Расходы местного бюджета

Обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовая база местных органов власти – их бюджеты. Предоставленные этим органам бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении :

  • формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
  • распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что в бюджетной системе страны местные бюджеты являются самыми многочисленными. Самые серьезные трудности местного самоуправления обусловлены острой хронической недостаточностью финансовых средств для полноценного и сбалансированного развития муниципальных образований и правомерного и корректного расходования бюджетных средств.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей формирования расходов местных бюджетов, определение их роли в бюджетной системе Российской Федерации.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть сущность расходов местных бюджетов;
  • рассмотреть классификацию расходов бюджетов;
  • изучить основы разграничения полномочий в РФ;
  • проанализировать расходы бюджета на примере консолидированного бюджета МО «Турочакский район».

Объектом данной курсовой работы является расходы консолидированного бюджета МО «Турочакский район».

Предметом исследования является механизм расходования бюджетных средств на местном уровне.

2 стр., 779 слов

Местные бюджеты: особенности их формирования и использования

... Российской Федерацией и ее субъектами позволяет создать стабильные долговременные условия формирования местных бюджетов. По существу, речь идет о таких изменениях, которые можно назвать ... так и сферах формирования институцио­нальных основ финансовых отношений. практическую значимость актуальным Объектом исследования, Предметом исследования целью работы Глава 1. Местные бюджеты, как элемент бюджетной ...

При написании курсовой работы были использованы научные труды ведущих отечественных специалистов: Бабич А.М., Бушмина Е.В., Врублевской О.В., Грязновой А.Г., Казаковцевой М.В., Коростелёва Ю.В., Ляско А.К., Маркиной Е.В., Павловой Л.Н., Петрова Ю.М., Поляка Г.Б., Седельниковой Р.И., Хесина Я.Б., а так же учебная литература, Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы РФ, нормативно-правовые акты.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования расходов местных бюджетов

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Расходы местного бюджета – это выделение и использование финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах муниципальных образований согласно решению представительного органа о бюджетах на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать сбалансированность местных бюджетов и соблюдать установленные федеральными законами требования к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, а также к размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Республика Алтай является субъектом Российской Федерации и состоит из следующих административно- территориальных едениц:

  • 1 городской округ: Горно-Алтайск;
  • 10 муниципальных районов (аймаков): Кош-Агачского, Майминского, Онгудайского, Турочакского, Улаганского, Усть-Канского, Усть-Коксинского, Чемальского, Чойского и Шебалинского;
  • 92 сельских поселений, которые объединяют 246 населенных пунктов.

В состав Турочакского района входит:

  • 9 сельских поселений: Артыбашское, Бийкинское, Дмитриевское, Кебезенское, Курмач-Байгольское, Майское, Озеро-куреевское, Тондошенское, Турочакское;

— 40 населенных пунктов: с. Артыбаш, с. Бийка, с. Верх-Бийск,с. Каначак, с. Каяшкан, с. Иогач, с. Кебезень, с. Лебедское, с. Огни, с. Озеро-Куреево, с. Санькин Аил,с. Старый Кебезень, с. Тондошка, с. Усть-Лебедь, с. Усть-Пыжа, с. Тулой, с. Удаловка, с. Дмитриевка, с. Шунарак и др.

Формирование расходов местных бюджетов, как и бюджетов всех других уровней бюджетной системы, базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг.

Указанные нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации. В то же время, органы местного самоуправления могут увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в пределах своих финансовых возможностей.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания

делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели и т.п.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую работу органов государственной власти, местного

самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и предприятиям отдельных отраслей экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. [12]

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

На величину и структуру расходов бюджетов оказывает влияние объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства; социально-экономические задачи; функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления. [11]

Расходы бюджетов подразделяются также на процентные и непроцентные.

Процентные расходы — это расходы, направляемые на обслуживание государственного долга. Процентные расходы обусловлены наличием государственного внутреннего и внешнего долга. Они носят непроизводительный характер и зависят от объема заимствований, сроков займов, процентов по займам. Значительное воздействие на процентные расходы оказывает курс рубля по отношению к валютам, в которых произведены заимствования и производятся выплаты процентов. Поэтому при девальвации рубля расходы на обслуживание внешних займов возрастают, и, наоборот, при укреплении рубля они сокращаются. Непроцентные расходы представляют собой расходы бюджета за вычетом процентных расходов. Текущие и капитальные расходы бюджета — это часть непроцентных расходов. [12]

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3)кода классификации операций сектора государственн ого управления, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств — три знака, раздел — два знака, подраздел — два знака, код целевой статьи, включающий программный срез, — семь знаков, код вида расходов — три знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, — три знака.

Таблица 1. Классификации расходов бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств

Раздел

Подраздел

Целевая статья расходов

Виды расходов

Статья (подстатья) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов

Целевая статья

программа

подпрограмма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Классификация расходов бюджетных средств содержит 14 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы 101 подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. [10]

Разделы и подразделы являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации:

  1. общегосударственные вопросы:

функционирование Президента РФ;

функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и

муниципального образования;

функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

  • функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций;
  • судебная система;
  • обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;
  • обеспечение проведения выборов референдумов;

международные отношения и международное сотрудничество;

  • государственный материальный резерв;
  • фундаментальные исследования;
  • резервные фонды;
  • прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
  • другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона:

  • Вооруженные силы РФ;
  • модернизация Вооруженных сил РФ и воинских формирований;
  • мобилизационная и вневойсковая подготовка;
  • мобилизационная подготовка экономики;
  • подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
  • ядерно-оружейный комплекс;

реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

прикладные научные исследования в области национальной обороны;

  • другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

  • органы прокуратуры;
  • органы внутренних дел;
  • внутренние войска;
  • органы юстиции;
  • система исполнения наказаний;
  • органы безопасности;
  • органы пограничной службы;
  • органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;