В Волгоградском кооперативном институте

Результативность деятельности научных школ (направлений) за период с 2003 по 2007 годы определяется следующими показателями:

  • научно-педагогическим персоналом института защищено 37 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и 6 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук;
  • число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования в институте (филиале), – 6;
  • подготовлено 47 монографий;
  • среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за 5 лет– 25,9 тыс. рублей.

Основными научными направлениями вуза являются:

  • развитие организационно-управленческого потенциала системы потребительской кооперации;
  • анализ экономической эффективности и финансовой устойчивости потребительских обществ Волгоградской области;
  • психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы, руководителя и специалиста потребительского общества;
  • внутренний аудит и система внутреннего контроля в коммерческих организациях;
  • научные основы разработки экономических информационных систем;
  • нормативное обеспечение формирования и функционирования правового государства;
  • природопользование и ресурсно-экологическая безопасность (на примере Нижнего Поволжья);
  • гражданско-правовые проблемы развития региона;
  • изучение конъюнктуры рынка и спроса потребителей;
  • реформирование системы бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
  • инновационные технологии коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений.

Таблица 6

Показатели результативности научной работы

Показатели

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Количество монографий

8

5

11

11

12

Количество учебников и учебных пособий

12

19

19

18

8

Количество публикаций

120

116

120

206

238

Участие ППС в конференциях, всего

в том числе: международных

на базе вуза

научных семинарах

78

28

147

12

93

155

10

68

18

161

19

47

226

250

119

98

204

Защиты диссертаций, всего

в том числе: докторских

кандидатских

11

11

10

1

9

7

1

6

8

1

7

7

3

4

Анализ объема и структуры научно-исследовательской работы института за 2003-2007 годы показывает значительный рост общей суммы финансирования научно-исследовательской работы, за счет расширения тематики научных исследований (176 тем) в рамках самофинансирования, увеличения объема хозяйственных договоров с потребительскими обществами (8 хоздоговоров на общую сумму 800 тыс. руб.) и завоевания 5 грантов различных уровней на сумму 360,9 тыс. рублей.

Таблица 7

Договоры с потребительскими обществами 14

п/п

Тематика

Срок действия

Сумма,

тыс.руб.

Разработка маркетинговой стратегии сбыта хлебобулочных и кондитерских изделий в Дубовском районе, г. Волгограде, г. Волжском

2007-2008г.

100,0

Менеджмент маркетинга в потребительском обществе (на базе Иловлинского потребительского общества)

2007-2008г.

100,0

Развитие кооперативного производства и сбыта в Суровикинском районе

2007 г.

100,0

Анализ потребительского рынка хлебобулочных изделий ПО «Среднеахтубинское»

2007-2008г.

100,0

Анализ потребительского рынка хлебобулочных изделий ПО «Автохозяйство» Ленинского района

2007-2008г.

100,0

Развитие системы кооперативного общественного питания в Светлоярском районе

2007-2008г.

100,0

Разработка системы управленческого (производственного) учета в Дубовском Райпотребсоюзе

2007-2008г.

100,0

Стратегия производства и сбыта кооперативной продукции в Старополтавском районе

2007-2008г.

100,0

За 2003-2007 годы профессорско- преподавательским составом опубликовано 800 научных статей, в том числе 106 статей в изданиях, рекомендованных ВАК.

Рис.4. Динамика опубликования научных статей за 2003-2007гг

Приоритетным направлением развития науки и научно- исследовательской работы института является научное обеспечение социально-экономической деятельности потребительских обществ Волгоградской области, оказание им научно-практической помощи, изучение проблем развития и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности кооперативных организаций.

Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и профессионального воспитания специалистов с высшим образованием, способных творчески решать практические задачи профессиональной деятельности. Высшим уровнем познавательной активности студентов выступает деятельное участие в научно-исследовательской работе, самостоятельном научном поиске.

Основными задачами организации и развития научно-исследовательской работы студентов в Волгоградском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации является:

  • обеспечение единства обучения и подготовки студентов к творческому труду, организация вовлечения их в освоение научных методов своей специальности;
  • участие студентов в научно-исследовательской деятельности кафедр, повышение результативности их научных исследований;
  • усиление влияния науки на решение учебных, воспитательных и практических задач;
  • развитие научных школ (направлений), формирование моральных качеств будущего специалиста-кооператора и ученого, подготовка резерва научных и педагогических кадров;
  • привлечение интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава для руководства и работы в системе научно-исследовательской работы студентов;
  • поиск и реализация источников финансирования, в том числе за счет средств, получаемых из внебюджетных источников и инновационной деятельности вуза, совершенствование форм и методов привлечения студентов к научной работе;
  • развитие творчески одаренных студентов, организация их участия в научной работе вуза;
  • формирование и развитие у будущих специалистов умения вести научно-обоснованную профессиональную работу на предприятиях и в учреждениях любых организационно-правовых форм; способности к быстрой адаптации, приложения полученных знаний и умений к профессиональной деятельности с учетом изменений конъюнктуры рынка; освоения методологии и практики планирования, выбора оптимальных решений в условиях рыночных отношений; готовности и способности к повышению квалификации и переподготовки.

Необходимость системного подхода к проблеме управления интеллектуальной собственностью (ИС) в вузе продиктована, с одной стороны, тем обстоятельством, что за прошедшее после принятия патентного закона РФ десятилетие большинство вузов так и не смогло произвести адекватные угрозам и возможностям изменяющейся внешней среды корректировки патентно-лицензионной политики. С другой стороны, все более очевидными становятся стратегические преимущества учебных заведений, которые, вложив в развитие этого направления требуемые ресурсы, уже успели окупить их и активно наращивают обороты важнейшего элемента инновационного бизнеса — охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности. Это и активизация творческой деятельности изобретателей, и коммерческое использование объектов авторского права, защита и «раскрутка» бренда (brand), возрождение институтов патентоведения и другие неотъемлемые части инновационной стратегии развития вузов.

Центр научных исследований и инноваций имеет одну из целей: сохранение и развитие интеллектуального потенциала института и привлечение дополнительных внебюджетных средств от коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности.

Отдел входит в инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства университета, т. к. охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности является важнейшим элементом инновационной деятельности.

Подводя итог можно сказать, что сохранение, развитие и коммерциализация интеллектуального потенциала института как важнейшего элемета инновационного бизнеса имеет важное значение для реализации стратегических преимуществ учебного заведения.

Заключение

Разработанная нормативная и организационно- распорядительная документация (положения, должностные инструкции) обеспечивает организационно-правовую основу планирования и реализации образовательной деятельности, соблюдение действующего законодательства РФ.

Контрольные нормативы условий осуществления образовательной деятельности выполнены, соответствуют лицензионным требованиям.

Структура института и система управления соответствуют штатному расписанию, динамично развиваются, соответствуют целям и задачам образовательной деятельности.

Содержание основных образовательных программ соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОС).

Учебный процесс организуется в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальностям.

Результаты промежуточных и итоговой государственной аттестаций качества знаний студентов определяют достаточный уровень подготовки специалистов в соответствии с требованиями.

Преподавание учебных дисциплин в соответствии с учебными планами обеспечено учебно-методическими материалами (учебно-методическими комплексами) в соответствии с требованиями.

Динамично развиваются системы библиотечного и информационно-программного обеспечения образовательного процесса.

Динамично развивается взаимодействие и социальное партнерство Волгоградского кооперативного института с системой потребительской кооперации Волгоградской области, бизнес-сообществом в сферах научного обеспечения эффективной социально-экономической деятельности потребительских обществ, повышения квалификации действующих участников регионального рынка труда, учета рекомендаций основных работодателей в организации учебного процесса.

Состояние научной и научно-исследовательской работы как по содержательным, так и объемным характеристикам соответствует критериальным показателям; динамика развития научной деятельности Волгоградского кооперативного института положительная.

Уровень развития воспитательной работы соответствует требованиям; функционирует комплексная система воспитания студентов, сотрудников и преподавателей института.

Создана система партнерских отношений с региональными и муниципальными структурами управления, потребительскими обществами, продвинутыми бизнес-структурами.

Вместе с тем, перед коллективом Волгоградского кооперативного института стоят следующие задачи.

Продолжить создание непрерывной многоуровневой системы подготовки специалистов по модели «детский сад – лицей – колледж – институт» с развитой образовательной инфраструктурой довузовского образования, дополнительного профессионального образования, послевузовского образования.

Развивать систему социального партнерства с основными работодателями, потребительскими обществами, структурами бизнес-сообщества региона. Продолжить формирование образовательных программ по заказам работодателей, учет требований и рекомендаций работодателей при планировании и организации учебного процесса в институте.

Активизировать внедрение инновационных образовательных технологий, форм и методов организации образовательной деятельности. Расширить сферы внедрения инноваций (учебный процесс, научно-исследовательская работа, воспитательный процесс, развитие личностно-профессиональных качеств).

Продолжить реализацию стратегии развития кадрового потенциала профессорско- преподавательского состава.

Список литературы

  1. Белоконь А.В., Пушкаренко А.А. К вопросу о региональной миссии университета. // Университеты как центры образования, науки и культуры в регионе. — М.: Изд-во Московского университета, 2005.
  2. Белоусов В. И., Востроилов А. В., Шевченко В. Е. Инновационный университет: опыт развития // Университетское управление. 2006. № 5(45).

  3. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. — М.: Банки и биржи. М.: ЮНИТИ, 2005.
  4. Воробьева Л. П. Анализ изменений плана счетов бюджетного учета и порядок его применения // Университетское управление. 2006. № 5(45).

  5. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. — М.: Дело, 2005.
  6. Инновации в управлении вузом: новые решения для корпоративной информационной системы // Университетское управление. 2006. № 6(46).

  7. Кэхилл Д. Хозяйственная стратегия: разработка, осуществление, контроль // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 1.
  8. Королев В. Б. Кулагин В. А. . Управление вузом с точки зрения принципов корпоративного управления // Университетское управление. 2006. № 6(46).

  9. Красильников И. О., Миклушевский В. В., Прокошкин А. С., Туманов В. Е.. Мазалецкая А. Л., Маслов Д. В., Стид, Кэрол. Применение моделей совершенствования для повышения качества управления в российском университете // Университетское управление. 2006. № 5(45).

  10. Отчет о результатах самообследования Волгоградского кооператвного института. Волгоград: Волгоградский кооперативный институт, 2008.
  11. Прокопенко С. А. Рыночный подход к реформированию университета // Университетское управление. 2006. № 5(45).

  12. Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / Под. ред. Е.А. Князева. — Казань: Унипресс, 2001.
  13. Скотт П. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ, 1998.
  14. Титова Н. Л., Балаева О. Н., Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 4.
  15. Юкаева В. С. Управленческие решения. М., 1999.