Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудитора по осуществления независимых вневедомственных проверок бухгалтерско-финансовой отчетности, расчетной документации, наличие деклараций, и др. финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
Цель аудита – выражение мнения о достоверности бухгалтерско- финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствующих порядку ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансово-бухгалтерской отчетности аудируемых лиц, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результате хозяйственной деятельности.
К основным принципам ведения аудиторской деятельности является независимость и объективность при проведении проверок, компетентность, профессионализм, добросовестность аудитора, использование методов статистических информаций, применение новых технологий, доброжелательность и лояльность по отношению к клиенту, ответственность за последствие рекомендуемых решений.
Аудит не может осуществляться:
Аудиторами, являющимися учредителями аудируемых лиц, их аудиторами, бухгалтерами или иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета, и составление отчетности.
Аудиторами, состоящими в родстве.
Аудиторскими организациями, которые являются учредителями или иными должностными лицами, принимающие решения аудируемых фирм.
Если аудируемое лицо является дочерней организацией, к нему так же применяются вышеуказанные пункты.
Нельзя проводить аудит одной и той же фирмой более трех лет.
Рассмотрим нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской федерации:
Гражданский кодекс Российской федерации
Федеральный закон об аудиторской деятельности
Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности
Постановление правительства Российской федерации «о лицензировании аудиторской деятельности Российской федерации».
Правила стандарта аудиторской деятельности в Российской федерации
Государственная регистрация – осуществляется государственными органами, в частности уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФАСПИ).
Рассмотрим виды аудиторских стандартов.
Аудиторские стандарты делятся на 10 групп:
- вводные замечания
- ответственность
- планирование
- внутренний контроль
- аудиторские доказательства
- использование работы других (третьих) лиц
- выводы и отчеты в аудите
- специализированные области
- задания
- положения по международной практике аудита
- Каждая аудиторская организация создает внутренние стандарты.
Правила – стандарты аудиторской деятельности представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а так же порядка подготовки аудиторов и оценки их квалификации.
Правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации
... банком РФ по согласованию с министерством финансов РФ). Понятие банковской деятельности в Российской Федерации Состояние банковской системы является важным критерием при оценке развития любого государства. Никто не станет оспаривать огромное значение правовых основ банковской деятельности, ведь ...
Федеральные правила – стандарты аудиторской деятельности является обязательной для всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц.
Начало проведения аудиторской проверки не начинается с приглашения аудиторской организации на предприятие.
Прежде составляется письмо – обязательство, роль которого заключается в объяснении руководителю организации особенностей оказания таких услуг, как аудиторских, а так же права и обязанности руководства.
При согласовании всех требований с руководством предприятия заключается договор на проведение аудиторской проверки. Это договор возмездного оказания услуг (Гражданский кодекс. Ст.779.)
Далее начинается основная работа аудиторов, которая заключается в проверке документов, подготовка альтернативного баланса сырья, материалов и выхода продукции (выполнении работ, оказания услуг), аналитическая процедура, устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и третьей стороны.
Причем опрос и использование работы третьих лиц так же важны, как и анализ документов.
В чем же причина? Дело в том, что аудиторы, проверяющие предприятие имеют только ту информацию, которая освещена в документах, а она не всегда полностью отражает истинное положение вещей. Поэтому опрос персонала, руководства, а так же использование работы других лиц, так же необходимы в проведении аудиторской проверки.
1. Использование работы другого аудитора
Рекомендации для случаев, когда аудитор при подготовке заключения по финансовой отчетности субъекта использует результаты работы другого аудитора, который проверяет финансовую информацию, представленную одним или несколькими компонентами и включенную в финансовую отчетность субъекта, предусмотрены МСА 600 «Использование работы другого аудитора». В этом стандарте указывается, что при планировании использования работы другого аудитора главный аудитор должен проанализировать профессиональную компетентность другого аудитора в контексте конкретного задания. Для получения соответствующей информации можно использовать совместное членство или вхождение в другую фирму; обращение к профессиональной организации, к которой принадлежит другой аудитор. При необходимости можно сделать опрос других аудиторов, банкиров и иных лиц или лично встретиться с другим аудитором.
В контексте данного стандарта главный аудитор — это аудитор, отвечающий за подготовку отчета (заключения) по финансовой отчетности субъекта в случае, когда такая отчетность содержит финансовую информацию по одному или нескольким компонентам, которые проверяет другой аудитор; другой аудитор — это аудитор, не являющийся главным и несущий ответственность за подготовку заключения по финансовой информации компонента, включенной в финансовую отчетность, проверяемую главным аудитором. Понятием «другой аудитор» обозначают аффилированные фирмы под тем же или под иным названием; фирмы-корреспонденты, а также аудиторов, не связанных с данным субъектом; под компонентом понимают подразделение, филиал, дочернее предприятие, совместное предприятие, ассоциированную компанию или иного субъекта, финансовая информация которого включается в финансовую отчетность, проверяемую главным аудитором.
Учебное пособие: Методические указания по написанию курсовой ...
... организацией. 9.Финансовая и налоговая отчетность организации. 10.Оценка имущества организации по данным бухгалтерского учета и отчетности. 11.Отчетность о движении денежных средств организации. 12.Международные стандарты финансовой отчетности. 13.Корректировка показателей бухгалтерской отчетности в условиях инфляции. ...
Согласно разделу «Принятие назначения в качестве главного аудитора» аудитор должен определить, является ли его собственное участие в аудиторской проверке достаточным для того, чтобы позволить ему действовать в качестве главного аудитора. В связи с этим главному аудитору рекомендуется рассматривать:
- значимость финансовой отчетности, проверяемой главным аудитором;
- знание главным аудитором бизнеса компонентов;
- риск существенных искажений в финансовой отчетности компонентов, проверяемых другим аудитором;
- состав и объем дополнительных процедур, которые предписаны МСА 600 в отношении компонентов, аудируемых другим аудитором, и результатом которых является значительное участие главного аудитора в проверке компонентов.
В разделе «Процедуры, выполняемые главным аудитором» говорится, что, планируя использование работы другого аудитора, главный аудитор должен проанализировать профессиональную компетентность другого аудитора, а также выполнить процедуры для получения достаточных и уместных аудиторских доказательств того, что работа другого аудитора отвечает целям главного аудитора в контексте конкретного задания. Главный аудитор должен поставить другого аудитора в известность о требованиях независимости как в отношении субъекта, так и в отношении компонента и получить письменное заявление, подтверждающее соблюдение этих требований. Стандартом предусмотрено право главного аудитора обходиться без дополнительных процедур контроля рабочей документации другого аудитора, если главный аудитор получил достаточные и уместные аудиторские доказательства того, что другой аудитор в своей работе придерживается приемлемой политики и процедур контроля качества работы. От главного аудитора требуется, чтобы он принимал во внимание значимые результаты, полученные другим аудитором. Главный аудитор может также принять решение о необходимости дополнительной проверки учетных документов или финансовой информации компонента. Подобную проверку может выполнять главный или другой аудитор в зависимости от обстоятельств. В обязанности главного аудитора также входит оформление выполненных процедур и полученных выводов (например, ему следует указать проверенные им рабочие документы другого аудитора и результаты проведенных с другим аудитором обсуждений).
В разделе «Сотрудничество между аудиторами» сказано, что другой аудитор, зная, в каком контексте главный аудитор будет использовать его работы, должен сотрудничать с ним (например, другой аудитор сообщает главному аудитору о любых аспектах своей работы, которые не могут быть выполнены в соответствии с требованиями).
Тема работы: Краткосрочная финансовая политика
... последовательности. Таблица 1 Виды финансового планирования в рамках краткосрочной финансовой политики Виды финансового планирования Персᴨȇктивное (стратегическое) финансовое планирование Текущее финансовое планирование Оᴨȇративное финансовое планирование Формы разрабатываемых финансовых планов Прогноз отчета о ...
Аналогичным образом другой аудитор должен быть проинформирован о любых аспектах, о которых стало известно главному аудитору и которые могут серьезно повлиять на работу другого аудитора.
Согласно разделу «Вопросы, требующие рассмотрения при составлении отчета (заключения)», если главный аудитор приходит к выводу, что работу другого аудитора нельзя использовать, а сам главный аудитор не может выполнить достаточные дополнительные процедуры в отношении финансовой информации компонентов, проверенных другим аудитором, главный аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения, поскольку существует ограничение объема аудиторской проверки. Если аудитор намеревается выдать модифицированное аудиторское заключение, главный аудитор должен проанализировать, имеют ли оговорки такой характер и настолько ли они значимы для отчетности экономического субъекта, что необходимо модифицировать заключение главного аудитора.
В разделе «Разделение ответственности» отмечено, что национальные правила некоторых стран позволяют главному аудитору формировать аудиторское мнение о финансовой отчетности субъекта в целом исключительно на основе отчетов другого аудитора по одному или нескольким компонентам. Если главный аудитор поступает таким образом, в его заключении должны быть четко указаны этот факт и значимость той части финансовой отчетности, которая была проверена другим аудитором.
В разделе «Перспективы государственного сектора» содержится информация о том, что основные принципы данного стандарта применяются при аудиторской проверке финансовой отчетности в государственном секторе, однако необходимы дополнительные рекомендации по некоторымдругим вопросам, возникающим при использовании работы другого аудитора в государственном секторе (например, если законодательством предписывается соблюдение конкретных аудиторских стандартов, главный аудитор субъекта государственного сектора должен обеспечить их соблюдение другим аудитором).
На основе МСА 600 разработано ПСАД «Использование работы другой аудиторской организации», которым установлены требования к действиям аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в случаях, когда аудиторская организация проводит аудит бухгалтерской отчетности, включающей в себя показатели одного или нескольких подразделений, аудируемых другой аудиторской организацией. В этом стандарте определены правила взаимодействия основной и другой аудиторских организаций при проведении соответствующего аудита.
2. Рассмотрение работы внутреннего аудита
Одним из главных элементов системы управления организацией является система внутреннего контроля (СВК).
В настоящее время внутренний контроль в российских организациях приобретает характер основы, имеющейся на всех уровнях управления, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех других его стадиях (планирование, организация и регулирование, учет, анализ).