На современном этапе государственный бюджет выступает основным звеном финансовой системы государства, и в частности, неотъемлемым элементом общегосударственных финансов. Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, а именно, та часть финансовых ресурсов, которая аккумулируется в централизованном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. Назначение доходов — финансировать предусмотренные в бюджете расходы.
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено — государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Данная курсовая работа посвящена вопросу «Расходы государственного бюджета и основные направления их использования в Республике Беларусь». С актуальностью этой темы на сегодняшний день нельзя не согласиться, так как здоровье или болезненность государственного бюджета ощущает на себе каждый гражданин государства: по тому, какую и насколько регулярно он получает заработную плату; по уровню развития образования, культуры, охраны правопорядка и многих других сфер, напрямую питаемых из государственной казны. Кроме того, необходимо отметить, что среди сотен законов, декретов, указов, постановлений и распоряжений выделяется один законодательный акт, который принимается из года в год и определяет жизнь большинства из нас на ближайшие 12 месяцев. Который, так или иначе, касается каждого, но с которым мало кто удосуживается ознакомиться. Это закон о бюджете — главный финансовый документ страны. И при внимательном прочтении он помогает сделать удивительные открытия: кто и насколько будет жить лучше или хуже в ближайшем будущем.
Государственный финансовый контроль в Великобритании
... рассмотрены общий и внутриведомственный контроль, в частности, деятельность Национального ревизионного совета Великобритании, Управления по финансовому регулированию и надзору, а также Государственного казначейства. 1.Общая характеристика государственного финансового контроля Великобритании В Великобритании нет единого целостного ...
Актуальность работы заключается в том, что с помощью расходов бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, перераспределять национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Несмотря на то, что многими экономистами рекомендуется снижать уровень государственной поддержки экономики, необходимость в стимулировании реального сектора при помощи бюджетных средств остается. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Предметом исследования выступает государственный бюджет в разрезе его расходной части за последние два года.
Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2010-2011 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.
1. Государственные расходы
Раздел |
Подраздел |
Наименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов |
|
01 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ |
||
02 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
||
03 |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ |
||
04 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
||
05 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
||
06 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО |
||
07 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
||
1 |
Медицинская помощь населению |
||
2 |
Санитарно-эпидемиологический надзор |
||
3 |
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения |
||
4 |
Другие расходы в области здравоохранения |
||
08 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
||
09 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
||
Экономическая классификация — группировка расходов бюджета по их экономическому содержанию. Утверждается Министерством финансов РБ.
Таблица 1.2 — Экономическая классификация расходов по разделам и подразделам
Раздел |
Подраздел |
Наименование разделов и подразделов экономической классификации расходов |
|
01 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ |
||
0 |
1 |
Закупка товаров и услуг |
|
0 |
2 |
Обслуживание государственного долга |
|
0 |
3 |
Текущие бюджетные трансферты |
|
02 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
||
0 |
1 |
Капитальные вложения в основные фонды |
|
0 |
2 |
Создание государственных запасов и резервов |
|
3 |
Приобретение земли и нематериальных активов |
||
4 |
Капитальные бюджетные трансферты |
||
33 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, БЮДЖЕТНЫХ ССУД, БЮДЖЕТНЫХ ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ |
||
04 |
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗЕРВ |
||
расход социальный бюджетный планирование
Программная классификация — группировка расходов бюджета по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям).
Такая классификация расходов утверждается Министерством финансов РБ и применяется в случае составления бюджетов по программно-целевому методу.
Таблица 1.3 — Программная классификация расходов по разделам и подразделам
Раздел |
Подраздел |
Наименование разделов и подразделов программной классификации расходов |
|
01 |
ВОЗРАЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕЛА |
||
02 |
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ |
||
03 |
МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ |
||
04 |
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС |
||
05 |
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ БЕЛАРУСИ» |
||
06 |
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСВУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ |
||
07 |
РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ |
||
1.2 Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь
2.1 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2010— 2011 году
Состав расходов на финансирование национальной экономики, их структура и содержание зависят от приоритетов развития экономики. Общим для государства, где действует рыночный механизм, является особый подход к финансированию материальной сферы за счет бюджета. Бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу общества в целом. Вместе с тем в ограниченных размерах осуществляется поддержка отдельных отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования. При выборе объектов и методов финансирования государство пытается руководствоваться конечным экономическим результатом — долгосрочной выгодой вложений бюджетных средств для оптимизации производственных процессов [13, с. 101].
Расходы бюджета направляются в конкретные отрасли, ведомства и характеризуются целевым содержанием. Наиболее распространенными в мире формами бюджетных вложений являются:
- капитальные вложения для расширения основных и оборотных фондов;
- покрытие операционных расходов;
- финансирование благоустройства городов и других административных центров, а также рыночной инфраструктуры;
— оказание финансовой помощи предприятиям, хозяйствам в виде субсидирования, дотации, формирования целевых, резервных фондов, льготного кредитования и т.п.
В Республике Беларусь в 2010-2011 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:
1. Расходы на национальную экономику по сравнению с увеличением расходной части бюджета в общем (70,5% за 2010 год и 2011 год против 60%).
Можно с уверенностью констатировать, что в Республике Беларусь увеличивается доля бюджетных средств, инвестируемых в национальную экономику;
2. Темп роста средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства в целом совпадает с темпом роста расходной части бюджета. Заметно значительное увеличение ассигнований на развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции (65,6% и 53,4%)
3. Наибольшими темпами среди всех отраслей реального сектора экономики росли расходы на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру. Темп роста расходов составил 193,5% за 2010 год и 185,7% за 2011 год.
2.2 Анализ изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики
По итогам 2011 г. обеспечен прирост производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 6,6% (при прогнозе 7— 8%), главным образом за счет роста продукции растениеводства. Прирост производства сельскохозяйственной продукции во втором полугодии приобрел устойчивую тенденцию.
Рисунок 2.1. Динамика темпов роста производства , Таблица 2.1. Продукция сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году)
Хозяйства всех категорий |
Сельскохозяйственные организации |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
Хозяйства населения |
||
2010 |
102,5 |
101,3 |
111,7 |
104,4 |
|
2011 |
106,6 |
108,6 |
147,3 |
101,2 |
|
В сельскохозяйственных организациях производство продукции увеличилось на 9,6%, в личных подсобных хозяйствах населения — на 0,9%.
Таблица 2.2. Данные о производстве и урожайности основных сельскохозяйственных культур в 2011 г.
Валовой сбор |
Урожайность, ц с 1 га |
||||||
2010 г.,тыс. т |
2011 г.,тыс. т |
2011 г. к |
2010 г |
2010 г. |
2011 г. |
||
Зерновые и зернобобовые культуры (в весе после доработки |
6 987,8 |
8 374,9 |
1 387,1 |
119,9 |
27,7 |
32,1 ^ |
|
Картофель |
7 831,1 |
7 721,0 |
-110,1 |
98,6 |
214 |
226 ^ |
|
Сахарная свекла |
3 773,4 |
4 485,1 |
711,7 |
118,9 |
395 |
453 ^ |
|
Овощи |
2 334,8 |
1 979,4 |
-355,4 |
84,8 |
247 |
273^ |
|
Льноволокно |
45,8 |
46,0 |
0,2 |
100,6 |
7,7 |
7,5 v |
|
По основным сельскохозяйственным культурам обеспечен рост урожайности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. При этом валовой сбор картофеля и овощей сложился ниже уровня прошлого года.
Снижение продуктивности дойного стада в 2011 г. связано с более низкой обеспеченностью концентрированными и травяными кормами, а также удорожанием стоимости импортного белка для производства комбикормов.
В 2011 г. всеми заготовительными организациями в хозяйствах населения закуплено крупного рогатого скота на 25,6% меньше, чем в 2010 г., закупки молока уменьшились на 10,5%.
По итогам января-ноября 2011 г. рентабельность продаж в сельском хозяйстве повысилась до 9,9%.
На долю организаций сельского хозяйства приходилось 24,8% всей просроченной кредиторской задолженности в республике. Просроченная кредиторская задолженность превысила просроченную дебиторскую задолженность в 5,7 раза. На 1 декабря 2011 г. на долю организаций сельского хозяйства приходилось 36,1% всей просроченной задолженности по кредитам и займам.
На протяжении всего 2011 г. промышленность демонстрировала высокие темпы роста, являясь одним из главных факторов, поддерживающих динамику ВВП.
Вместе с тем, начиная с апреля, динамика промышленного производства имеет тенденцию плавного замедления, и по итогам января-декабря темпы роста сложились на уровне нижней границы годового прогноза (109,1%).
При этом объем производства в декабре по сравнению с ноябрем 2011 г. увеличился на 1,6%.
Опережающий рост (110,8%) по сравнению с динамикой промышленности в целом на протяжении всего 2011 г. демонстрирует секция D «Обрабатывающая промышленность», прежде всего за счет высоких темпов прироста в видах деятельности производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (118,8%), производство машин и оборудования (111,8%) и транспортных средств и оборудования (133,2%).
Снижение производства (94,1%) по секции Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» при росте промышленного производства по основным энергоемким подсекциям обрабатывающей промышленности указывает на эффективность принимаемых мер по сокращению потребления топливно-энергетических ресурсов.
Рисунок 2.2. Темпы роста промышленного производства
На 1 января 2012 г. складские запасы организаций промышленности в фактических ценах составили 58,3% к среднемесячному объему производства, что на 1,7% ниже уровня, запланированного отраслевыми стратегиями.
Имевший место в последние месяцы рост складских запасов обусловлен главным образом корректировкой курса и переоценкой товаропроизводителями остатков готовой продукции, отгруженной на склад с учетом нового курса (в соответствии с п. 16 Постановления Белстата от 20 декабря 2010 г. №268 «Об утверждении указаний по заполнению в формах государственной статистической отчетности статистических показателей о производстве промышленной продукции (работ, услуг)».
Высокие темпы роста промышленности достигнуты при положительной динамике отдельных качественных параметров. Темп роста производительности труда за 11 месяцев 2011 г. составил 107,9% и опережает рост реальной заработной платы (104,3%) на 3,6 п.п. При этом сохраняется положительная динамика соотношения производительности труда и реальной заработной платы.
Вместе с тем данная тенденция складывается не за счет увеличения выработки на одного работающего, а главным образом, за счет снижения уровня реальной заработной платы в связи с инфляционными процессами.
Наиболее чувствительным к ситуации в экономике оказалось жилищное строительство. Прогнозный показатель по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов не выполнен.
Проводимая макроэкономическая политика сдерживания инфляционных процессов потребовала оптимизации объемов кредитования жилищного строительства. Тем не менее, за январь-декабрь 2011 г. введено в эксплуатацию 5487 тыс. кв. м общей площади жилых домов, что выше, чем было построено в среднем за год в прошлой пятилетке.
Принятые на строительном рынке меры по урегулированию цен позволили гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, получить квартиры в 2011 г. практически без инфляционной составляющей.
На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 74,2% инвестиций к предусмотренному объему на 2011 год.
Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 3498,4 тыс. кв. метров общей площади или 63,8% от общего объема ввода жилья.
Рисунок 2.3. Динамика ввода в действие жилья
Основной причиной невыполнения показателя по вводу жилья является сокращение объемов финансирования ОАО «АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» на цели строительства объектов жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также задолженность заказчиков за выполненные работы, что не позволяет обеспечить ритмичное строительство и ввод в эксплуатацию объектов, в соответствии с утвержденными графиками, сообщили в министерстве.
3 . Расходы бюджета на социальную сферу
3. 1 Состав, содержание и динамика расходов на социальную сферу
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий всем членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направляется в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам.
Расходы государственного бюджета отражают экономические отношения, возникающие в связи с распределение фонда денежных средств государства и его использованием по целевому, отраслевому и территориальному назначению. Рассмотрим основные расходы государственного бюджета Республики Беларусь в социальной сфере.
1. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240 с.
2. Заяц Н. Е, Фисенко М.К. Теория финансов — Мн.: Выш. шк., 1997.-368 с.
3. Закон РБ «О бюджете РБ на 1999 год» // Национальная экономическая газета Информбанк 1999 №10 стр. 2-8
4. Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия:
«Настольная книга бухгалтера». — Мн., Право и экономика, 192 с.
5. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период // Белорусский экономический журнал, 1999 №4 с. 4-16.
6. Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 1999 №3 с. 28-36.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л.
8. А. Дробозиной — М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
9. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, 383 с.
10. Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред. Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова — Мн.: Бестпринт, 1999.-368 с.
11. 11. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.Н. Шимов и др. — Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2006. — 751 с.
12. «Закон РБ «О республиканском бюджете на 2009 г.»» [Электронный ресурс] / Национальный правовой портал РБ. — Минск, 2009.
13. Струк Т.Г. Финансовая система Республики Беларусь. — Мн., 2006.