Городской общественный транспорт и его роль в городском хозяйстве

Во все времена и у всех народов транспорт играл важную роль. На современном этапе значение его неизмеримо выросло. Сегодня существование любого государства немыслимо без мощного транспорта.

Городской транспорт как сложная производственно- техническая система рассматривается во взаимодействии с социальной и экономической системами города. Качество транспортного обслуживания населения отражает характер этого взаимодействия. Взаимосвязь транспортной и социальной систем обуславливает необходимость учета поведения пассажиров при моделировании пассажиропотоков. Взаимодействие транспортной и экономической систем проявляется во влиянии условий передвижений на транспортную усталость и производительность труда.

Поэтому критерием деятельности предприятий городского пассажирского транспорта является не только удовлетворение спроса на транспортные услуги, но и соблюдение при этом показателей качества транспортного обслуживания.

Целью курсовой работы является исследование городского общественного транспорта и его роль в городском хозяйстве.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

  • рассмотрение понятий городского хозяйства и городского транспорта;
  • исследование городского пассажирского транспорта как социально — экономической системы;
  • изучение пассажирского транспорта как составную часть городского хозяйства, выявление проблем общественного транспорта;
  • понятие электротранспорта и определение его роли в жизни города;
  • проанализировать Городской общественный электротранспорт в городском хозяйстве Оренбурга на примере МУУП «Оренбургский троллейбус»;
  • сделать анализ современного состояния МУУП «Оренбургский троллейбус».

В качестве объекта исследования принята система городского пассажирского электротранспорта.

Предметом исследования являются организационно-экономические методы и подходы обоснования и принятия решений в системе управления муниципальным городским пассажирским транспортом.

При написании курсовой работы мы опираемся при исследовании данной темы, как на теоретические материалы профессиональных экономистов, так и стараемся выразить свое собственное мнение на интересующую нас тему.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, экономическая теория и теория логистики транспорта, аналитические и статистические методы расчета основных параметров системы ГПТ.

5 стр., 2435 слов

Предмет и методы исследования экономической теории

... мезоэкономике отводится изучению проблем региональной экономики как важного составляющего звена национальной экономики в целом. [2; 31] При исследовании экономических процессов и явлений, вне зависимости от ... другом разделе теории" - заметил П. Самуэльсон. Оба раздела экономической теории одинаково важны для экономического образования. Можно сказать, что микроэкономика видит лишь отдельные деревья, ...

Данная тема является актуальной в настоящее время, так как общественный транспорт является неотъемлемой частью повседневно жизни города. И его проблемы – это проблемы граждан, и обе стороны должны быть удовлетворены с одной стороны предоставляемыми услугами, а с другой получением дохода и выполнениями своих обязательств.

1 ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1.1 Городское хозяйство в его различных значениях, понятие городского транспорта

Термин “городское хозяйство” употребляется в трех различных значениях. Во-первых, под городским хозяйством нередко подразумевается совокупность частных хозяйств в городе. В этом смысле городское хозяйство (или городская промышленность), являясь одной из главных составных частей народного хозяйства, противополагается внегородскому, чаще всего сельскому хозяйству. Во-вторых, городским хозяйством в его статическом значении, называют не совсем правильно всю сумму наличных оборудовании и учреждении, обслуживающих городское благоустройство.

Наконец, в-третьих, городское хозяйство понимается как деятельность города в лице его публичных органов, направленная на удовлетворение известных коллективных потребностей городского населения.

Городское хозяйство как хозяйственная деятельность города играет решающую роль в развитии и благоустройстве города, а также в благосостоянии его населения, материальном и духовном. Поэтому и ввиду объясненной многозначности термина “городское хозяйство” следовало бы применять специальный термин, приспособленный к этому последнему его пониманию [7, с.450].

Сегодня в РФ законодательно городское хозяйство и хозяйство сельских округов или смешанных районных хозяйств практически не различаются. Это хозяйство ведется “муниципальными образованиями” в существующих границах административных территорий. Согласно ст. 28 Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, “экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы…” и т.д. Согласно ст. 29.2 органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. В число вопросов ведения включены: муниципальное жилье, муниципальная торговля, муниципальный транспорт, муниципальное строительство, охрана муниципальных памятников. Одной из главных составляющих городского хозяйства является городской общественный транспорт. Так что же такое городской общественный транспорт?

Городской транспорт – это комплекс различных видов транспорта, осуществляющих перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоны, а также выполняющих работы, связанные с благоустройством города. При наличии в системе города городов-спутников и зон массового отдыха, удалённых от жилых массивов и промышленных районов, городской транспорт обслуживает всю агломерацию. Городской транспорт является важной отраслью городского хозяйства.

Развитие современных городов (особенно с населением 100 тыс. жителей и больше) сопровождается увеличением их территории, миграцией населения в новые окраинные районы, удалением жилых районов от мест приложения труда. Следствие этого — увеличение дальности пути горожан на работу, рост числа жителей города, пользующихся транспортом, и увеличение среднего количества поездок одного жителя в год. Быстро растет и объём грузовых перевозок внутри городов. Развитие городского транспорта и улучшение обслуживания населения, особенно пассажирским транспортом, влияет на бюджет времени населения.

23 стр., 11384 слов

Экономика городского хозяйства: оценка и показатели развития

... общественных и духовных потребностей населения. Целью данной курсовой работы является оценка и показатели развития экономики городского хозяйства. Объектом исследования являются предприятия г. Челябинска ООО ... жизнедеятельность города: местный грузовой и пассажирский транспорт, инженерно-транспортные объекты, торгово-складское хозяйство, местные информационные системы, муниципальное строительство и ...

Городской транспорт включает — транспортные средства, путевые устройства (рельсовые пути, туннели, эстакады, мосты и путепроводы, станции, остановочные пункты и места для стоянок), пристани и лодочные станции. Так же средства энергоснабжения, ремонтные мастерские и заводы, депо и гаражи, станции технического обслуживания, пункты проката автомобилей, линейные устройства, диспетчерское управление.

По назначению Городской транспорт подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный транспорт [12, с.540].

Пассажирский объединяет: массовый общественный транспорт, перевозящий пассажиров по определённым маршрутам и подразделяющийся на уличный (трамвай, троллейбус, автобус) и внеуличный скоростной (метрополитен, скоростной трамвай, монорельсовые дороги, конвейерный транспорт); легковой автомобильный транспорт (таксомоторы, ведомственные и личные автомобили); двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды); водный транспорт (речной «трамвай», моторные и гребные лодки, паромные переправы); воздушный транспорт (вертолёты) [Приложение А].

Быстрый рост автомобилестроения во 2-й четверти и особенно в начале 2-й половины 20 в. в развитых капиталистических странах привёл к насыщению городов легковыми автомобилями и переключению на них большей части пассажирских перевозок. Стихийное развитие легкового автомобильного транспорта без необходимой увязки его с общей проблемой, в частности с пропускной способностью улично-дорожной сети, привело во многих случаях в крупных и особенно крупнейших городах капиталистического мира к «транспортному параличу» городского движения, главным образом в центральных районах городов в часы «пик». Это потребовало введения ряда ограничений на движение индивидуального транспорта и вынудило муниципалитеты многих крупных городов обратить внимание на преимущественное использование городского общественного транспорта. средств массового общественного транспорта.

1.2 Городской пассажирский транспорт как социально-экономическая система

Классификацией отраслей народного хозяйства предусмотрено отнесение пассажирского транспорта к производственной сфере. Труд работников городского пассажирского транспорта направлен не на выпуск продукции, а на удовлетворение потребностей пассажиров в перевозках. В процессе этого труда новая стоимость не создается, предмет труда отсутствует, пассажир является человеком, т.е. относится к над экономическим категориям и не может быть предметом труда. В производственном процессе он выполняет роль аналога предмета труда.

Производственный характер предприятий городского пассажирского транспорта свидетельствует об их непосредственной социальной значимости. Для пассажиров это связано с экономией затрат времени и сил при транспортных передвижениях. Данная экономия представляет конечный социальный результат работы предприятий ГПТ. Показатели объема перевозок и пассажирооборота являются производственными результатами, применяемыми для планирования и учета перевозок, и в полной мере не отражают социальных результатов. Другим социальным результатом работы предприятий ГПТ являются экологические последствия для городской среды обитания. Третий социальный результат заключается в повышении безопасности дорожного движения при использовании пассажирского транспорта.

11 стр., 5441 слов

Система документационного обеспечения управления торговым предприятием, ...

... информационной системы, сочетающей в себе автоматизацию управления важнейшими бизнес-процессами организации и управление web-сайтом интернет-магазина. 3. Проект внедрения автоматизированной информационной системы управления в интернет-магазине Спортибэй, .1 Описание возможностей системы «1С: Управление небольшой ...

Сложность совершенствования муниципального управления системой ГПТ связана с необходимостью реформирования методологии управления, современное состояние которого не соответствует новым социально-экономическим и политическим условиям жизнедеятельности города. Это связано как с новыми целями и содержанием системы управления ГПТ, так и со всем комплексом социально-экономических управленческих решений, обеспечивающих развитие экономики городов России. В современных сложных, динамичных, неопределенных социально-экономических условиях жизнедеятельности города система управления ГПТ адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Эта способность опирается, в первую очередь, на системное управление внутренними и внешними связями, отношениями элементов внутри системы ГПТ, а также системы городского пассажирского транспорта с другими системами [11, с.158].

Городской пассажирский транспорт обладает всеми признаками части сложной системы «город», а также признаками того, что он существует как достаточно самостоятельная система, обладающая свойствами неоднородности, иерархии, агрегирования, многофункциональности, надежности, безопасности, стойкости и уязвимости, своими собственными внутренними закономерностями построения, функционирования и развития.

Учитывая, что социально-экономическая система представляет собой организацию, миссией которой является удовлетворение потребностей ее клиентов, городской пассажирский транспорт, являющийся частью городского хозяйства, должен быть представлен в виде системы с позиции удовлетворения жизненно важных потребностей человека в передвижениях с использованием транспорта. Именно взаимоотношения с потребителями являются исходными и результирующими в системе ГПТ и представляются встречным движением информационных потоков о спросе и предложении, а также встречным движением потоков услуг и денег.

Городской пассажирский транспорт в целом является подсистемой и областью взаимодействия трех более общих систем: город (как экономическое образование), транспорт (как отрасль, выполняющая услуги по перевозке), население (пассажиры — клиенты с определенными потребностями в перевозке).

На основании этого, предлагается макромодель функционирования системы городского пассажирского транспорта [2, с528].

В будущем возможны два принципиально отличных положения ГПТ: первое как основной и поддерживаемый муниципальной властью, второе как вспомогательный и предоставленный во власть рыночной конкуренции с индивидуальным автомобилем. Для сохранения ведущей роли массового ГПТ в настоящее время необходима выработка соответствующей этой цели стратегий развития; необходимо стратегическое управление им, чтобы иметь возможность предусмотреть, отследить и отреагировать на слабые места в изменении деятельности системы ГПТ.

4 стр., 1570 слов

Экономика железнодорожного транспорта

... следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении); пассажирский транспорт движение перевозка средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на ... и выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания. В работе железнодорожного транспорта все показатели использования подвижного состава взаимосвязаны, каждый имеет определенное ...

Совершенствование систем управления городского пассажирского транспорта должно сопровождаться отслеживанием изменений во всех образующихся взаимосвязях, определяющих деятельность системы и ее результативность. Чтобы сделать это, не проводя достаточно сложных экспериментов в реальных системах ГПТ, необходимо использование моделей системы. Теоретические концепции поведения системы ГПТ — это определенные модели, упрощающие реальные взаимосвязи. При рациональном решении проблем необходимо сохранить в поле рассмотрения и анализа наиболее существенные и значимые явления и факторы. С этой целью необходимо формировать модели ГПТ, основанные на абстрагировании от несущественных факторов и упрощающих реальную систему с сохранением ее основных свойств [Приложение Б].

Принимая в качестве исходной посылки, что основными отношениями системы городского пассажирского транспорта являются ее отношения с органами муниципального управления и потребителем, предлагается следующая модель взаимоотношений ГПТ как открытой системы. Администрация города выполняет связующую роль между населением города и предприятиями городского пассажирского транспорта. Она формирует муниципальный заказ, утверждает, маршруты и составляет расписания движения, регулирует цены и выделяет дотации, а также осуществляет контроль и регулирование движения городского пассажирского транспорта. Используя различные экономические методы, она способна воздействовать на спрос, предложение, а также на внешний вид услуг. От того, насколько органы муниципального управления используют данные методы, а также от их эффективности, зависит степень удовлетворения спроса населения в услугах городского пассажирского транспорта. Администрация является заказчиком услуг на перевозку пассажиров. Данный заказ направляется Департаменту транспорта. В свою очередь, Департамент транспорта устанавливает для пассажирских предприятий маршруты, составляет и утверждает расписания движения, а также производит контроль движения с использованием системы диспетчерского управления АСДУ-А. По результатам работы предприятий Департамент транспорта производит выделение дотаций, а также отслеживает качество предоставляемых ими услуг.