Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня [11].
Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание и досуг.
Как правильно организовать деятельность в группе продленного дня в рамках ФГОС нового поколения? Это один из многочисленных вопросов в реализации новых программ начального общего образования [11].
Так же актуальность представленной темы заключается в малой изученности в методической литературе, где наблюдается размытость формулировок и неясность приоритетов.
Все вышеизложенное и послужило причиной выбора темы курсовой работы.
Цель данного исследования – изучить условия организации внеурочной деятельности в группе продленного дня в начальной школе.
Объект – процесс организации внеурочной деятельности в группе продленного дня.
Предмет исследования – формы организации внеурочной деятельности в группе продленного дня.
Для реализации цели мы решили следующие задачи:
- дать определение понятиям «группа продленного дня», «внеурочная деятельность»;
- изучить направление внеурочной деятельности «Школа полного дня»;
- выявить особенности организации форм внеурочной деятельности в группе продленного дня.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение, анализ, обобщение.
Гурвич Л.Б.
Теоретическая значимость данной работы заключается в рассмотрении сущности вопроса «Внеурочная деятельность в группе продленного дня», определении условий организации внеурочной деятельности в группе продленного дня. Данные материалы могут послужить основой дальнейшего практического исследования.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, объединяющей три параграфа, заключения, списка литературы, содержащих источников – 11 и приложения.
«к вопросу о влиянии мобильных телефонов на здоровье и успеваемость ...
... что это продлит жизнь, врачи тоже не гарантируют. Но то, что не сократит,- признанный факт. 6.Стоит также сказать о том, что чем выше излучение базовой станции, тем ... вывод о влиянии воздействия сотовых телефонов на здоровье школьников разных возрастных групп и успеваемость. В каждой из ... при этом в классах, где другие учащиеся часто прибегают к услугам мобильной связи жаловались на дискомфорт и ...
1. ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Школа продленного дня как одна из моделей организации внеурочной деятельности
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусматривается реализация основной образовательной программы общего начального образования посредством урочной и внеурочной деятельностью. Работа групп продленного дня (далее ГПД) является одной из моделей внеурочной организации деятельности обучающихся [11].
Группа продленного дня – это модель организации внеурочной деятельности для школьников, с целью создать благоприятные условия для улучшения выполнения домашних заданий, так же такие занятия способствуют личностному росту детей. Преимущества ГПД планирования заключаются в создании комплекса условий, чтобы успешно реализовать образовательный процесс на протяжении всего дня, в том числе и питание. ГПД планирование деятельности включает в себя разработку двух основных видов планов – это календарно-тематический и ежедневный. Календарно-тематическое планирование представляет собой своеобразную цепочку последовательных действий учащихся с указанием ожидаемого результата. Составляется такой план на год и учебную четверть, включающее выделение каждой учебной недели. Ежедневный план работы ГПД составляется на основе календарно-тематического планирования, в котором указываются все режимные моменты, а также цель и содержание планируемых мероприятий. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.
Группы продленного дня создаются в школе для учащихся 1–8-х классов при наличии необходимой материальной базы и при условии, что их организация не приведет к увеличению сменности занятий в школе.
Рекомендуется комплектовать группы продленного дня из учащихся одного класса либо из учеников параллельных классов. Наполняемость групп продленного дня в школе установлена в количестве 25 обучающихся. Согласно п. 26 «Типового положения» при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп продленного дня с меньшей наполняемостью (определяется уставом школы).
Время пребывания детей в группе продленного дня – до 18.00 – 19.30.Первое направление деятельности групп продленного дня – организация выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка).
При этом воспитателю необходимо соблюдать следующие рекомендации:
выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся;
начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности);
ограничивать длительность выполнения домашних заданий: для вторых классов –1,5–2 часа; для третьих и четвертых классов – 2–2,5 часа;
предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика;
Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...
... 6 класс, начальный курс географии. Повышенный интерес учащихся к новому предмету вполне закономерен, он отвечает их насущным потребностям в познании окружающего геопространства, совпадая по времени ... Брагин (формирование творческих способностей учащихся с помощью метода проектов). .1 Проблема творческой деятельности в психолого-педагогической литературе В работах многих педагогов и психологов, ...
предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей;
проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1–2 минуты по мере проявления учащимися утомления;
предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке) [5].
Второе направление деятельности групп продленного дня – внеучебная деятельность: занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр. Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1–1,5 часа после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 минут для учащихся 2-х классов и 1,5 часа – для учащихся3–4-х классов с 5–10-минутным перерывом в середине занятий [3].
Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1–2 раз в месяц. Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1–2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 минут; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров – не чаще1–2 раз в месяц. Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке)до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (зрелищными мероприятиями, занятиями в кружках, чтением, играми, сборами и т. п.) [3].
Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем, чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности. Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы)культуры, стадионы и т. п. Общее руководство деятельностью группы продленного дня осуществляет директор школы либо один из его заместителей согласно установленным должностным обязанностям. Время пребывания в группе продленного дня считается периодом образовательного процесса, поэтому согласно действующему законодательству (подп. 3 п. 3 ст. 32 Закона об образовании) школа несет полную ответственность за жизнь и здоровье находящихся в ней детей. Сегодня группы продленного дня в школе должны стать одной из форм организации внеурочной деятельности учащихся младших школьников, при которой также как и во время урочной деятельности происходит освоение детьми основной образовательной программы начального общего образования [4].
Курсовая работа — Интерактивные методы обучения на х информатики ...
... и обеспечивает мгновенную обратную связь с учениками. Объектом курсовой работы являются интерактивные методы обучения. Предмет курсовой работы – интерактивные методы обучения на уроках информатики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение интерактивных методов обучения информатике. Для достижения поставленной цели были выдвинуты ...
Направления деятельности группы продленного дня
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное).
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности).
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие [6].
Внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность. Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия — П. 10.28. и п. 10.29.СанПиН 2.4.2.2821-10).
Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря).
Антидети или Таблетки от детей
... а не туристическую или рабочую визу. И чтобы избранник был опорой, а не подпоркой. Кормильцем, а не владельцем. Любимым, а не ... незыблемым, стало призрачным. Ничего не ясно, не понятно и не предсказуемо. Прошлый опыт не работает. Прошлые знания не актуальны. Кризис, господа. ... змея ядовитая, то совершенно без разницы – худая она или толстая. Быть женщиной – значит, думать, чувствовать и поступать ...
Духовно-нравственное направление, общекультурноенаправление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего — конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы, кружки, олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), школьный музей-клуб и др. Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом. Примерный перечень тем и видов проектов для учащихся начальной школы, реализуемых в единстве урочной и внеурочной деятельности приводится в приложении 1.
В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры. Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах, встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии), военно – спортивные праздники, волонтёрская деятельность: шефство. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности. Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
По предмету: «Экономика организации (предприятия)» : «Расчёт ...
... данных таблицы расчетов №1 и приложения №3. В курсовой работе по всем объектам расчет осуществляется за объект в целом. Рассмотрим на примере 108 кв. жилого дома ... кадров и др. Различают два способа ведения капитального строительства: подрядный - метод ведения работ специализированными подрядными строительными и монтажными организациями, для разных заказчиков по договорам подряда ; хозяйственный ...
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.).
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.
Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа. Внеурочная деятельность по направлениям: военно-патриотические, экологические клубы, предметные кружки, социальная работа, проектная деятельность может проводиться учителями начальных классов, а по направлениям: спортивные кружки, секции, музыкальные кружки, театральная студия – учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей, тренерами-преподавателями, хореографами, концертмейстерами и другими. Механизмы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, художественными, музыкальными и спортивными школами могут быть различными и определяются образовательным учреждением самостоятельно. Таким образом, группа продленного дня охватывает разновозрастных детей, которые с желанием и удовольствием посещают группу, где активно проводят внеурочное время. В свою очередь воспитатели группы продленного дня должны обеспечить ответственность за жизнь и здоровье детей.
Особенности организации внеурочной деятельности в группах продленного дня
Ответ на вопрос родителей о том, что группа продленного дня является «дополнительной услугой по присмотру за ребенком» означает тот факт, что родители обучающихся могут формировать свой запрос образовательному учреждению, и вместе с администрацией («на договорных отношениях») определять условия пребывания своего ребенка в школе во второй половине дня.
Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности учащихся преимущественно воспитателями групп продленного дня, при этом осуществляется полноценный образовательный процесс в течение всего дня. Внеурочная деятельность в группе продленного дня может происходить в виде экскурсий, секций, работы кружков, олимпиад, соревнований и т.п. Она осуществляется во время организации отдыха на свежем воздухе, во время клубного часа, но может происходить и во время самоподготовки, если организуется в виде индивидуальной или групповой проектной, исследовательской или творческой деятельности.
Для организации различных видов внеурочной деятельности рекомендуется использовать все образовательное пространство школы: читальный, актовый и спортивные залы, компьютерный класс, библиотеку, а также помещения близко расположенных учреждений детского досуга, стадионы, различные спортивные сооружения.
Условно структурные единицы организации в группе продленного дня могут выглядеть следующим образом: обед, отдых на свежем воздухе (до 4 раз в день), самоподготовка, «клубный час», свободное время или занятие по интересам.
Отдых на свежем воздухе.
Прогулка, подвижные и спортивные игры, деятельность на пришкольном участке могут решать задачи образовательной программы, т.е. быть и целенаправленными и результативными.
После окончания учебных занятий в общеобразовательном учреждении организуется отдых длительностью не менее 2 часов (до обеда и перед самоподготовкой), а также после самоподготовки и перед уходом домой.
Прогулки рекомендуется сопровождать подвижными играми и физическими упражнениями. Один раз в день одна из прогулок может проводиться с большей физической нагрузкой (спортивный час), который проводит учитель физкультуры, тренер. В непогоду спортивные занятия в группе продленного дня проводятся в бассейне (при его наличии в школе) или в хорошо проветриваемом помещении, например, в спортивном зале. Местом прогулок могут быть расположенные рядом со школой парки, скверы, пришкольный участок, оборудованная детская площадка для игр. Прогулка также может быть одной из форм внеурочной деятельности.
При планировании такого рода прогулки воспитателю необходимо:
- определить вид прогулки;
- поставить цель;
- разработать для детей задания и наметить виды деятельности;
- продумать фиксацию результатов и проведение рефлексии;
- продумать дальнейшее применение результатов деятельности детей.
Самоподготовка.
В режиме группы продленного дня первого класса существует структурная особенность — отсутствие самоподготовки и значительно больший, чем в других классах, объем времени, который надо содержательно наполнить и правильно организовать. Об особенностях организации этого времени рассказывается ниже.
При выполнении учащимися домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в учебном помещении с соответствующей мебелью, хорошей освещенностью;
- помещение перед выполнением самопроверки необходимо тщательно проветрить;
- начинать самоподготовку в 15-16 часов, когда высок физиологический подъем работоспособности;
- соблюдать ограничения по времени выполнения домашнего задания. При необходимости определять с учителем индивидуальные нормы заданий для слабоуспевающих учащихся, для детей с низким темпом деятельности;
- предоставлять учащимся возможность самим определять последовательность выполнения заданий, рекомендуя начинать с предмета средней трудности для каждого обучающегося;
- предоставлять учащимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;
- проводить «физкультурные минутки» по 1-2 минуты;
- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашнего задания раньше всей группы, возможность приступать к занятиям по интересам, тихим и спокойным (настольным) играм.
Самоподготовка состоит из нескольких этапов: организационный момент, определение целей и последовательности деятельности, подготовка к самостоятельной работе, самостоятельная работа, самоконтроль и самопроверка работы, подведение итогов самоподготовки.
Организационный момент (1-2 минуты) заключается в подготовке рабочего места.
Подготовка к самостоятельной работе: до 5 минут .
Руководствуясь памятками, дети вспоминают тему урока, правила, схемы или таблицы, по которой работали в классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки. Воспитатель предлагает учащимся вспомнить, какие способы действия они могут применить при выполнении того или иного задания. В общем виде это может быть зафиксировано на доске, учащиеся могут воспользоваться памятками, алгоритмами, которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе учащихся. Воспитатель вместе с детьми готовит демонстрационный материал.
Самостоятельная работа.
2-3 классы — до 1,5 часов; 4-5 классы – до 2 часов.
Очень важно:
Договориться с учителем о возможности выполнения творческого домашнего задания для детей с повышенной мотивацией к обучению, а для слабоуспевающих учащихся или детей, пропустивших по различным причинам уроки,– дозированные задания на отработку того или иного конкретного умения. Следует спрашивать с учащегося выполнение того задания, которое находится в зоне его актуального развития (он может сделать его САМ, без посторонней помощи).
Учить детей самостоятельно определять алгоритм выполнения домашнего задания, пользоваться справочной литературой, Интернетом, словарями, библиотекой, памятками;
- Обеспечить самопроверку, самоконтроль выполнения домашней работы. Для этого воспитатель может предложить сверить выполнение своей работы с образцом, найти и исправить ошибку, объяснив ее.
Самоподготовку можно организовать и в виде индивидуальной или групповой проектной, исследовательской или творческой деятельности учащегося, основанной на предметном содержании одного или нескольких курсов. Итогом такого рода самоподготовки может быть презентация учащихся, «устный журнал», инсценировка, концерт, коллективная работа, выступление перед учащимися другой группы, изготовление учебных пособий и т.п. Этот вид работы предпочтительнее остальных в группе продленного дня.
Если учащийся плохо себя чувствует, выглядит очень уставшим, воспитатель должен освободить ребенка от выполнения домашнего задания (о чем сообщает учителю), дать возможность отдохнуть, выполнить несложные задания, например, почитать, порисовать, поиграть в настольные игры;
- Можно разработать совместно с учителем копилку комплексных домашних заданий, когда на примере одного текста учащиеся выполняют задания и по русскому языку, и по чтению, и по математике, и по окружающему миру.
Самооценка, взаимопроверка, оценка работы: до 10 минут.
Воспитатель организует самопроверку, при которой ученик учится контролировать свои действия. Кроме проверки по образцу полезно учить детей способам самопроверки: делать обратное вычисление, проверять написание по словарю и т.п. Рекомендуется после самопроверки предложить взаимопроверку, после которой дети производят самооценку. По согласованию с учителем воспитатель группы продленного дня проверяет работу учащегося, обсуждает с ним оценку. Желательно не ставить за домашнее задание плохую отметку, а вместе с ребенком разобрать причины возникновения ошибок.
Подведение итогов работы: до 2-3 минуты.
Воспитатель подводит итоги выполнения домашнего задания детьми. Если есть дети, которые не выполнили до конца домашнее задание по причине возникновения трудностей, низкого темпа работы, не рекомендуется предлагать им выполнить задание дома, так как такая работа будет малопродуктивной и может вызвать у ребенка негативное отношение к учебе.
Игровая деятельность — организация работы группы продленного дня в первом классе.
В начале первого класса и учитель, и воспитатель заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. И учитель, и воспитатель с этой целью могут провести цикл из адаптационных занятий, разработанных для учащихся первого класса.
Задачи адаптационных занятий:
Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта.
Создание доброжелательной атмосферы в классе.
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
Создание предпосылок для групповой деятельности класса.
Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.
Знакомство педагогов с особенностями детей данного класса.
Клубный час или занятия по интересам.
После самоподготовки для учащихся важно участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, секциях по интересам; посещение, участие в подготовке и проведение зрелищных мероприятий: концертов, спектаклей, викторин и т.п.).
Деятельность учащихся в свободное от уроков время должна соответствовать их интересам, опираться на активность и самоуправление детей, свободу выбора ими содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.
Можно назвать это клубным часом или занятием по интересам. Клубный час — это мероприятие, которое решает образовательные задачи. Воспитатель готовит мероприятие заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию самих воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива — педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.
Воспитатель может самостоятельно организовать внеурочную деятельность в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам.
Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы родители с пониманием и уважением относились к организации мероприятий, способствующих личностному развитию детей.
Выводы по первой главе:
Группа продленного дня – это модель организации внеурочной деятельности для школьников, с целью создать благоприятные условия для улучшения выполнения домашних заданий, так же такие занятия способствуют личностному росту детей. Преимущества ГПД заключаются в создании комплекса условий, чтобы успешно реализовать образовательный процесс на протяжении всего дня, в том числе и питание. Питание – это не образовательный процесс.
ФГОС НОО предлагает следующие направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное направление. Продолжи тем, что в группе продленного дня эти направления могут быть реализованы по одно из моделей.
В ходе организации работы группы продленного дня должны быть созданы следующие условия: создание условий для личностного развития учеников; создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня (бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной); создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру) и налажено взаимодействие с родителями.
Заключение
ФГОС НОО предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (письмо Минобразования России от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- снизить учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что внеурочную деятельность эффективнее организовать в режиме деятельности групп продлённого дня. Обучающимся, посещающим группы продленного дня, до самоподготовки организованы прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке школы, а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что деятельность группы продленного дня обеспечивает необходимые условия для реализации внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволяет реализовать «портрет выпускника начальной школы», ориентированный на становление таких личностных характеристик как: любящий свой народ, свой край и свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Список литературы
Анцибор М. М. , Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвещение, 1900. – 159с.
Воспитательная работа в школе. – М.: Просвещение, 1976.
Гурвич Л.Б. Работа воспитателя в группе продленного дня: (1-3 кл.).
Пособие для учителей / Л.Б. Гурвич. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1982 – 190с.
Огородников А. А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня: Учеб.пособие для учащихся педагогических училищ / А. А. Огородников. – М.: Просвещение, 1988. – 208с.
Педагогическая энциклопедия: В 4 т. – М.: Советская энциклопедия, 1964-1968., Примерное содержание воспитания школьников. — М.: Просвещение,1981., Продленный день в школе. – М.: Просвещение, 1984., Справочник классного руководителя. – М.: Просвещение, 1979., Справочник работника народного образования. – М.: Просвещение, 1973., Учебно-воспитательный процесс в школе. – М.: Просвещение, 1981.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
– ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Темы и виды проектов для учащихся начальной школы
Предмет |
Темы |
Виды проектов |
Литературное чтение |
Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки) |
Создание сборника пословиц поговорок, побасенок, загадок; викторина; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества и др. |
Сказки |
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); герои сказки в лепке, в рисунках; создание собственных сказок и др. |
|
Окружающий мир |
Человек и природа |
Осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы природы в устно – поэтическом творчестве народов моего края и др. |
Человек и семья |
Терминология родства; роль хозяина и хозяйки; традиции семьи и др. |
|
Человек и история и др. |
Мои земляки в истории России; мои земляки в культуре России; хозяйственные промыслы моего края и др. |
|
Математика |
Математические развлечения: игры с числами; логические, старинные задачи; фокусы с числами и др. |
Бумажный домик с мебелью, бумажный макет транспорта (самолёты, корабли, машины); конкурс математических игр, энциклопедия математических игр и др. |
Логические игры: морской бой, крестики-нолики, логические игры в книгах, кино; забытые игры и др. |
Книга о логических играх, комплекты игр и др. |
|
Математика вокруг нас: числа в пословицах и поговорках; математика в торговле, кулинарии, в строительстве и др. |
Макет зданий из геометрических фигур; кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»; книга о числах и др. |