Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, формированием у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих в жизни проблем. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия по достижению целей, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Умение открыто обсуждать вопросы, спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем можно развивать в детях с помощью интерактивных методов обучения.
Таким образом, в современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о способах, приемах, технологиях организации образовательной деятельности, основанных на интерактивных методах.
Интерактивный учебный комплекс в значительной мере увеличивает уровень взаимодействия между преподавателем и учеником, дает преподавателю новые возможности контроля усваивания знаний и обеспечивает мгновенную обратную связь с учениками.
Объектом курсовой работы являются интерактивные методы обучения.
Предмет курсовой работы – интерактивные методы обучения на уроках информатики.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение интерактивных методов обучения информатике.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
-
Рассмотреть понятие «методы обучения» и их классификацию.
-
Рассмотреть более подробно интерактивные методы обучения.
-
Рассмотреть использование интерактивных методов обучения на уроках информатики.
-
Написать план-конспект урока информатики с использованием интерактивных методов.
8 стр., 3905 словМетодические указания по выполнению курсовой работы МДК 01.03. ...
... с указанием темы, содержания работы, сроков начала и окончания. Структура курсовой работы Написанию курсовой работы по МДК 01.03. Интернет - продажи страховых полисов (по отраслям) должны предшествовать подбор ... продаж страховых услуг. Системный подход к вопросу организации и развития агентских продаж. Этапы построения и развития агентской сети страховой компании. Заключение. Тема № 3 Обучение ...
Работа проводилась в несколько этапов:
1 этап (март 2010г) – работа с литературой, окончательное составление плана;
2 этап (апрель 2010г) – оформление теоретической части, работа над отдельными главами;
3 этап (май 2010г) – разработка плана-конспекта урока информатики с использованием интерактивных методов обучения, представление чернового варианта работы;
4 этап (июнь 2010г) – оформление курсовой работы.
Содержание работы определило ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель и задачи курсовой работы.
В первой главе «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ» определяется понятие методов обучения, их основные классификации, а также рассматриваются более подробно интерактивные методы обучения и их использование на уроках информатики.
Во второй главе «РАЗРАБОТКА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА ИНФОРМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ» приводится план-конспект урока информатики, разработанный с использованием интерактивных методов.
Список литературы содержит 48 источников.
ГЛАВА I. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
1.1. Понятие методов обучения и их классификация
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Метод в самом общем значении – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. [41] Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой — стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.).
Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...
... географии в практике школы показало, что формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения учителями ... учащихся с помощью метода проектов). .1 Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе В работах ... учебного научного творчества. Содержание начального курса возможностями обучения школьников измерения рейтинга школьного предмета «География» (6-11 класс) ...
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым.
И.Я. Лернер [22] и М.Н. Скаткин [35] разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
-
объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
-
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
-
проблемное изложение изучаемого материала;
-
частично-поисковый или эвристический метод;
-
исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, но с помощью учителя, подбирая для этого необходимые методы.
Ю.К. Бабанский [3] все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:
-
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
-
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
-
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
М.А. Данилов и Б.П. Есипов исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:
-
методы приобретения новых знаний,
-
методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
-
методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. [14]
Кроме того, можно условно разделить все методы (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) на пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся – пассивными слушателями, подчиненными директивам учителя. [47] Учащийся выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом источником правильных знаний (иногда эти методы называют еще репродуктивными).
Обычно это происходит при применении таких методов как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя).
Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам.
Инновационные технологии обучения информатике
... работы. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной активности в условиях постоянной, активного взаимодействия всех учащихся. Использование интерактивных технологий возможность для профессионального роста учителя, для обучения вместе с учениками. Для эффективного применения интерактивного обучения, в ...
Рис. 1. Взаимодействие педагога и учеников при использовании пассивных методов обучения
Активные методы – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. [47] Обучающийся является «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Основные методы: творческие задания (часто – домашние), вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление.
Рис. 2. Взаимодействие педагога и учеников при использовании активных методов обучения
Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивные методы (от англ. «Inter» — взаимный, «act» — действовать, что означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо).
[47] Таким образом, в дословном переводе интерактивные методы – это методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии и сотрудничестве всех обучающихся и учителя. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
«Дистанционное обучение» (статья)
... обучение то появиться возможность Организации дистанционного контроля знаний учащихся. При организации дистанционного контроля знаний учащихся в рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и ... процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования ...
Рис. 3. Взаимодействие педагога и учеников при использовании интерактивных методов обучения
Таким образом, метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Существует множество классификаций методов обучения, в том числе, разделение на пассивные, активные и интерактивные. Интерактивный метод работы подразумевает взаимодействие учителя и учащегося, при котором учитель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны учащихся.
1.2. Интерактивные методы обучения
Интерактивные методы было бы более правильно представить как подвид активных методов. Однако мы сознательно выделили их в отдельный вид, чтобы подчеркнуть их особую роль в образовании.
В основу интерактивных методов положены степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний и уровень их исследовательской деятельности. Они напрямую связаны между собой и помогают оценить степень активности учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, т.к. большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только «учебному, школьному». Новое знание, умение, отношение формируется на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.
Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия.
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики).
Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского [39] (60-е гг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг.) – Шаталова [42], Амонашвили [1], Лысенковой [26] и других. Кроме того, интересен для нас и опыт американских педагогов, поскольку в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
Исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром (США) показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Результаты исследования Центра были выражены в таблице, получившей название «Пирамида обучения». [46]
Средний
процент
усвоения
ЛЕКЦИЯ 5%
ЧТЕНИЕ 10%, ВИДЕО/АУДИО МАТЕРИАЛЫ 20%, ДЕМОНСТРАЦИЯ 30%, ДИСКУССИОННЫЕ ГРУППЫ 50%, ПРАКТИКА ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЕ 75%, ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ /, НЕМЕДЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 90%
Рис. 4. Пирамида обучения
Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций
... предпринимательской деятельности и множество способов анализа этого бизнеса. Финансовый анализ на основе финансовой отчетности называется классическим методом анализа. Финансовый анализ является частью общего и всестороннего анализа ... основе анализа и целей управления. Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов- это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. В ходе этого анализа ...
Из пирамиды видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция – 5%; чтение – 10%), а наибольший – интерактивные (дискуссионные группы – 50%, практика через действие – 75%, обучение других или немедленное применение – 90%).
Здесь уместно высказывание: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай сделать — и я пойму».
Многие педагоги (не только в США, но и в других странах, в частности в России) критически (порой очень негативно) оценивают эту «Пирамиду». Действительно, трудно точно измерить «усвоение материала». К тому же мы знаем прекрасных лекторов, чьи лекции почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память).
Но можно согласиться, что в среднем закономерность, выраженную «Пирамидой», могут проследить, наверное, многие люди, основываясь на своем опыте обучения, особенно опыте обучения профессиональным навыкам. Данные, приведенные в «Пирамиде» частично подтверждаются и другими исследованиями.
С другой стороны, несмотря на свою спорность, «Пирамида» дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Думается, что тенденция, отраженная в «Пирамиде» верно подмечает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), т.е. включают в процесс обучения «целостного человека».
Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
-
стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
-
повышение уровня активности и самостоятельности учащихся;
-
развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;
-
саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Сильные и слабые стороны применения интерактивных методов можно представить в виде таблицы.
Таблица 1.