, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Во введении определены цели и задачи практического обучения, дано краткое описание содержания практического отчета.
В главе 1 «Основные положения базы практики» рассмотрены основные положения базы практики и среды, в которой она осуществляется, в том числе состояние отрасли, правовые факторы, характер деятельности организации, общая стратегия организации и связанные с ней риски, система внутреннего контроля организации и охраны труда.
Глава 2 «Организационно-технические аспекты учетной политики» посвящена организации бухгалтерской службы, системе аналитического учета и порядку документооборота.
В заключении сформулированы основные выводы, полученные по результатам производственной практики, и описаны проблемы, возникшие при ее прохождении.
Информационная база, использованная для составления отчета, указана в списке использованных источников.
Глава 1. Краткая характеристика ОАО «РЖД»
1.1 Общие сведения об открытом акционерном обществе « Российские железные дороги»
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в тройку мировых лидеров железнодорожных компаний. Это определяют факты положения Общества в отрасли.
По данным на 31 декабря 2014 года ОАО «РЖД»:
- входит в число самых крупных в мире грузовых перевозчиков (третье место в мире по грузообороту);
- занимает четвертое место в мире в сегменте пассажирских железнодорожных перевозок;
- один из лидеров по размеру вклада в экономику России (около 2,5 % ВВП по итогам 2014 года);
- пользуется поддержкой Российского государства.
В 2014 году, по данным Росстата, грузооборот грузовых перевозок в России снизился по сравнению с 2013 годом и составил 5,077 млрд т ∙ км. При этом положительная динамика зафиксирована только по железнодорожному и воздушному транспорту.
В результате данных изменений доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспортной системы России увеличилась до 45,3 %. Без учета трубопроводного транспорта этот показатель равен 86,6%.
В целом по итогам года грузооборот железнодорожного транспорта составил 2 298,6 млрд т км.
Компания является естественной монополией и полностью принадлежит Российской Федерации.
Экономическое положение в годы первой мировой войны
... года. То есть за 3 неполных года войны были потрачены 9 годовых мирных бюджетов. Развал экономики во время Первой мировой войны. Объявление войны в царской России ... трудного положения, царское правительство пошло сначала по пути организации больших военных заказов в союзных ... финансовые затруднения и, разумеется, расстройство железнодорожного транспорта, принявшее с 1915 г. поистине угрожающие ...
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» ОАО «РЖД» является стратегическим акционерным обществом.
Главными целями деятельности общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.
Для достижения целей общество вправе осуществлять следующие основные виды деятельности, представленные в таблице 1.
Таблица 1 — Основные виды деятельности ОАО «РЖД».
№ п/п |
Вид деятельности предприятия |
Характеристика вида деятельности предприятия |
1 |
2 |
3 |
1 |
Перевозка грузов и пассажиров |
|
2 |
Производство, ремонт, строительство |
|
3 |
Обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта |
|
4 |
Проектирование и конструкторская деятельность |
|
5 |
Информация и связь |
|
6 |
Торговля |
|
7 |
Социальная сфера |
|
8 |
Внешнеэкономическая деятельность |
Внешнеэкономическая деятельность, в том числе оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования в международном сообщении, осуществление сотрудничества с иностранными организациями железнодорожного транспорта, привлечение в установленном порядке к сооружению объектов железнодорожного транспорта иностранных организаций. |
9 |
Другие виды деятельности |
|
На 1 декабря 2014 года ОАО «РЖД» владеет долями в 158 дочерних и зависимых обществах.
1.2 Миссия и основные направления стратегии холдинга «РЖД», и связанные с ними риски
Миссия холдинга РЖД — эффективно развивать конкурентоспособный транспортный бизнес на российском и мировом рынке, фокус которого — выполнение задач национального грузового и пассажирского перевозчика и собственника железных дорог общего пользования инфраструктура.
Основными задачами компании являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожном транспорте, в работах и услугах, предоставляемых железной дорогой, а также в получении прибыли.
Стратегические цели компании:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в евро-азиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Приоритетные задачи Холдинга на 2015 год:
- Обеспечение финансово-экономической устойчивости холдинга «РЖД» на основе повышения прибыльности, эффективности, оптимизации затрат и роста производительности труда в условиях макроэкономической нестабильности.
- Реализация утвержденной Советом директоров ОАО «РЖД» Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и достижение целевого статуса холдинга «РЖД» на 2015 год, установленного Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ до 2020 года.
- Завершение формирования современной системы корпоративного управления холдинговой компании РЖД на основе показателей эффективности с четким определением местонахождения региональных центров корпоративного управления и повышением уровня их координации деятельности региональных подразделений.
- Обеспечение реализации планов по основным инвестиционным проектам государственной значимости, в т. ч. модернизация БАМа и Транссиба в рамках «Транс-евроазиатского пояса Razvitie» (ТЕПР) , Московского транспортного узла, развитие подходов к портам Юга и Северо-Запада.
- Продолжение работ по стратегически важным проектам Северного широтного пути и высокоскоростной линии Москва-Казань.
- Реализация начатых инфраструктурных проектов (Сербия, Индонезия, Армения) и расширение портфеля зарубежных проектов холдинга «РЖД».
- Обеспечить взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам принятия федерального закона об организации регулярных железнодорожных пассажирских перевозок в Российской Федерации и компенсации потери заработка.
- Обеспечение технологической безопасности железнодорожного транспорта.
- Обеспечение эффективного и динамичного развития холдинга «РЖД» в рамках четвертого этапа реформирования за счет повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на основе клиентоориентированности.
- Гарантировать социальную устойчивость рабочих групп в неблагоприятной экономической ситуации и снижение доходов Компании на основе взвешенной социальной и кадровой политики и систематической информационно-разъяснительной работы.
Основные потенциальные угрозы ОАО «РЖД» представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Основные потенциальные угрозы ОАО «РЖД».
№ п/п |
Направление потенциальных угроз |
Угроза |
1 |
2 |
3 |
1 |
Объем перевозок |
Замедление роста или спад объемов внутрироссийских перевозок из-за торможения промышленного производства в стране; |
2 |
Тарифы |
Тарифные ограничения, недостаточные компенсации из бюджетов всех уровней, неопределенность тарифной политики государства в отношении железнодорожного транспорта; |
3 |
Инфраструктура |
Снижение пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры вследствие роста порожнего пробега приватных вагонов на основных направлениях сети; |
4 |
Государственная поддержка |
Сокращение расходов государственного бюджета на поддержку развития и функционирования железнодорожного транспорта, ведущее к снижению пропускной способности инфраструктуры в условиях высокого износа и наличия значительного количества «узких мест»; |
Продолжение таблицы 2 |
||
5 |
Конкуренция |
Обострение конкуренции в традиционных и развивающихся потенциально прибыльных сегментах внутреннего и внешнего транспортного рынка. Усиление конкуренции со стороны автомобильного, трубопроводного и водного транспорта; |
6 |
Технологии |
Нарушение технологических связей в результате продажи контрольных (блокирующих) пакетов акций ДЗО ОАО «РЖД» |
Корпоративная система управления рисками холдинга «РЖД» работает по основным направлениям, определенным функциональной стратегией в этом направлении.
Применяемые в Компании подходы к риск-менеджменту основаны на передовых практиках управления финансовыми рисками, принципах диверсификации путем использования различных инструментов управления рисками и надежных контрагентов, подходах, предполагающих оценку соотношения величин риска и риск-аппетита. Политика управления рисками исключает спекулятивные инструменты управления рисками, а также операции с ненадежными контрагентами. Компания стремится совершенствовать и развивать систему риск-менеджмента как в ОАО «РЖД» собственно, так и в группе компаний ОАО «РЖД» в целом, распространять на дочерние и зависимые общества единообразный подход к управлению финансовыми рисками, прививать культуру риск-менеджмента на всех уровнях управления.
Меры воздействия на риски.
Профилактика риска предусматривает нейтрализацию его источников. он эффективен в основном по отношению к внутренним рискам холдинга РЖД».
Снижение риска ущерба предполагает разработку мероприятий по минимизации потерь при реализации рисков и в основном предназначено для управления внешними рисками холдинговой компании РЖД».
Процесс принятия решения об удержании риска и неиспользовании противоположных управленческих решений применяется в том случае, если затраты на нейтрализацию риска намного превышают ущерб при его реализации.
Выбор оптимального направления воздействия на риск (профилактика риска, снижение ущерба от риска или сохранение риска) осуществляется на основании сравнительной оценки эффективности каждого варианта.
1.3 Структура управления ОАО «РЖД»
Структура управления ОАО «РЖД» представлена в схеме 1.
Схема 1 — Структура управления ОАО «РЖД».
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Единственным акционером Компании является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляются правительством Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»).
Решения акционера оформляются в форме распоряжения правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директоров ОАО «РЖД». Членам Совета директоров ОАО «РЖД» вознаграждение за исполнение своих обязанностей, связанных с исполнением ими функций членов Совета директоров ОАО «РЖД», не выплачивается. Президент ОАО «РЖД» реализует права и несет ответственность за достижение главных целей деятельности общества – обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых Обществом, а также извлечения прибыли. Правление ОАО «РЖД» как коллегиальный исполнительный орган осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Компании. Количество членов Правления Общества определяется Общим собранием акционеров. Правление Общества состоит из Председателя Правления Общества – президента ОАО «РЖД», первого вице-президента, старших вице- президентов и вице-президентов Компании, руководителей филиалов Общества – железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления Общества и других работников Общества. Персональный состав Правления Общества определяется решением Совета директоров Общества, за исключением должности Председателя Правления Общества – президента ОАО «РЖД», назначаемого правительством Российской Федерации. Члены Правления могут получать вознаграждение и компенсации за исполнение обязанностей члена Правления в размерах и порядке, установленных Советом директоров Общества. Система вознаграждения руководителей высшего звена ОАО «РЖД» обеспечивает прямую зависимость размеров доходов руководителей от основных результатов деятельности Компании и позволяет мотивировать их на повышение эффективности работы Компании за счет увеличения ее доходности, оптимизации издержек, совершенствования производственных процессов, повышения безопасности и качества перевозок. Ревизионная комиссия создается для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании. Члены Ревизионной комиссии назначаются Общим собранием акционеров. Члены Ревизионной комиссии не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления Компании.