Результативность деятельности научных школ (направлений) за период с 2003 по 2007 годы определяется следующими показателями:
- научно-педагогическим персоналом института защищено 37 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и 6 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук;
- число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования в институте (филиале), – 6;
- подготовлено 47 монографий;
- среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за 5 лет– 25,9 тыс. рублей.
Основными научными направлениями вуза являются:
- развитие организационно-управленческого потенциала системы потребительской кооперации;
- анализ экономической эффективности и финансовой устойчивости потребительских обществ Волгоградской области;
- психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы, руководителя и специалиста потребительского общества;
- внутренний аудит и система внутреннего контроля в коммерческих организациях;
- научные основы разработки экономических информационных систем;
- нормативное обеспечение формирования и функционирования правового государства;
- природопользование и ресурсно-экологическая безопасность (на примере Нижнего Поволжья);
- гражданско-правовые проблемы развития региона;
- изучение конъюнктуры рынка и спроса потребителей;
- реформирование системы бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
- инновационные технологии коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений.
Таблица 6
Показатели результативности научной работы
Показатели |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
Количество монографий |
8 |
5 |
11 |
11 |
12 |
Количество учебников и учебных пособий |
12 |
19 |
19 |
18 |
8 |
Количество публикаций |
120 |
116 |
120 |
206 |
238 |
Участие ППС в конференциях, всего в том числе: международных на базе вуза научных семинарах |
78 28 — — |
147 12 93 — |
155 10 68 18 |
161 19 47 226 |
250 119 98 204 |
Защиты диссертаций, всего в том числе: докторских кандидатских |
11 — 11 |
10 1 9 |
7 1 6 |
8 1 7 |
7 3 4 |
Анализ объема и структуры научно-исследовательской работы института за 2003-2007 годы показывает значительный рост общей суммы финансирования научно-исследовательской работы, за счет расширения тематики научных исследований (176 тем) в рамках самофинансирования, увеличения объема хозяйственных договоров с потребительскими обществами (8 хоздоговоров на общую сумму 800 тыс. руб.) и завоевания 5 грантов различных уровней на сумму 360,9 тыс. рублей.
Таблица 7
Договоры с потребительскими обществами 14
№ п/п |
Тематика |
Срок действия |
Сумма, тыс.руб. |
Разработка маркетинговой стратегии сбыта хлебобулочных и кондитерских изделий в Дубовском районе, г. Волгограде, г. Волжском |
2007-2008г. |
100,0 |
|
Менеджмент маркетинга в потребительском обществе (на базе Иловлинского потребительского общества) |
2007-2008г. |
100,0 |
|
Развитие кооперативного производства и сбыта в Суровикинском районе |
2007 г. |
100,0 |
|
Анализ потребительского рынка хлебобулочных изделий ПО «Среднеахтубинское» |
2007-2008г. |
100,0 |
|
Анализ потребительского рынка хлебобулочных изделий ПО «Автохозяйство» Ленинского района |
2007-2008г. |
100,0 |
|
Развитие системы кооперативного общественного питания в Светлоярском районе |
2007-2008г. |
100,0 |
|
Разработка системы управленческого (производственного) учета в Дубовском Райпотребсоюзе |
2007-2008г. |
100,0 |
|
Стратегия производства и сбыта кооперативной продукции в Старополтавском районе |
2007-2008г. |
100,0 |
За 2003-2007 годы профессорско- преподавательским составом опубликовано 800 научных статей, в том числе 106 статей в изданиях, рекомендованных ВАК.
Рис.4. Динамика опубликования научных статей за 2003-2007гг
Приоритетным направлением развития науки и научно- исследовательской работы института является научное обеспечение социально-экономической деятельности потребительских обществ Волгоградской области, оказание им научно-практической помощи, изучение проблем развития и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности кооперативных организаций.
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и профессионального воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески решать практические задачи профессиональной деятельности. Высшим уровнем познавательной активности студентов выступает деятельное участие в научно-исследовательской работе, самостоятельном научном поиске.
Основными задачами организации и развития научно-исследовательской работы студентов в Волгоградском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации является:
- обеспечение единства обучения и подготовки студентов к творческому труду, организация вовлечения их в освоение научных методов своей специальности;
- участие студентов в научно-исследовательской деятельности кафедр, повышение результативности их научных исследований;
- усиление влияния науки на решение учебных, воспитательных и практических задач;
- развитие научных школ (направлений), формирование моральных качеств будущего специалиста-кооператора и ученого, подготовка резерва научных и педагогических кадров;
- привлечение интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава для руководства и работы в системе научно-исследовательской работы студентов;
- поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вуза, совершенствование форм и методов привлечения студентов к научной работе;
- развитие творчески одаренных студентов, организация их участия в научной работе вуза;
- формирование и развитие у будущих специалистов умения вести научно-обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм; способности к быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений к профессиональной деятельности с учетом изменений конъюнктуры рынка; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовки.
Необходимость системного подхода к проблеме управления интеллектуальной собственностью (ИС) в вузе продиктована, с одной стороны, тем обстоятельством, что за прошедшее после принятия патентного закона РФ десятилетие большинство вузов так и не смогло произвести адекватные угрозам и возможностям изменяющейся внешней среды корректировки патентно-лицензионной политики. С другой стороны, все более очевидными становятся стратегические преимущества учебных заведений, которые, вложив в развитие этого направления требуемые ресурсы, уже успели окупить их и активно наращивают обороты важнейшего элемента инновационного бизнеса — охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Это и активизация творческой деятельности изобретателей, и коммерческое использование объектов авторского права, защита и «раскрутка» бренда (brand), возрождение институтов патентоведения и другие неотъемлемые части инновационной стратегии развития вузов.
Центр научных исследований и инноваций имеет одну из целей: сохранение и развитие интеллектуального потенциала института и привлечение дополнительных внебюджетных средств от коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности.
Отдел входит в инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства университета, т. к. охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности является важнейшим элементом инновационной деятельности.
Подводя итог можно сказать, что сохранение, развитие и коммерциализация интеллектуального потенциала института как важнейшего элемета инновационного бизнеса имеет важное значение для реализации стратегических преимуществ учебного заведения.
Заключение
Разработанная нормативная и организационно- распорядительная документация (положения, должностные инструкции) обеспечивает организационно-правовую основу планирования и реализации образовательной деятельности, соблюдение действующего законодательства РФ.
Контрольные нормативы условий осуществления образовательной деятельности выполнены, соответствуют лицензионным требованиям.
Структура института и система управления соответствуют штатному расписанию, динамично развиваются, соответствуют целям и задачам образовательной деятельности.
Содержание основных образовательных программ соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОС).
Учебный процесс организуется в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальностям.
Результаты промежуточных и итоговой государственной аттестаций качества знаний студентов определяют достаточный уровень подготовки специалистов в соответствии с требованиями.
Преподавание учебных дисциплин в соответствии с учебными планами обеспечено учебно-методическими материалами (учебно-методическими комплексами) в соответствии с требованиями.
Динамично развиваются системы библиотечного и информационно-программного обеспечения образовательного процесса.
Динамично развивается взаимодействие и социальное партнерство Волгоградского кооперативного института с системой потребительской кооперации Волгоградской области, бизнес-сообществом в сферах научного обеспечения эффективной социально-экономической деятельности потребительских обществ, повышения квалификации действующих участников регионального рынка труда, учета рекомендаций основных работодателей в организации учебного процесса.
Состояние научной и научно-исследовательской работы как по содержательным, так и объемным характеристикам соответствует критериальным показателям; динамика развития научной деятельности Волгоградского кооперативного института положительная.
Уровень развития воспитательной работы соответствует требованиям; функционирует комплексная система воспитания студентов, сотрудников и преподавателей института.
Создана система партнерских отношений с региональными и муниципальными структурами управления, потребительскими обществами, продвинутыми бизнес-структурами.
Вместе с тем, перед коллективом Волгоградского кооперативного института стоят следующие задачи.
Продолжить создание непрерывной многоуровневой системы подготовки специалистов по модели «детский сад – лицей – колледж – институт» с развитой образовательной инфраструктурой довузовского образования, дополнительного профессионального образования, послевузовского образования.
Развивать систему социального партнерства с основными работодателями, потребительскими обществами, структурами бизнес-сообщества региона. Продолжить формирование образовательных программ по заказам работодателей, учет требований и рекомендаций работодателей при планировании и организации учебного процесса в институте.
Активизировать внедрение инновационных образовательных технологий, форм и методов организации образовательной деятельности. Расширить сферы внедрения инноваций (учебный процесс, научно-исследовательская работа, воспитательный процесс, развитие личностно-профессиональных качеств).
Продолжить реализацию стратегии развития кадрового потенциала профессорско- преподавательского состава.
Список литературы
- Белоконь А.В., Пушкаренко А.А. К вопросу о региональной миссии университета. // Университеты как центры образования, науки и культуры в регионе. — М.: Изд-во Московского университета, 2005.
- Белоусов В. И., Востроилов А. В., Шевченко В. Е. Инновационный университет: опыт развития // Университетское управление. 2006. № 5(45).
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. — М.: Банки и биржи. М.: ЮНИТИ, 2005.
- Воробьева Л. П. Анализ изменений плана счетов бюджетного учета и порядок его применения // Университетское управление. 2006. № 5(45).
- Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. — М.: Дело, 2005.
- Инновации в управлении вузом: новые решения для корпоративной информационной системы // Университетское управление. 2006. № 6(46).
- Кэхилл Д. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 1.
- Королев В. Б. Кулагин В. А. . Управление вузом с точки зрения принципов корпоративного управления // Университетское управление. 2006. № 6(46).
- Красильников И. О., Миклушевский В. В., Прокошкин А. С., Туманов В. Е.. Мазалецкая А. Л., Маслов Д. В., Стид, Кэрол. Применение моделей совершенствования для повышения качества управления в российском университете // Университетское управление. 2006. № 5(45).
- Отчет о результатах самообследования Волгоградского кооператвного института. Волгоград: Волгоградский кооперативный институт, 2008.
- Прокопенко С. А. Рыночный подход к реформированию университета // Университетское управление. 2006. № 5(45).
- Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под. ред. Е.А. Князева. — Казань: Унипресс, 2001.
- Скотт П. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ, 1998.
- Титова Н. Л., Балаева О. Н., Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 4.
- Юкаева В. С. Управленческие решения. М., 1999.