Актуальность темы курсовой работы. Человеческое общество характеризуется постоянным развитием и стремлением к безопасности. Выживание является основным природным инстинктом, а также личностно и социально обусловленной потребностью, благодаря которой люди живут и развиваются на планете. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно (даже в случае наступления каких-либо неприятностей) люди совершенствуют такую сферу, как страхование [14, с.5].
В современном понимании страхование представляет собой экономические отношения по формированию и использованию страхового фонда, предназначенного для возмещения ущерба, причиненного различного рода неблагоприятными событиями. В любом обществе возможны бедствия, влекущие за собой материальный ущерб или иной урон (утрата здоровья, трудоспособности, жизни), нанесенный юридическим и физическим лицам. Страхование одна из разновидностей человеческой предусмотрительности, направленной на сохранение материального благополучия при наступлении случайных и непредсказуемых событий.
Термин «страхование» (страховка, подстраховка) употребляется для обозначения поддержки, гарантии удачи в чем-либо, в настоящее время все чаще используется в значении инструментов защиты имущественных интересов физических и юридических лиц.
В условиях современного общества страхование превратилось в универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, законных интересов предприятий, организаций, учреждений, граждан [20, с.3].
Страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
В мировой практике обязательное страхование осуществляется только на основании соответствующих нормативно-правовых актов. При разработке проектов законов, регламентирующих обязательное государственное страхование, необходимо обеспечивать:
– направленность видов обязательного страхования на защиту гарантированных Конституцией Республики Беларусь прав и свобод граждан;
– сохранение, а при необходимости – увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования;
–единство основных положений, порядка и условий проведения обязательного страхования в Республике Беларусь.
Отличительными признаками обязательного государственного страхования являются:
- особый источник финансирования — бюджетные средства;
- специальный состав застрахованных лиц – государственные служащие определенных категорий;
- особый круг объектов страхования – жизнь, здоровье и имущество государственных служащих;
- основание для возникновения страховых отношений – закон или иной нормативный акт;
- страховщиком выступает, как правило, государственная организация;
- размер страховой премии определяется законом;
– общие правила о страховании к обязательному государственному страхованию применяются лишь в субсидиарном порядке.
Социальное страхование как институт социальной защиты
... а именно: застрахованного, предприятия и государства. Социальное страхование - это система полноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а также взаимного страхования. 1. Социальные институты, их происхождение и сущность Общество как ...
Ещё одной особенностью обязательного страхования, является его всеобщность, что означает обязательность заключения договора страхования для всех субъектов указанных в законе.
Закон определяет круг страховых организаций, которым поручается проведение обязательного страхования.
Основной страховой компанией, на которую возложена государством обязанность обязательного страховая является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
1 Понятие и сущность обязательного страхования
Страхование — это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью).
Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика).
Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они «оседают» в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не
может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня [17,с. 14].
Таким образом, можно сделать вывод, что страхование-это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами.
Как правило, страхование осуществляется на основе добровольного волеизъявления сторон, и большая часть договоров страхования заключается именно на этой основе. Однако когда страховая защита тех или иных объектов связана с интересами не только отдельного страхователя, но и всего общества, государство устанавливает обязательную форму страхования.
Обязательное страхование осуществляется государственными страховыми организациями и (или) страховыми, в уставных фондах которые более 50 процентов долей) простых (обыкновенных) или иных голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь [15.с. 148].
Обязательное страхование проводится на основе соответствующих законодательных актов, в которых предусмотрены: перечень объектов, подлежащих страхованию; объем страховой ответственности; уровень (нормы) страхового обеспечения, основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании; порядок установления тарифных ставок страховых платежей и некоторые другие вопросы [17, с. 41].
Роль страхования в современном мировом сообществе. Значение страхования ...
... в инвестиционной деятельности страховых организаций, в пополнении за счет части прибыли (дохода) от страховых и других хозяйственных операций доходов государственного бюджета страны. Современное государство широко использует категорию страхования в форме социального страхования ...
Перечень нормативных актов осуществляющих обязательное страхование ограничен. В основном – это законы о страховании ответственности, то есть законы, в соответствии с которыми страховая организация обеспечивает выплату страхового возмещения третьему лицу за ущерб, причиненный ему страхователем в процессе своей деятельности, как по объективным, так и субъективным причинам, или в результате неприятия необходимых предупредительных мер. Это касается страхования ответственности перевозчика, ответственности владельца автотранспортного средства и др. Ущерб, связанный с данными рисками может быть очень велик. Зачастую он не может быть в полной мере возмещен виновной стороной, поэтому государство использует механизм страхования, регулируемый именно законом [16, с. 28].
При обязательном страховании достигается полнота объектов страхования. С другой стороны, обязательная форма страхования исключает выборочность отдельных объектов страхования, присущую добровольной форме. Тем самым имеется возможность за счет максимального охвата объектов страхования при обязательной форме его проведения применять минимальные тарифные ставки, добиваться высокой финансовой устойчивости страховых операций [17, с. 42].
Цель обязательного страхования — необходимость защиты интересов третьих лиц в случаях причинения им ущерба, а также предоставление дополнительных гарантий по защите имущественных интересов, риска причинения вреда жизни и здоровью лиц выполняющих какие-либо общественно-полезные функции или подвергающихся дополнительной опасности.
Обязательное страхование возникает при наличии одного из следующих условий:
- добровольное страхование подобных рисков коммерчески невыгодно страховщикам;
- добровольное страхование слишком дорого для страхователя;
- сам страхователь недооценивает серьезность таких рисков.
Обязательное страхование организовывается в двух формах: собственно обязательного и государственного обязательного страхования.
Как обязательное страхование, так и государственное обязательное страхование представляет собой возникшие в силу закона отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц. Однако обязательное страхование производится за счет средств самих страхователей, а обязательное государственное страхование – за счет средств бюджета [16, с. 27].
Обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования. Исключение из этого правила составляет государственное обязательное страхование, которое может осуществляться в бездоговорной форме.
Ещё одной особенностью обязательного страхования, является его всеобщность, что означает обязательность заключения договора страхования для всех субъектов указанных в законе. Уклонение от этой обязанности может повлечь определённые правовые последствия, как для страхователя, так и для страховщика.
Страхование от пожаров. Анализ влияния системы обеспечения пожарной ...
... аудита пожарной безопасности)". Любое юридическое или физическое лицо может провести независимую оценку риска возникновения пожара на принадлежащем ему объекте, но это не имеет ничего общего со страхованием. Страховщик (страхования ... вида страхования - обязательное и добровольное. Классификацией видов страхования, установленной ... страховании» Обязанность страховать гражданскую ответственность за ...
2 Принципы организации обязательного страхования, Обязательную форму страхования отличают следующие принципы:
1) Принцип обязательности. Обязательное страхование устанавливается законодательным актом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующий объект, а страхователи – вносить причитающиеся страховые взносы.
Законодательный акт предусматривает перечень страховых объектов, объем страховой ответственности, уровень или нормы страхового покрытия, периодичность внесения страховых взносов и их размеры, основные права и обязанности страховщика и страхователей. Операции по обязательному страхованию проводятся государственными страховыми организациями, если законодательством не предусмотрено иное. Государство гарантирует выплату страхователям страховых сумм и страхового возмещения при наступлении страховых случаев, если обязательное страхование проводилось государственной страховой организацией [16, с. 25] .
Представители ряда негосударственных страховых компаний выступают за использование договорного порядка обязательного страхования и проведение его на основании выданной лицензии. Аналогичной точки зрения придерживаются и иностранные специалисты. Такой подход к обязательному страхованию обеспечит конкуренцию страховщиков даже в рамках единых условий страхования и, соответственно, право страхователей на выбор страховой организации. Принцип обязанности в данном случае будет распространяться только на страхователя.
2) Принцип сплошного охвата. Все указанные в законодательном акте объекты подлежат сплошному охвату данным видом страхования. Для этого страховые органы ежедневно проводят по всей стране регистрацию застрахованных объектов, начисление страховых платежей и их взимание в установленные сроки.
3) Принцип автоматичности. Страхование автоматически распространяется на объекты, указанные в законодательном акте. Страхователь не должен заявлять в страховой орган о появлении в хозяйстве подлежащего страхового объекта. Он автоматически включается в сферу страхования. При очередной регистрации он будет учтен, а страхователю – предъявлены к уплате страховые взносы [16, с. 26]
4) Принцип независимости действия страхования от внесения страховых платежей. Обязательное страхование действует независимо от сроков уплаты страховых взносов. В случае если страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае если застрахованное имущество погибло или было повреждено, но при этом еще не было оплачено страховыми взносами, страховое возмещение выплачивается с удержанием задолженности по страховым платежам. На не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени.
5) Принцип бессрочности. Обязательное страхование действует в течение всего периода, пока страхователь пользуется застрахованным имуществом. При переходе имущества к другому страхователю действия страхования не прекращается. Оно теряет силу только при гибели застрахованного имущества.
6) Принцип нормирования страхового покрытия. Страховая сумма и страховое возмещение устанавливаются законодательными актами либо в процентах от страховой сум мы, либо в абсолютных величинах [16, с. 27] .
Страхование имущества предприятий и организаций
... эффективности страховой деятельности. Объем и структура результатов. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 1. Экономическая сущность, значение и виды страхования имущества предприятий и ...
Все вышеуказанные принципы обязательного страхования направлены на обеспечение нормальной жизнедеятельности граждан Республики Беларусь, на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц нашей страны.
3 Обязательное страхование: основные виды и их характеристика
В Республике Беларусь действует достаточно широкая система обязательного страхования, охватывающая интересы как физических, так и юридических лиц.
Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» в Республике Беларусь осуществляются следующие виды обязательного страхования:
– обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам; – обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;
– обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь;
– обязательное страхование ответственности коммерческих организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, за причинение вреда в связи с ее осуществлением;
– обязательное страхование с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птиц;
– обязательное страхование гражданской ответственности временных (антикризисных) управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– обязательное государственное страхование (предусмотренное в законодательстве обязательное страхование жизни, здоровья и (или) имущества граждан за счет средств соответствующего бюджета).
В связи с созданием Евразийского экономического союза до 2015 г. Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан запланировали кодифицировать международные договоры, составляющие нормативно – правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. Принятие Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности» обусловлено как правоприменительной практикой, так и предстоящей гармонизацией законодательства [19].
Новая редакция Положения о страховой деятельности в Республики Беларусь, утвержденного Указом № 165 вводит два новых вида обязательного страхования, на которые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание, а именно:
1) Обязательное страхование гражданской ответственности за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов (гл. 20 Положения);
2) Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов ( гл. 21 Положения) [19].
В своей курсовой работе я остановлюсь на некоторых из них.
Обязательное страхование жилых домов для физических лиц введено с 1 января 1998 Декретом Президента Республики Беларусь от 08.10.1997 №18 («Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам») [6], а ныне продолжает действовать и регулируется Положением о страховой деятельности в Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 25.08.2006 №530 «О страховой деятельности» (глава 10 «Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам») [9].
Терминология и классификация страхования
... К имуществу, подлежащему обязательному страхованию, относятся находящиеся в собственности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства строения (жилые дома, хозяйственные постройки). Объекты, страховые случаи, страховые тарифы и другие ...
Страховщиком по обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
Объектом страхования являются строения (жилые дома, хозяйственные постройки), принадлежащие на праве собственности гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Страхователями являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которым строения, подлежащие обязательному страхованию, принадлежат на праве собственности.
Собственником строений является лицо, которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения этими строениями. Если строения принадлежит нескольким собственникам, учету для целей обязательного страхования подлежит каждая часть строения.
В случае перехода строения подлежащего обязательному страхованию, к другому собственнику права и обязанности страхователя переходят к новому собственнику, который обязан уплачивать страховые взносы в установленном порядке.
Обязательному страхованию не подлежат: ветхие строения, если они не используются для хозяйственных нужд; строения, принадлежащие гражданам, место пребывания которых неизвестно;
- садовые домики (дачи);
– строения в населенных пунктах, которые используются гражданами периодически под садовые домики (дачи);
- гаражи;
- приватизированные квартиры в жилых многоквартирных домах.
К страховым случаям относятся уничтожение или повреждение строений в результате пожара, взрыва, удара молнии, бури, урагана, смерча, наводнения, ливня, града, обвала, оползня, паводка, выхода подпочвенных вод, просадки грунта, аварии отопительной системы, водопроводных и канализационных сетей, падения пилотируемых летательных аппаратов, а также случаи, когда для прекращения распространения пожара либо в связи с внезапной угрозой стихийного бедствия, указанного выше, необходимо было разобрать строения и перенести их в другое место.
Порядок проведения обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам, определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 1998 года № 16 [12] . Учет строений, подлежащих обязательному страхованию, определение их страховой стоимости и исчисление страховых взносов производятся страховщиками ежегодно по состоянию на 1 января. Страховая стоимость строений для целей обязательного страхования определяется по их действительной стоимости по состоянию на 1 января каждого календарного года. Определение страховой стоимости строений производится при обязательном участии страхователя либо уполномоченного им лица.
Страховая сумма по обязательному страхованию строений составляет 50 % их страховой стоимости. Страховой взнос начисляется по установленному страховому тарифу в размере 0,2 % от страховой суммы. Страхователи обязаны уплатить страховые взносы ежегодно до 1 ноября.
Налоговая система Республики Беларусь
... на любые вопросы, возникающие при исполнении своих налоговых обязательств. С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь ... налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды). По принципам построения выделяют следующие налоги: ...
Инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица, неработающие пенсионеры и инвалиды, размер пенсий которых не превышает двух базовых величин (при отсутствии совместно проживающих трудоспособных членов семьи), освобождаются от уплаты страховых взносов.
Неработающие пенсионеры и инвалиды, размер пенсий которых не превышает трех базовых величин, имеют право на 50%-ную скидку с суммы страховых платежей [18].
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств введено в действие Декретом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 года №8 [7] . Порядок и усиление проведения страхования, а также Временное положение «О Белорусском бюро по транспортному страхованию» определен Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. № 100 [10] .
Объектом обязательного страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный при эксплуатации этих средств в дорожном движении на территории Республики Беларусь жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц.
Субъектами обязательного страхования являются: страхователь; страховщик; Белорусское бюро по транспортному страхованию; потерпевший.
Страхователи – это юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь), являющиеся законными владельцами транспортных средств, а также другие лица уполномоченные владельцем управлять транспортным средством.
Страховщиками выступают страховые организации, являющиеся членами Белорусского бюро по транспортному страхованию, и получившие в установленном порядке лицензию органов страхового надзора на проведение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страховым случаем является факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу лица владельцем транспортного средства (лицом, уполномоченным им управлять транспортным средством) в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) [16, с. 263].
Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда: жизни, здоровью и (или имуществу лица вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего); владельцу транспортного средства (лицу, уполномоченному им управлять транспортным средством) который в установленном порядке признан виновным в совершении ДТП; имуществу в виде наличных денег, драгоценностей, ценных бумаг, документов и коллекций; в результате ДТП, не зарегистрированных компетентными органами; загрязнением окружающей среды или повреждения ее объектов.
Владельцы транспортных средств обязаны в требуемом порядке заключить со страховой организацией, имеющей лицензию на проведение обязательного страхования автогражданской ответственности и являющейся членом Белорусского бюро по транспортному страхованию, другое обязательное страхование своей гражданской ответственности по всем эксплуатируемым или транспортным средствам.
Размер страхового взноса устанавливается дифференцированно в зависимости от технических характеристик, количества транспортных средств и сроков их страхования. Если одним и тем же транспортным средством имеют право управлять по доверенности другие лица, то условия заключенного владельцем другого страхования распространяется и на них без взимания дополнительного страхового взноса. Уплата взноса производится единовременно, но при страховании на один год взнос может уплачиваться в два этапа: 50 % – при заключении и другие 50 % – в течение 6 месяцев со дня заключения другого. Из страхового взноса производятся отчисления:
Личное страхование в Республике Казахстан
... рынка. 2. Особенности личного страхования в республике Казахстан 2.1 Проблемы развития сферы личного страхования в РК и пути их решения Личное страхование, и особенно страхование жизни, - развитая и экономически значимая отрасль страхования в европейских странах. В Казахстане существует ...
- в страховой резерв – 60-65 %;
- в фонд предупредительных мероприятий – 8 – 10 %
- на ведение дела страховщика – 15 – 20 %.
Однако конкретный размер отчислений устанавливается страховщиком в зависимости от суммы выплат пострадавшим и по согласованию с республиканским органом государственного управления по надзору за страховой деятельностью.
Страховщик в соответствии с заключенным договором обязательного страхования, возмещает потерпевшему вред в пределах лимитов ответственности. Лимит ответственности – это предельная сумма страхования, выплачиваемая потерпевшему за причиненный страхователем вред. Договор страхования заключаются, как правило, на год, при сезонном использовании транспортного средства другие страхования может быть заключен на срок от 3 до 12 месяцев.
При приобретении или получении транспортного средства владельцем, гражданская ответственность которого не была застрахована, договор страхования должен быть заключен на период со дня приобретения транспортного средства до дня его регистрации либо выезде за пределы Республики Беларусь.
Владелец транспортного средства, выезжая на территорию республики должен заключить договор страхования на весь период пребывания транспортного средства на указанной территории, но не менее чем на 15 суток.
Договор страхования не заключаются, если владелец средства застраховал гражданскую ответственность в государстве, с уполномоченной организацией которого Белорусское бюро по транспортному страхованию заключило соглашение о взаимном признании договоров обязательного страхования автогражданской ответственности.
Мировая практика свидетельствует, что для того чтобы жертва автомобильной аварии смогла получить возмещение нанесенного ущерба даже в том случае, если это произведено, не установленным лицом или же не застрахованным объектом, за счет страховых премий должны быть созданы гарантийные страховые фонды. Названным выше Указом президента Республики Беларусь регламентируется, что обеспечение страховых гарантий по обязательному страхованию автогражданской ответственности и для защиты потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий создаются специальные фонды. Фонды формируются за счет вступительных взносов страховщиков.
Средства фонда защиты потерпевших предназначаются для расчетов с пострадавшими от не установленных транспортных средств, а также для компенсации ущербов, причиненных незастрахованными водителями и автомобилями, угнанными у законного владельца. Для получения возможности заключать договоры страхования авто гражданской ответственности (как в обязательной, так и в договорной форме), страховщики должны вступить в члены Белорусского бюро по транспортному страхованию (ББТС), и внести в фонд защиты потерпевших денежный взнос в размере, эквивалентном 60тыс. евро.
Средства фонда страховых гарантий предназначены для обеспечения платежеспособности ББТС перед аналогичными страховщиками других стран при достижении договоренностей о взаимном признании договоров обязательного страхования. Взнос в фонд страховых гарантий установлен в размере, эквивалентном 100 тыс. евро, и страховой компании для уплаты его для получения статуса полного члена ББТС, что дает им право осуществлять страхование на территории республики и за границей.
Финансовые основы страховой деятельности
... к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, ... носят обязательный характер, это основа финансовой устойчивости и гарантия платежеспособности страховщика. Резервы, назначение которых вытекает из экономической сущности категории страхования, имеют ...
Размер указанных взносов может пересматриваться наблюдательным советом бюро исходя из финансовых результатов деятельности бюро по согласованию с республиканским органом государственного управления по надзору за страховой деятельностью.
Использование в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования влечет наложение штрафа на владельца средства, на юридическое лицо и предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица – в размере 15 минимальных заработных плат, на физическое лицо – в размере 5 минимальных заработных плат. Совершение при этом лицом, уполномоченным управлять транспортным средством, дорожно-транспортного происшествия, влечет наложение штрафа на владельца транспортного средства: на юридическое лицо и предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без юридического образования – в размере 25 минимальных зарплат, на физическое лицо – в размере 10 минимальных зарплат.
Эксплуатация в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за границей, без договора обязательного страхования авто- гражданской ответственности, имеющего силу на территории республики, влечет наложение штрафа на лицо, управляющее этим средством, в размере – 200 дол. США. При отказе владельца транспортного средства или лица, уполномоченного им управлять, заключить договор страхования, транспортное средство не подлежит пропуску через таможенную границу Республики Беларусь [15, с. 268].
Обязательное страхование пассажиров регулируется Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь, принятым 4 января 1996 года №11 [13] . В соответствии с данным Постановлением, страхование проводится от несчастных случаев, которые могут произойти с пассажирами, перевозимыми воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом республики, независимо от форм собственности.
Застрахованными являются гражданами Республики Беларусь, лица без гражданства и иностранные граждане, которые приобрели билет на указанные выше средства транспорта во время поездке (полета) или пребывания на вокзале, в порту, на станции, на пристани. Пассажиры считаются застрахованными с момента объявления посадки в средства транспорта до момента оставления вокзала, порта, станции, пристани назначения.
Транзитные пассажиры считаются застрахованными в период пересадки, если они находятся на территории вокзала, порта, станции, пристани.
Страховым событием является травма, полученная пассажиром, или смерть в результате несчастного случая, происшедшего с ним в период нахождения в пути. Несчастным является случай, при котором здоровью пассажира, помимо его желания, наносятся ущерб, вследствие неожиданного воздействия на его тело внешних сил.
Обязательное страхование не распространяется на пассажиров:
– всех видов транспорта международных сообщений (за исключением территории государств – участников Содружества Независимых Государств и стран Балтии);
- всех видов транспорта пригородного сообщения;
- внутригородского автомобильного и электрического транспорта, а также метро;
- внутреннего водного транспорта на прогулочных и экскурсионных линиях.
Страховая сумма и страховой взнос . Страховая сумма по обязательному страхованию пассажиров составляет 100 минимальных зарплат.
Застрахованному пассажиру при полной утрате им общей трудоспособности в результате несчастного случая на транспорте выплачивается страхования сумма в размере 100 минимальных зарплат. При частичной утрате общей трудоспособности выплачивается часть указанной суммы, соответствующая проценту утраченной трудоспособности.
В случае гибели застрахованного пассажира страховая сумма в полном объеме выплачивается его наследникам.
Страховой взнос в размере 2 % от стоимости билета включается в стоимость билета (путевки, счета на оплату при коллективных поездках) и взимается с пассажира при продаже билета транспортной организации.
Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в соответствии с действующим законодательством, подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страховых взносов.
Документом, подтверждающий несчастный случай, является акт, который транспортная организация обязана составить о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте, и вручить его пассажиру или наследникам.
Порядок взаиморасчетов по обязательному страхованию пассажиров между страховщиком (государственной страховой организацией) и транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров, определяется страховщиком по согласованию с Министерством финансов.
Статьей 33 Закона «О страховании» установлено, что для предохранения от несчастных случаев страховых организаций, проводящей операции по обязательному страхованию, создается фонд превентивных мероприятий. Данный фонд образуется страховой организацией до определения налогооблагаемой базе, имеет строго целевое назначение и используется для финансирования конкретных мероприятий. Учет средств, перечисляемых страховщиком на предупредительные мероприятия, осуществляется в соответствии с Разъяснением Министерства финансов от 23 января 1996 года № 96 [9].
Обязательное медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь осуществляется по правилам гл.13 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006г. № 530 [9].
Страхователем по указанному виду страхования выступает юридическое или физическое лицо, заключившее договор обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь.
Объектом обязательного медицинского страхования являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни или здоровью застрахованного лица, а также с затратами медицинских учреждений по оказанию ему скорой и неотложной медицинской помощи.
Страховым случаем признается расстройство здоровья застрахованного лица вследствие внезапного заболевания или несчастного случая, наступившего в период действия договора обязательного медицинского страхования, что потребовало оказания скорой и неотложной медицинской помощи и повлекло затраты медучреждений по ее оказанию.
Иностранные граждане при въезде в Республику Беларусь обязаны иметь договор обязательного медицинского страхования, заключенный с белорусской страховой организацией, или договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой организацией. Наличие договора обязательного медицинского страхования, заключенного с белорусской страховой организацией, и договора медицинского страхования, заключенного с иностранной страховой организацией, подтверждается страховым полисом [15, с. 150].
Договор медицинского страхования, заключенный с иностранной страховой
организацией, должен: содержать наименование, указание на место нахождения, текущий счет иностранной страховой организации, фамилию, имя и адрес иностранного гражданина; распространять свое действие на территорию Республики Беларусь; действовать в течение периода пребывания иностранного гражданина на территории Республики Беларусь; предусматривать страховую сумму не ниже 10000 евро.
Не подлежат обязательному медицинскому страхованию:
– главы государств и правительств иностранных государств, главы и члены парламентских, правительственных и иных официальных делегаций, технический персонал этих делегаций;
– главы и сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств, органов международных организаций и межгосударственных образований, а также члены их семей;
– сотрудники Организации Объединенных Наций и ее специальных учреждений, документированные проездными документами ООН;
- члены экипажей воздушных судов международных авиалиний, бригад поездов международного сообщения;
– члены экипажей иностранных военных самолётов, военнослужащие иностранных государств, прибывши в Республику Беларусь для участия в совместных военных учениях;
– лица, пребывающие в Республике Беларусь в целях осуществления пограничной представительской деятельности;
– граждане государств, с которыми действуют международные договоры, регулирующие вопросы оказания бесплатной скорой и неотложной медицинской помощи;
– иностранные граждане, ходатайствующие о предоставлении им статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь;
– иностранные граждане, следующие через территорию Республики Беларусь транзитом на поездах международного сообщения, воздушных гражданских судах международных авиалиний;
- отдельные иные категории иностранных граждан [18].
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – одна из самых крупномасштабных страховых программ, реализованных в Республике Беларусь. Введена она с 1 января 2004 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [8].
В настоящее время порядок и условия проведения регулируются Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (глава 16 «Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) [9].
Обеспечивает финансовую защиту имущественных интересов застрахованных и иных физических лиц, связанных с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Компенсируя существенные материальные потери граждан в случае причинения их жизни или здоровью вреда, связанного с исполнением ими своих трудовых обязанностей, вносит важный вклад в общую систему социальной защиты населения.
Страхователями являются организации, их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан, или обеспечивают их деятельность.
Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат жизнь и здоровье граждан:
–выполняющие работу на основании трудовых договоров (контрактов); –являющиеся лицами, назначенными на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, а также судьями;
– работающие на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем; – выполняющие оплачиваемые работы на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;
– являющиеся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, а также руководителями организаций – единственными собственниками их имущества; – являющиеся в соответствии со статьей 30 Кодекса Республики Беларусь
об образовании обучающимися (за исключением курсантов и слушателей) и
привлекаемых к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, а также являющихся клиническими ординаторами;
–содержащиеся в организациях уголовно-исполнительной системы, находящиеся в лечебных профилакториях и привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ [15.c.151].
Важнейший принцип гарантированности застрахованным права на страховое обеспечение обеспечивается:
- достаточным страховым резервом, формируемым на солидарной основе за счет взносов страхователей;
–профессиональным квалифицированным подходом страховщика к урегулированию страховых случаев и назначению страховых выплат; – заявительным принципом назначения страховых выплат; – независимостью страхового обеспечения от финансового состояния страхователя-причинителя вреда [18].
Данный вид страхования призван обеспечить экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска за счет установления дифференцированных страховых тарифов . С помощью страховых фондов, формируемых за счет страховых взносов по данному страхованию осуществляется финансирование предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4 Обязательное государственное страхование
Согласно ст. 859 ГК Республики Беларусь для обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законодательством может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и (или) имущества граждан [1, ст. 859].
Данная форма страхования реализует защиту имущественных интересов определенных категорий государственных служащих в Республике Беларусь, связанных с их жизнью, здоровьем и трудоспособностью, которым мог быть нанесен ущерб в результате исполнения этими лицами своих служебных обязанностей. Обязательное государственное личное страхование вводится на территории Республики Беларусь постановлениями Правительства, в которых определяется страховые случаи, застрахованные лица, размер страховой суммы, подлежащей выплате, порядок выплаты, случаи отказа от выплаты страховой суммы и другие вопросы [16, c. 277].
В соответствии с законодательством обязательному государственному страхованию подлежат:
– лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на случай гибели (смерти), ранения (контузии), заболевания, полученных в связи с осуществлением служебной деятельности [4];
– военнослужащие (военнообязанные, призванные на сборы) на весь период прохождения ими службы (сборов) на случай их гибели (смерти), ранения, контузии, увечья (травмы), заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы [5];
– прокурорские работники на случай гибели (смерти), ранения (контузии), увечья, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей [2];
– судьи на случай гибели (смерти) в период работы или после увольнения с должности, если она наступила по причине телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением ими служебных обязанностей [6].
Обязательное государственное страхование судей регламентируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 1995 года № 287. Оно введено на территории нашего государства с 1 мая 1995 года. Постановлением определен порядок и условия данного вида страхования на случай гибели (смерти), ранения, контузии, увечья или иного повреждения здоровья (далее – ранения), связанных с исполнением судьями служебных обязанностей, а также осуществления выплат в случае причинения вреда здоровью или гибели членов семьи (иждивенцев) судьи в связи с исполнением им служебных обязанностей.
Указанное страхование производится за счет средств республиканского бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Страхователем выступает Министерство юстиции, которое ежеквартально перечисляет страховые взносы на счет Белгосстраха, включая 6 % от сумм этих платежей на расходы органов государственного страхования. Страховые суммы выплачиваются в виде единовременных денежных пособийв случаях:
– гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила по причине телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением им служебных обязанностей, – его наследникам в размере 15-летней заработной платы судьи; – причинения судье увечий или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, — в размере трехгодичной заработной платы судьи; – причинения судье телесных повреждений или иных повреждений здоровья, которые не вызвали стойкой утраты трудоспособности и не исключают профессиональную дальнейшую деятельность – а размере годовой зарплаты судьи; – получение тяжелого ранения, которое не вызвало инвалидности, — в размере 10 минимальных зарплат; легкого ранения – 5 минимальных зарплат.
Заявление о выплате страховой суммы застрахованный (члены его семьи, его иждивенцы) должны подать в отделение Белгосстраха до истечения трех лет со дня страхового события.
Определение степени утраты профессиональной трудоспособности, причинной связи смерти с исполнение служебных обязанностей, степени тяжести полученного ранения производится медико-реабилитационными экспертными комиссиями.
Размер страховой суммы определяется на день подачи застрахованным лицом или членами его семьи (иждивенцами) заявления о выплате страховой суммы. Исчисление страховых сумм, подлежащих выплате, осуществляется исходя из заработной платы застрахованного на момент возникновения страхового события. При наступлении страховых событий выплата страховых сумм производится отделением Белгосстраха по месту жительства застрахованного, а в случае гибели (смерти) застрахованного – по месту жительства членов семьи или его иждивенцев.
Выплаты страховых сумм производятся в семидневный срок со дня получения Белгосстрахом всех необходимых документов. [16, c. 280].
Обязательное государственное личное страхование лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел производится в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 1994 г. № 152.
Страхование осуществляется за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов, средств поступающих на основании договоров от министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений, граждан, а также иных источников финансирования, предусмотренных законодательством.
Страхователем выступает Министерство внутренних дел (МВД).
Застрахованными являются лица рядового и начальственного состава отдела внутренних дел на случай их гибели (смерти), ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы.
Страховые платежи по данному виду страхования, включая расходы органов государственного страхования на его проведение в размере 6 % от этих платежей, ежеквартально перечисляются МВД на счет государственной страховой организации. Страховые платежи, неиспользованные в текущем году на выплату страховых сумм, подлежат зачету в счет очередных платежей, не достающие средства доплачиваются страхователем [16, c. 282].
Исходя из вышесказанного следует сказать, что наше государство, введением обязательного государственного страхования, делает все для защиты интересов отдельных категорий граждан и определяет цели, задачи и способы совершенствования законодательства, регулирующего обязательное государственное страхование государственных служащих, а также лиц, не относящихся к таковым, однако на которых распространяется обязательное государственное страхование.
Заключение
В данной курсовой работе мы изучили сущность обязательного страхования, раскрыли принципы классификации в страховании, рассмотрели правовую базу страхования в Республике Беларусь и проанализировали основные виды обязательного страхования. Таким образом, было изучено, что правовой базой страхования является Гражданский кодекс Республики Беларусь, закон Республики Беларусь «О страховании», а также иные законы и правовые акты.
Следует сказать что, обязательное страхование является одним из важнейших элементов рыночной экономики, обеспечивает защиту имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов. В современной экономике возрастает роль страхования как одного из косвенных экономических регуляторов общественных процессов.
Обязательному страхованию по сравнению с другими видами страхования в наибольшей степени присуща социальная функция, с его помощью осуществляется страховая защита наиболее нуждающихся и социально уязвимых слоев населения. Так, огромную роль обязательное страхование играет в медицинском страховании, в выплате пенсий, пособий и других выплатах социально-незащищенным категориям граждан.
Государство является инициатором обязательного страхования, которое проводится только на основе соответствующих законодательных актов. Законом определяется круг страховых организаций, которым поручается проведение обязательного страхования. На рынке Республики Беларусь сегодня функционирует 24 страховые компании. Основной страховой компанией, на которую возложено государством обязательное страхование является Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
Государственное влияние должно быть направлено на рационализацию уже существующих видов обязательного страхования. Государству следует уделять большое внимание на разработку новых законопроектов, необходимых для создания новых видов обязательного страхования, обеспечивающих надежную защиту граждан и субъектов хозяйствования.
Список использованных источников:
1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 1 июля 2014 г. № 175-З ) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 121-З ) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
3.О милиции: Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 123-З // Консультант плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
4. О статусе военнослужащих: Закон Республики Беларусь от 04 января 2010 N 100-З // Консультант плюс: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 59. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
5. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от от 6 января 2009 г. № 7-З // Консультант плюс: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 401-З. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
6. Об обязательном страховании строений, принадлежащих гражданам в Республике Беларусь: Декрет Республики Беларусь от 08 октября 1997 г. №18 // Консультант плюс: Утратил силу Декрет от 23 февраля 2001 г. N 1/2279 Республики Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
7. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств Республике Беларусь: Декрет Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. № 1 25.08.2006 N 530 // Консультант плюс: Декрет от 25.08.2006 № 530 Республики Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
8. Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Республике Беларусь: Декрет Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 // Консультант плюс: в редакции Декрета Республики Беларусь от 30 июля 2003 № 18 Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
9. О страховой деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 22.07.2010 г. № 384: в редакции Указа Республики Беларусь от 14 апреля 2014 г. № 165 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
10. О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Республике Беларусь: Указ Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. №100// Консультант плюс: Указ от от 25 августа 2006 г. № 530 Республики Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
11. Обязательное государственное страхование судей в Республике Беларусь: Постановление Республики Беларусь от 5 июня 1995 г. №287 // Консультант плюс: Постановление от 17 октября 2006 г. № 1372 Республики Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
12. О порядке проведения обязательного страхования строений, принадлежащих гражданам Постановление Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Республики Беларусь 15 августа 2001 г. N 5/6571 // Консультант плюс: Постановление от 1 января 2014г. Республики Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
13. Об обязательном страховании пассажиров Республики Беларусь: Постановление Республики Беларусь от 16 июля 1993 г. N 470 // Консультант плюс: Постановление от 21 апреля 2006 г. N 5/22213 Республики Беларусь. Технология 3000 [Электрон.ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2015.
14. Алиев, Б.Х. Страхование:Учебник / Б.Х. Алиев, Ю.М. Махдиева. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 416 с.
15. Данина, Е.А. Финансовое право: курс лекций / Е.А.Данина. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2010. – 186 с.
16. Коваленко, Н.Н. Правовое регулирование страхования в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н.Коваленко – Мн.:РИВШ, 1999.- 400 с.
17. Шахов, В.В. Страхование: Учебник для вузов / В.В.Шахов — М.: ЮНИТИ, 2003. – 311 с.
18. Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь / [Электронный ресурс]. – 2015 — Режим доступа: http://bgs.by/insurance/17/939/962- Дата доступа:10.10.2015.
19. Горнаева, Т. Н. Страхование кредитных рисков // Промышленное-торговое право. – 2014. – № 8. – C.46-50.
20. Корень, Т.А. Правовое регулирование договора страхования / Т.А. Корень, Т.Д. Трамбачева. – Мн.: БИП-С-Плюс, 2010. – 74 с.