Основная цель работы заключается в определении наиболее эффективных методов поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Определить структуру и состояние малого и среднего предпринимательства в России;
- Выделить причины неразвитости малого и среднего предпринимательства в России;
- Изучить региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в России;
- Проанализировать и оценить эффективность существующих методов поддержки малого предпринимательства в России, в частности в Красноярском крае и г. Красноярске, на основании изученных региональных программ и статистическим данным по деятельности и развитию малого и среднего предпринимательства;
1. малого и среднего предпринимательства в России
В России малое предпринимательство, в его современном виде, начало развиваться в конце 80-х — начале 90-х годов, прошлого XX века в условиях господства крупного производства, доставшегося в наследство от СССР. Даже в условиях перестройки формирование малого предпринимательства протекало вяло и не имело взрывного характера. На протяжении более 15 последних лет федеральными и региональными властями неоднократно ставились цели по развитию малого предпринимательства в нашей стране, так как оно формирует конкурентную среду, обеспечивает занятость населения, гарантирует стабильность налоговых поступлений, позволяет реализовать предпринимательский потенциал населения, создает и внедряет инновации и т.п.
За 2004—2007 годы доля малых предприятий в ВВП России повысилась с 12,5 до 13,4 % [1].
По данным на 1 января 2009 года вклад продукции, производимой малыми предприятиями, в совокупный объем ВВП России составлял 21 %, что на 4 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [2].
По данным на 2007 год число малых предприятий в России составляло 1,14 млн, что на 29 % больше, чем в 2000 году [3].
Фонд поддержки малого предпринимательства
... муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, из них 32 региональных и 1 муниципальный фонд учреждены с участием Федерального фонда. Более чем в 50 регионах Российской Федерации созданы консалтинговые структуры - агентства поддержки малого и среднего бизнеса, ...
По данным на 1 января 2009 года в России действовали 1,37 млн малых предприятий, что на 20 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [4].
За 2009 год число субъектов малого и среднего предпринимательства в России увеличилось на 143,6 тыс.[5].
По данным на 1 января 2009 года средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях России, составляла 11,4 млн человек, что на 12 % больше по сравнению с данными на 1 января 2008 года [6] .
В 2008 году объём государственной поддержки малого предпринимательства в России составил 3,5 млрд рублей, в 2009 году — почти 50 млрд рублей [7].
В России, в настоящее время, осуществляют деятельность порядка 5,6 млн. субъектов МСП, в том числе 1,4 млн. микропредприятий (количество работников до 15чел., годовой оборот до 2 млн. долл.), более 220 тыс. малых компаний (16-100чел., до 13 млн. долл.), 18 тыс. средних компаний (101-250чел., до 33 млн. долл.), 4 млн. индивидуальных предпринимателей.
Вышеуказанные предприятия, за исключением индивидуальных предприятий, задействованы в сферах оптовой и розничной торговли (41% от общего количества предприятий), услуг (18%), строительства (12%), обрабатывающих производств (10,5%), транспорта и коммуникаций (6%), сельского хозяйства (4%) и других отраслях (менее 9%, туризм, ЖКХ, образование и здравоохранение, добывающая отрасль, т.д.).
Индивидуальные предприниматели действуют в основном в сфере торговли и бытовых услуг.
Диаграмма 1 — Структура деятельности МСП
Общее число занятых в сфере бизнеса составляет 16,5млн. чел. или 23,4% от всего занятого населения России, вклад в ВВП – 21%. Темпы роста сектора в 2009г. – 9,1%.
Объемы инвестиций в основной капитал составляют порядка 18 млрд. долл. 96% предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, относятся к отрасли обрабатывающих производств.
2. Основные причины неразвитости малого и среднего предпринимательства
Исследование процесса становления малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, к концу 90-х годов в России уже созданы все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Сформирована необходимая инфраструктура в лице федеральных и региональных государственных целевых фондов, многочисленных ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. После кризиса 1998 года на финансовых рынках появились свободные ресурсы, ранее обслуживающие государственные заимствования. Тема необходимости малого предпринимательства для отечественной экономики постоянно звучит в выступлениях государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых — экономистов.
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В исследуемой области Россия уступает не только остальным государствам «Большой восьмерки», но и бывшим партнерам по Совету экономической взаимопомощи, Китаю, Индии, многим странам СНГ. На начало 2009 года в России функционировало около 5,6 млн МСП, производящих менее 21 % валового внутреннего продукта и обеспечивающих занятость 23,4 % населения, тогда как в экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80 % от общего числа предприятий, две трети экономически активного населения сосредоточено в данном секторе и производится более половины валового внутреннего продукта.
Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности
... предприятия как основного субъекта предпринимательской деятельности. При написании работы был поставлен ряд задач: Во-первых, рассмотреть предприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект рынка, в частности: изучить общую характеристику и основные признаки предприятия рассмотреть виды предприятия ... рост объема производства на предприятии; предпринимательство; * уплату налогов, внесение ...
Малый бизнес — разнородное и исторически обусловленное социально-экономическое явление, суть которого нельзя понять, а развитие — действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места и времени его формирования. При наличии общих генетических и видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, например, в США и во Франции различается не столько количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической мотивации), то, например, в Москве и в Московской области — и качественно, и количественно.
Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать «западную» его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.
«Западные» малые предприятия обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, используя, в частности, выгоды современного посредничества в их материально-техническом обеспечении и в сбыте продукции, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок и пользуются узаконенной поддержкой общегосударственных, региональных и местных властей [8].
В нашей стране социализм оставил в наследство крупные и сверхкрупные промышленные предприятия и психологию «наемного работника» у подавляющего большинства людей, поэтому можно говорить о том, что формирование современного малого предпринимательства начиналось с нулевой отметки. Таким образом МСП приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с «первичными звеньями» советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения[9].
Для этой формы характерны:
1) редкое использование начального заемного капитала;
2) высокие административно- управленческие издержки;
3) слабое задействование преимуществ быстрого перепрофилирования;
4) диспаритетные отношения с посредниками по сбыту продукции;
5) зависимость от местной власти и от местного рынка;
6) особые «теневые» стороны деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений).
Малое предпринимательство: критерии определения и формы функционирования
... др. Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ малого предпринимательства, определение перспективных направлений развития малого предпринимательства, отвечающих новым ... Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Таблица 1.1 – Удельный вес малых предприятий в основных экономических ...
Российскому малому бизнесу, как уже отмечалось, свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.
Основные проблемы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства, по оценкам руководителей малых и средних предприятий, вызваны невысоким уровнем осведомленности о существующих формах муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, нехваткой собственных оборотных средств, ограниченным доступом к кредитным ресурсам (в основном из-за недостаточности ликвидного имущественного обеспечения), административными барьерами и усиливающейся конкуренцией со стороны крупных компаний, сложностью в подборе необходимых кадров.
Указанные особенности требуют если не обязательного учета при разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный учет — один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.
3. Анализ действующих методов и программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне в России
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [10].