Государственное вмешательство в ход экономической жизни, направляемой рынком, предполагает наличие некоторых ресурсов. Государство должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, которые необходимы для производства и распределения товаров и услуг которые на него возложены, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.
Во многих случаях ресурсы могут быть получены за счет прямого участия. Основным источником денежных средств для государства служит налогообложение. Государство обязывает лиц, на которых распространяется его юрисдикция, участвовать в финансировании его расходов. Государство выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, сопоставляющего расходы с доходами, стремится к эффективной аллокации своих ресурсов.
Проблема налогообложения состоит в том, что нужно одновременно обеспечить необходимый уровень государственных расходов, и с другой стороны стимулировать правдивость налоговых и отчетных документов.
Следующая функция государства это производство общественных благ.
Общественное благо отличается двумя свойствами: не соперничеством в потреблении и неисключаемостью. Не соперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, налицо смешанное общественное благо. Примером чистых общественных благ может служить национальная оборона или законодательство. Эти блага приносят выгоду каждому, причем размер этих выгод не зависит от количества потребителей.
Если общественное благо будет создано, то пользу от него получат не только участники производства и финансирования.
Итак, государственный сектор экономики представляет собой совокупность всех ресурсов, с помощью которых государство может осуществить своё функционирование. Эти ресурсы распределены в обществе в соответствии с потребностями государственного регулирования. Основные функции государства представлены в тех сферах, в которых рыночного регулирования может оказаться недостаточно и оно не может обеспечить необходимые потребности общества. Эти сферы представляют собой провалы рынка и производство общественных благ. Но чтобы государство функцианировало нужно также материальное обеспечения, т. е формирование финансов.
Потребность и блага. Экономический вывод
... Ограниченность ресурсов и безграничный характер потребностей создают как для индивида, фирмы, так и общества в целом ситуацию выбора. Ограниченные блага – это экономические блага. В рыночной экономике произведенные ограниченные блага распределяются ...
1.3 Госсектор в системе имущественных отношений.
Так как основную роль в системе играет собственность, роль государства в рыночной трансформации экономики в важной степени определяется тем, какое место занимает государственная собственность в данной системе отношений собственности и в ее преобразовании.
С целью регулирования проходящих в экономике процессов у государства существует собственная хозяйствующая система — государственный сектор экономики, в котором и действует государственная собственность.
Из этого следует что преобразование отношений собственности на сегодняшний день должно предполагать такую же реструктуризацию гос. сектора с целью ее оптимизации. Это требует объединения всех различных реальных видов собственности государства представленных учреждениями, предприятиями и т.д
Реализация рыночных трансформаций в экономике служит средством наиболее эффективного решения задач общества и экономики, также повышения уровня жизни населения, имеет важность раскрытия содержания государственной собственности, находящейся в процессе трансформации. |
В ходе рыночных преобразований в РФ установились различные формы собственности. Такое преобразование — сложный и противоречивый процесс ,с точки зрения практики в мире не является новым .В ходе опыта стало ясно, что доли частной собственности над государственной является общим принципом. Доля государственной собственности колеблется в отдельных странах от 20 до 40% и выше. В Швеции, к примеру, она составляет около 60%. Институт собственности является фундаментом формирования и современных рыночных отношений в России. |
В условиях реформирования экономики России в 90-е годы XX в., разгосударствление собственности началось с принятием законов: “О собственности в РСФСР” (1990 г.), Конституции РФ (1993 г.).
Данными законодательными актами были признаны как равноправные формы собственности частная, государственная и муниципальная и собственность общественных организаций. Логическое продолжение эти вопросы получили в Гражданском кодексе РФ. Формирование института собственности в переходной экономике следует анализировать с точки зрения полученных результатов
В итоге преобразования собственности на 1 января 2003 г. достигло 129 811 единиц, что свыше 66% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации. В собственности РФ находятся акции 4 222 акционерных обществ, в отношении 1 076 АО применено специальное право на участие РФ в органах их управления («золотая акция»); 9 846 федеральных унитарных предприятий; 37 тыс. учреждений; почти 1,2 млн различных объектов недвижимости.
Собственность РФ в уставных капиталах АО распределена следующим образом: 100% — 99 АО, более 50% — 589, от 25 до 50% — 1382, менее 25% — 2152. В 750 АО реализовано специальное право государства на участие в их органах управления («золотая акция»).
Приватизация государственного имущества один из важнейших механизмов проведения социально-экономической реформы, а также заметным источником бюджетных доходов. Динамика поступлений в Федеральный бюджет от управления имуществом отражена в таблице
Источники доходов |
Годы, млн руб. |
|||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
|
Приватизация |
5700,0 |
1100,0 |
18077,9 |
15442,5 |
8547,4 |
31389,6 |
Аренда |
95,5 |
222,9 |
305,0 |
1671,6 |
2191,4 |
3427,2 |
Дивиденды |
115,0 |
118,9 |
270,7 |
1357,2 |
6523,1 |
55751 |
Итого |
5910,5 |
1441,8 |
18653,6 |
18471,2 |
17261,9 |
40391,9 |
В 2002 г. от использования государственного имущества в федеральный бюджет поступило около 71 млрд руб., также дивиденды по акциям — 10,4 млрд, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности — 7,7 млрд, доходы от сдачи в аренду земли — 3,6 млрд, часть прибыли ФГУПов —914,2 млн, прибыль, приходящаяся на долю российского участия в СП “Вьетсовпетро” — 13,4 млрд, доходы от приватизации — свыше 35 млрд руб.
Разрешение экономических проблем, связанных как с ходом реформ, так и с необходимостью дальнейшего развития отношений собственности, требует продолжения преобразования экономики при учете интересов новых собственников, появляющихся в ходе трансформации отдельных видов собственности. При разработке стратегии экономического развития России государственному сектору экономики целесообразно отвести роль главного представителя и гаранта национальных интересов, равного среди других субъектов экономики, а также основного инициатора системных преобразований в ней. также необходимо учитывать опыт социалистического хозяйствования, государственного регулирования в развитых капиталистических и новых индустриальных, в том числе постсоциалистических,
Потребуются экономические механизмы и институты собственности, строго регламентирующие функционирование объектов собственности в системе экономических отношений государства совместно с частным капиталом. Главное — сбалансированное по критерию социально-экономической эффективности развитие государственного и негосударственного секторов. Государство призвано оказывать содействие, чтобы объекты, относящиеся к различным формам собственности, развивались с соблюдением комплексности и в необходимых пропорциях.
Государственная собственность в отличие от частной позволяет решать крупномасштабные проблемы, имеющие фундаментальное значение при преодолении кризиса общественного производства. Поэтому она должна обладать преимуществом в отраслях, которые по своей природе тяготеют к естественной монополизации в отдельных видах инфраструктурных отраслей, а также в тех случаях, когда соответствующие функции (такие, как разработка и координация выполнения фундаментальных научно-технических и иных общенациональных программ, особенно связанных с обеспечением экономической безопасности) может выполнять лишь государство. |
2. Управление госсектором экономики.
Госсектор исполняет наиболее главную роль в осуществлении функций государства по обеспечению общих условий функционирования экономики для осуществления жизнедеятельности общества . Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов.
Государственный сектор занимает особое место в системе государственного регулирования экономики. Он является объектом государственного ругулирования ,где государство выступает собственником ,инвестором,организатором научно-исследовательских работ и т. п. Так же госсектор может выступать в роли самостоятельного инструмента государственного регулирования экономики,который может обеспечить реализацию ряда принимаемых государством мер, которые касаются частного сектора или экономики в целом.
В наши дни практически во всех странах с рыночной экономикой существует государственный сектор. Но во всех странах он имеет различную меру влияния,это зависит от удельного веса который он занимает. Например,во Франции преобладает государственный сектор,а в Великобритании и США -частный сектор.
Государственный сектор осуществляет «оздоровление» отраслей ,которые находятся в кризисе. В условиях кризиса или экономической депрессии ,выступая в роли инструмента регулирования, госсектор имеет наибольшую значимость.
К сожалению, существует большая вероятность того ,что в рамках госсектора экономики начнется проявление негативных явлений .таких как бюрократизация,неэффективность механизма использованых ресурсов , негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации.
Приростные показатели государственного сектора в 1,5 раза меньше негосударственного сектора. По этой причине увеличение доли государственного сектора отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. Факторы, объясняюшие спад в экономике бывших союзных республик : потеря централизованного управления ,разрушение снабженческо -сбытовых связей,местнический интерес, криминализация общества.
Есть ли выход из сложившегося кризиса?
Китай является ярким примером проведения рыночных реформ с положительным результатом,целью преобразований стала смешанная экономика с крепким госсектором ,который связан с центральным правительством и местными органами власти. Такой сектор образовали для реализации новых экономических программ.
Если производство не соответствует потреблению и наличным ресурсам ,то возникает необходимость проведения государственной структурной политики ,направленной на качественное совершенствование и восстановление объемов производства при активной государственной поддержке перспективных отраслей.
2.1 Методы государственного регулирования госсектора.
Составляющей частью методов государственного вмешательства в экономику являются методы государственного регулирования государственного сектора. Совокупность методов регулирования госсектора можно разделить на два типа: прямые и косвенные методы государственного регулирования госсектора.
Прямые методы,это методы непосредственно влияющие на объем и структуру госсектора ,которые обеспечены принуждающей силой государства.
К ним относят:
- законодательные методы
- нормативно-правовые акты
Для обеспечения возможностью вести деятельность только для надежных и ответственных организаций ,государство организовывает для входа в отрасль. За состоянием конкуренции в экономике следит антимонопольное законодательство .При отклонении от заданных нормативов оно регулирует положение монополиста на рынке,применяет методы разукрупнения компании, также влияет на ценовую политику и контролирует качество продукции монополии.
Если рыночные методы создания ,распределения и потребления благ не удовлетворяют общественные потребности в необходимом объеме ,будут призваны действовать госкомпании .Цель деятельности госсектора заключается в удовлетворении общественных потребностей жителей страны в необходимом объеме.
Госсектор способен мобилизовать больше объема финансовых и производственных ресурсов ,чем частный сектор. Государство участвует в сферах не предполагающих получение какого либо дохода. Практически весь объем госсектора не входит в интересы частного сектора .Государство делегирует часть своих полномочий окрепшему и надежному частному сектору.
1)Передача госимущества в частные руки называется приватизацией госимущества. В результате приватизации часть госимущества переходит в собственность отдельно взятых немногочисленных людей. Приватизация направлена на максимальный финансовый результат ,доходы от приватизации направляются в бюджет.