит., 1997. — 192 с.
. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы.-М.: Просвещение, 2000.- 304 с.
. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод.пособие. М.: Дрофа, 1997. — 192 с.
. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000 — 624 с.
. Реан A.A., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000.-432 с.
. Сиденко A.C. Метод проектов: история и практика применения. Завуч. -2003. №6. — С.96-111.
. Современный урок географии. Часть Методические разработки уроков /Сост. И.И. Баринова. — М.: Школьная Пресса, 2002 128 с.
. Формирование творческой самостоятельности учащихся: Сборник научно-методических работ под ред. В.З. Юсупова. Киров: Изд-во ВГГГУ, 1997.-53 с.
. Чернова H.A., Чибизова A.M. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся: Учеб. пособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.-105 с.