Отчет по практике в ОАО «НК «Роснефть»

Нефтяная промышленность занимает важное место как в российском топливно-энергетическом комплексе, так и в экономике страны в целом.

Сегодня доказанные мировые запасы нефти составляют 1208,2 млрд. баррелей 1 . Потенциальные запасы нефти по последним данным оцениваются в 2614 млрд. баррелей.[1]

Абсолютным лидером по доказанным запасам нефти является Ближний Восток.Но следует отметить, что Россия входит в список 24-х крупнейших нефтяных месторождений в мире. Оцененные запасы нефти в Западной Сибири составляют 14-16 млрд. баррелей. [2]

В России после спада в конце 1980-х – начале 1990-х гг., отрасль продолжает неуклонно наращивать темпы добычи, переработки и экспорта нефти, постепенно занимая позиции мирового лидера по всем этим показателям. Динамика добычи российской нефти показана в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика добычи российской нефти 1992-2007 гг. (млн. т.) по данным Федерального агентства по статистике

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Нефть, включая газовый конденсат

399

307

324

380

421

459

470

481

491

Нефть – наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики. В настоящее время нефтегазовый комплекс обеспечивает 70% общего потребления первичных энергоресурсов и почти 80% их производства. На долю нефтяной и газовой отрасли приходится более 40% налоговых поступлений в Федеральный бюджет и более 20% – в консолидированный бюджет страны. Эта отрасль обеспечивает 12% промышленного производства России, а общее число людей, занятых в ней, составляет 3% от общего числа работоспособного населения.

Россия – единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо. Сегодня Россия производит энергоресурсов в два раза больше своих потребностей и экспортирует примерно половину этого объема в другие страны. И одной из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира является «Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли.

Целью производственной практики является не только ознакомление с хозяйственным объектом, как таковым, но и приобретение навыка экономического обследования объекта, нахождение стратегии его развития. Практика направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний. Помимо этого, целью так же является приобретение навыков практического решения информационных задач на конкретном рабочем месте

База прохождения практики – Рубцовский филиал ОАО «НК «Роснефть» — Алтайнефтепродукт». Срок практики с 05.07.2010г по 31.07.2010г.

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
    1. История Компании

«Роснефть» стала одной из последних вертикально интегрированных нефтяных акционерных компаний, которые возникли в результате крупномасштабной приватизации российской нефтяной отрасли после распада Советского Союза.

Компания «Роснефть» была создана в 1993 г. как государственное предприятие. Она стала преемником компании «Роснефтегаз», которая, в свою очередь, возникла двумя годами ранее на месте упраздненного Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР.

В 1995 г. российское Правительство своим постановлением преобразовало «Роснефть» в акционерное общество открытого типа.

В 1995–1998 гг. в «Роснефти» постоянно менялось руководство, в результате чего ее активы оказались фактически без управления. Этот период в истории Компании отмечен спадом нефтедобычи, а объем переработки нефти снизился в те годы до одной трети от производственной мощности(Диаграмма 1.1 – добыча и переработка нефти НК «Роснефть»).

Диаграмма 1.1 – Добыча и переработка нефти НК «Роснефть», млн. т.

Чтобы помочь «Роснефти» вновь стать одним из ключевых игроков на российском энергетическом рынке, Правительство России в октябре 1998 г. приняло решение укрепить руководство Компании. Именно тогда «Роснефть» возглавил ее нынешний президент Сергей Михайлович Богданчиков.

Новая команда менеджеров во главе с Сергеем Богданчиковым незамедлительно приступила к реализации смелых планов, которые в итоге вывели Компанию из кризиса.

Уже к 2000 г. «Роснефть» снова стала прибыльной. С того же года начался новый период роста Компании. Ежегодный средний прирост объема добычи нефти стал превышать 11%.

«Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (75,16% акций) является ОАО «РОСНЕФТЕГАЗ», на 100% принадлежащее государству. В свободном обращении находится около 15% акций Компании.

География деятельности «Роснефти» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь, Дальний Восток. Компания реализует также проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных НПЗ 2 «Роснефти» распределены по территории России от побережья Черного моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 39 регионов страны.

Основное конкурентное преимущество «Роснефти» – размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22,9 млрд. барр. Н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов «Роснефть» является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 26 лет, а бoльшая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания располагает также 14,1 млрд. барр. Н. э. вероятных запасов и 11,1 млрд. барр. Н. э. возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.[3]

«Роснефть» активно увеличивает свою ресурсную базу за счет геолого-разведочных работ и новых приобретений, чтобы обеспечить устойчивый рост добычи в долгосрочной перспективе. У Компании один из самых высоких уровней восполнения доказанных запасов углеводородов, который по итогам 2009 г. составил 163%. Основную часть геолого-разведочных работ «Роснефть» осуществляет в наиболее перспективных нефтегазоносных регионах России, таких, как Восточная Сибирь, шельф южных морей России, а также Дальний Восток. Это обеспечивает Компании доступ к более 47 млрд. барр. Н. э. прогнозных извлекаемых ресурсов.

«Роснефть» успешно реализует стратегию устойчивого роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. В 2009 г. Компания добыла 108,9 млн. т. нефти (796 млн. барр.).

Таким образом, с 2004г. добыча нефти Компанией выросла более чем в 5 раз. Одновременно «Роснефть» демонстрирует высокую эффективность своей деятельности в целом и имеет самый низкий уровень удельных операционных затрат на добычу нефти не только среди российских, но и среди основных международных конкурентов.

«Роснефть» является одним из крупнейших независимых производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 12 млрд. куб. м. товарного природного и попутного газа в год и обладает огромным потенциалом для дальнейшего наращивания добычи благодаря наличию значительного объема запасов. В настоящее время «Роснефть» реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.

Суммарный объем переработки нефти на НПЗ Компании составил по итогам 2009 г. рекордные для российского нефтеперерабатывающего сектора 49,8 млн. т. (365 млн. барр.) Заводы «Роснефти» имеют выгодное географическое положение, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. В настоящее время «Роснефть» реализует проекты расширения и модернизации своих НПЗ с целью улучшения баланса между объемами добычи и переработки нефти, а также для увеличения выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью, соответствующей самым современным экологическим стандартам.

Отличительная черта «Роснефти» – наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке, Архангельске, которые позволяют существенно повысить эффективность экспорта продукции Компании. «Роснефть» в настоящее время осуществляет комплексные программы расширения и модернизации терминалов с целью обеспечения соответствия их мощностей планируемым объемам экспорта.

Одной из стратегических задач «Роснефти» является увеличение объемов реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю. С этой целью Компания развивает розничную сбытовую сеть, которая сегодня насчитывает около 1700 АЗС. По количеству АЗС «Роснефть» занимает 2-е место среди российских компаний.

«Роснефть» строго придерживается международных стандартов корпоративного управления, раскрытия информации, а также финансовой отчетности. С 2006 г. треть мест в Совете директоров занимают независимые директора. Компания следует политике высокой социальной ответственности не только перед своими сотрудниками, членами их семей и жителями регионов, в которых она осуществляет свою деятельность, но и перед обществом в целом.

  1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

ОАО «НК «Роснефть», являясь одной из крупнейших российских компаний, стремится достичь не только высоких производственных и финансовых показателей, но и внести вклад в развитие и процветание страны, в улучшение условий жизни ее граждан.

Компания разделяет положения Социальной хартии российского бизнеса и считает, что:

  • достижение высоких экономических и социальных результатов в долгосрочной перспективе возможно только на основе соблюдения разумного баланса интересов акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других заинтересованных сторон;
  • важнейшее условие экономического и социального благополучия страны – формирование солидарной ответственности государства, бизнеса и гражданина, в основе которой соблюдение гражданских прав и свобод, равенство возможностей, уважение человеческого достоинства и приоритет закона;
  • благодаря сбалансированной и результативной социальной политике снижаются предпринимательские риски, укрепляется конкурентоспособность компаний, повышается эффективность деятельности персонала и лояльность потребителей, повышается репутация бизнес–сообщества в целом.