Финансовая система современной рыночной экономики

Актуальность моей темы обусловлена тем, что надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом, и мне, как будущему экономисту-аналитику, было не только интересно, но и важно разобраться во всех ее тонкостях и нюансах. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В 2011 году Дмитрий Медведев (на тот момент являвшийся президентом РФ) поставил задачу, модернизировать систему финансов, чтобы она была меньше подвержена ударам глобальных финансовых потрясений, поскольку Россия стремится диверсифицировать свою экономику за счет снижения ее сырьевой зависимости. С помощью графиков доходов/расходов мы попробуем проанализировать, получилось ли добиваться этого или нет.

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике, тенденции ее развития и перспективы на мировом рынке. В своей работе я выделяю следующие задачи:

  • раскрытие основных звеньев финансовой системы;
  • рассмотрение главного звена финансовой системы — государственного бюджета (на примере Российской Федерации);
  • проанализировать доходы и расходы государственного бюджета за 2012-2013 гг.;
  • улучшение эффективности государственного бюджета.

При написании работы были использованы следующие источники информации:

  • учебники и учебные пособия;
  • монографические статьи;
  • журналы периодической печати;
  • всемирная сеть Интернет.

1.1 Основные составляющие финансовой системы

Финансовая система — это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

2 стр., 772 слов

Федеральная служба по финансовым рынкам как участник государственного ...

... различные виды контроля за рынком ценных бумаг и финансовых услуг. В России государственное управление в сфере оборота ценных бумаг осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ...

Если причина создания государства — стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.

Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег — финансовая система.

Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом — это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.

Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль.

Стало быть, механизм разделения труда, который применяется в государстве, зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство.

Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот — позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант на неопределенный исторический срок.

Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.

24 стр., 11789 слов

Местные бюджеты. Местный бюджет

... средства проходят через систему местных бюджетов, включаю­щих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сель­ских бюджетов. Осуществление государством социальной поли­тики ... 3.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов ...

В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.

В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев — государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное — финансами предприятий, внутриотраслевое — финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное — государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет Государственный бюджет (госбюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления./ Бюджетного кодекс Российской Федерации — самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов — местных финансов Местные финансы — совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения./ Конституционное право РФ. — 2002. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

Составными частями местных финансов являются местные бюджеты. Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.

4 стр., 1685 слов

Роль паевых инвестиционных фондов в мировой финансовой системе

... особенности функционирования паевых инвестиционных фондов в мировой финансовой системе. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В РОСИИЙСКОЙ И МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ 1.1 Особенности функционирования паевых инвестиционных фондов в мировой финансовой системе. Первый инвестиционный фонд в мире был ...

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий Субсидии — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения./ (ст.139 БК РФ).

и субвенций Субвенция — межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке./ (ст.140 БК РФ).. И субсидия, и субвенция — это государственная дотация местному бюджету.

Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы власти вынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращены либо совсем прекращены.

Специальные правительственные фонды — важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.

Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.

Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.

В зависимости от цели использования, государственные специальные фонды подразделяют на следующие:

  • научно-исследовательские;
  • экономические;
  • социальные фонды;
  • фонды личного и имущественного страхования;
  • военные фонды;
  • инвестиционные фонды.

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды).

Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

1.2 Бюджет, как основное звено финансовой системы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет — имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общ. организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень — федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень — бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов; источником которых является БК РФ и связанные с ними законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.

1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).

  • третий уровень — местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством — в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня — государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней).

Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджетКонсолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами./ (ст. 6 БК РФ)» т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ).

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ — это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Лопатников Л. И.

1.3 Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы).

С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации — во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

  • пенсионный фонд Российской Федерации;
  • фонд социального страхования Российской Федерации;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете это:

  • федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
  • федеральный экологический фонд Российской Федерации;
  • государственный фонд борьбы с преступностью;
  • фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
  • федеральный фонд Федеральной налоговой службы.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность Полицентричность — это когда формируется не один, а несколько центральных вопросов или блоков вопросов./ Л.Я. Аверьянов . СОЦИОЛОГИЯ: ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ, 1998финансовой системы.

2.1 Доходы бюджета РФ в 20 12-2013 годах

Основным источником дохода в федеральный бюджет являются налоги , которые бывают нескольких видов:

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

— доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

В федеральном законе № 371-ФЗ от 22 ноября 2012 года «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» принятом Государственной Думой РФ был утвержден доход в федеральный бюджет на сумму 12 865,9 млрд. рублей (таблица 2.1)

Таблица 2.1 — Доходы федерального бюджета на 2012-2013 гг. в млрд. руб.

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

(по состоянию на 01.09.13)

1

2

3

1. Доходы от внешнеэкономической деятельности

4 962,7

3 158,5

3. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2 442,8

1 653,1

2. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

2 228,0

1 461,5

4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1 713,0

1 103,0

5. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности

543,3

290,6

6. Прочее

963,8

751,6

Итого:

12 853,7

8 418,2

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ Финансы и кредит: Учебник // Л. В. Перекрестова, Н. М. Романенко, С. П. Сазонов, — 2 издание // Издательский центр «Академия», 2004.

Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год были утверждены исходя из прогноза ВВП в размере 58 683 млрд. рублей и инфляции не выше 6 процентов.

Ожидалось, что в 2012 году поступления в доходную часть бюджета составят 11 779,855 млрд. рублей. Расходы бюджета были запланированы в объеме 12 656,444 млрд. рублей. Соответственно бюджетный дефицит ожидался на уровне 876,6 млрд. рублей (1,5% ВВП).

Основными приоритетами при формировании федерального бюджета являлись, в частности: исполнение обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, в том числе решение социальных проблем военнослужащих; обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ; обеспечение реализации программ модернизации здравоохранения и образования; поддержка инновационного и инвестиционного развития Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов».

Однако на основании оптимистичного прогноза роста цен на нефть предполагаемые поступления в доходную часть федерального бюджета 2012 года были увеличены почти на 7 процентов и составили 12 677 млрд руб., а расходы — на 0,7 % (до 12 745 млрд руб.).

Таким образом, планируемый бюджетный дефицит был уменьшен до 68,1 млрд. рублей (т.е. 0,1 процента ВВП).

Федеральный закон от 05.06.2012 N 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

Основным источниками доходов в 2012 г стали доходы от внешнеэкономической деятельности, их доля в общем объеме составила 39,3 % и налоги — 53,8 %, при этом доля налогов за пользование природными ресурсами — 19,6 %. Кроме этого, отметим, что по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилось поступление:

  • налога на прибыль на 4% (+45 млрд. руб.);
  • НДФЛ на 15% (+160 млрд. руб.);
  • акцизов на 21% (+45 млрд. руб.);
  • налога на имущество организаций на 24% (+70 млрд.

руб.).

2.2 Расходы бюджета РФ в 20 12-2013 годах

Расходы бюджета подразделяются на следующие группы:

— финансирование промышленного производства;

— финансирование социально-культурных мероприятий;

— финансирование науки;

— финансирование обороны;

— содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

— расходы по внешнеэкономической деятельности;

— создание резервных фондов;

— расходы по обслуживанию государственного долга;

— прочие расходы и выплаты.

В федеральном законе РФ от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» был утвержден расход федерального бюджета за 2012 год на сумму 12 890,8 млрд. рублей (графики 2.2 и 2.3).

финансовый бюджет валютный деньги

Так, прогноз на расход федерального бюджета за 2013 г. оказался меньше на 1% к ВВП РФ, чем в 2012 г. (таблицы 2.2 и 2.3)

Расход федерального бюджета за 2013 г., по прогнозу, должен быть меньше на 1.5 млрд. руб, чем в 2012 г. (графики 2.2 и 2.3).

Профицит Превышение доходов бюджета над его расходами./ (ст. 88 БК РФ) федерального бюджета за 2012 г. составил 11 406,8 млрд. рублей, или 88,3% к общему объему доходов федерального бюджета По данным Минфина, январь-ноябрь 2012 г..

Снижение объема расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2013 год в первую очередь обусловлено, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.

Таблица 2.2 — Динамика расходов федерального бюджета в 2012-2013 гг., в % к ВВП

2012 г.

2013 г.

Расходы, всего

21,1

20,1

в том числе

Общегосударственные вопросы

1,4

1,4

Национальная оборона

3,1

3,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,0

3,1

Национальная экономика

2,9

2,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,2

0,2

Охрана окружающей среды

0,04

0,04

Образование

1,0

0,9

Культура и кинематография

0,2

0,1

Здравоохранение

1,0

0,8

Социальная политика

6,4

6,0

Физическая культура и спорт

0,1

0,1

СМИ

0,1

0,1

Обслуживание государственного долга

0,6

0,6

Межбюджетные трансферты общего характера

0,9

1,0

Таблица 2.3 — Основные характеристики федерального бюджета в 2010-2013 годах, % ВВП

Показатель

ФЗ-Э71

Законопроект 2013г.

2012

2013

Доходы

20,9

19,3

— в т.ч. нефтегазовые доходы

10,5

8,9

Расходы

21,1

20,1

Дефицит (-) /Профицит (+)

-0,2

-0,8

— в т.ч. ненефтегазовый дефицит

-10,7

-9,7

Факт и оценка ВВП, млрд руб

60 590,0

66515,0

График 2.1

График 2.2

3. Политика по увеличению профицита бюджета РФ

3.1 Основные направления налоговой политики

Налоговая политика в ближайшие три года должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

Учитывая это, необходимо принять решения по целому ряду налогов. В связи с переходом на утверждение бюджета на трехлетний период все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть пересмотрены в течение 2014 года.

Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда должны осуществляться в увязке с реформой системы социального и пенсионного страхования. Необходимо проанализировать, в том числе возможности дополнительного налогового стимулирования добровольного пенсионного и медицинского страхования.

Применение единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность. Целесообразно в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.

Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно — в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.

Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.

В течение года следует урегулировать в Налоговом кодексе Российской Федерации вопросы налогообложения некоммерческих организаций с целью их более активного включения в осуществление социальной деятельности, а также принять федеральный закон, направленный на налоговое стимулирование научной и инновационной деятельности.

В целях более справедливого распределения средств между субъектами Российской Федерации необходимо принять решение о реализации в Российской Федерации института консолидированной налоговой отчетности.

Необходимо внести в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки, направленные на совершенствование налогового контроля над использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание следует обратить на то, что новые правила не должны привести к дополнительным сложностям в отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, где в настоящее время формируются вертикально интегрированные структуры.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. В частности, необходимо дифференцировать ставки акциза на бензин, исходя из его качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

Изменения в ставках таможенных пошлин должны быть ориентированы на стимулирование технологической модернизации российской экономики, расширение производства продукции высокой степени передела.

3.2 Основные приоритеты бюджетных расходов

Правительству Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2014 — 2016 годы следует исходить из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.

Следует под жесткий контроль трату средств на реализацию приоритетных национальных проектов, к одному из которых относится ХХII Олимпийские и ХI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, затраты на проведение которых уже превысил 1 000 млрд. рублей.

Увеличение расходов на образование и здравоохранение должно быть непосредственно увязано с достижением конкретных результатов по повышению качества и доступности соответствующих услуг.

Необходимо определить сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. При принятии решений о повышении заработной платы работников бюджетной сферы необходимо учитывать финансовые возможности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Правительством Российской Федерации должны быть приняты решения, позволяющие главным распорядителям бюджетных средств в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, вводить для подведомственных бюджетных учреждений системы оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Применение таких систем должно обеспечить соответствие качества труда работника и уровня его оплаты, а также достижение достойного уровня заработной платы в бюджетной сфере.

Назрела необходимость в более активных действиях по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры.

Предстоит существенно увеличить пропускную способность и повысить безопасность автомобильных дорог. Финансовое обеспечение соответствующих мероприятий должно осуществляться не только за счет увеличения объемов финансирования из бюджетов, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников. Необходимо на практике широко задействовать эффективные механизмы государственно-частного партнерства, включая реализацию концессионных соглашений. Увеличение расходов на нужды дорожного хозяйства должно осуществляться сбалансированно, с учетом необходимости обеспечения как строительства новых, так и поддержания в нормативном состоянии существующих автомобильных дорог. К 2014 году расходы на содержание федеральных автомобильных дорог должны поэтапно увеличиться до уровня, полностью обеспечивающего их поддержание в нормативном состоянии. Значительную часть государственного финансирования строительства и реконструкции дорог целесообразно осуществлять из Инвестиционного фонда Российской Федерации с учетом возможностей привлечения частного софинансирования.

Необходимо продолжить решение с применением программно-целевых методов вопросов ядерной и радиационной безопасности, развития электронной компонентной базы, инфраструктуры космодромов, наноиндустрии, обеспечения жильем военнослужащих.

Средства федерального бюджета, выделяемые государственным академиям наук на проведение научных исследований, должны быть сосредоточены главным образом в программе фундаментальных научных исследований и предоставляться преимущественно в форме субсидий, а также грантов. При реализации этой программы государственным академиям наук должна быть предоставлена максимальная самостоятельность в расходовании бюджетных средств.

Государственная поддержка развития производственной инфраструктуры, стимулирования инновационной деятельности должна основываться в том числе на максимальном использовании государственных институтов развития, прежде всего Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании.

Кроме того, следует следить за исполнением, законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации , которые предусматривают:

  • интеграцию в бюджетный процесс государственных (муниципальных) программ;
  • проведение ежегодной оценки эффективности реализации каждой государственной (муниципальной) программы, возможность принятия решения о прекращении или изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы на основании указанной оценки;
  • предоставление с 1 января 2014 года в Государственную Думу сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

Подготовлена новая бюджетная классификация с новыми целевыми статьями и видами расходов, повышающими прозрачность бюджета и позволяющими увязать расходы с государственными программами, а также учесть особенности планирования и исполнения расходов разных типов.

Одновременно и в качестве важнейшей составной части внедрения программно-целевых методов управления продолжается работа по повышению качества, доступности и эффективности оказания государственных и муниципальных услуг. Это одно из ключевых и уже законодательно закрепленных направлений модернизации экономики и развития ее инновационного потенциала.

Значительные резервы повышения эффективности кроются на уровне операционной деятельности органов исполнительной власти, прежде всего — при осуществлении государственных закупок.

Правительством одобрен План разработки проектов нормативных актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа. Им предусмотрено внедрение в практику планов закупок, библиотеки типовых контрактов, совершенствование процедур размещения заказов, формирования начальных цен, контроля за исполнением контрактов, приемки и учета их результатов.

Необходимо существенно повысить прозрачность информации о деятельности публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами. Только так можно обеспечить подотчетность и подконтрольность органов государственного управления.

Одновременно участникам бюджетного процесса необходимо представить интегрированные в единую систему инструменты формирования и исполнения бюджета, государственных программ и государственных заданий, управления закупками, ведения учета, внутреннего контроля.

Эта задача будет решаться в рамках создания интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Дальнейшая реализация Программы не может осуществляться без активного взаимодействия органов исполнительной власти.

На федеральном уровне с 2008 года действует система мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. В 2014 году эта система должна быть дополнена мониторингом реализации федеральными министерствами ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов.

3.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2014 год и дальнейшую перспективу

Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

При формировании и реализации бюджетной стратегии Правительству Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

Первое. Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 2 — 2,5% процентов в год. Этому будут способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.

Второе. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.

Для этих целей Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.

Объем Резервного фонда, а также объем доходов от нефти и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами.

Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.

Правительству Российской Федерации необходимо разработать механизмы и соответствующие изменения в бюджетное законодательство, обеспечивающие увеличение доходов от размещения накопленных средств.

Третье. Дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10 — 15 лет и более) бюджетных прогнозов, включающих, в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы.

В рамках этой работы следует провести оценку объемов публичных обязательств Российской Федерации, прежде всего пенсионных, и основных бюджетных программ на долгосрочную перспективу с учетом влияющих на них устойчивых факторов и тенденций.

Четвертое. Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Необходим взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов. Должен быть сформирован четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения их объема и состава, оценки ожидаемой эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии твердой уверенности в возможности их финансового обеспечения.

Пятое. Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности Правительства Российской Федерации современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Надо помнить о том, что задача бюджетной политики — это последовательное повышение качества жизни граждан. В связи с этим требуются не только отчеты о предоставлении медицинских и образовательных услуг, а достижение результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности наших школьников и студентов. Поэтому уже на этапе разработки отдельных мероприятий и комплексных программ Правительству Российской Федерации следует определять конечные цели реализуемых действий и процедуры оценки последствий этих действий.

Требуется усиление статистического наблюдения за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов.

Шестое. Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в этом контракте должны быть четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию. Расходы на весь период реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, подлежат включению в расходные обязательства государства и не могут быть пересмотрены. Проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет. При этом смета должна рассматриваться исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов, а в дальнейшем подрядчик должен обладать свободой выбора наиболее эффективных и экономичных способов реализации проекта.

Седьмое. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.

Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации их деятельности.

Это не означает отказа от контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества. Напротив, такой контроль должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений. Только на этой основе в государственном секторе может быть создана эффективная система аудита результативности бюджетных расходов.

Восьмое. Должно быть уделено особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Следует задействовать все имеющиеся для этой программы инструменты государственной финансовой политики, в том числе в увязке с привлечением частного софинансирования соответствующих программных мероприятий. Следует также продумать систему мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующих инвестиционную деятельность в соответствующих регионах.

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство — разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет — основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

Доходы и расходы федерального бюджета за 2012 год были выше, чем за 2011 год, между тем профицит за 2012 год составил 115,6% от запланированного, а в 2005 году 112%. Это связано с тем, что расходы были меньше, чем запланировано, а доходы выше. Ожидается, что в 2013 году получится сохранить эту тенденцию.

Наиболее высокой долей расхода федерального бюджета составляет социальная политика (около 23.5%), а самой низкой — общегосударственные вопросы (4%)

Основным источником дохода является налоговый доход. Чтобы увеличить доходы бюджеты необходимо увеличить число налогоплательщиков, т.е. увеличить число организаций, тем самым увеличить занятость населения, а следовательно снова увеличить число налогоплательщиков.

Основным приоритетом расходов федерального бюджета следует выделить на социальные программы, а также на выплату материнского капитала, сократив при этом расходы на содержание чиновников.

Необходимо превратить федеральный бюджет в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. Также необходимо стабилизировать федеральный бюджет в долгосрочном периоде, следует увеличить границу планирования бюджета на более длительный срок, подойти к наиболее эффективному варианту проведения пенсионной реформы.

Приложение

Рецензия

Рецензия на курсовую работу студента 1-го курса 417 группы

Учётно-экономического факультета, номер зачётной книжки: 13141,

на тему: «Финансовая система современной рыночной экономики» (43)

Рецензент: __________________

Рецензия

Рецензия на курсовую работу студента 1-го курса 417 группы

Учётно-экономического факультета, номер зачётной книжки: 13141,

на тему: «Финансовая система современной рыночной экономики» (43)