В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы.
Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется; Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.
Актуальность темы не вызывает сомнений, поэтому цель работы — изучить социально-экономическую и правовую основу функционирования территориальных финансов в Российской Федерации и их место в национальной финансовой системе.
Поставленная цель обусловила выполнение
- рассмотреть сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно- территориальных образований;
- изучить правовую основу территориальных финансов в РФ, субъектов РФ и муниципалитетов;
- выявить проблемы формирования и развития территориальных финансов в финансовой системе РФ и разработать предложения по решению этих проблем.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области управления финансами. При написании работы использовались учебные пособия и учебники по экономической теории, финансам, бюджетной системе РФ, монографии и научные статьи в периодических изданиях, а также статистические данные. Также при написании работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, литература юристов-теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.
Характеристика регионального бюджета
... отраслями народного хозяйства, территориями страны и т.д. Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы ... данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов. Относительно понятия «региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более того ...
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, логически связанных между собою, заключения, списка использованных источников
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно- территориальных образований
Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия, организации).
1
Региональные бюджеты — основная составная часть территориальных финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.
Средства субъектов хозяйствования — также составная часть территориальных финансов. К таким средствам относятся: финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муниципальной собственности (как правило, это коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых, городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятия, направляемые, на социальное развитие. Территориальные внебюджетные фонды — третий компонент территориальных финансов, чаще всего имеют целевое назначение. Источниками их формирования служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др.
Финансы торгового предприятия (на примере ООО «Визит»)
... работы является изучение особенностей финансов торговой организации. Основные задачи работы: изучить теоретические аспекты финансов торгового предприятия; рассмотреть издержки обращения торгового предприятия; проанализировать финансовую деятельность торгового предприятия на примере ООО «Визит»; проанализировать формирование доходов и расходов торгового предприятия ...
Территориальные финансы являются одной из частей финансов государства, и им присущи многие из их черт. Условием существования в экономике финансов является наличие денег и денежного обращения. Финансы, в том числе и территориальные, призваны обеспечивать потребности субъектов хозяйствования и органы управления в денежных средствах для выполнения ими хозяйственных и административных функций. Этим предопределяется объективная необходимость существования территориальных финансов. Поэтому территориальные финансы функционируют в форме денежных средств, поступающих в денежные фонды: бюджеты административно- территориальных образований (республик, областей, городов, районов и т.д.), территориальные внебюджетные фонды. Территориальные финансы выполняют ряд функций.
1. Распределительная функция. На основе действия этой функции распределяется и перераспределяется стоимость валового продукта, часть национального дохода и территории обеспечиваются финансовыми ресурсами, необходимыми для их экономического и социального развития.
2. Контрольная функция позволяет контролировать: складывающиеся пропорции в распределении средств между центральными и территориальными фондами финансовых ресурсов; формирование территориальных фондов денежных средств; достаточность финансового обеспечения территорий; эффективность использования денежных средств; реализацию территориальной финансовой политики и т.д. 2
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно- территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также субвенции, т.е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).
В соответствии с распределительной функцией территориальных финансов они активно используются и для регулирования экономического развития территорий, т.е. регулирования воспроизводственного процесса и деятельности субъектов хозяйствования. Территориальные органы власти, используя финансы, могут регулировать экономические процессы, протекающие на подведомственных территориях. Этого они добиваются на основе проведения территориальной налоговой, бюджетной и инвестиционной политики путем предоставления субъектам хозяйствования налоговых льгот, налогового кредита, бюджетных ассигнований, введения финансовых санкций и др. В целях комплексного, пропорционального экономического и социального развития территорий финансы используются для экономического стимулирования развития отраслей и предприятий. Для этого территориальные органы власти создают целевые финансовые фонды, средства которых используются для поощрения развития предприятий и производства нужной продукции, для проведения социальных природоохранных мероприятий и т.д. Инструментом стимулирования предприятий выступают также налоговые льготы и санкции.
Органы управления финансами в Российской Федераци
... требованиям времени. Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления финансами в системе факторов стабилизации ... органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет. ... третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения. Как финансово-кредитное учреждение ...
Функции территориальных финансов проявляются при осуществлении территориальными органами власти финансово-бюджетной политики. Выполнение территориальными органами власти возложенных на них функций связано с наличием у них необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в их бюджетах части денежных средств, создаваемых на территории. В ходе мобилизации в бюджеты этих средств и их использования возникают финансовые отношения между администрациями, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.
Финансово-бюджетная политика включает действия территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов. Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Территориальная финансово-бюджетная политика выражается в следующих действиях: обеспечение детерминированных (предопределенных) расходов территориального бюджета; участие территориальных бюджетов в эффективных инвестиционных проектах; финансовая поддержка предприятий и организаций, продукция и услуги которых необходимы территории; размещение на предприятиях и в организациях территориальных заказов на поставку продукции и выполнение услуг; оказание помощи малоимущим слоям населения. 3
1.2 Правовая основа территориальных финансов Российской Федерации
Правовой основой функционирования территориальных финансов являются законодательные акты, изданные в России с 1991 по 1997 гг.
1. В Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г. вопросам финансов местного самоуправления посвящен отдельный раздел, определяющий состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств территориальных органов власти, кредитных ресурсов, валютных средств самоуправления. В соответствии с Законом для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, территориальными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации представляют в территориальные органы власти сведения, необходимые для его составления. В Законе зафиксированы важные положения о том, что территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.
Финансовое планирование в системе управления финансами
... финансы и финансовые отношения выступают как объект управления. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление, например, на макроуровне -- это органы государственной власти, органы ... тесно финансовое планирование связано с прогнозированием. Финансовое планирование в системе финансового ...
Впервые в Законе признано право территориальных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов территориальных органов власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий. Новые права даны территориальным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Территориальным органам предоставлены права: самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизовано устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды 4 .
2. В Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», изданном 15 апреля 1993 г., конкретизированы и развиты права территориальных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В нем отражены вопросы определения уровня закрепленных доходов, который должен быть не менее 70% доходной части минимальных бюджетов, порядок предоставления и использования дотаций и субвенций, принципы определения и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов. В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон определяет права территориальных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов — впервые зафиксировано положение об образовании согласительных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав территориальных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав. 5
3. Вопросы, касающиеся территориальных финансов, отражены в Законе РСФСР «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (от 27 декабря 1991 г.).
Все налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы: 1) федеральные налоги, 2) налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов, 3) местные налоги. Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и территориальных органов, по отношению к соответствующим налогам, т.е. право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т. д.
Местные бюджеты. Местный бюджет
... федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие ...