В учебном процессе используются кроме традиционных (лекции, семинары, контрольные работы) следующие формы обучения: деловые игры, решение экономических кроссвордов, промежуточные зачеты. На кафедре подготовлены методические указания по основным курсам, включающие в себя опорную информацию по чтению лекций и проведению семинаров: основные определения и понятия, основная и дополнительная литература по каждому занятию, задачи и методы их решения, тесты, проверочные вопросы
На кафедре используются новые образовательные технологии, некоторые спецкурсы специально разработаны с учетом широкого использования информационных технологий и сопутствующих технологий. В учебном процессе активно используются новые методы обучения, в том числе деловые игры. Процесс обучения осуществляется на конкретных примерах, взятых из современной финансовой жизни, в учебном процессе широко применяется информация валютных бирж и др.
4. Количество проведенных занятий и их практическая оценка, Педагогическая практика проходила с 1 апреля по 1 мая 2011 г. на базе кафедры «Финансы и кредит».
Согласно полному индивидуальному плану педагогической практики и графику учебной нагрузки, аудиторные занятия проходили с 1 апреля по 1 мая 2011 года.
Всего было запланировано проведение 3 лекций, 4 практических занятий.
Лекции.
1 апреля была прочитана лекция по дисциплине «Финансы» для студентов 2 курса специальности 050506 «Экономика» русского отделения. Тема лекции – «Сущность, функции и роль финансов». В рамках лекции были рассмотрены следующие вопросы:
1.понятие и сущность финансов.
2.необходимость и природа финансов.
3.функции финансов. 4.взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий.
5.финансовые ресурсы и фонды как объект финансовых отношений.
6. финансовая система.
Урок вызвал большой интерес у студентов, было задано несколько вопросов по содержанию урока.
8 апреля была прочитана лекция по дисциплине «Финансы» для студентов 2 курса специальности 050508 «Учет и аудит» русского отделения. Тема лекции – «Финансовая политика и финансовый механизм», основные вопросы:
Организация учебного процесса и бюджет времени студента
... учебного процесса влияет его коммерционализация. 2. Ухудшение организации учебного процесса отрицательно сказывается на структуре бюджета времени студента. а) Отсутствие времени на подготовку к лекциям, ... В социологии используется случайная(вероятностная) и целенаправленная. Случайная выборка используется, когда ... Анализ документов – это работа с официальными источниками объекта исследования ...
1.Сущность и значение финансовой политики и финансового механизма в социально-экономических процессах.
2.Содержание, задачи, цели и принципы финансовой политики.
3.Содержание и структура финансового механизма.
В рамках занятия были раскрыты основные понятия и термины, рассмотрена классификация финансовой системы, основные элементы и этапы, характеристики.
15 апреля была прочитана лекция по дисциплине «Финансы» для студентов 2 курса специальности 050510 «Государственное и местное управление» русского отделения. Тема лекции – «Пенсионный фонд: назначение и функции», основные вопросы:
1. Понятие и назначение пенсионного фонда.
2. Государственные и негосударственные накопительные пенсионные фонды.
3. Функции пенсионных фондов.
Содержание и программа занятий соответствовали содержанию и потребностям действующих и типовых программ дисциплин. На уроках использовались такие методы, как ведение дискуссии, диалог с общественностью.
Практические занятия.
8 апреля было проведено практическое занятие по дисциплине «Финансы» для студентов 2 курса специальности 050508 «Учет и аудит» русского отделения. Тема занятия «Финансовая политика и финансовый механизм». Целью урока было рассмотреть углубленное изучение финансовой политики и финансового механизма. План практического занятия:
- Сущность финансовой политики.
- Значение финансового механизма.
- Понятие фискальной политики.
Студенты активно отвечали на вопросы практического занятия, обсуждали, проявляли большой интерес к данной теме. В конце урока были выставлены соответствующие пункты, с которыми студенты ознакомились.
15 апреля было проведено практическое занятие по дисциплине «Финансы» для студентов 2 курса специальности 050507 «Менеджмент» русского отделения. Тема занятия «Пенсионный фонд: назначение и функции». Целью занятия было рассмотреть сущность и назначение пенсионного фонда, включая государственные и негосударственные пенсионные фонды. План практического занятия:
1. Накопительные пенсионные фонды.
2. Закон РК «О пенсионном обеспечении в РК».
3. Основные функции накопительных пенсионных фондов.
22 апреля было проведено практическое занятие по дисциплине «Финансы» для студентов 2 курса специальности 050511 «Маркетинг» русского отделения. Тема урока — «Источники обучения и способы использования пенсионных фондов». Целью занятия было рассмотреть источники обучения и направления использования пенсионных фондов. План практического занятия и контрольные вопросы:
- Источники формирования средств пенсионного фонда.
- Направления использования средств пенсионного фонда.
- Инвестирование средств пенсионного фонда.
Студенты проявили большой интерес и высокую активность. В конце занятия были выставлены соответствующие баллы.
Финансы. финансовая система. сущность финансовой системы и ее причины
... и общественное назначение, которое выражается в выполняемых ими функциях. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном ... связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств, производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления. Финансовые системы охватывают ...
29 апреля было проведено практическое занятие по дисциплине «Финансы» для студентов 2 курса специальности 050510 «Государственное и местное управление» русского отделения. Тема занятия «Анализ деятельности накопительных пенсионных фондов». Цель занятия: рассмотреть активы ведущих накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан. План практического занятия:
- Деятельность пенсионного фонда «Қорғау».
- Операционные работы фонда «ГНПФ».
- Фонд «Ұлар Үміт».
В конце занятия были выставлены соответствующие баллы.
Содержание и план практических занятий соответствовали рабочим программам и методическим указаниям по практическим занятиям по дисциплинам.
Заключение
После прохождения педагогической практики на кафедре «Финансы и кредит» Университет Международного Бизнеса можно сделать
- Методическая работа кафедры ведется на высоком уровне, преподавателями кафедры разработана хорошая методическая база для обеспечения учебного процесса;
- Проведение преподавателями кафедры «Финансы и кредит» ежегодных методических тренинг-семинаров для преподавателей университета, факультета;
- На высоком уровне поставлена работа кураторов;
- Преподаватели и студенты кафедры активно участвуют во всех социальных, образовательных, спортивных, научных, праздничных мероприятиях факультета и университета.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ, Тема 1. Сущность функции и роль финансов.
Цель лекции: Раскрыть сущность данный категории посредством функции.
1.понятие и сущность финансов.
2.необходимость и природа финансов.
3.функции финансов.
4.взаимодействие и взаимосвязь стоимостных экономических категорий.
5.финансовые ресурсы и фонды как объект финансовых отношений.
6. финансовая система.
- Понятие “финансы” охватывает обширную область экономических отношений,
связанных с распределением общественного продукта в денежной форме .
Понятие “финансы” зачастую отождествляют с деньгами. Однако если финансы и деньги-это одно и тоже, то почему существуют два разных термина для одной и той же категории?
Мы рассматриваем эту проблему через призму истории развития данной категории.
“Финансы” от латинского “finis”- конец, финиш, окончание платежа , расчет между субъектами экономических отношений.Впоследствии этот термин был преобразован в «финансиа», который использовался в широком смысле как платеж наличными и, следовательно, как совокупность доходов и расходов государства и любых филиалов компании.
Выделим основные признаки финансов:
1.Денежные отношения. Деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не могут быть финансов).
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА — Ы — Негосударственный финансовый ...
... определяются порядок и направленность использования денежных фондов. Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом ... России расширяется по мере становления развитых рыночных отношений, повышения профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста ... и не дает представления о реальном состоянии финансов; заключение не составляется в том случае, если ...
2.Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.
3.В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование национальных фондов фондов. Отличительным признаком финансов является их фондовый характер.
4.Регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормо-творческой деятельности государства создания соответствующего фискального аппарата.
Для понимания сущности финансов, за точку отчета в воспроизводственном процессе (кругооборот производственных фондов отдельного хозяйствующего субъекта-производителя) момент разделения стоимости и начала относительно самостоятельного движения денежной ее формы при реализации изготовленной продукции. При заданном характере производства пропорции распределения проданного продукта формируются в элементах, соответствующих «c», «v», «m», и формируются соответствующие денежные фонды или скопления этих фондов.
При этом распределяются фонды оборотных средств, амортизационные и другие отчисления, фонд заработной платы и прибыль. В дальнейшем процесс перераспределения вышеупомянутых элементов стоимости происходит согласно пропорциям, установленным правилами распределения. Часть полученного дохода или прибыли передается в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению. Кроме того, сформированные фонды фондов подлежат перераспределению-фрагментации или, наоборот, консолидации в зависимости от целевого назначения фондов, их целевого направления или использования в процессе обращения производственных и непроизводственных фондов. Таким образом часть стоимости, созданная хоз. субъектом остается в кругообороте данного субъекта, часть расходуется на воспроизводство рабочей силы в форме оплаты труда,социальных расходов, обмениваются на материальные и нематериальные блага и услуги, потребляется и выпадает из дальнейшего движения.
В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт трансформируется и воплощается в трех независимых фондах: компенсационном, потребительском и накопительном.
На основании выше изложенного можно сформулировать определение в следующем виде: Финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений,возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы,накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Фонд социального страхования РФ
... ᅟфонды ᅟиспользуются ᅟгосударством ᅟв ᅟкачестве ᅟрегулятора ᅟсоциальных, ᅟэкономических, ᅟполитических ᅟпроцессов, ᅟпроисходящих ᅟв ᅟстране. ᅟ Внебюджетные ᅟсоциальные ᅟфонды ᅟи, ᅟконкретно, ᅟфонд ᅟсоциального ᅟстрахования ᅟнаселения, ᅟ ᅟхотелось ᅟрассмотреть ᅟболее ᅟподробно, ᅟсквозь ᅟпризму ᅟвсей ᅟсоциальной ᅟсистемы, ᅟнеотъемлемой ᅟчастью ᅟкоторой ...
2. Необходимость финансирования вызвана объективными обстоятельствами, потребностями общественного развития.Исторически сложилось так, что часть финансовых отношений изначально была связана с возникновением государства, которое взяло на себя важные социальные функции. Для содержания гос.власти необходим специальный фонд денежных средств, который формируется за счет всех членов общества.