Банк – это организация, работающая в особой сфере финансовых услуг. В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством, с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли.
Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков. В свою очередь, хорошая репутация, известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.
Актуальной задачей, стоящей перед российскими банками сегодня, является привлечение дешевых иностранных ресурсов в форме организации синдицированных кредитов, размещения облигационных займов, выхода на первичное публичное размещение акций (IPO), продажи пакетов акций или всего бизнеса путем слияний и поглощений (M&A).
В то же время основной проблемой отечественных кредитных институтов является их нетранспарентность, которая выражается: с одной стороны — в непрозрачности собственности, с другой — в «дутой» структуре капитала и активов банка. В ходе процедуры присвоения кредитного рейтинга банку рейтинговое агентство тщательно изучает структуру собственности банка, его основных клиентов, специализацию, финансовые соотношения. Полученная информация непосредственно отражается в рейтинговой оценке. Это важнейший сигнал для потенциальных инвесторов. Кредитный рейтинг банка имеет зачастую определяющее значение в процессе привлечения потенциальных инвесторов (например, в ходе road show), а также при последующем взаимодействии с ними (investor relations).
Присвоение кредитного рейтинга может определять отношения банков со своими клиентами. С 1 июля 2006 года страховые компании, согласно новым правилам, смогут размещать страховые резервы на банковских депозитах в объеме 40% от суммарной величины. Это будет происходить только в том случае, если данные банки имеют рейтинг международного агентства (большой тройки) не менее двух уровней от суверенного рейтинга России или рейтинг аналогичного уровня российского агентства. Банки, депонирующие значительные средства страховщиков, будут вынуждены получить кредитный рейтинг, чтобы не потерять своих ключевых клиентов.
Кредитный риск: методы оценки и регулирования (на материалах ...
... методов оценки и регулирования кредитного риска банка. В частности, это проблемы объективной оценки кредитоспособности должника, внесены предложения по регулированию кредитного риска банка, особое внимание уделено ... риск, связанный с клиентом банка, риск кредитного продукта, связанный с функционированием самого банка, и риск изменения внешней среды банка и заемщика. По типу заемщика кредитные риски ...
Большое значение кредитные рейтинги имеют и для собственников банка. Присвоенный рейтинг и его обоснование очень часто помогают понять собственнику результаты деятельности своих менеджеров, финансовую политику, а также те риски, которые могут повлиять на кредитоспособность банка.
Таким образом, при выборе экономическими агентами наиболее надёжного банка, финансовое состояние которого не вызывает сомнений, особую актуальность приобретает рейтинговая оценка коммерческих банков, позволяющая контрагентам получить независимую оценку деятельности банка.
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков. Поставленная цель обуславливает решение комплекса задач:
— изучить теоретические аспекты развития рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков(CAMEL);
— рассмотреть современные аспекты развития рейтинговой оценки коммерческих банков в мире и в Российской Федерации
— проанализировать рейтинговая оценка коммерческих банков Республики Татарстан.
Предметом работы являются экономические отношения, возникающие при рейтинговой оценке деятельности коммерческого банка.
Объектом исследования выступают коммерческие банки Российской Федерации и Республики Татарстан.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по теории управления, банковскому делу и финансам. В процессе работы были рассмотрены и использованы работы таких авторов как: Белых Л.П., Бугров А.В., Жарковская Е.П., Масленченков Ю. С., Лаврушин О.И., Молчанов, А.М., Ольшаный А.И, Ольхова Р.Г., Смирнов А.Л, Саркисянц А. Г., Товасиев А.М., Тосунян Г.А.., Турбанов А.В., Хандруев А.и другие. В работе использовались также данные официальной банковской статистики.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.
Универсальный характер кредитного учреждения, необходимость соответствовать «статусу» и придерживаться единой стратегии позиционирования в последнее время сочетается с требованием не только создания уникального имиджа с целью выделиться из огромного массива банковских структур, но и с ориентацией на различные рейтинговые агентства.
Кредитный рейтинг необходим российским банкам для успешной коммуникации с ключевыми участниками своей деятельности. Как уже отмечалось, с 1 июля 2006 года наличие кредитного рейтинга станет обязательным условием размещения 40% страховых резервов в банковских депозитах. Кроме того, растет число компаний, ответственно подходящих к процессу выбора банка. С ростом количества услуг, предоставляемых банком компании, растет и зависимость этой компании от финансовой устойчивости банка. Банкротство банка может нанести существенный урон бизнесу компании. Участники рынка это понимают, и наличие у банка кредитного рейтинга является большим плюсом для клиентов (компаний).
Анализ финансовой деятельности и оценка финансовых результатов предприятия
... выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, ... умножается на плановую единицу продукции, затем результаты суммируются по всем видам продукции: Р↑ВП = ... реальную возможность ее реализации. Анализ и оценка затрат на производство продукции ... Предприятия должны самостоятельно планировать свою деятельность, руководствуясь заключенными договорами с поставщиками ...
Рейтинг – метод сравнительной оценки деятельности нескольких банков, в основе которого лежит обобщенная характеристика по определенному признаку, который разрешает группировать коммерческие банки в определенной последовательности по степени убывания данного признака, отражающего различные стороны деятельности банков или деятельности коммерческого банка в целом [7, с.49].
Физические лица пока не уделяют рейтингам банков столь пристального внимания. В то же время, маркетинговые исследования показывают устойчивое повышение роли банковского бренда для клиентов –физических лиц. Кредитный рейтинг может стать сильнейшим инструментом маркетинговых кампаний и PR-акций, проводимых банком для населения. Наибольшего успеха достигнут те кредитные институты, которые смогут эффективно интегрировать рейтинговую оценку в бренд банка, сделать её понятной и информативной для потенциальных и существующих клиентов.
Кредитный рейтинг является необходимым условием для привлечения зарубежных инвестиций. Данное правило выполняется не только в развитых странах. Иностранные инвесторы, как правило, в состоянии с большей или меньшей точностью оценить страховые риски государства. Однако оценка «национальной премии за риск», то есть рисковой надбавки конкретного эмитента к уровню странового риска — это задача, невыполнимая для большинства иностранных инвесторов. Зарубежные модели риск-менеджмента неэффективны перед деятельностью национальных банков, имеющей свою специфику. Поэтому проводить оценку финансовой устойчивости национальных эмитентов, в частности, российских кредитных институтов, должны специалисты, знающие особенности ведения бизнеса в конкретной стране. Дистанционный анализ финансовой устойчивости на базе отчетности (даже построенной по международным стандартам) будет заведомо неполным. Для получения комплексной оценки необходимо взаимодействие с менеджментом и ключевыми сотрудниками банка, проведение интервью и дополнительная информация. Важнейшим преимуществом национальных рейтинговых агентств является точное понимание отчетности, предоставляемой им по российским стандартам. Последняя, в свою очередь, является более детализированной и позволяет во многих случаях лучше понять конкретные аспекты деятельности банка и увидеть его потенциальные проблемы.
Практически во всех странах мира функционирование банковской системы в большей степени подвержено государственному надзору и управлению, чем операции других экономических агентов, что, в свою очередь, обуславливает увеличение роли системы мониторинга и оценки деятельности финансовых учреждений.
- СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В МИРЕ И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Международные рейтинговые агентства имеют большой опыт в присвоении рейтингов на мировом рынке финансов. Эти агентства ориентируются на международную отчетность.
В итоговом коммюнике саммита стран «Большой двадцатки» (G20) в г. Питтсбурге (США) (сентябрь 2009 г.) содержится положение о необходимости завершения разработки стандартов для рейтинговых агентств до 2011 года. Страны «G20», представляющие крупнейшие национальные экономики и Европейский Союз, пришли к мнению о том, что деятельность кредитно-рейтинговых агентств должна осуществляться под регуляторным контролем, предусматривающим
Теоретические основы рейтинга ценных бумаг
... денежного рынка. 2 Рейтинг ценных бумаг в России и США Последние 20 лет ознаменовались бурным развитием рейтинговой деятельности практически во всех ... оценки различаются: Кредитный рейтинг заемщика (эмитента). К этому виду рейтинга относятся суверенный рейтинг, рейтинги административно-территориальных образований, кредитный рейтинг предприятий или партнера по сделкам. Рейтинг ценных бумаг ...
G20 (Группа двадцати, официально: англ. Group of Twenty Finanсe Ministers and Central Bank Governors) — формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик: 19 крупнейших экономик и Европейский Союз (ЕС) [13, с.149].
Регулирование рейтинговой деятельности в Европейском Союзе основано на использовании рейтинговых оценок инвесторами, заемщиками, эмитентами, правительствами и иным лицами при принятии решения об инвестициях и финансировании. В этой связи, 14 июля 2009 г. Европейский Парламент (European Parliament) и Совет Европейского Союза (Council of the European Union) одобрил нормативный документ, регулирующий деятельность рейтинговых агентств («Положение») — Regulation on Credit Rating Agencies. Регулирование направлено на то, чтобы обеспечить, что кредитные рейтинги, используемые в Европе, в первую очередь в случаях, прямо предусмотренных европейским законодательством, высокого качества, и агентства, которые присваивают такие рейтинги соответствуют определенным установленным требованиям.
Одной из наиболее популярных и широко используемых на практике методик оценки финансового состояния банка является методика CAMEL.
Задача определения рейтинга по данной методике состоит в объективной оценке кредитно-финансового учреждения вне зависимости от его величины.
Данный подход основан на анализе пяти групп коэффициентов: С (Capital Adequacy — достаточность капитала); А (Asset Quality — качество активов); М (Management Factors — факторы управления); Е (Earnings — доходы); L (Liquidity — ликвидность).
Специалистами ООО НВП «ИНЭК&raqo; была предложена система аналитических показателей CAMEL, адаптированная под стандарты российской финансовой банковской отчетности (табл. 1–5 приложения 1).
Система рейтинга CAMEL имеет иерархическую структуру и включает следующие компоненты[9, с.114]:
1. Достаточность капитала, которая подразумевает оценку размера капитала банка, его достаточность для защиты интересов вкладчиков и поддержки платежеспособности.
2. Качество активов, отражающее способность обеспечить возвращение активов, влияние предоставленных проблемных займов на общее финансовое состояние банка.
3. Качество управления, выступающее в роли оценки методов управления банком с точки зрения эффективности деятельности, установленного порядка работы, методов контроля.
4. Доходность, показывающая достаточность прибыли банка для его перспективного развития.
5. Ликвидность, отражающая способность банка к своевременному и полному выполнению требований о выплатах по обязательствам.
Управление финансовыми активами компании
... управление активами предприятия. Цель работы: изучить управление финансовыми активами компании. Задачи работы: рассмотрение управления внеоборотными активами; рассмотрение управления оборотными активами; рассмотрение управления финансовыми активами в условиях кризиса. 1. Управление внеоборотными активами Обеспечение эффективность использования внеоборотных активов требует постоянного управления ...
Оценка каждого рейтинга осуществляется с помощью показателей, указанных в инструкции Банка России от 26.03.2004 № 254-П и от 20.03.2006 № 283-П. [5].
Таким образом, анализ показателей дает возможность оценить общее текущее финансовое состояние коммерческого банка.
В результате введения дополнений, связанных с повышением внимания к вопросам качества управления риском (критерий S), была пересмотрена Единая система установления рейтинга финансовых учреждений, получившая название CAMELS.
При использовании данной рейтинговой системы финансовые учреждения получают многокритериальную оценку[21, с.16]:
где (1)
q1 =C, q2 = A , q3 = M, q4 = E, q5 =L, q6 =S, qi =1,5.
Затем рассчитывается интегральная оценка CAMELS:
(2)