Отчет о прохождении учебной практики по банковскому делу

Анализ нормативных документов банковского регулирования

Банковская деятельность в Российской Федерации, как, впрочем, и в других государствах, немыслима без регулирования со стороны государства. Это выражается в принятии соответствующими государственными структурами большого множества высших законодательных и подзаконных актов разного уровня: от законов до коротеньких сообщений местных управлений ЦБ. Относятся к ним и различные части общеправовых документов, например, главы 71, 75, 83, 103 Конституции РФ, главы 42, 44-46 Гражданского Кодекса РФ и другие.

Специальное законодательство.

Группа специального банковского законодательства основана на двух основных законах: Законе РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» и Законе РФ «О банках и банковской деятельности». Оба они выходили и изменялись почти одновременно, что лишний раз подчеркивает их общую фундаментальность. Эти документы охватывают всю сферу деятельности, допустимую для банков, описывают общую структуру создания, функционирования, регулирования и реформирования денежно-кредитной системы России. Управляет, направляет и контролирует текущее состояние этого процесса Центральный банк Российской Федерации.

Уполномоченный государством в ранге министерства, этот банк (непосредственно, либо через свои представительства на местах), в целях осуществления своих функций регулирования и контроля, выпускает собственные подзаконные акты.

Система законодательных актов специального банковского направления создается исключительно Центральным банком России и регламентирует осуществление кредитными учреждениями только банковских операций.

Смешанное законодательство.

Кроме прямых банковских операций (абзац 1 главы 5 Закона РФ «О банках…») кредитные учреждения имеют право осуществлять деятельность, совершая и иные сделки (описанные в той же главе).

Эта область коммерческой деятельности банков регламентируется еще большим количеством законов и подзаконных актов. Это — группа смешанного законодательства. Она характерна тем, что сделки, осуществляемые в пределах документов этой группы, могут совершать не только банки, но и иные организации. Часть этой деятельности осуществляется свободно, часть же — при наличии соответствующей лицензии.

На основе Федерального закона «О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»от 02.12.1990 N 395-1 происходит осуществление деятельности кредитных организаций в РФ. Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

56 стр., 27906 слов

Денежно-кредитное регулирование экономики центральным банком

... денежно-кредитного регулирования деятельности коммерческих банков со стороны Центрального банка Российской Федерации. Глава 1. Центральный банк; методы денежно-кредитного регулирования экономики центральным банком 1.1. Центральный банк: ... обобщенно можно констатировать, что Банк России – это орган государственного управления специальной компетенции. В-третьих, Банк России - это особый целевой ...

На основе Статья 5 данного ФЗ осуществляются следующие банковские операции и другие сделки кредитной организации:

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во

3) открытие и ведение

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

8) выдача

9) осуществление

(п. 9 введен Федеральным

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

(часть вторая введена Федеральным

Кредитная организация помимо перечисленных в

1) выдачу

2) приобретение

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения ЦБ РФ от 12.04.2001 N 2-П «О

Положение Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» устанавливает порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее — ссуды), к которым относятся денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, перечень которых приведен в приложении 1 данного Положения, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.

12 стр., 5570 слов

Кредитная политика коммерческого банка основы формирования

... финансового посредничества, теории государственного регулирования, первичная документация коммерческих банков, ресурсы Интернет. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 1.1. Сущность кредитной политики коммерческого банка Кредитная политика - это определение направлений деятельности банка в области кредитно-инвестиционных операций ...

ИНСТРУКЦИЯ от 16 января 2004 г. N 110-И «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ БАНКОВ» в целях регулирования (ограничения) принимаемых банками рисков устанавливает числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением. Инструкция устанавливает числовые значения и методику расчета следующих обязательных нормативов банков:

достаточности собственных средств (капитала) банка;

  • ликвидности банков;
  • максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимального размера крупных кредитных рисков;

максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

совокупной величины риска по инсайдерам банка;

использования собственных средств (капитала) банков для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ» от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Этот закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также — органы и агенты валютного контроля).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КРЕДИТНЫХ ИСТОРИЯХ от 30.12.2004 N 214-ФЗ определяет понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России. Целями Федерального закона являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.