На базе Территориального фонда обязательного медицинского страхования

Введение

Данный отчет подготовлен на основе изучения организационно-технических данных Территориального фонда обязательного медицинского страхования, исполнительная дирекция которого находится по адресу: г. Воронеж, ул. Московский проспект, 4.

Место проведения данной работы выбрано руководствуясь следующими принципами:

  • изучение документооборота государственной организации;
  • изучение приемов и методов, применяемых в экономической деятельности государственных организаций;

изучение принципов организации труда на государственных предприятиях;

  • определение степени нормируемости труда служащих и попытка выявления резервов для повышения производительности труда руководителей, специалистов и служащих;
  • изучение системы оплаты труда и материального стимулирования руководителей, специалистов и служащих;

изучение организационной структуры госсектора экономики;

изучение связи и взаимодействия госсектора с другими формами собственности.

Кроме того, в работе раскрыты принципы и основы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации как части социальной политики государства.

Раздел 1. менеджмент

1.1 характеристика объекта

1.1.1 Из истории медицинского

Изменения в конце XVIII в. во многих странах экономической ситуации и общественных взаимоотношений привели к образованию на предприятиях обществ взаимной солидарности. Они возникли на добровольных началах и представляли собой целевые фонды, созданные за счет удержаний из заработной платы рабочих. Средства из этих фондов предназначались для оплаты лечения и компенсации потери заработка из-за болезни работника.

Это было первым шагом к формированию системы медицинского страхования — добровольным медицинским страхованием (ДМС).

Так как обязательное медицинское страхование (ОМС), как и система социального страхования в целом, требовало определенного, достаточно высокого уровня организации общества и развития производственных сил, то его формирование, развитие и выделение как социального института происходило очень медленными темпами на протяжении многих десятилетий.

Впервые ОМС, преобразовавшись из добровольного, возникло в 1845 г. в Пруссии. В то время он охватывал только 20% работающего населения и по сегодняшним меркам был далек от совершенства.

Позже законы об обязательном медицинском страховании стали появляться и в других экономически развитых странах мира. Более того, их создание осуществлялось только благодаря строгим требованиям рабочих и профсоюзов. Так в 1866 г. в России вышел закон, обязывающий предпринимателей, имеющих более 200 наемных рабочих, строить больницы с бесплатным лечением из расчета 1 койка на каждые 100 работников.

10 стр., 4720 слов

Виды страхования

... В свою очередь, социальное и личное страхование может иметь более конкретные подотрасли. Например, по социальному страхованию: страхование пособий, страховые пенсии, страхование ... граждан. Страхование уровня жизни граждан имеет две подотрасли: социальное страхование рабочих, служащих и колхозников и личное страхование граждан. ...

С 1883 г. система ОМС была установлена почти в каждой стране, но она продолжала зависеть лишь от владельцев фабрик и заводов и никак не финансировалась государством.

1.1.2. Формы медицинского страхования

Сегодня существует две формы медицинского страхования населения — добровольное медицинское страхование и обязательное медицинское страхование, которые в той или иной степени теперь существуют при любом семейном положении.

Добровольное медицинское страхование — это чисто коммерческое предприятие и минимально регулируется государством, поэтому страхование в таких организациях является вопросом выбора каждого гражданина. Обязательное медицинское страхование имеет совершенно противоположные свойства. ОМС — это одна из составляющих частей социальной политики государства, основными принципами которого являются:

  • равенство для всех граждан в доступности и качестве предоставляемых услуг;
  • гарантируемый минимум услуг (задачей любого правительства является гарантия установления и расходования минимальной доли ВВП, что порождает проблему контроля за эффективным и целенаправленным использованием этих ресурсов);
  • права граждан на свободный выбор страхующей организации, медицинского учреждения и врача.

Рассмотрим существующие системы финансирования здравоохранения в экономически развитых странах. Всего существует три типа таких систем:

  • централизованная;
  • децентрализованная;
  • смешанная.

Так, при национальном здравоохранении, то есть здравоохранении, полностью зависящем от государства, около 6% ВВП страны тратится на его нужды. Накопление средств происходит за счет отчислений определенного процента от прибыли предприятий в государственный бюджет, откуда они перераспределяются по статьям расходов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Такая система поддержки и финансирования здравоохранения существует в Великобритании, Дании, Италии, Ирландии.

Другая, совершенно противоположная система финансирования сложилась в США. Она основана в большей степени на частной оплате медицинских услуг в сочетании с сильно развитой системой добровольного медицинского страхования (Синий Щит и Синий крест).

Население США оплачивает в среднем 60% всех затрат на лечение, из которых 95% приходится на стоматологию и 50% — на больницы. Несмотря на это, государственные расходы на медицину самые высокие среди стран мира: 14% ВВП страны. Прежде всего это связано с высоким экономическим развитием страны, но также нельзя упускать из внимания тот факт, что частные платежи идут в большей степени на оплату гонораров медицинским работникам и лишь небольшая доля — на развитие медицины в целом, что и компенсирует государство посредством своих отчислений.

Третий тип системы существует в Японии, Франции, Голландии, Германии и Канаде. Страховая медицина в этих странах опирается на три источника финансирования: государственный бюджет, обязательные взносы сотрудников и работодателей. Сумма этих средств составляет 7-9% от ВВП данных стран. Эффективность этой системы финансирования достигается за счет тщательной разработки целевых программ на территориальном уровне и жесткого контроля со стороны государства. Средства, собранные компаниями и сотрудниками, остаются в местных бюджетах, куда также переводятся средства, выделенные из государственного бюджета. Учитывая большой интерес и более четкое понимание проблем со здоровьем на местном уровне, эти ресурсы используются наиболее эффективно.

5 стр., 2069 слов

Обязательное медицинское страхование в России и за рубежом

... медицинского страхования Обязательное медицинское страхование за рубежом основано на формировании негосударственных страховых фондов за счет обязательных платежей с лиц наемного труда и работодателей при частичном субсидировании со стороны государства. За счет этих средств ...

1.1.3. Переход к обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации

Как известно, в России до конца 1991 г. существовала преимущественно государственная медицина, работа которой в рамках бывшего Союза была эффективной и не требовала каких-либо конструктивных изменений. Средства накапливались в государственном бюджете, откуда по мере необходимости перераспределялись между более низкими уровнями власти. Цель использования администрацией выделенных средств строго контролировалась государством, что, несомненно, сыграло очень позитивную роль. Но существенным недостатком бывшей системы финансирования здравоохранения, который заметно не проявлялся в социалистический период в силу ряда политических и экономических причин, было то, что распределяемая из государственного бюджета сумма была динамической величиной и изменялась в соответствии с оставшимися в бюджете средствами, то есть финансирование медицины происходило по остаточному принципу: чем больше оставалось средств в бюджете, тем больше получала медицина, и наоборот, чем больше ресурсов съедали другие программы, тем хуже жилось медицинским учреждениям1 .

Но эти негативные моменты не проявлялись четко до распада СССР и разрыва производственных связей. В этот период наблюдался резкий спад производства, доходные статьи уменьшались, а т.к. социальная сфера не пользовалась особыми приоритетами то, поступление средств в эту область резко сократилось. Существующая система финансирования требовала конкретных изменений.

1.1.4 Организационно-правовая база ОМС и ТФ ОМС

Организационно-правовые основы системы обязательного медицинского страхования определяются следующими законодательными актами.

Закон РФ “О медицинском страховании граждан в РФ” от 28.06.91 №4741-1.

Этот закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации. Закон направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и гарантирует конституционное право граждан Российской Федерации на лечение.

В законе говорится, что «медицинское страхование — это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья”. Его цель — обеспечить гражданам лечение за счет накопленных средств и профинансировать профилактические мероприятия.

Закон также определяет, что медицинское страхование в нашей стране осуществляется двух видов: обязательное и добровольное. Но из интересов работы будут учитываться только те моменты, которые определяют основу обязательного медицинского страхования.

5 стр., 2114 слов

Способы обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов ...

... Министерством финансов Российской Федерации. Одним из способов обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств, является закрепление в статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) принципа прозрачности (открытости) бюджетов, который означает: обязательное опубликование в ...

“Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского

Субъектами медицинского страхования являются: гражданин, застрахованное лицо, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.”

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:

  • для неработающего населения — местная администрация;
  • для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием 2 .

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Определяются права и обязанности граждан РФ, лиц не имеющих гражданство РФ, стахователя, страховой медицинской организации, медицинских учреждений; определяются источники финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации.

Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1: положение “О порядке финансирования ОМС граждан на 1993 год”, положение “О федеральном фонде ОМС”, положение “О территориальном фонде ОМС”, положение “О порядке уплаты страховых взносов в фонды ОМС”.

В данном документе утверждается:

  • положение о ФФ ОМС;
  • положение о ТФ ОМС;
  • положение о порядке уплаты страховых взносов в ФФ и ТФ ОМС.

Постановляется правительству РФ:

  • назначить исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • разработать и утвердить положения, регламентирующие финансовое взаимодействие, учет и отчетность в системе обязательного медицинского страхования.

Для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, также устанавливается размер страховых взносов на ОМС в размере 3,6% к ФОТ в следующем соотношении:

  • в ФФ ОМС — 0,2%;
  • в ТФ ОМС — 3,4%.

Поскольку нас, в первую очередь, интересует деятельность ЦФ ОМС, мы познакомимся с положением «О ФГ ОМС» более подробно”.

ЦФ ВОЗ создается Правительством республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов и администрацией автономной области, автономного округа, края, области для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составная часть государственного социального страхования.

14 стр., 6629 слов

Обязательное страхование в Республике Беларусь

... свобод граждан; – сохранение, а при необходимости – увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования; –единство основных положений, порядка и условий проведения обязательного страхования в Республике Беларусь. Отличительными признаками обязательного государственного страхования ...

ТФ ОМС — независимая некоммерческая государственная финансово-кредитная организация, является юридическим лицом и подотчетна соответствующим представительным и исполнительным органам.

Определяются задачи Территориального фонда:

  • обеспечение реализации Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” и предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;
  • обеспечение всеобщности ОМС с условием достижения социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;