Совершенствование бюджета продаж ЗАО «Мастер Ефремов»

Бюджет — это мощный инструмент управления финансами на предприятии, который может дать серьезный эффект: по оценкам российских консалтинговых компаний, ввод на предприятии системы бюджетирования позволяет высвободить до 20% оборотных средств. Средства появляются от продажи излишних товарных запасов, возврата просроченной дебиторской задолженности, дозагрузки ранее простаивавших мощностей. В настоящее время планирование деятельности предприятия стало серьёзной проблемой, т.к. зачастую у менеджеров отсутствуют ясные цели, понимание миссии предприятия. Предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах. На многих предприятиях отсутствует система представления достоверной информации в нужное время и в нужном месте. Долгое время планирование воспринималось как атрибут отжившей плановой экономики. Процесс бюджетирования коммерческих организаций начинается с прогнозирования продаж, которые являются основным лимитирующим фактором, определяющим все последующие операции. Значение других факторов имеет значительное, но ограниченное влияние, ведь при наличии постоянного и доходного спроса, компании стремятся устранить любые ограничения.

Сбыт — всего лишь одна из многих функций маркетинга, причем зачастую не самая существенная. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, то товары наверняка пойдут легко. [6, с.211]

Главная цель, которая ставиться перед бюджетом продаж, — способствовать увеличению прибылей фирмы. Изучение рынков сбыта, определение номенклатуры выпускаемых изделий, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализации товарной продукции.

Основной задачей современных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Тепмы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

35 стр., 17412 слов

Антикризисное управление предприятием

... реструктуризации и внедрения антикризисного управления промышленных предприятий региона. 90-х гг. закрепился термин «антикризисное управление». он вошел в ... программу промышленного предприятия, известную со времен советской экономической системы. План включал в себя диапазон объемов производства ... в соответствии с рыночным спросом на продукцию, товары и услуги. Будучи чисто производственной ...

Целью данной курсовой работы является составление бюджета продаж, как исходной точки бюджетирования на предприятии. В данной работе рассматриваются проблемы реализации продукции, а также анализируется объем произведенной продукции. Ключевым моментом являются особенности бюджетирования объемов реализации продукции на ЗАО «Мастер Ефремов», а так же составление на основе этого бюджетирования других бюджетов предприятия. Задача курсовой работы состоит в составлении бюджета продаж ЗАО «Мастер Ефремов», анализе бюджета продаж и разработке на основе бюджета продаж остальных бюджетов предприятия, так же нужно выявить пути совершенствования составления бюджета продаж. Объектом анализа работы стало закрытое акционерное общество «Мастер Ефремов». Работа состоит из пяти глав, введения, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе работы приводятся методические основы анализа объема производства и реализации продукции. Во второй — пятой главах описывается сам объект исследования и проводится анализ, а так же рассматриваются факторы и резервы увеличения производства и реализации продукции на данном предприятии. При написании работы были использованы труды по управленческому учету отечественных авторов.

1. Понятие бюджета продаж как исходной точки составления общего бюджета

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления состоит в определении основных направлений и пропорций развития производства с учётом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

Ещё классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными манёврами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел фирмы, если не её краха вообще. Как показала практика, применение планирования создаёт следующие важные преимущества: делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий; проясняет возникающие проблемы; улучшает координацию действий в организации; способствует рациональному распределению ресурсов; улучшает контроль в организации. Можно выделить следующие формы планирования: стратегическое (перспективное) планирование; тактическое (текущее) планирование. Бюджет фирмы представляет собой количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определённый период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей; он даёт возможность предвидеть конечный результат деятельности, т. е. размеры и норму прибыли[20, с.88]

3 стр., 1396 слов

Анализ выпуска и реализации продукции

... производстве продукции отдельными подразделениями, о поступлении на склад и реализации готовой продукции и др. При анализе выполнения плана и динамики выпуска и реализации продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из соответствующих бюджетов предприятия, планов и ...

Бюджетный период, как правило, охватывает краткосрочный аспект планирования (год, квартал), однако, бюджеты связанные с капитальными вложениями, составляются и на более длительный срок (5,10 лет).

Работа по составлению бюджета предполагает несколько этапов: подготовка прогноза и бюджета продаж; определение ожидаемого объёма производства; расчёт затрат связанных с производством и реализацией продукции; расчёт и анализ денежных потоков; составление плановых финансовых отчётов. Не смотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов.

Общий бюджет (основной) – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и являющийся основой для принятия и контроля управленческих решений.

Операционный бюджет – это система бюджетов характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации. Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета. Операционный бюджет в свою очередь состоит из:

  1. Бюджет продаж (обычно этим занимается отдел маркетинга)
  2. Бюджет производства, включая его обеспечение
  3. Бюджет управленческих расходов
  4. Бюджет коммерческих расходов
  5. Бюджет расходов на оплату труда

Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджетный отчёт о прибылях и убытках. Как можно видеть основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. Оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты.

Бюджет продаж объединяет информацию об объёмах реализации, ценах и соответственно выручке от реализации. Он является отправной точкой всего процесса бюджетирования и наиболее спорным моментом. Термин планирование продаж необходимо отличать от термина прогнозирование продаж. Последний термин отражает оценку, предсказание, которое в последствии может стать, а может и не стать бюджетом продаж. Прогноз превращается в бюджет, если допускается его реальность. Сложность окончательного расчёта бюджета продаж связана с тем, что объём реализации определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры[16, с.208]

:

  1. Деятельностью конкурентов
  2. Общим положением на национальном и мировом рынках
  3. Политикой ценообразования
  4. Сезонными колебаниями спроса и поставок
  5. Объёмом платежеспособного спроса
  6. Результативностью рекламы, качеством продукции и т.д.

Расчёт объёма реализации осуществляется на основе статистических методов с использованием экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.

На базе бюджета продаж формируются бюджеты характеризующие затраты на производство и реализацию продукции или на внедрение нового технологического процесса. Для составления этих бюджетов необходимо:

  1. Определить объём затрат
  2. Сгруппировать затраты с учётом специфики процесса производства и изменений объёма реализации продукции (разделить на переменные и постоянные)
  3. Вычислить нормативы общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период

Бюджет производства показывает сколько единиц продукции или услуг необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и требуемый уровень запасов. На основе оперативных бюджетов составляется бюджетный отчёт о прибылях и убытках. Информация о доходах берётся из бюджета продаж.

4 стр., 1908 слов

Технология формирования операционного бюджета

... операционного бюджета. Бюджет продаж. План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, ... по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а ...

Теперь можно перейти ко второй составляющей основного бюджета – финансовому бюджету, который представляет совой план отражающий объём и структуру предполагаемых источников средств и планируемые направления их использования. Он состоит из бюджета денежных средств, бюджета капитальных вложений и бюджетного баланса и составляется с учётом информации, содержащейся в бюджетном отчёте о прибылях и убытках.

Бюджет движения денежных средств – это план денежных поступлений и платежей. При расчёте бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Бюджет капитальных вложений на основе выбранного критерия рентабельности инвестиций определяет, какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Информация содержащаяся в этом бюджете влияет на бюджет движения денежных средств (затрагивая вопросы выплаты процентов), на бюджетный отчёт о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс (изменяя величину основных средств и других долгосрочных активов) [19, с.411]

Завершающим шагом в процессе подготовки основного бюджета служит разработка бюджетного бухгалтерского баланса, который характеризует изменения в финансовом и имущественном положении предприятия при условии выполнения запланированных в предыдущих бюджетах хозяйственных и финансовых операций.

Всё это даёт возможность предвидеть конечный результат деятельности фирмы, перспективы её развития, потребности во внешнем финансировании, ставит под контроль финансовые потоки в организации.

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что бюджет — это мощный инструмент управления финансами на предприятии, который может дать серьезный эффект: по оценкам российских консалтинговых компаний, ввод на предприятии системы бюджетирования позволяет высвободить до 20% оборотных средств. Средства появляются от продажи излишних товарных запасов, возврата просроченной дебиторской задолженности, дозагрузки ранее простаивавших мощностей.

В настоящее время планирование деятельности предприятия стало серьёзной проблемой, т.к. зачастую у менеджеров отсутствуют ясные цели, понимание миссии предприятия. Предприятие испытывает трудности при определении потребностей в текущих ресурсах. На многих предприятиях отсутствует система представления достоверной информации в нужное время и в нужном месте. Долгое время планирование воспринималось как атрибут отжившей плановой экономики.